Архив статей журнала
В статье рассматривается тема организации и проведения праздника культуры для национальных меньшинств Красноярского округа – латышей и эстонцев – в 1928–1929 гг. Торжественные мероприятия проходили в разных населенных пункта Уярского и Манского районах, т. е. в местах компактного проживания национальных меньшинств. Обращается внимание на низкий уровень агитационно-просветительской работы среди латышей и эстонцев. В связи с этим главной целью праздника культуры являлось политпросвещение крестьянского населения. Для решения организационных вопросов формировались специальные комиссии, которые разрабатывали планы мероприятий, закупали подарки, приглашали специалистов в области сельского хозяйства и т. д. В заранее установленные торжественные дни, на специальной территории, рядом с населенным пунктом, организовывались выставки, устраивались концерты, демонстрировались театральные постановки, проводились тематические лекции и т. д. Население могло проконсультироваться со специалистами по вопросам ведения сельского и животноводческого хозяйств. Сделан вывод, что праздник культуры носил больше развлекательный, чем агитационно-пропагандистский характер.
В статье представлены этапы развития социокультурной инфраструктуры татарского населения города Троицка (Оренбургская губерния) в первой трети ХХ в. Подчеркивается роль общинных, самоуправленческих структур в социокультурной жизни горожан до 1917 г. (открытие школ, библиотеки, драматического кружка и т.д.), обозначены агенты модернизационных изменений: купцы, муниципальные служащие, работники торговой сферы. Выделены три этапа в социокультурном развитии татарского сообщества города (1900-е, 1910-е, после 1917 г.). Рассматривается роль купеческой династии Яушевых, в том числе их косвенное участие в преобразованиях начала ХХ в. Имеющаяся инфраструктура позволила Троицку и в 1920-е гг. оставаться одним из центров татарской городской культуры. При этом на начальном этапе советского периода сохранилась путаница в обозначении различных этнических групп, поэтому в статье уделяется отдельное внимание дефинициям начала ХХ в. («восточный», «мусульманский», «татаро-башкирский»). Основными источниками работы являются эго-документы – мемуары татар Троицка. Делается вывод о том, что негативные последствия в сфере татарской культуры Троицка были связаны с унификацией повседневной жизни народов Советской России, а также с административно-географическим расположением города.
Предметом исследования данной статьи выступает имперская политика в области образования в инородческом обществе в XIX в., на примере Калмыцкой степи. Основой источниковой базы послужили документы из Национального архива Республики Калмыкия и фотоматериалы из хранилищ Ставропольского музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. Путем использования проблемно-хронологического метода восстановлена последовательность организации учреждений просвещения в Калмыцкой степи в рассматриваемый период. Применение системного метода позволило определить влияние либеральных реформ Александра II и контрреформ Александра III на развитие Калмыцкой степи. Политика постепенной интеграции Калмыцкой степи в общеимперское пространство предусматривала особый путь развития, исключающий из орбиты реформ. В заключение делается вывод о том, что корреляция мероприятий реформ второй половины XIX в. и развитие системы просвещения наглядно иллюстрирует дуализм имперской образовательной политики на инородческой территории.
После включения Финляндии в состав Российской империи была организована подготовка финской молодежи к получению офицерского звания в особых военно-учебных заведениях, призванная одновременно приобщить их к русской культуре и воспитать
в духе преданности имперской власти. В 1812–1903 гг. действовал Финляндский кадетский корпус, преподавание в котором велось по специально разработанной программе как на шведском, так и на русском языке. С 1865 по 1879 гг. кандидатов в офицеры готовило Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище, руководство которого уделяло большое внимание воспитанию юнкеров в духе любви не только к своей родине, но и к Российской империи в целом. К сожалению, нехватка средств, отсутствие квалифицированных педагогов и неудовлетворительная постановка учебно-воспитательной работы в Финляндском кадетском корпусе не позволяли решить поставленные задачи в полном объеме. Существенное ограничение в конце XIX – начале XX в. привилегий, некогда дарованных финнам, способствовало разрушению национальной военной школы, которая была даже не интегрирована в общеимперское военно-образовательное пространство, а полностью уничтожена.
В статье освещаются трансформации повседневных практик православного приходского духовенства и сельских прихожан Казанской губернии. Рассматриваются постановления, касающиеся повседневных вопросов сельского православного прихода, реализованные через общинный орган – сельский сход. Проанализированы материалы центральных и местных архивов церковного делопроизводства: это, прежде всего, канцелярия Синода и Казанская духовная консистория. Показано, что прихожане стремились пользоваться официальными органами власти, такими как приходской совет и сельский сход для того, чтобы легализовать свои решения, которые очень часто выходили за пределы официального правового поля. Православное духовенство, в большинстве случаев, выступало «третьей стороной» в решении конфликтов, возникающих по вопросу о частной собственности, а также было самой уязвимой группой в приходе. Не имея средств к существованию, авторитета церкви и государства, священники подвергались отстранению от службы через приговоры, вынесенные мирским сельским сходом.
В статье рассматриваются этноконфессиональные особенности в брачности сельского населения Оренбургской и Уфимской губерний в конце XIX – начале XX в. Краткий анализ научной литературы показывает недостаточную изученность данной темы. Основными источниками для статьи стали статистические материалы о брачности сельского населения, опубликованные в сериях «Статистика Российской империи», «Статистический ежегодник России», а также в местных изданиях «Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии…». В местных публикациях статистических источников давались более подробные сведения о брачности населения, в частности по Уфимской губернии. Поликонфессиональный состав сельского населения Южного Урала во многом определял и особенности коэффициента брачности: у православных в Оренбургской губернии, состоявших в основном из русских, он был высоким, у мусульман – чуть ниже. В Уфимской губернии уровень брачности наоборот был выше у мусульман. В статье рассматриваются конфессиональные особенности вступления в брак по возрасту.
Цель статьи заключается в изучении участия латышей российской провинции в событиях Гражданской войны. Исследование их роли в революционной обыденности осуществлено посредством применения концепции «поколения революционного перелома» и методов социальной истории, просопографии и этнопсихологии. На примере судеб представителей изучаемой когорты рассмотрены поведенческие модели и карьерные траектории латышей в революционную эпоху. Посредством анализа биографических характеристик латышей-политкаторжан установлены пути интеграции подростков этого этнического меньшинства в революционное движение. Особое внимание уделено изучению проблемы службы латышей в губернских ЧК и революционных трибуналах. На основе автобиографий и анкет латышей-коммунистов установлены возраст, социальное происхождение, уровень образования, профессия, военная служба, а также их должности в карательных и репрессивных органах советской власти. Сделан вывод о том, что значительная доля латышей рассматриваемого поколения в карательных органах советской власти и среди красноармейцев была обусловлена их заметным преобладанием накануне Гражданской войны как среди большевиков, так и среди представителей других социалистических партий. Показано, что для многих радикально настроенных латышей участие в Гражданской войне стало возможностью добиться стремительного карьерного роста в условиях формирования советских органов власти и принуждения.
В статье рассматриваются особенности правового регулирования избирательного процесса по выборам депутатов Государственной думы Российской империи I–IV созывов по материалам территорий, входящих в состав Иркутского генерал-губернаторства. Особое внимание уделено сравнительному анализу правительственной риторики и общественного мнения по вопросу «урезания» избирательных прав сибирских инородцев (якутов и бурят) в следствие третьеиюньского переворота. На основе анализа нормативно-правовой базы исследуемой проблемы, материалов периодической печати, а также уникальных архивных и мемуарных источников, сформулированы выводы об особенностях и перспективах развития избирательного процесса в регионе в условиях сегрегационных инициатив царской администрации.
Уже с конца XIX в. в российско-белорусском приграничье стала очевидной тенденция существенного уменьшения белорусской части населения российских регионов. При этом речь шла не о физическом сокращении числа белорусов, а об их самозачислении в состав великорусского этноса или выборе ими русского языка как родного. Этот процесс саморусификации белорусов более интенсивно проявился в 1920-е гг. Сравнительно-сопоставительный анализ общенациональных переписей населения 1897, 1920 и 1926 гг. свидетельствует об этом в полной мере. Основным мотивом перехода белорусов в великорусскую нацию и предпочтение русского языка белорусскому становились мощные модернизационные процессы, развернувшиеся в указанный период в центральных российских регионах и создававшие новые социальные лифты для белорусского крестьянства, в первую очередь из числа молодежи. Политика белорусизации 1920-х гг. в регионах РСФСР с компактным проживанием белорусов, в том числе и в российско-белорусском порубежье, на динамичных процессах саморусификации никак не отразилась.
В статье предпринята попытка определить образ российского правительства в воззрениях польской эмиграции в 1860–1870-е гг. В письмах, статьях, донесениях Третьего отделения, публикациях и воспоминаниях представителей польской эмиграции зачастую образ российского правительства в польской эмиграции носил черты «угнетателя» и «грабителя». Это объясняется несколькими факторами: многие эмигранты были участниками польских восстаний и лично столкнулись с репрессивной политикой царских властей. Политика русификации, развернувшаяся после январского восстания, также способствовала формированию негативного образа царских властей в польской эмиграции, так как она угрожала культурной идентичности поляков. Тем не менее, среди эмигрантов встречались и исключения: некоторые воспринимали российскую политику как испытание, необходимое для развития польского народа. Разнообразие взглядов в польской эмиграции на российскую власть связано как с католическим мировоззрением, воспринимающим страдания как вектор развития, так и с политической неоднородностью самих эмигрантов. В то время, как консервативное крыло искало поддержку в европейских правительствах, демократическое пыталось найти свое место в политической борьбе.