EISSN 2414-0244
Язык: ru

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Архив статей журнала

ПОВСЕДНЕВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СЕЛЬСКОМ СООБЩЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (2024)
Выпуск: № 2 (34) (2024)

Несколько последних десятилетий в двигательно-деятельностном развитии человека преобладают процессы гипокинезии, безусловно являющиеся причиной снижения уровня его физических кондиций и, как следствие, прогресса связанных с этим так называемых «заболеваний цивилизации» у большинства представителей современного мирового сообщества, в том числе и в сельской популяции. Второй закон Ж.Б. Ламарка о биологической адаптации позволяет утверждать о непосредственной взаимосвязи этих явлений, поскольку функциональное состояние большинства систем живого организма зависит непосредственно от интенсивности и напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с окружающим биогеосоциоценозом. Разработка инновационных педагогических методов диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и простотой исполнения, позволила бы более эффективно выполнять планирование, формирование и сохранение его двигательной сферы в современном мире на здоровьеобеспечивающем уровне. Цель исследования: разработка и апробация инновационных методик педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности сельских жителей. Материал. Исследование было выполнено на базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и Минской областей Республики Беларусь на контингенте 4135 человек в возрасте от 6 до 75 лет, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы.
Методы. В основу исследования были положены методы повседневного педагогического контроля (ведение дневника) двигательной активности (шагометрия), двигательной пассивности (хронометрия продолжительности малоподвижных видов деятельности) и постурального контроля (подсчет коррекций осанки) сельских жителей; анализ описательных статистик эмпирических данных педагогического контроля; теоретический анализ и синтез научно-исследовательской литературы и результатов собственных исследований.
Результаты: разработана и апробирована инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека и выполнена оценка повседневного двигательного режима сельского сообщества Республики Беларусь. Комплексная педагогическая оценка индивидуального ранга двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы составила 2,74 % из 100 возможных или 1 балл (низкий уровень).
Выводы. Согласно результатам исследования, инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и простой в исполнении, что является основанием для ее массового применения в сфере физической культуры на базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что двигательно-поведенческое взаимодействие субъектов образовательного пространства сельской школы с современным сельским биогеосоциоценозом находится на низком уровне. Это может привести к значительному снижению функции основных систем организма человека и как следствие к регрессу функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в целом.

Сохранить в закладках
ДИНАМИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ (2024)
Выпуск: № 1 (33) (2024)

В последнее время на фоне всеобщей гиподинамизации современного мирового сообщества происходит снижение уровня физических кондиций у большинства его представителей, в том числе и в сельской популяции. Согласно законам Ж.Б. Ламарка о биологической адаптации функциональное состояние большинства систем организма зависит непосредственно от интенсивности и напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с окружающим биогеосоциоценозом. В связи с этим стала актуальной разработка инновационных педагогических методов диагностики физической работоспособности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и простотой исполнения, как основы планирования, формирования и сохранения его двигательной сферы. Цель исследования: разработка и апробация инновационных методик педагогической диагностики физической работоспособности сельских жителей, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы. Исследование было выполнено на базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и Минской областей Республики Беларусь на контингенте 4135 сельских жителей в возрасте 6-75 лет. В основу исследования были положены общепринятые педагогические методы: педагогическое тестирование; анализ описательных статистик эмпирических показателей педагогического тестирования; теоретический анализ и синтез научно-исследовательской литературы и результатов собственных исследований.
Результаты: разработана и апробирована инновационная методика педагогической диагностики динамической выносливости человека, на основе которой дана оценка функционального состояния сельского сообщества Республики Беларусь. Уровень динамической работоспособности в сельском сообществе составил у представительниц женского пола 8,45 % (один балл, или низкий уровень) и у представителей мужского пола - 6,72 % (один балл, или низкий уровень). Согласно результатам исследования инновационная методика педагогической диагностики динамической работоспособности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и простой в исполнении, что служит основанием для ее массового применения в сфере физической культуры на базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что современный сельский биогеосоциоценоз имеет различное влияние на женскую и мужскую составляющую сельского сообщества, что отражается на результатах их динамической работоспособности: значительное снижение функции основных систем организма, обеспечивающих динамическую работоспособность у девочек, девушек и женщин, и еще более выраженное снижение у мальчиков, юношей и мужчин, что является причиной регресса функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в целом.

Сохранить в закладках