Цель. Определить политико-правовую природу конституционных проектов начала 1730 г. Процедура и методы. Проведён политико-правовой сравнительный анализ «конституционных» проектов и прочих свидетельств в области истории российского права, связанных с попыткой изменения политического строя в Российской империи в связи с заговором Верховного тайного совета в начале 1730 г.
Результаты. Выявлено, что сторонники ограничения власти монарха в России исходили из положений естественного права, хорошо известных тогда среди образованных россиян. Отсутствие в России правовых традиций парламентаризма привело к тому, что конституционные проекты начала 1730 г. имели мало общего с такими проектами в ряде стран Запада, но авторы при этом считают, что российское общество не столь далеко в своём правовом сознании ушло от стран континентальной Европы первой половины XVIII в. «Кондиции» «верховников» стали ответом на вызовы своего времени, с которыми столкнулась Россия уже в конце реформ Петра Великого.
Теоретическая и /или практическая значимость. Впервые в изучении истории государства и права России сделан анализ раннего отечественного конституционализма с позиций изучения влияния школы естественного права на российское общество и реакции элит на кризисные процессы в стране. Материалы настоящей статьи могут быть использованы в учебном процессе в рамках предмета «История государства и права».
Статья посвящена анализу причин выхода Советской России из кризиса, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами. Отталкиваясь от общепринятого в российской историографии тезиса о НЭПе как факторе преодоления кризиса, показана связь побед Красной армии в Гражданской войне как фактора восстановления геоэкономического пространства России с подготовкой народного хозяйства РСФСР к переходу к восстановительному росту на базе улучшения снабжения городов продовольствием. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В настоящей статье анализируется недостаточно освещённая страница истории Гражданской войны в России на самом сложном её этапе конца 1918–1919 гг.: снабжение белых армий Юга со стороны Антанты на фоне осуществления последней военной интервенции. Авторы сосредоточили своё внимание на отношениях режима генерала А. И. Деникина с властями Великобритании, которая была главным инициатором интервенции Антанты в Россию, а также на обстоятельствах интервенции французских вооружённых сил.
Данное исследование основано преимущественно на документах из фондов Российского государственного военного архива, которые были созданы штабными офицерами белых армий Юга России, а также из фондов Национального архива Великобритании. Такая источниковая база позволила переоценить некоторые устоявшиеся в отечественной историографии положения относительно интервенции Антанты в зоне Чёрного моря. Цель настоящего исследования сводится к определению масштабов, характера и значения помощи Антанты.
В частности, в постсоветской историографии утвердилось мнение, что экономическое преимущество в снабжении войск оружием и боеприпасами большую часть Гражданской войны имела Красная армия. Как показано в работе, поставки из стран Антанты были немалыми, притом важную роль в конце 1918–1919 гг. сыграло применение белыми зарубежных вооружений и техники. Однако ключевую роль, по мнению авторов исследования, имел фактор времени поставок. Пик военно-технической помощи Антанты Вооружённым силам Юга России (ВСЮР) пришёлся на период, когда Красная армия уже окрепла, получив достаточную огневую мощь. Из-за сравнительно долгой процедуры выработки стратегических решений кабинетом министров Великобритании в условиях английских демократии и бюрократической системы по поводу помощи Белому Югу помощь войскам Деникина запоздала.