Исследование посвящено проблеме дифференциации доходов населения регионов России. Целью работы является разработка методики анализа процессов дифференциации доходов населения регионов России на базе теории динамических систем и машинного обучения, а также ее апробация на фактическом аналитическом материале. Гипотеза исследования заключается в предположении одновременного сосуществования процессов конвергенции и дивергенции дифференциации доходов населения регионов России, зависящих от внешних и внутренних факторов. Указанные процессы являются объектом исследования. Информационной базой исследования являются данные Росстата о значениях индекса Джини 80 регионов за период с 1995 по 2018 г. Для построения экспериментальных траекторий помимо индекса Джини использованы две независимые динамические переменные - его первая и вторая производные по времени, что позволило построить три различных пространства состояний (от одномерного до трехмерного). Методом кластеризации «k-средних» всё наблюдавшееся множество состояний было разделено на пять кластеров, количество которых было предварительно определено тестом «на осыпь» («метод локтя»). В результате расчетов было доказано преобладание конвергентных процессов над дивергентными в течение исследованного периода. Было обнаружено, что индивидуальные траектории движения отдельных регионов в пространстве состояний существенно отличаются: траектории некоторых регионов могут быть локализованы в пределах только одного кластера, тогда как отдельные части траекторий других могут принадлежать одновременно нескольким кластерам. Подавляющее большинство траекторий расположены в пределах 2-3 кластеров. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в углублении представлений о региональной специфике динамики изменений дифференциации доходов населения субъектов Федерации. Практическая значимость результатов исследования заключается в расширении инструментальной поддержки принятия решений при реализации государственной политики в сфере регулирования дифференциации доходов населения на региональном уровне.
Во Владивостокском государственном университете (ВВГУ) прошел Дальневосточный научно-деловой форум «Продовольственная безопасность в контексте глобальных геополитических и экологических вызовов». Это интересное и значимое событие, касающееся различных аспектов продовольственной безопасности, объединило представителей региональных органов власти, общественных объединений, природоохранных организаций, учреждений образования и науки, экспертов и специалистов различного уровня. Мероприятие было организовано Владивостокским государственным университетом совместно с Приморским государственным аграрнотехнологическим университетом (ПГАТУ), при активном участии ученых из Китайской Народной Республики.
Представлен анализ социально-демографических тенденций, сложившихся на северных территориях Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) за последние шестьдесят лет — с начала освоения минерально-сырьевых ресурсов в 1950–1960-х гг. до настоящего времени. Выбранные для анализа субъекты Федерации уникальны не только своими природно-климатическими и этнокультурными особенностями, но и социально-экономическим моделями регионального развития. Так, принято считать, что активная фаза освоения природных ресурсов привела к значительному росту населения и активной урбанизации территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в том числе появлению в них более 20 новых городов. Однако постепенное сокращение объёмов добычи нефти и газа, наблюдающееся с 2000-х гг., привело к обратной тенденции – перманентному оттоку населения и затуханию экономической динамики в значительной части муниципальных образований. В результате исследования авторами делается вывод о наличии как схожих, так и разнонаправленных тенденций в исследуемых территориях. В частности, к настоящему времени Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, в отличие от Ямало-Ненецкого, характеризуется постепенным ростом численности населения благодаря преимущественно положительному естественному и миграционному приросту. В то же время в обоих субъектах Федерации наблюдаются схожие сдвиги в возрастном и гендерном составе населения, а также месте его проживания — город/сельская местность. Сделан вывод о необходимости дальнейшего всестороннего анализа сложившихся социально-демографических тенденций с точки зрения их проявления среди постоянно проживающего на данной территории населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, и населения, занятого вахтовым трудом, а также анализа влияния социокультурных и климатических условий жизни на достигнутые показатели здоровья населения, динамики его смертности и рождаемости.