На фоне глобальной политической нестабильности, разрушения системы традиционных ценностей и размывания исторической памяти усиливается кризис гражданской идентичности у молодежи в России. Эти процессы негативно отражаются на социализации и самоопределении подрастающего поколения, что делает проблему формирования гражданственности у молодежной элиты особенно актуальной для государственной политики.
В рамках исследования применены методы количественного и качественного анализа, в том числе контент-анализ социологических опросов, экспертных интервью и данных ежегодного мониторинга ценностных ориентаций студенческой молодежи. Отдельное внимание уделено анализу регионального кейса Ярославской области как примера системной молодежной политики.
Полученные данные свидетельствуют о снижении интереса молодежи к участию в общественно-политической жизни, доминировании личностных и потребительских установок. Ценности служения, долга, ответственности и коллективизма теряют значимость. Молодежь ориентирована преимущественно на карьерный успех, материальное благополучие и эмоциональный комфорт.
В ответ на данные вызовы предлагается формирование единой государственно-общественной системы воспитания, ориентированной на развитие гражданской идентичности. Особую роль автор отводит механизму выявления и подготовки молодых лидеров на уровне субъектов РФ, включая развитие молодежного самоуправления, проектной деятельности и кадровых программ.
Для устойчивого цивилизационного развития России необходимо интегрировать молодежь в процессы государственного строительства. Формирование социально ответственной молодежной элиты требует стратегического подхода, основанного на традиционных духовно-нравственных ценностях, партнерстве государства и общества, а также поддержке инициатив «снизу».
В статье поднимается актуальная проблема воспитания и становления молодых граждан России. По мнению автора, только развитие социального, политического и культурного пространства на основе традиционных российских ценностей обеспечит цивилизационный суверенитет страны. В информационный век особым фактором формирования гражданственности молодежи становится процесс самоидентификации, который во многом связан с поиском самих себя и становлением гражданского мировоззрения в системе социальных сетей. Последние нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне, подчеркивают актуальность задачи воспитания подрастающего поколения на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых отражена самобытность России: многовековая дружба народов, сохранение национальных культур и традиций. В статье подчеркивается, что гражданское мировоззрение личности проявляется в активной общественной и политической деятельности, в понимании и реализации своего долга Гражданина на благо Отечества. Но представляя «портрет современного молодежного лидера», то есть социально-активного молодого гражданина, автор видит стремление не к общественной пользе, а к собственному развитию и личной карьере. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что мотив общественной пользы у подрастающего поколения ослаблен. Представленные в статье результаты исследования РИСИ РАН по выявлению отношения молодежи к развитию России и готовности её к гражданской ответственности за свою страну подтверждают, что только более 50 % представителей опрошенной молодежи из 43 регионов понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее страны. В заключении подчеркивается необходимость на основе уже принятых нормативно-правовых документов выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и гражданственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур.
В статье рассматриваются некоторые значимые для регионов проблемы, возникающие в процессе обновления политической элиты, и пути их решения. Интерес автора к заявленной теме подчеркивается достаточно объемным историческим экскурсом в форме обзора научных исследований, посвященных властным элитам и их функциям от «Государства» Платона до наших дней. Осмысливаются различные трактовки дефиниций «правящий класс», «политический класс», «политическая элита», что расширяет дискурс понятийного аппарата науки об элитах. По мнению автора, сегодня политическая элита субъектов Российской Федерации стала значимым элементом в руководящем корпусе страны, чье взаимодействие друг с другом и федеральной властью определяет состояние современной политической системы и политический потенциал как отдельной территории, так и страны в целом. Своевременно ставится вопрос о формировании команд единомышленников в процессе становления политической элиты, особенно из среды молодых руководителей, поскольку монолитных объединений, поддерживающих власть на местном уровне, пока недостаточно. Особое внимание уделяется выявлению механизмов рекрутирования и формирования новой политической элиты. В статье обращается внимание на следующие региональные дефициты: недостаточная информированность населения об инвестициях, маршрутных картах развития, бизнес-проектах, недостаточный уровень профессиональной компетентности властных элит. Представлена оценка эффективности деятельности власти и качества жизни населения Ярославского региона. Автор считает значимой региональной проблемой то, что разрабатываемые и принятые стратегии развития, программы, проекты почти не имеют ожидаемого населением практического результата. Главным ресурсом для изменения такой ситуации может быть становление новой политической элиты на основе целенаправленной комплексной региональной молодежной политики, реализуемой профессионально компетентными специалистами.