Работы автора

"ПРИБЛИЗИТЬ ВОСПИТАНИЕ СЛЕПЫХ К ВОСПИТАНИЮ НОРМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ" (ВОПРОСЫ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ НА ВТОРОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ СПОН 1924 ГОДА) (2024)

На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (документы из фондов Государственного архива РФ), а также материалов и решений II Съезда социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) рассматривается специфика предложений, сформулированных в первой половине 20-х гг. XX в., по формированию системы обучения и воспитания слепых детей в различных типах образовательных учреждений.

Реконструированы основные параметры этих проектов, показана специфика типов учебно-воспитательных учреждений, особенности профессионально-технического обучения незрячих, общего и общественно-политического воспитания, социализации выпускников школ для слепых, в первую очередь, в плане дальнейшего образования и трудоустройства.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Тимофеев Михаил Анатольевич
Сохранить в закладках
"СУЩЕСТВУЕТ ОСТРАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ПАРАЛИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ" (К ИСТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СССР) (2024)

На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (из фондов Научного архива РАО), а также редких специализированных исследований, в статье реконструирован важный этап в развитии системы образования и реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Речь идет об инициативе Института дефектологии АПН РСФСР по организации учреждений для парализованных детей (1949 год). Показаны основные достижения в лечебно-образовательном сопровождении детей с НОДА к концу 30-х гг. XX в. и в первые послевоенные годы в Ленинграде и Москве. Представлены основные результаты научно-практических исследований сотрудников института (М. И. Рябцев и др.) по вопросам восстановления движения при параличах, формированию моторных навыков аномальных детей, коррекционно-воспитательной роли ручного труда. Предложены основные систематизированные положения проекта НИИ дефектологии, содержащие требования к организации учреждений для детей с параличами и деформациями конечностей.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Тимофеев Михаил Анатольевич
Сохранить в закладках
В. П. КАЩЕНКО О ВОСПИТАНИИ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ (2024)

На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Научного архива РАО) и ранее опубликованных работ В. П. Кащенко рассматривается специфика воспитательного процесса единственного ребенка с учетом контекста развития взглядов на эту новую проблему для педагогической мысли первой трети XX века. Определены причины его исключительного положения в семье, факторы влияния семьи, родственников, друзей и других социальных групп. Обозначены основные принципы разумного воспитания таких детей (по мнению В. П. Кащенко), пути коррекции. Дана типологическая характеристика единственного ребенка с точки зрения психологии.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Тимофеев Михаил Анатольевич
Сохранить в закладках
ИЗ ИСТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В РСФСР В 1941-1945 ГГ. (2025)

В статье на основании архивных документов и материалов отдельных регионов РСФСР показано состояние специальных учебных заведений для детей с нарушениями развития к июню 1941 г., примеры повседневной жизни школы в эвакуации и в тыловых районах во время Великой Отечественной войны, приведены данные по восстановлению сети школ. Отдельное внимание уделено действиям государства по поддержке этих образовательных учреждений, решению системных проблем их функционирования.

Издание: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Тимофеев Михаил Анатольевич
Сохранить в закладках