Введение. Экономика народнохозяйственного комплекса складывается из экономик регионов страны. Развитие экономики любого региона определяют его базовые отрасли, которые и должны быть объектом пристального внимания руководства. Государственная поддержка базовых отраслей экономики в целом и регионов в частности определяется национальными целями развития страны, но с учётом географического положения, природно-климатических условий, наличия полезных ископаемых, а также потенциала региона. Цель работы - выявить различие между понятиями «приоритетная» и «базовая» отрасль и рассмотреть инструменты государственного управления развитием базовых отраслей региона с учётом приоритетных направлений экономического развития в Российской Федерации на примере Республики Крым.
Методы. В процессе исследования изучены правовые документы, регламентирующие государственное управление отраслями экономики. Управление развитием приоритетных отраслей реализуется путём использования программно-целевого подхода. Государственное управление развитием базовых отраслей с учётом приоритетности рассмотрено на примере аграрной отрасли Республики Крым.
Результаты. В результате исследования установлено, что понятие «базовая отрасль» является определяющим для региона, а приоритетность отрасли определяется целями и задачами развития страны на определённом этапе. Базовые отрасли образуют экономику региона и формируются на основе его природно-климатических условий и истории развития. В результате исследования установлено, что базовыми отраслями для Республики Крым являются: промышленное производство, сельское хозяйство, строительство и туризм. В Республике Крым разработаны государственные программы развития, в которых определяются индикативные показатели достижения, направления развития отраслей и источники финансирования таких программ. Применение программно-целевого подхода в управлении отраслями рассмотрено на примере аграрной отрасли. Анализ выполнения государственной программы поддержки аграрной отрасли показал эффективность её реализации. Таким образом, программно-целевой метод государственного управления позволяет развивать базовые отрасли регионов в рамках приоритетов достижения национальных целей Российской Федерации.
Выводы. Исследование показало, что Республика Крым, исходя из природно-климатических условий, имеет базовые отрасли, которые также являются приоритетными для экономики страны, обладают потенциалом на перспективу своего развития, и вектор развития может корректироваться и формироваться путём использования проектного подхода в государственном управлении.
Глобальное распространение острого респираторного синдрома SARS-CoV-2, вызывавшего COVID-19, остается чрезвычайной ситуацией в области общественного здоровья. Пандемия привела к более 563312528 случаям инфицирования, поставив под угрозу здоровье и повысив риск потери рабочего места и доходов многих людей по всему миру. Статья посвящена расчетно-графическому анализу эффектов (шоков), произошедших в сферах человеческой деятельности под влиянием синдрома SARS-CoV-2 и вспышки новых штаммов COVID-19, моделированию причиненного социально-экономического ущерба и обоснованию прогнозных трендов социально-экономического состояния общества. Достижение данной цели предполагает решение задачи анализа состояния случаев заражения, смертности и выздоровления населения и обоснования прогнозных сценариев тенденции социально-экономических показателей вследствие появления новых штаммов COVID-19. Методической основой работы явилось применение экономико-статического метода и таблично-графического подхода к количественной оценке эмпирических данных. Предложенная модель количественной оценки последствия воздействия инфекции COVID-2019 позволила выявить факторы снижения деловой активности, социально-экономической стагнации и рецессии мировой экономики. Меры, которые были применены против пандемии, усугубили кризис, существовавший до 2019 г. с беспрецедентными социально-экономическими потрясениями, ростом уровня бедности в мире с 17,1 % до 25,9 % и прогнозируемым ущербом в размере более 1976,80 трлн руб. для мировой экономики, и привели к сокращению скорости восстановления социально-экономического благосостояния с 11,8 до 6,7 месяцев. Отмечено, что когда доля активных инфицированных превысит 1 %, система здравоохранения столкнется с серьезными проблемами, а когда достигнет 10 % - возникнет дисфункция социально-экономических компонентов инфраструктур мировой экономики с макроэкономическими шоками, которые сопровождаются тенденцией снижения мирового ВВП на 2,4 % на перспективу по сравнению с 2021-2022 гг. и на 4 % в 2023 г., что обострит имеющиеся социальноэкономические противоречия, рост безработицы, инфляции и приведет к падению уровня реального дохода населения.