В статье на широком фоне военно-политических и социально-исторических коллизий между иудеями и эллинистическими монархиями Птолемеев и Селевкидов анализируется ряд ключевых аспектов мировоззренческих, идеологических и бытовых интеракций и противостояния иудаизма и восточно-средиземноморского эллинизма. Особое внимание при этом уделено выявлению концептуальных различий воззрений иудеев и эллинов на личность человека, а также генезис и особенности иудейской сотериологии в эпоху эллинизма, прежде всего в период так называемого эллинистического кризиса. В частности, анализируется иудейское воззрение о том, что целокупность личности без ее телесной составляющей не полна (даже в Царствии Божием), впоследствии развивавшееся также мудрецами Талмуда; и именно с ним коррелирует впервые сформулированное в Книге Даниила эксплицитное представление об эсхатологическом телесном воскресении. Однако, как показывают, например, кумранские рукописи, даже в самых ригористичных иудейских сообществах той эпохи доминировало представление о том, что человек - это прежде всего его дух, что вполне соотносится с тогдашними эллинистическими воззрениями.
Статья посвящена реконструкции ряда ключевых дискуссионных и коллизионных доктрин и их отдельных специальных аспектов в иудейском обществе периода так называемого эллинистического кризиса, т. е. периода смертельных гонений религиозно-мировоззренческого и военного характера, инспирированных селевкидским царем Антиохом IV Епифаном (175-164 гг. до н. э.) и поддержанных иудейскими эллинизаторами, против правоверных иудеев и их лидеров (хасидеев, маскилим). Прослеживаются также разноаспектные коллизии начального периода первой в истории человечества религиозной войны - Маккавейской, переросшей также в войну национально-освободительную. На этой основе построена математическая модель конкретного этапа данного мировоззренческого противостояния (игра в развернутой форме с описанием стратегий и предпочтений), проведен ее анализ методами математической теории игр. Полученные решения модели сравниваются с известными фактическими итогами этапа мировоззренческого противостояния в Иудее в эпоху эллинизма.