Введение. Современный мир требует от человека готовности быстро адаптироваться к новым условиям, использовать творческий подход к решению нестандартных задач. В этом контексте особое значение приобретает ориентация образовательного процесса на формирование личности, способной к анализу нестандартных ситуаций, критическому мышлению, самостоятельному решению проблем, работе в команде. Цель исследования - обосновать и апробировать структуру и содержание мониторинга управления процессом формирования исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ.
Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение опыта, анкетирование, тестирование, методики для выявления уровня сформированности отдельных компонентов исследовательских компетенций младших школьников. Результаты исследования, обсуждения. Авторами раскрыта сущность мониторинга управления процессом формирования исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ. Определены и апробированы критерии оценки эффективности управленческой деятельности педагога при формировании исследовательских компетенций младших школьников инструментами ТРИЗ (полнота разработанных нормативных и локальных правовых документов, обеспечивающих управление; степень разработанности методического обеспечения и материально-технической базы для реализации ТРИЗ-технологий; уровень готовности педагогов к формированию исследовательских компетенций младших школьников средствами ТРИЗ; сформированность исследовательских компетенций младших школьников; организация информационного сопровождения управленческой деятельности), конкретизированы показатели каждого из критериев. В ходе исследования проведена диагностика сформированности исследовательских компетенций младших школьников, участвующих в деятельности школьных ТРИЗ-лабораторий, по трем компонентам (когнитивный, интеллектуально-творческий, мотивационно-личностный), определено дальнейшее направление экспериментальной работы.