В статье рассматриваются и анализируются результаты стратегии инновационного развития РФ, а также изучаются социальные проблемы управления инновационной деятельностью. На основе анализа успешного опыта управления инновационной деятельностью в зарубежных странах выявляются ключевые социальные институт, играющие важную роль и способствующие эффективной реализации инновационного развития.
Цель статьи заключается в изучении основных социальных проблем и барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности на макро и микроуровнях. Данные проблемы рассматриваются в поле зрения социологической науки, выявляются тенденции и перспективы дальнейших исследований инновационной деятельности для социологии.
В статье приводятся результаты исследований авторов 2019–2022 гг., проведенных в рамках феноменологического и позитивистского подходов, по проблемам изучения барьеров инновационной деятельности предприятий, а также качества российского образования, используется вторичный анализ результатов других исследований в области социологии управления, управления инновационной деятельностью, социального управления, социальной философии и социологии.
Проведен анализ результатов современных исследований по вопросам управления инновационной деятельностью в зарубежных странах, выявляются ключевые направления и особенности инновационного развития ведущих стран.
Результаты могут быть использованы для постановки новых актуальных задач для изучения инновационной деятельности и инновационной политики в рамках социологии, для получения результатов, необходимых для формирования национальной инновационной системы России. Результаты также могут быть использованы при разработке учебных курсов “Инновационный менеджмент”. Научная новизна заключается в обобщении опыта исследования социальных проблем инновационной деятельности в социологической науке в России.
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.