ISSN 2712-7842
Язык: ru

Статья: К вопросу об интерпретации В. Н. Лосским триадологии Псевдо-Дионисия Ареопагита (2024)

Читать онлайн

Когда-то В. Н. Лосский сформулировал принципы, на которых должно базироваться православное богословие. Главными свойствами православной догматики являются ее опытный характер (то есть основанность на фактах мистического опыта) и апофатичность, которая в свою очередь находит выражение в антиномичности догматических формулировок. Указанные принципы Лосский выводит из Ареопагитик, доказывая, в частности, что триадология Псевдо-Дионисия может быть рассмотрена не только на катафатическом, но и на апофатическом уровне. В статье предпринимается критический разбор этих утверждений, построенный на анализе применяемой Псевдо-Дионисием неоплатонической терминологии. Указанный анализ позволяет, в частности, прийти к выводу, что Лосский не учитывает характерной черты терминологического аппарата Ареопагитик, заключающейся в нетождественности понятий οὐσία (сущность) и ὕπαρξις (существование), между тем именно последнее понятие, подразумевающее открытость Божества Его причастникам, применяется Псевдо-Дионисием для описания троического единства, откуда следует, что триадология Псевдо-Дионисия не может быть встроена в апофатический дискурс «Мистического богословия».

Ключевые фразы: Псевдо-Дионисий Ареопагит, В. Н. Лосский, триадология, апофатика, ὕπαρξις, неоплатонизм, Прокл
Автор (ы): Хондзинский Павел Владимирович
Журнал: ФИЛАРЕТОВСКИЙ АЛЬМАНАХ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
215. Религия и наука. Богословие и философия. Знание и вера. Разум и откровение. Противостояние церкови и науки
Для цитирования:
ХОНДЗИНСКИЙ П. В. К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В. Н. ЛОССКИМ ТРИАДОЛОГИИ ПСЕВДО-ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА // ФИЛАРЕТОВСКИЙ АЛЬМАНАХ. 2024. № 20
Текстовый фрагмент статьи