В статье обсуждается проблема учебных перегрузок и их негативного влияния на умственную работоспособность, состояние здоровья и психоэмоциональное состояние школьников. Актуальность решения этой проблемы еще больше возросла в условиях стремительной цифровизации школьного образования. Методология выполненного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательные нагрузки школьников; анализе отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам влияния учебных нагрузок и различных условий организации учебного процесса на здоровье школьников. Ретроспективный анализ показал, что на протяжении довольно длительной истории количественные показатели образовательной нагрузки менялись в зависимости от продолжительности обучения в начальной школе и учебной недели; включения в обязательную нагрузку факультативных часов (а затем часов внеурочной деятельности), а также национального компонента для детей, обучающихся в национальных школах на родном языке; продолжительности выполнения домашних заданий. Представлены примеры попыток устранения учебных перегрузок школьников на государственном уровне. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в части гигиенических требований и требований образовательного стандарта к организации обучения в общеобразовательных организациях.
Идентификаторы и классификаторы
Библиографическая запись
- Кучма В.Р. Риск здоровья обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 4: 11-19.
- Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение РФ. 2021; 4: 325-333. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.
- Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017; 96 (4): 332-338. DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-4332-338.
- Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314): 20-27. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-314-5-20-27.
- Гузик Е.О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска,
- Кучма В.Р. Риск здоровья обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 4: 11-19.
- Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение РФ. 2021; 4: 325-333. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.
- Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017; 96 (4): 332-338. DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-4332-338.
- Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314): 20-27. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-314-5-20-27.
- Гузик Е.О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска,
- Кучма В.Р. Риск здоровья обучающихся в современной российской школе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; 4: 11-19.
- Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся. Здравоохранение РФ. 2021; 4: 325-333. DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333.
- Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период. Гигиена и санитария. 2017; 96 (4): 332-338. DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-4332-338.
- Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314): 20-27. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-314-5-20-27.
- Гузик Е.О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска,