Архив статей журнала
В статье представлены результаты пилотного исследования состояния психического здоровья подростков в условиях цифровой трансформации образования и интенсификации учебного процесса при профильном обучении в старших классах. Избыточная продолжительность использования интернета для учебных целей и досуга сопряжена с риском развития нарушений зрения и нервной системы, аддиктивных расстройств (зависимостей). Недостаточно изучена распространенность пограничных психических нарушений, в том числе интернет-зависимости (ИЗ), и факторов, влияющих на их формирование.
Цель исследования – изучение распространенности нарушений психического здоровья старшеклассников, включая интернет-зависимость, в условиях профильного обучения и цифровой трансформации общего образования для последующей разработки профилактических мероприятий.
Обследованы 80 десятиклассников московской общеобразовательной организации. Проведен анонимный онлайн-опрос учащихся для выявления жалоб на нарушения здоровья и факторов риска развития ИЗ с последующим персонифицированным обследованием этих же школьников психиатром. В онлайн-опросник включены международный опросник Чена для выявления ИЗ и шкала The Social Media Disorder Scale (шкала SMD) для выявления зависимости от социальных сетей. Использованы непараметрические методы статистики.
Установлено, что психическое здоровье десятиклассников характеризуется высокой распространенностью расстройств невротического круга и соматовегетативных нарушений, обусловленных интенсивными занятиями и ежедневным длительным использованием электронных девайсов, интернета и социальных сетей. По опроснику Чена получены данные, что 66,25% школьников имеют склонность к ИЗ и 18,75% являются интернет-зависимыми. Однако клиническое исследование показало отсутствие учащихся с совокупностью симптомов, достигающей уровня аддикции – ИЗ. У 23,75% школьников выявлена склонность ИЗ, проявившаяся одним или несколькими симптомами. Установлено, что среди десятиклассников со склонностью к ИЗ по сравнению со сверстниками без данной склонности (76,25%) статистически значимо выше распространенность жалоб на нарушения самочувствия и некоторых факторов риска.
Длительное использование интернета старшеклассниками может быть в значительной мере вынужденным, обусловленным цифровой трансформацией, интенсификацией и вузовской системой организации образовательного процесса. Необходимо изучение влияния на психическое здоровье старшеклассников современного профильного обучения с вузовской системой организации образовательного процесса. Методика выявления интернет-зависимости требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей обучения разных контингентов подростков.
В статье обсуждается проблема учебных перегрузок и их негативного влияния на умственную работоспособность, состояние здоровья и психоэмоциональное состояние школьников. Актуальность решения этой проблемы еще больше возросла в условиях стремительной цифровизации школьного образования. Методология выполненного исследования базируется на изучении и анализе нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательные нагрузки школьников; анализе отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам влияния учебных нагрузок и различных условий организации учебного процесса на здоровье школьников. Ретроспективный анализ показал, что на протяжении довольно длительной истории количественные показатели образовательной нагрузки менялись в зависимости от продолжительности обучения в начальной школе и учебной недели; включения в обязательную нагрузку факультативных часов (а затем часов внеурочной деятельности), а также национального компонента для детей, обучающихся в национальных школах на родном языке; продолжительности выполнения домашних заданий. Представлены примеры попыток устранения учебных перегрузок школьников на государственном уровне. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-методической базы в части гигиенических требований и требований образовательного стандарта к организации обучения в общеобразовательных организациях.