Целью статьи является анализ современной мусульманской интеллектуальной традиции в Индонезии в контексте изучения социальных проблем ислама. Его новизна состоит в комплексном и сравнительном исследовании основных трендов и направлений в развитии мусульманской социальной мысли в современной Индонезии. Методологически статья основана на принципах, предложенных в интеллектуальной и социальной истории, что позволяет воспринимать мусульманских интеллектуалов, вовлеченных в изучение социальных проблем уммы, как воображаемое сообщество, а их идеи – как изобретенные традиции. В статье проанализированы 1) теоретические и методологические основы современной индонезийской социологии ислама, 2) особенности развития ислама в Индонезии в современной мусульманской мысли, 3) проблемы трансформации и противоречия радикализации ислама через призму понимания и интерпретации этого измерения современной социальной истории ислама. Предполагается, что мусульманские интеллектуалы вносят существенный вклад в консолидацию современной идентичности, анализируя как социальные особенности и характеристики уммы, так и те угрозы, с которыми сталкивается индонезийская модель ислама в светском обществе через призму усиления радикального ислама. Основными выводами автора являются несколько положений, включая следующие: 1) профессиональные мусульманские интеллектуалы вносят основной вклад в развитие современной мусульманской социологии, 2) специализированные журналы, издаваемые исламскими университетами, играют ведущую роль в производстве и ретрансляции социального знания, основанного на исламе, 3) современная мусульманская интеллектуальная традиция подвержена фрагментации, но в целом научная традиция уммы актуализирует умеренные тенденции в исламской социологии, основанные на принципах междисциплинарности.
Идентификаторы и классификаторы
Современная Индонезия представляет собой не только самое густонаселенное мусульманское государство в мире, но и одну из тех стран, где активно развивается мусульманское богословие. Исторически ислам проник на территорию Индонезии из нескольких центров, что самым существенным образом повлияло на последующие векторы и траектории развития индонезийского ислама, его богословской мысли и традиции.
Список литературы
- Iqbal M. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Stanford: Stanford University Press; 2013. 27 p.
- Idi A. Islam and Pluralism: A Religious-Sociologic Analysis on The Role of Indonesian Muslims in Strengthening Social Integration. Asia Pacifi c Journal on Religion and Society. 2022;6(1):17–25. DOI: 10.24014/apjrs.v6i1.21632
- Harisman H. Barthes’ Semiotics Analysis of the Implementation of the Meaning of the Worship by Takmir Purwokerto Mosque. Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2023;20(1):71–93. DOI: 10.24239/jsi.v20i1.687.71-93
- El-Zastrouw N. Menuju Sosiologi Nusantara: Analisa Sosiologis Ajaran Ki Ageng Suryomentaram dan Amanat Galunggung. Islam Nusantara: Journal for the Study of Islamic History and Culture. 2020;1(1):89–144. DOI: 10.47776/ islamnusantara.v1i1.46
- Kumara A., Virnanda A., Azmi L.S., Auliani R.R. Implementasi ilmu pengetahuan dalam perspektif al-Qur’an sebagai upaya menghadapi tantangan zaman. al-Afkar: Journal For Islamic Studies. 2020;3(2):111–127. DOI: 10.31943/ afkar_journal.v3i2.113
- Alatas S.F. Diskusus Alternatif Dalam Ilmu Sosial Asia, Tanggapan Terhadap Eurocentrisme. Bandung, Mizan; 2010. 271 p.
- Jegalus N. Modernizing Religion and Culture: Sutan Takdir Alisjahbana’s Philosophical Perspective of Values. Indonesian Journal of Interdisciplinary Islamic Studies. 2020;3(2):1–22. DOI: 10.20885/ij iis.vol3.iss2.art1
- Tajuddin T., Awwaliyah N. Decolonization and strengthening of Wahdah Islamiyah organization. Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2022;19(2):237–262. DOI: 10.24239/jsi.v19i2.672.237-262
- Siregar K.I. Hermeneutika Hadis tentang «Hidupkan Saya Bersama Orang Miskin» (Analisis Kualitas dan Sharh Hadis). Hayula: Indonesian Journal of Multidisciplinary Islamic Studies. 2021;5(1):111–128. DOI: 10.21009/005.01.06
- Wachid A.B.S. Hermeneutika Sebagai Sistem Interpretasi. Imaji: Jurnal Seni dan Pendidikan Seni. 2006;4(2):198–209.
- Fahimah S. Hermeneutika Hadis: Tinjauan Pemikiran Yusuf Al-Qordhowi dalam Memahami Hadis. Refl eksi. 2017;16(1):83–104.
- Wahdini M. Semantic Approach (Bayani) in Islamic Studies. Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2021;18(2):261–276. DOI: 10.24239/jsi.v18i2.625.261-276
- Dozan W., Turmudzi M. The Concept of Hermeneutics as a Methodology of Interpretation of the Qur’an Text. Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2021;18(2):241– 261. DOI: 10.24239/jsi.v18i2.554.241-261
- Zaenudin Z. Analisis Hermeneutika dan Tekstualisme Al-Qur’an (Dari Klasik hingga Kontemporer. al-Afkar. Journal For Islamic Studies. 2020;3(1):137– 163. DOI: 10.31943/afkar_journal.v3i1,January.91
- Fadhliyah Z. Semiotika Ferdinan de Saussure Sebagai Metode Penafsiran Al-Qur’an: Kajian Teoritis. al-Afkar. Journal For Islamic Studies. 2021;4(1):109–122. DOI: 10.31943/afkarjournal.v4i1.166
- Al Jufri М.A. Reading Muhammad Arkoun’s Thought on the Discourse of Contemporary Qur’anic Studies: An Introduction to the Study of QS. Al-Fatihah [1]:1–7. Indonesian Journal of Interdisciplinary Islamic Studies. 2021;5(1):81–106. DOI: 10.20885/ij iis.vol.5.iss1.art4
- Dozan W., Zuliyadain Z. Matan Hadis Criticism Methodology: Comparative Analysis between Muhammad Syuhudi Ismail and Muhammad Al-Gazāliy. Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2022;19(1):120–140. DOI: 10.24239/jsi.v19i1.656.120-140
- Dozan W., Fahrurazi F. Hadiths Scepticism Authenticity (Critique to Orientalist Gautier H.A. Juynbool in Common Link Theory). Hunafa: Jurnal Studia Islamika. 2020;17(1):19–37. DOI: 10.24239/jsi.v17i1.580.19-37
- Karim M.A. Prophetic Sira and the Construction of Indonesian Islam. International Journal of Islamic Studies and Humanities. 2021;4(1). [Electronic source]. Available at: http://journal2.uad.ac.id/index.php/ij ish/article/view/3305 (дата обращения: 19.08.2024) DOI: 10.26555/ij ish.v4i1.3305
- Hapsin A. Islam and Local Culture: The Tense Between Problem of Approach and Local Wisdom of Javanese Community. Asia Pacifi c Journal on Religion and Society. 2022;6(2):79–86. DOI: 10.24014/apjrs.v6i2.21645
- Hadi S. Lasem: Harmoni dan Kontestasi Masyarakat Bineka. Islam Nusantara: Journal for the Study of Islamic History and Culture. 2020;1(1):163–208. DOI: 10.47776/islamnusantara.v1i1.49
- Masaaki O. Anatomy of the Islam Nusantara Program and the Necessity for a “Critical” Islam Nusantara Study. Islam Nusantara: Journal for the Study of Islamic History and Culture. 2020;1(1):13–40. DOI: 10.47776/islamnusantara.v1i1.44
- Mahmud A. Islam and Religion Plurality. Indonesian Journal of Islamic Education and Local Culture. 2023;1:47–59. DOI: 10.22437/ij ielc.v1i1.28158
- Zulkarnaini Z., Ansor M., Masyhur L. Sharia in power: non-Muslims and he performance of Islamic politics in Aceh public Sphere, Indonesia. Indonesian Journal of Islam and Muslim Societies. 2022;12(2):257–283. DOI: 10.18326/ij ims. v12i2.257–283
- Qodir Z. The Formalization of Sharia in Aceh to Discipline the Female Body. Al-Jami’ah: Journal of Islamic Studies. 2020;60(1):63–90. DOI: 10.14421/ ajis.2022.601.63–90
- Ubaedillah A. The Minority and the State: Chinese Muslims in the Modern History of Indonesia. Al-Jami’ah: Journal of Islamic Studies. 2023;62(1):107–136. DOI: 10.14421/ajis.2023.611.107–136
- Fasya T. Keberagaman Semu dan Dilema Minoritas di Kota Banda Aceh. Islam Nusantara: Journal for the Study of Islamic History and Culture. 2021;2(1):71– 92. DOI: 10.47776/islamnusantara.v2i1.105
- Darma S.H. Relationship of Religion and Culture. International Journal of Nusantara Islam. 2021;9(1):149–162. DOI: 10.15575/ij ni.v9i1.12233
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время исследования религиозности становятся все более популярными и актуальными, а термин «духовность» приобретает новое значение. Наблюдается тенденция интереса к духовному развитию со стороны молодых людей, которые избирают концепцию духовности как основу своего личностного развития. В статье представлены результаты анализа взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем стресса и религиозной ориентацией среди молодых людей, проживающих в России. В исследовании приняли участие 104 респондента: 52 мужчины и 52 женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Для определения копинг-стратегий использовалась русскоязычная адаптация опросника «COPE», разработанного К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом, в адаптации Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина и Е.А. Рассказовой. Для измерения религиозной ориентации использовалась Шкала религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, тип религиозного совладания оценивался с помощью краткого опросника религиозного совладания B-RCOPE. Анализ результатов исследования подтвердил нашу гипотезу о том, что копинг-стратегии тесно связаны с уровнем стресса: активные стратегии совладания помогают снизить уровень стресса, в то время как избегающее копинг-поведение коррелирует с высоким уровнем стресса. Кроме того, исследование показало, что религиозная ориентация и тип религиозного совладания оказывают влияние на выбор копинг-стратегий. У участников с внутренней религиозной ориентацией и позитивным религиозным совладанием чаще проявлялись активные копинг-стратегии, тогда как внешняя религиозность и негативное совладание ассоциировались с избеганием и пассивным поведением. Это свидетельствует о том, что религиозность может играть важную роль в выборе способов совладания со стрессом у молодёжи, проживающей в России. Выявлено, что именно религиозный копинг применяется ими наиболее часто.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) встречается у 1–3% взрослого населения и считается крайне истощающим и тяжелым состоянием с сопутствующими осложнениями в социальной, профессиональной и семейной сферах. При этом редко происходит выделение культурно-специфических (этнических, региональных и религиозных) аспектов проявления данного состояния и еще реже – культурной специфики психологической консультативной помощи.
Данная статья является составной частью серии публикаций, в которых на примере конкретных кейсов детско-родительских отношений показана положительная динамика психологической работы, опирающейся на ингушскую культуру и религиозные ценности. Результаты накопленного автором опыта показывают, что мультикультурная компетентность терапевта обеспечивает ему не только высокий уровень доверия со стороны клиента, но и профессиональный подход, базирующийся на культурных аспектах осуществления психологической помощи [1; 2; 3; 4; 5].
В статье рассматривается влияние конкретных радикальных течений ислама на своих адептов посредством языковых установок. Во введении автор проанализировал глобальные причины, из-за которых человек в современном обществе особо подвержен разного рода вовлечениям в деструктивные культы. Основная часть статьи посвящена анализу практических примеров словесных манипуляций, которые используют исламисты. Упомянуты экстремистские и террористические организации, деятельность которых запрещена на территории РФ, и их искаженные толкования классических богословских текстов. Путем анализа специальной литературы на русском и арабском языках, а так- же эмпирическим путем рассказано о способах вербального воздействия на личность верующего. Автор публикации лично провел много встреч в СИЗО с подследственными и обвиняемыми по экстремистским и террористическим статьям и собрал большой эмпирический материал. Сделан вывод о главных языковых манипуляциях исламистских организаций.
В статье описываются негативные последствия, к которым приводит отсутствие грамотного подхода к решению проблемы, связанной с определением права на уход за несовершеннолетними детьми после развода родителей. Основное внимание уделяется разъяснению важнейших норм исламского семейного права и российского законодательства, актуальных для таких ситуаций. Между этими нормами проводится сравнительный анализ с указанием на точки соприкосновения и различия. Цель исследования – раскрыть проблему, связанную с правом на уход за несовершеннолетними, с которой сталкиваются мусульмане РФ во время бракоразводных процессов. Автор статьи обращает внимание на то, что по причине некоторых различий в этих правовых нормах у мусульман могут возникать сложности, связанные с желанием в правовом поле соблюсти правила своей религии и одновременно не переступать постановления российского права. Автор также попытался указать на пути выхода из сложившейся ситуации, сочетая, где это возможно, нормы прав обеих позиций. Научная новизна заключается в изучении ключевых проблем, с которыми сталкиваются мусульмане России в вопросах, связанных с бракоразводным процессом, в частности, относительно права на уход за несовершеннолетними детьми после развода родителей. Проводится сравнительный анализ между нормами ислама и позицией Семейного кодекса РФ в этих вопросах. В результате определено, что мусульманскому сообществу необходимо знать и изучать как нормы ислама относительно права на уход за несовершеннолетними после развода родителей, так и позицию российского законодательства. Очень важно научиться сочетать эти нормы. Также за решением по- добных вопросов в случае возникновения спора следует обращаться к кади. Он поможет избежать ошибок и определить, кому принадлежит преимущественное право на уход за несовершеннолетними.
Настоящая статья посвящена исследованию природы и сущности одной из основополагающих концепций исламского права – иджма’ – в методологических воззрениях кади и муфтия ЦДУМ России Ризаэтдина Фахретдинова (1859–1936). Концептуальные особенности характерных взглядов Фахретдинова на природу иджма’, его сущность, условия возникновения и специфику его практической адаптации позволили ему поднять важные вопросы относительно компетенции участников, принимающих консолидированное решение, категоричности и продолжительности юридической силы таких решений. Его взгляды на институализацию иджма’ могут указывать на наличие региональной компетенции представителей иджма’. Исследование иджма’ проведено на основе сравнения воззрений Фахретдинова со взглядами классических методологов (усулиййун), в ходе которого автором предпринимается попытка их обоснования в рамках ханафитской методологической мысли. Статья призвана внести вклад в изучение природы иджма’ и его роли в религиозно-правовой жизни мусульман, переосмысление оценки классического наследия фикха, развитие критического и практико-ориентированного подхода в индивидуальных и коллегиальных формах фетвотворчества и привлечь к этим вопросам внимание современных исследователей в области методологии исламского права.
В статье предпринята попытка изложить результаты анализа роли и исторического значения новаторских взглядов Гатауллы Баязитова (1846–1911) в развитии культурного потенциала татарского народа. Автор обращает внимание на время и суть новаций в традиционном российском мусульманском обществе. Рядом татарских интеллектуалов были заложены отвечающие научным требованиям подходы и методы, сформирован инструментарий, пригодный для обсуждения нового понимания того, как взаимодействуют богословские и философские знания. Новаторы предложили новые концепции теории познания, направленные на раскрытие религиозной мысли в современном ее понимании: такие как уверенность в человеческом разуме, первичность человека, имманентность Бога. Через осмысление ряда концептуальных вопросов исламской теологии татарские просветители-богословы выработали методы преодоления мировоззренческих проблем мусульманского сообщества. Это в свою очередь позволило заложить основы выстраивания государственно-конфессионального диалога. Автор приходит к выводу, что парадигма мышления, выстроенная новаторами, заключалась в необходимости реализации божественных указаний в общественно производственной деятельности, а не только в духовной сфере. Это является залогом развития функции познания и решающим критерием в поиске истины. Таким образом мы можем наблюдать процесс преобразования теологии из средневековой науки о Боге в современную науку о вере.
В данной статье рассматривается наследие одного из крупных арабо-мусульманских ученых-лингвистов X века Абу-аль-Фатха ’Усмана ибн Джинни. Проведен обзор наиболее выдающихся работ автора. Произведен анализ работ в аспекте использования коранического текста как предмета, так и инструмента познания отраслей арабской грамматики. В качестве иллюстрации цитирования Корана в рассматриваемых трудах приведены конкретные примеры. Целью статьи является акцентирование внимания на толковании Священного Корана через призму арабского языка « » и презентация Ибн-Джинни для российского сообщества не только в качестве лингвиста, но и в качестве муфассира. Также выводом данной статьи является подтверждение обоснованности тезиса о том, что как тщательное изучение арабской грамматики невозможно без обращения к кораническим аятам, так и углубленное понимание Божественного Откровения требует знания грамматики арабского языка.
В статье рассматриваются основные этапы становления методологических принципов в исламской теологии. В работе автор анализирует различные формы проявления методологических подходов в богословской мысли, возникшие у мусульман начиная с VII в. с теоретических поисков праведных предшественников – саляфов, метода в каламе, а также методологические поиски в современной богословской мысли и исламском модернизме. Анализ становления методологических принципов дает автору возможность утверждать, что эта проблема является одной из самых неразработанных и в современной исламской теологии.
В статье описывается духовно-просветительская деятельность как одно из условий решения стратегической задачи по защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Служители (персонал, волонтеры) религиозных организаций рассматриваются в качестве потенциальных специалистов в сфере духовно-нравственного просвещения. Свое отношение к новому виду внерелигиозной деятельности выразило башкортостанское духовенство, приняв участие в специально разработанном опросе. Исследование показало, что представители духовенства Республики Башкортостан, считая себя носителями духовных, религиозных знаний, способны поделиться с прихожанами своим опытом, готовы формировать у молодого поколения умения и навыки религиозного способа познания мира, умеют прививать ценностные установки вероучения, имеют опыт проведения просветительских мероприятий и проявляют высокую готовность к ведению просветительской деятельности. Но при этом понимают, что могут удовлетворить образовательные потребности и интересы в сфере религиозных культур лишь частично. Выявленная высокая потребность духовенства в освоении духовно-просветительских компетенций приводит исследователя к выводу о необходимости включения специального курса в образовательный процесс православных и мусульманских высших учебных заведений, более того, разработки программы магистратуры «Духовно-нравственное просвещение».
В статье анализируется феномен исламского активизма, распространенного на территории Республики Индонезия, транслируемого ведущими исламскими организациями страны.
Феномен исламского активизма зародился в середине XIX века под воздействием интервенции западных стран в исламские регионы. Исламский активизм как явление до сих пор имеет неструктурированный характер и является реакцией мусульманского общества на вызовы мира. Он затрагивает абсолютно все сферы человеческой жизни, начиная от организации кружков по интересам и заканчивая глобальной политикой. Одно из его главных свойств – это формирование крупных религиозных организаций, являющихся проводниками идеологий, свойственных региону.
Ярким примером такой организации в Индонезии является исламская организация Нахдатул Улама, которая, к сожалению, не так хорошо изучена отечественными исследователями. Нахдатул Улама, используя пассионарную силу исламского активизма, сумела потеснить остальные исламские организации и занять одно из ведущих мест в современной Индонезии. В рамках исследования мы попытаемся показать специфические черты организации, сравнить Нахдатул Улама с ее главным идеологическим оппонентом – социально-религиозной исламской организацией Мухаммадия, а также понять, исходя из каких критериев проистекает успех Нахдатул Улама и какую роль в нем играет феномен исламского активизма
В статье анализируется создание и функционирование 95-го запасного пехотного полка в Российской империи в период Первой мировой войны. Основное внимание уделяется вопросам национализации и мусульманизации состава полка, что являлось важным этапом в реформировании российской армии в условиях многонационального государства. Автор рассматривает, как процесс мусульманизации способствовал укреплению национального самосознания среди мусульманских военнослужащих и способствовал их интеграции в армию. Также исследуется влияние этих изменений на общественные настроения, отношения между различными этническими группами и восприятие ими военной службы. Важное место уделено анализу взаимодействия мусульманских формирований с командованием и властями, а также их роли в мобилизационных процессах того времени. Автор статьи обобщает исторические источники и архивные данные, предоставляя комплексное исследование влияния мусульманских воинских частей на развитие армии и общества в условиях войны и революции.
Предметом исследования в статье являются изобразительные материалы 1862– 1863 гг., отражающие особенности костюмного комплекса волго-уральских татар и его изображения в зависимости от времени, теоретического и практического знания о народах, проживавших в определенном регионе, и презентации материального наследия через социокультурное восприятие художника К.Ф. Гуна.
По результатам проведенной работы было выявлено, что художник создал изображения в городских и в сельских населенных пунктах, обозначил сословные различия через особенности костюмного комплекса – используемые материалы, многочастные головные уборы и их отличия друг от друга, декоративные элементы и украшения. Он впервые разграничил разность одежды, бытовавшей в частном и общественном пространстве, и актуализировал в изображениях характерные особенности костюмов в зависимости от половозрастных характеристик их обладателей. Однако необходимо указать и на спорные моменты в изображениях, которые встречались в работах К.Ф Гуна: нетипичные головные уборы, аналоги которых не сохранились в музейных или частных коллекциях; ошибки в административно-территориальном делении, когда художник одних и тех же людей зарисовывал в разных губерниях, исходя из его подписей; путаница в народах, например, неоднозначный костюмный комплекс старокрещенок (татары-кряшены), более близкий к одежде вотяков (удмуртов).
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru