Архив статей журнала

Религиозность как фактор эмоционального благополучияроссийской молодежи (на примере православных и мусульман) (2024)
Выпуск: № 3, Том 17 (2024)
Авторы: Мизаев Расул Абуевич

В настоящее время исследования религиозности становятся все более популярными и актуальными, а термин «духовность» приобретает новое значение. Наблюдается тенденция интереса к духовному развитию со стороны молодых людей, которые избирают концепцию духовности как основу своего личностного развития. В статье представлены результаты анализа взаимосвязи между копинг-стратегиями, уровнем стресса и религиозной ориентацией среди молодых людей, проживающих в России. В исследовании приняли участие 104 респондента: 52 мужчины и 52 женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Для определения копинг-стратегий использовалась русскоязычная адаптация опросника «COPE», разработанного К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом, в адаптации Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина и Е.А. Рассказовой. Для измерения религиозной ориентации использовалась Шкала религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, тип религиозного совладания оценивался с помощью краткого опросника религиозного совладания B-RCOPE. Анализ результатов исследования подтвердил нашу гипотезу о том, что копинг-стратегии тесно связаны с уровнем стресса: активные стратегии совладания помогают снизить уровень стресса, в то время как избегающее копинг-поведение коррелирует с высоким уровнем стресса. Кроме того, исследование показало, что религиозная ориентация и тип религиозного совладания оказывают влияние на выбор копинг-стратегий. У участников с внутренней религиозной ориентацией и позитивным религиозным совладанием чаще проявлялись активные копинг-стратегии, тогда как внешняя религиозность и негативное совладание ассоциировались с избеганием и пассивным поведением. Это свидетельствует о том, что религиозность может играть важную роль в выборе способов совладания со стрессом у молодёжи, проживающей в России. Выявлено, что именно религиозный копинг применяется ими наиболее часто.

Сохранить в закладках