В статье рассмотрена деятельность земств в сфере общественного призрения. Дан анализ сотрудничества земств с городскими общественными управлениями и с частными благотворительными обществами. Изучены вопросы правового регулирования, организации и финансирования учреждений. Выявлены основные направления деятельности по призрению детей, сирот, содействие усыновлению и организации приютов, недееспособных, инвалидов, престарелых, душевнобольных, попечительство о бедных, а также устройство столовых, выдача пособий и разовых выплат. Сделан вывод о том, что земства в рассматриваемый период не являлись единственными организаторами и кураторами общественного призрения, но, в целом, данный опыт может быть апробирован на современном этапе.
Идентификаторы и классификаторы
Призрение – вопрос, который не может быть отнесен к определенной специальности. Заключая в себе много сторон, входящих в круг наук о народном здравии, он касается вопросов правового характера, финансового, административного права и др., поэтому редко можно встретить лицо, всесторонне осведомленное в этом деле, а для большинства населения главные данные, на которых должно покоиться все дело, очень мало известны.
Список литературы
- Веселовский Б. Земство и общественное призрение // Вестник Пензенского земства. 1914. № 10. С. 493-502.
- Кайдышева Н.Н. Власть и общество в деле попечения о детях в Пермской губернии в годы Первой мировой войны // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 5. С. 51-58.
- Об устройстве дневных летних детских приютов-яслей // Журналы Пермского губернского земского собрания 53-й чрезвычайной сессии и доклады управы сему собранию. Пермь: Электро-типография Губернского Земства, 1915. - 237 с.
- Ошанин М.А. О призрении покинутых детей. Ярославль: типо-лит. губ. зем. управы, 1912. - 283 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье анализируется функционирование учреждений среднего профессионального образования в землеустроительной сфере на примере Курского землемерного училища. На основе архивных и делопроизводственных материалов, в том числе впервые введенных в научный оборот, исследуются особенности учебного процесса, кадрового состава и имущественной основе создания и работы Курского землемерного училища в XIX - начале XX вв. Автором проанализированы организационные и управленческие аспекты подготовки кадров для межевой; выделены недостатки и позитивный опыт создания и функционирования специализированных межевых учебных заведений. Делается вывод о том, что система землеустроительного обучения развивалась достаточно успешно и был достигнут положительный результат в части кадровой комплектации землемерных и межевых органов.
Статья посвящена одному из известных юристов-международников последней четверти XIX века - профессору юридического факультета Харьковского Императорского университета В.П. Даневскому. Автор, используя опубликованные источники и материалы, периодические издания конца XIX в., раскрывает общественную деятельность профессора В.П. Даневского в качестве гласного Дмитриевского уездного земского собрания и почётного мирового судьи Дмитриевского уезда Курской губернии. Особое внимание уделено вопросу личного вклада В.П. Даневского в развитие общественного самоуправления и мировой юстиции в Дмитриевском уезде. На примере дискуссий по вопросам избирательного права, толкования понятия «избирательный имущественный ценз», права контроля гласными деятельности исполнительных органов земства показана многогранность правовых взглядов учёного, его стремление к совершенствованию организации работы земств. Рассматриваемые в статье вопросы не потеряли своей актуальности, теоретического и практического интереса в современных условиях.
В статье на основе приложения к историческому материалу теоретических подходов Б.Б. Черепахина (о дихотомии публичного и частного в праве) и М. Вебера (о рационализации права) предпринимается попытка объяснить такие тенденции в эволюции средневекового европейского судебного процесса, как усиление публичности и рационализация. Указанные тенденции проявляются в централизованном регулировании и субординации субъектов (публичность по Б.Б. Черепахину), отмене ордалий и судебных поединков, введении стандарта доказывания (формальная рационализация по М. Веберу). Важнейшими условиями и определяющими причинами тенденций усиления публичности и рационализации были борьба за расширение юрисдикции суверенов (католической церкви, императоров, королей, феодалов, самостоятельных городских коммун и т. д.) и деятельность ученых-юристов по анализу и переработке древнеримского правового наследия.
Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования деятельности частей особого назначения (ЧОН) на всем периоде их существования с 1919 по 1924 гг. Делается акцент на том, что государственная регламентация деятельности ЧОН фактически отсутствовала, отряды были учреждены и действовали на основании циркуляров и постановлений ЦК РКП(б). Автор приходит к выводу, что своеобразие нормативного регулирования деятельности частей особого назначения заключалось в том, что в отличие от иных чрезвычайных формирований этого периода, оно осуществлялось партийными директивами, а также распорядительными документами Реввоенсовета, командующего и штаба ЧОН. Объяснение этого своеобразия автор видит в том, что партия так и не смогла определить место и роль ЧОН, а также нежеланием придавать очевидность дублированию функций ЧОН и иных специализированных структур и подразделений.
В статье рассматриваются оценки выборов в I и II Государственные Думы Российской империи в церковной периодической печати. На основе материалов журнала Казанской духовной семинарии «Церковно-общественная жизнь» дается характеристика провинциального немонархического церковного издания институту парламентаризма и роли духовенства в нем. Анализируется отношение издания к политической деятельности православных священников. Рассматривается политическая платформа редакции журнала и ее связь с «Союзом 17 октября». Показывается связь публикуемых в журнале статьях вопроса о представительстве духовенства в Государственной Думе с вопросом обновления церковной жизни. Выделяются оценки, данные редакцией журнала монархическим партиям и церковным властям в связи с поддержкой монархистов в ходе избирательных кампаний.
Методология хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения позволила провести в данной статье хронодискретное исследование, которое касается межведомственного взаимодействия судебных приставов с полицией в дореволюционной и современной России. Институт судебных приставов является хронодискретным, поэтому выбор метода ХМСП является более чем логичным. Автор делает акцент на относительно недавнем реформировании института судебных приставов, что указывает на особый интерес к данной тематике, как в плане самого института, так и его взаимодействия с другими ведомствами. Принуждение должников к исполнению судебных решений являлась неоспоримой и основной обязанностью судебных приставов-исполнителей в оба изучаемых нами периода. Естественно этот процесс не может быть ограничен рамками деятельности только лишь одних приставов, поэтому большую роль играет взаимодействие с другими органами власти в целях безопасности и квалитативного осуществления своих полномочий. В настоящее время данный вопрос охватывает более широкий спектр форм взаимодействия, а поиск новых подходов к реализации поставленных межведомственных задач встает в основу симбиоза рассматриваемых ведомств. Поэтому выработка практических рекомендаций по усовершенствованию действующего законодательства, которая может явиться следствием сравнения взаимосвязи приставов-исполнителей и полиции в разные исторические периоды может привнести ценность не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
Актуальность темы статьи объясняется задачами более глубокого изучения особенностей правотворчества хозяйственных органов Советской власти и правовых актов экспроприационного содержания. Смена общественно-экономического строя России в 1917 году обусловила замену управленческих кадров, определение новых целей государственного строительства, создание новых органов управления, рождение первых актов социалистического права. Среди этих проблем особое значение придавалось поддержке и укреплению экономики страны на основе государственной и коллективной собственности на средства производства, работе Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Используя методы историко-хронологического описания, логики, аналитического осмысления фактов, формально-юридического анализа нормативных текстов, автор пришел к выводу, что ВСНХ в сложный период Гражданской войны и иностранной военной интервенции оправдал свое предназначение: принял на себя значительный объем организационно-правовой работы по управлению промышленностью; участвуя в экспроприационной политике этот орган управления хозяйством страны с января 1918 г. реализовывал свои полномочия по отчуждению имуществ из частной собственности; основные задачи смены экономического базиса были решены к 1921 году; затем определенная часть работы была посвящена работе денационализации, возвращению некоторым собственникам их предприятий и имуществ.
Автор статьи рассматривает португальскую экспансию в Малайе[107] (1511-1641 гг.) и ее влияние на формирование институтов публичной власти в Малайе. Рассматривается общественно-политическая ситуация на Малайском полуострове к моменту появления первых европейцев - португальцев. Наиболее развитым государством в данном регионе на момент прихода португальцев являлся Малаккский султанат. В султанате был разработан первый унифицированный законодательный акт на Малайском архипелаге - Малаккский кодекс. Опираясь на указанный памятник малайского права, в котором зафиксированы принципы организации государственной власти, автор рассматривает роли и полномочия главных государственных должностных лиц султаната: бендахары, теменггонга, лаксаманы и шахбандара. Захват португальцами Малакки в 1511 г. привел к распаду и упадку Малаккского султаната. Автор подробно рассматривает структуру публичного управления колоний Португалии в Индии и Малайе. Автор проводит анализ внедренной системы лицензирования судов - картаз (исп. - cartaz[108]) Португалией в Индии и Малайе, которая представляла собой систему сбора налогов и институциональное ограничение свободы судоходства в открытом море. По мере расширения территорий в португальском государстве происходят изменения в форме государственного устройства, она обретает характерные черты морской империи с периферийными институтами и самоорганизованными сетями торговцев. С расширением границ экспансии португальцы формируют систему органов публичной власти для организации управления колониями. Автор анализирует органы публичной власти португальской администрации в Малакке сравнивая их с предыдущей мусульманской администрацией.
Статья посвящена организационным и социальным основаниям подготовки судебной реформы 1864 г. в России. В ходе ее подготовки во временных рамках с 1840 по 1864 гг. выделяются два этапа, во многом определявшиеся субъективными факторами. Содержание судебного реформирования непосредственно в статье представлено на примере разработки проектов судебной реформы Д.Н. Блудовым и С.И. Зарудным. Автором впервые вводятся в научный оборот отдельные фрагменты «Дела по преобразованию судебной части в России», составленного С.И. Зарудным и являющегося главным источником познания подготовки судебной реформы 1864 г. При написании статьи также предпринята попытка определить ценностные ориентиры реформирования правосудия в России в русле сохранения отечественных традиций и адаптации западноевропейского опыта, что определяло направленность действий разработчиков судебной реформы на разных этапах ее подготовки.
В статье рассматривается созданный в 1775 г. в Российской империи и просуществовавший почти до судебной реформы 1864 г. институт совестного суда. Анализируется законодательство, регламентирующее организацию и деятельность совестного суда, рассматривается вопрос о его практической эффективности. Акцентируется внимание на примирительной функции совестного суда и специфике его состава. Авторы приходят к выводу, что совестный суд являлся специфическим вариантом суда с народным представительством в Российской империи и соответствовал модели суда шеффенов. Также делается вывод о том, что имевший сословный характер совестный суд был продуктом своего времени, не имевшим никаких шансов на сохранение в пореформенной России.
Настоящая статья посвящена изучению места и роли актов Правительствующего Сената в правовой системе Российской империи второй половины XIX века - начала XX века. Анализируется взаимосвязь между актуальностью исследования судебной практики судов Российской империи и Судебной реформой 1864 года. Приводятся мнения ученых-юристов относительно места и роли судебной практики среди источников права в Российской империи, а также рассматривается дискуссия об обязательности актов кассационных департаментов для нижестоящих судов. Делается вывод о значимости судебной практики Сената для развития всей правовой системы пореформенной России даже без формального наличия у этих актов обязательного для правоприменителей характера. До настоящего времени в российской правовой доктрине сохранились многие постулаты, обозначившиеся во второй половине XIX - начале ХХ века, относящиеся к возможному ответу на вопрос о месте и роли решений верховного суда в системе источников права.
В статье дается внутренняя и внешняя критика одного из немногочисленных документов личного происхождения присяжных заседателей Российской империи о суде присяжных - «Записок присяжного заседателя» П.П. Егорова. Отмечается, что это сочинение является единственным известным нам документом личного происхождения данной группы, которое было создано провинциальным присяжным заседателем. Все остальные документы личного происхождения присяжных заседателей были созданы в результате наблюдений за деятельностью суда присяжных в Санкт-Петербурге и Москве. Установлены некоторые сведения об авторе «Записок присяжного заседателя», характеризуется содержание этого исторического источника. Делается вывод, что рассматриваемое произведение являются интересным историческим источником, который не обладает серьезной фактографической ценностью, но позволяет ощутить дух изучаемой эпохи и понять, как современники воспринимали тогда еще новый институт - суд присяжных.
Издательство
- Издательство
- Курский государственный университет
- Регион
- Россия, Курск
- Почтовый адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- Юр. адрес
- 305000, Курская область, город Курск, ул. Радищева, д.33
- ФИО
- Худин Александр Николаевич (ректор)
- E-mail адрес
- info@kursksu.ru
- Контактный телефон
- +7 (471) 2702247
- Сайт
- https://kursksu.ru