В статье представлено исследование баланса чувственного и рационального у испытуемых разных клинических групп, а также выявление особенностей регуляции эмоций во взаимосвязи с соматическим компонентом личности. Обследовались пациенты с соматическим профилем отделений эндокринологии и пульмонологии и пациенты отделения неврозов. В качестве группы сравнения были опрошены люди, активно занимающиеся спортом. Выявлена взаимосвязь между алекситимией и способами эмоциональной дисрегуляции. Чем выше уровень алекситимии, тем ниже телесная осознанность. Выявлено, что пациенты отделения неврозов имеют высокие баллы по шкале алекситимии, группа с соматической патологией находится на промежуточном уровне. Основными дисрегуляторными способами эмоционального реагирования являются руминация и трудности ментализации.
Идентификаторы и классификаторы
Регулирование эмоций включает в себя согласованные отношения с самим собой, в том числе эффективную связь между телом, разумом и чувствами. Эффективное регулирование эмоций включает в себя способность точно обнаруживать и оценивать сигналы, связанные с физиологическими реакциями на стрессовые события, сопровождаемые соответствующими стратегиями регулирования, которые смягчают и влияют на эмоциональный ответ.
Список литературы
- Пронин С. В., Чухрова М. Г., Егорова Л. С. Психосоматика в клинической практике: монография. Новосибирск: Немо Пресс, 2019. 172 с.
- Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2. С. 11–20.
- Чухрова М. Г., Маркова Е. В. Психосоматическая патология в контексте адаптации личности: монография. Saint-Louis: Science and Innovation Center Publishing House, 2016. 196 с.
- Чухрова М. Г., Пилипенко Г. Н. Алекситимия и адаптация личности. Новосибирск: Альфа Ресурс, 2011. 96 с.
- Blair R. J., White S. F., Meffert H. et al. Emotional learning and the development of differential moralities: implications from research on psychopathy // Annals of the New York Academy of Sciences. 2013. Vol. 1299. P. 36–41.
- Brewer R., Happé F., Cook R. et al. Commentary on “Autism, oxytocin and interoception”: Alexithymia, not autism spectrum disorders, is the consequence of interoceptive failure // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2015. Vol. 56. P. 348–353. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2015.07.006
- Dhabhar F. S., Malarkey W. B., Neri E. et al. Stress-induced redistribution of immune cells – from barracks to boulevards to battlefields: a tale of three hormones – Curt Richter Award winner // Psychoneuroendocrinology. 2012. Vol. 37, Issue 9. P. 1345–1368.
- Di Tella M., Tesio V., Ghiggia A. et al. Coping strategies and perceived social support in fibromyalgia syndrome: relationship with alexithymia // Scandinavian Journal of
Psychology. 2018. Vol. 59. P. 167–176. DOI: 10.1111/sjop.12405 - Drossman D. A. Functional gastrointestinal disorders: History, pathophysiology, clinical features, and Rome IV // Gastroenterology. 2016. Vol. 150. P. 1262–1279. DOI: 10.1053/j.gastro.2016.02.032
- Faramarzi M., Kheirkhah F., Shokri-Shirvani J. Psychological factors in patients with peptic ulcer and functional dyspepsia // Caspian Journal of Internal Medicine. 2014. Vol. 5, Issue 2. P. 71–76.
- Gronke K., Kofoed-Nielsen M. Innate lymphoid cells, precursors and plasticity // Immunology Letters. 2016. Vol. 179. P. 9–18.
- Hayley S., Audet M. C., Anisman H. Inflammation and the microbiome: implications for depressive disorders // Current Opinion in Pharmacology. 2016. Vol. 29. P. 42–46.
- Hosoi M., Molton I. R., Jensen M. P. et al. Relationships among alexithymia and pain intensity, pain interference, and vitality in persons with neuromuscular disease: considering the effect of negative affectivity // Pain. 2010. Vol. 149. P. 273–277. DOI: 10.1016/j. pain.2010.02.012
- Jones K. H., Jones P. A., Middleton R. M. et al. Physical disability, anxiety and depression in people with MS: an internet-based survey via the UK MS Register [Электронный ресурс] // PLOS One. 2014. Vol. 9, Issue 8. URL: https://journals.plos.org/plosone/ article?id=10.1371/journal.pone.0104604 (дата обращения: 10.11.2022).
- Lopes P. C. Why are behavioral and immune traits linked? // Hormones and Behavior. 2017. Vol. 88. P. 52–59.
- Muscatello M. R., Bruno A., Mento C. et al. Personality traits and emotional patterns in irritable bowel syndrome // World Journal of Gastroenterology. 2016. Vol. 22, Issue 28. P. 6402–6415.
- Röhricht F., Sattel H., Kuhn C. et al. Group body psychotherapy for the treatment of somatoform disorder – a partly randomised-controlled feasibility pilot study [Электронный ресурс] // BMC Psychiatry. 2019. URL: https://bmcpsychiatry.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12888-019-2095-6 (дата обращения: 10.11.2022).
- Schulz A., Vögele C. Interoception and stress [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2015.00993/full (дата обращения: 10.11.2022).
- Shah P., Hall R., Catmur C. et al. Alexithymia, not autism, is associated with impaired interoception // Cortex. 2016. Vol. 81. P. 215–220. DOI: 10.1016/j.cortex.2016.03.021
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы подмены смыслов и языка в традиционных славянских танцах, которые выражаются в нарушении тождества числовых значений музыкального размера, ритма, темпа с ритмо-двигательными константами и вербальными рифмам, которые не согласуются с внутренними образами генетической памяти. Это приводит к нарушению изоморфизма функциональных систем, снижению национального иммунитета, социального оптимизма и деформации национального образа.
В статье под новым психологическим углом впервые и подробно рассматриваются составляющие экономической формулы Р. Оуэна, насчитывающей два столетия и отводящей по восемь часов работе, сну и свободному времени индивида. Авторы начинают с того, что демонстрируют и подвергают критике негативные, вредные для физического здоровья и психологического благополучия тенденции, ныне преобладающие в каждом из указанных интервалов. Затем приводятся рекомендации, основанные на данных современной науки, которые позволяют оптимизировать каждый из указанных интервалов в целях общего улучшения внутреннего состояния человека. Так, авторы советуют увеличить продолжительность сна, а также уменьшить усилия, связанные с конкуренцией и соперничеством в профессиональной деятельности. Высвободившиеся ресурсы становятся доступными в сложной творческой деятельности, предпринимаемой в свободное время в целях саморазвития индивида и получения им максимума приятных и полезных для физического и психического здоровья переживаний. Предлагается и подробно обосновывается полезность общего смещения интересов человека из «экономической» в «индивидуально-психологическую» сферу. Приводимые в статье рекомендации, обоснованные современными научными данными, оказываются поддержаны идеями К. Маркса, высказанными в середине XIX в. Согласно этим воззрениям, в обществе будущего мерой истинного богатства станет именно свободное время, а свободно выбранный творческий труд превратится в первейшую потребность, источник саморазвития человека. Аргументы, используемые в статье, позволяют информированному индивиду принять осознанные решения по оптимизации собственной жизни и повышению внутреннего благополучия.
В статье рассматриваются возможности сочетания в образовательном процессе современного вуза задач профессионального развития личности с задачами ее социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Ставится цель экспериментально исследовать возможности применения проектного метода обучения как комплексного педагогического инструмента, одновременно создающего условия для успешного профессионального развития студентов вузов и способствующего процессу формирования и развития коллективов студенческих групп.
Представлен общий обзор научного подхода к институциализированной форме профессионального развития студентов высшей школы как будущих участников трудовых отношений. Описываются сложившиеся представления об этапах профессионального становления, которые соотносятся с формированием отдельных знаний, умений и навыков в рамках разработанного в науке компетентностного подхода. Приводятся теоретические аспекты формирования коллектива, а также принципы коллективной деятельности и «коллективного способа обучения». Представлен краткий обзор теоретических основ, понятийного аппарата, алгоритмов осуществления проектного метода, опираясь на современные научные работы.
Приводятся результаты исследования участия студентов в учебном проекте по дисциплине «Маркетинг». Формулируется вывод о существующем влияния совместной проектной деятельности студентов на их профессиональное развитие и на показатели формирования коллективов в студенческих группах, также о возможностях использования проекта в качестве комплексного педагогического инструмента.
В статье представлено изучение ценностных ориентаций у лиц ранней и поздней взрослости в сравнении. В интернет-пространстве опрошены 500 человек, из них: периода ранней взрослости (20–25 лет) – 250 чел., периода поздней взрослости (55–65 лет) – 250 чел. Применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Выявлено, что основные различия в ценностных ориентациях у лиц периода поздней взрослости по сравнению с аналогичными у лиц ранней взрослости выявлены в шкалах «Здоровье», «Красота», «Познание», «Продуктивная жизнь», «Развитие», «Семейная жизнь». Показано, что с увеличением возраста происходит смещение к увеличению конкретных ценностей и снижение важности абстрактных и профессиональных ценностей. С увеличением возраста женщины начинают больше беспокоиться о своем здоровье, ценность которого возрастает, а для мужчин более важной остается ценность общения с друзьями, т. е. социальная включенность.
В статье подчеркивается актуальность проблематики эмоционального интеллекта в современном мире, рассматриваются теоретические подходы и модели к пониманию и изучению эмоционального интеллекта. Анализируются основные отличия и сходства взглядов зарубежных и отечественных авторов, выражающихся в подходах к пониманию феномена эмоционального интеллекта. В заключении делается вывод о том, что через повышение уровня эмоционального интеллекта человек повышает качество своей жизни.
В статье рассматривается взаимосвязь между исследованиями любовной аддикции и аддиктивного поведения. Представлены определения любовной аддикции и ее характеристика, анализ аддиктивного поведения химической природы, а также произведено сравнение поведения субъектов с химической зависимостью и любовной аддикцией. В ходе исследования было показано, что романтическая любовь может быть рассмотрена как положительная зависимость, когда отношения любовной пары взаимны, нетоксичны и уместны, а также может быть рассмотрена как негативная зависимость, т. е. вредная, когда она не взаимна, токсична, неуместна или формально отвергнута. Опыт аддиктиологии химических зависимостей подсказывает и обогащает исследование и понимание любовной аддикции.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между личностными особенностями и склонность к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих проблему проявления черт личности и склонности к риску. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 60 человек – военнослужащие мужского пола в возрасте 30–45 лет, их них 31 – военнослужащие летного состава (ЭГ-1), 29 – военнослужащие наземного состава (ЭГ-2). Методы: при помощи сравнительного анализа с применением непараметрического U-критерия Манна–Уитни были выявлены различия и определены особенности проявления личностных черт и параметров склонности к риску у испытуемых двух эмпирических групп. При помощи корреляционного анализа rs-Спирмена выявлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Результаты: проведенный сравнительный анализ позволил установить, что существуют особенности в проявлении исследуемых параметров у испытуемых ЭГ-1 (летный состав) и ЭГ-2 (наземный состав). При анализе корреляционных зависимостей были определены наиболее содержательные конфигурации взаимосвязей между параметрами личностных особенностей и склонности к риску у испытуемых в каждой эмпирической группе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/