В статье рассматриваются возможности сочетания в образовательном процессе современного вуза задач профессионального развития личности с задачами ее социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей. Ставится цель экспериментально исследовать возможности применения проектного метода обучения как комплексного педагогического инструмента, одновременно создающего условия для успешного профессионального развития студентов вузов и способствующего процессу формирования и развития коллективов студенческих групп.
Представлен общий обзор научного подхода к институциализированной форме профессионального развития студентов высшей школы как будущих участников трудовых отношений. Описываются сложившиеся представления об этапах профессионального становления, которые соотносятся с формированием отдельных знаний, умений и навыков в рамках разработанного в науке компетентностного подхода. Приводятся теоретические аспекты формирования коллектива, а также принципы коллективной деятельности и «коллективного способа обучения». Представлен краткий обзор теоретических основ, понятийного аппарата, алгоритмов осуществления проектного метода, опираясь на современные научные работы.
Приводятся результаты исследования участия студентов в учебном проекте по дисциплине «Маркетинг». Формулируется вывод о существующем влияния совместной проектной деятельности студентов на их профессиональное развитие и на показатели формирования коллективов в студенческих группах, также о возможностях использования проекта в качестве комплексного педагогического инструмента.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня актуальной задачей для вузов является поиск инструментов, позволяющих получить мультипликативный, комплексный педагогический результат, поскольку высшее профессиональное образование в нашей стране должно решать целый ряд задач профессионального обучения, воспитания и развития личности молодого человека [1; 8; 10, с. 3–5].
Список литературы
- Алексеева М. В. Опыт применения технологии коллективного способа обучения в образовательном процессе вуза // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник статей по материалам V Международной научно- практической конференции. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2017. № 5 (5). С. 40–43.
- Галюк Н. А. Изучение индивидуальности современного студента – основа гуманизации образования в вузе // Теория и практика гуманизации образовательного процесса: сборник. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006. Вып. 7. С. 36–49.
- Гречкина Л. Ю. Теоретические основы формирования коллектива в академической группе студентов-первокурсников // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: сборник XIV Международной научной конференции: в 2 ч. М.: Московский гуманитарный университет, 2017. Ч. 1. С. 515–518.
- Ефремов Д. А. Особенности педагогического управления процессом коллективообразования в студенческой группе // Перспективы науки. 2011. № 12 (27). С. 36–40.
- Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52–62.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.: Юрайт, 2021. 395 с.
- Зыбина Л. Н., Мухина С. Е. Педагогическая психология. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 317 с.
- Иванов Д. В. Парадигма «человек борющийся» в традиционном российском образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 3. С. 55–56.
- Иванов Д. В., Галюк Н. А. Истоки гуманистических идей в психолого-педагогической теории // Теория и практика гуманизации педагогического процесса. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006. Вып. 7. С. 262–274.
- Иванов Д. В., Галюк Н. А. Введение в историю психологии профессионального образования: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 160 с.
- Криса В. Б. Профессиональное становление: понятие, позиции // Омский научный вестник. 2008. № 4 (69). С. 5–8.
- Лапшова А. В., Петрова Н. С., Сырова Н. В. Инновационная проектная деятельность в учебном процессе профессиональной образовательной организации // Человек и образование. 2016. № 4 (49). С. 121–124.
- Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск: Изд-во КИПК, 2010. 228 с.
- Мухина С. Е. Роль самооценки личности в повышении эффективности учебной деятельности студентов // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 4. С. 3307–3319.
- Немов Р. С. Психологические условия и критерии эффективности работы кол- лективов М.: Знание, 1982. 64 с.
- Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. 291 с.
- Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 307–317.
- Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2010, 364 с.
- Рахимова Т. А., Касека И. П. Оценка эффективности групповой работы в вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2021. № 11 (4). С. 163–173.
- Решетка В. В. Проектный метод обучения как средство реализации практико- ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 83–86.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 426 с.
- Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография. Курган: Изд-во КГУ, 2013. 316 с.
- Тулина О. О. Педагогические условия формирования коллектива студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. 24 с.
- Философия. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления): терминологический словарь-справочник / сост. В. А. Степанович, А. В. Климович; под общ. ред. В. А. Степановича. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 277 с.
- Щипанова Д. Е. Профессиональное самоопределение личности как построение смыслов будущего: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2020. 119 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются этапы подмены смыслов и языка в традиционных славянских танцах, которые выражаются в нарушении тождества числовых значений музыкального размера, ритма, темпа с ритмо-двигательными константами и вербальными рифмам, которые не согласуются с внутренними образами генетической памяти. Это приводит к нарушению изоморфизма функциональных систем, снижению национального иммунитета, социального оптимизма и деформации национального образа.
В статье под новым психологическим углом впервые и подробно рассматриваются составляющие экономической формулы Р. Оуэна, насчитывающей два столетия и отводящей по восемь часов работе, сну и свободному времени индивида. Авторы начинают с того, что демонстрируют и подвергают критике негативные, вредные для физического здоровья и психологического благополучия тенденции, ныне преобладающие в каждом из указанных интервалов. Затем приводятся рекомендации, основанные на данных современной науки, которые позволяют оптимизировать каждый из указанных интервалов в целях общего улучшения внутреннего состояния человека. Так, авторы советуют увеличить продолжительность сна, а также уменьшить усилия, связанные с конкуренцией и соперничеством в профессиональной деятельности. Высвободившиеся ресурсы становятся доступными в сложной творческой деятельности, предпринимаемой в свободное время в целях саморазвития индивида и получения им максимума приятных и полезных для физического и психического здоровья переживаний. Предлагается и подробно обосновывается полезность общего смещения интересов человека из «экономической» в «индивидуально-психологическую» сферу. Приводимые в статье рекомендации, обоснованные современными научными данными, оказываются поддержаны идеями К. Маркса, высказанными в середине XIX в. Согласно этим воззрениям, в обществе будущего мерой истинного богатства станет именно свободное время, а свободно выбранный творческий труд превратится в первейшую потребность, источник саморазвития человека. Аргументы, используемые в статье, позволяют информированному индивиду принять осознанные решения по оптимизации собственной жизни и повышению внутреннего благополучия.
В статье представлено изучение ценностных ориентаций у лиц ранней и поздней взрослости в сравнении. В интернет-пространстве опрошены 500 человек, из них: периода ранней взрослости (20–25 лет) – 250 чел., периода поздней взрослости (55–65 лет) – 250 чел. Применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Выявлено, что основные различия в ценностных ориентациях у лиц периода поздней взрослости по сравнению с аналогичными у лиц ранней взрослости выявлены в шкалах «Здоровье», «Красота», «Познание», «Продуктивная жизнь», «Развитие», «Семейная жизнь». Показано, что с увеличением возраста происходит смещение к увеличению конкретных ценностей и снижение важности абстрактных и профессиональных ценностей. С увеличением возраста женщины начинают больше беспокоиться о своем здоровье, ценность которого возрастает, а для мужчин более важной остается ценность общения с друзьями, т. е. социальная включенность.
В статье представлено исследование баланса чувственного и рационального у испытуемых разных клинических групп, а также выявление особенностей регуляции эмоций во взаимосвязи с соматическим компонентом личности. Обследовались пациенты с соматическим профилем отделений эндокринологии и пульмонологии и пациенты отделения неврозов. В качестве группы сравнения были опрошены люди, активно занимающиеся спортом. Выявлена взаимосвязь между алекситимией и способами эмоциональной дисрегуляции. Чем выше уровень алекситимии, тем ниже телесная осознанность. Выявлено, что пациенты отделения неврозов имеют высокие баллы по шкале алекситимии, группа с соматической патологией находится на промежуточном уровне. Основными дисрегуляторными способами эмоционального реагирования являются руминация и трудности ментализации.
В статье подчеркивается актуальность проблематики эмоционального интеллекта в современном мире, рассматриваются теоретические подходы и модели к пониманию и изучению эмоционального интеллекта. Анализируются основные отличия и сходства взглядов зарубежных и отечественных авторов, выражающихся в подходах к пониманию феномена эмоционального интеллекта. В заключении делается вывод о том, что через повышение уровня эмоционального интеллекта человек повышает качество своей жизни.
В статье рассматривается взаимосвязь между исследованиями любовной аддикции и аддиктивного поведения. Представлены определения любовной аддикции и ее характеристика, анализ аддиктивного поведения химической природы, а также произведено сравнение поведения субъектов с химической зависимостью и любовной аддикцией. В ходе исследования было показано, что романтическая любовь может быть рассмотрена как положительная зависимость, когда отношения любовной пары взаимны, нетоксичны и уместны, а также может быть рассмотрена как негативная зависимость, т. е. вредная, когда она не взаимна, токсична, неуместна или формально отвергнута. Опыт аддиктиологии химических зависимостей подсказывает и обогащает исследование и понимание любовной аддикции.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между личностными особенностями и склонность к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих проблему проявления черт личности и склонности к риску. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 60 человек – военнослужащие мужского пола в возрасте 30–45 лет, их них 31 – военнослужащие летного состава (ЭГ-1), 29 – военнослужащие наземного состава (ЭГ-2). Методы: при помощи сравнительного анализа с применением непараметрического U-критерия Манна–Уитни были выявлены различия и определены особенности проявления личностных черт и параметров склонности к риску у испытуемых двух эмпирических групп. При помощи корреляционного анализа rs-Спирмена выявлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Результаты: проведенный сравнительный анализ позволил установить, что существуют особенности в проявлении исследуемых параметров у испытуемых ЭГ-1 (летный состав) и ЭГ-2 (наземный состав). При анализе корреляционных зависимостей были определены наиболее содержательные конфигурации взаимосвязей между параметрами личностных особенностей и склонности к риску у испытуемых в каждой эмпирической группе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/