Введение. Угольная промышленность Дальнего Востока, являвшаяся основой топливной базы региона, к 1928 г. находилась в состоянии тяжелого кризиса. Предприятия отрасли не имели необходимого оборотного капитала, были оснащены морально устаревшим оборудованием, испытывали острый дефицит квалифицированных кадров. Разрешение данных проблем стало возможно с началом индустриализации в СССР и оказания центром помощи региону.
Материалы и методы. Источниковой основой исследования являются неопубликованные документы, выявленные в фондах федеральных и региональных архивов. В представленной статье автором была использована совокупность общенаучных и специальных исторических методов.
Результаты и обсуждение. В ходе реализации первого пятилетнего плана резко возросло финансирование угледобычи Дальнего Востока. На шахтах края началось активное внедрение новейшей техники, позволившей приступить к механизации производственных процессов, повысить уровень электрификации и машинизации. Также были заложены основы системы подготовки кадров, привлечены значительные трудовые ресурсы из центральных регионов. Несмотря на достигнутые успехи, такие как рост производительности труда, увеличение объемов валовой добычи, конечные результаты оказались скромнее ожидаемых. В основном изменения охватили предприятия Приморья, на Сахалине и в Приамурье реконструкция осуществлялась значительно медленнее.
Заключение. Причинами, вызвавшими расхождение планов и полученных на практике итогов, являлась периферийность региона, приводившая к снабжению его по остаточному принципу и игнорированию его интересов в пользу более промышленно развитых областей. А также недооценка производственных возможностей предприятий, геологических условий их эксплуатации. В 1928-1932 гг. так и не удалось создать стабильную систему снабжения оборудованием и техникой, сохранялись низкая квалификация и высокая текучесть рабочей силы.
Идентификаторы и классификаторы
В период индустриализации перед отечественным промышленным комплексом встала задача модернизации, включавшая масштабное техническое переоснащение предприятий, внедрение в
производственный процесс новых технологий, повышение производительности труда. Дальневосточная индустрия к 1928 г. относилась к числу наименее развитых в стране: региональные предприятия наиболее остро ощущали недостаток оборотных средств, квалифицированной рабочей
силы, новейшего оборудования и техники.
Список литературы
-
Баканов С. А. Угольная промышленность Урала: жизненный цикл отрасли от зарождения до упадка. Челябинск: Энциклопедия, 2012. 328 с. EDN: QCWMMF
-
Быструшкин А. Ю. Государственная политика и частный капитал в сфере развития угольной промышленности на Дальнем Востоке во второй половине XIX в. - 20-е гг. XX в.: дис. … канд. ист. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2010. 198 с. EDN: QEOLYF
-
Глущенко И. И. Рабочий класс советского Дальнего Востока в переходный к социализму период (1922-1937). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1986. 220 с.
-
Ермакова Э. В. Угольщики Приморья (1920-е - начало 30-х годов) // Угольная промышленность Приморья (история, состояние и перспективы развития). Владивосток, 1994. С. 80-92.
-
Маклюков А. В., Павленко О. К. Техническое переоснащение предприятий угольной промышленности Приморья в годы индустриализации // Гуманитарные исследования в Во-сточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2020. № 3. С. 106-118. EDN: TDITXO
-
Маклюков А. В. Сучанская узкоколейная железная дорога (1904-1935 гг.) // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. № 3. С. 258-262. EDN: WXDJOD
-
Маклюков А. В. Электрификация угольной промышленности Дальнего Востока России (1904-1941 гг.) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 3. С. 95-107. EDN: ZMOASZ
-
Марьясова Н. В. Иностранный капитал на Дальнем Востоке России в 20-30-е годы (концессии и концессионная политика Советского государства). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 168 с.
-
Тетюева М. В. История формирования и развития угольной промышленности на Сахалине: середина XIX в. - 1945 г.: дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2003. 216 с. EDN: NMMIOZ
-
Унпелев Г. А. Завершение социалистической реконструкции промышленности Дальнего Востока (1933-1937). О деятельности Коммунистической партии по социальной индустриализации Дальневосточного края. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1975. 254 с.
-
Унпелев Г. А. Социалистическая индустриализация Дальнего Востока. О деятельности Коммунистической партии по индустриализации Дальневосточного края (1928-1832). Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1972. 296 с.
-
Хисамутдинова Н. В. Подготовка инженеров на Дальнем Востоке: проблемы и решения (исторические очерки). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. 218 с. EDN: ABKIGU
-
Щуковская Ю. П. Кадровая политика в угольной отрасли Приморья в 30-е гг. XX в. (По документам Государственного архива Приморского края) // Россия и АТР. 2008. № 4. С. 32-38. EDN: KNTZBL
Выпуск
Другие статьи выпуска
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: Тироль Ж. Экономика для общего блага / пер. с фр. И. Шевелевой; научный редактор перевода М. Левин. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2020. - 696 с. / Tirole Jean. Economie du Bien Commun. Paris, PUF, 2016, 630 p.
Введение. В статье дается характеристика научного творчества профессора В. В. Запария, внесшего большой вклад в пропаганду исторических знаний по вопросам индустриального наследия России и ее регионов в плане теоретического рассмотрения проблем выявления, анализа и реструктуризации индустриального наследия.
Материалы и методы. Автором рассмотрены теоретические подходы к понятию индустриального наследия, роль Международного комитета по сохранению индустриального наследия и его влияние на процесс формирования национального представительства России в этом комитете.
Результаты. В статье проанализирована роль профессора В. В. Запария в вопросах пропаганды движения за сохранение индустриального наследия в России, прежде всего в Уральском регионе. Рассматриваются работы ученого, раскрывающие роль индустриального наследия в пропаганде исторических и научно-технических достижений нашей страны, вопросы теоретического осмысления соответствующей терминологии, рассмотрены направления индустриального наследия, его влияние на имидж региона, туристский потенциал артефактов и объектов индустриального наследия для развития индустриального туризма. Обращено внимание на необходимость сотрудничества историков и общественности с региональными и федеральными властями в развитии работы по сохранению и реабилитации индустриального наследия.
Заключение. Делается вывод о необходимости создания региональных и федеральной программ по выявлению, классификации, сохранению памятников индустриального наследия и их реабилитации.
Введение. В 2023 г. исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося российского ученого-экономиста, общественного и государственного деятеля Николая Христиановича Бунге. Его взгляды, особенно по аграрному вопросу, до сих пор все еще остаются слабо изученными. Целью исследования являются анализ и оценка взглядов Н. Х. Бунге по аграрному вопросу и раскрытие их гуманистического характера.
Материалы и методы. В исследовании использованы историко-ретроспективный, историко-генетический и герменевтический, программно-целевой и структурно-функциональный методы изучения проблемных вопросов истории экономической науки. Исследование основано на работах самого Н. Х. Бунге и публикациях его современников.
Результаты исследования. Среди наиболее значимых идей в области постановки и решения аграрного вопроса Н. Х. Бунге выявлены и раскрыты его подходы к вопросам землевладения и землепользования, миграционным (переселенческим) процессам, развитию крестьянского самоуправления, развитию арендных, налоговых и финансово-кредитных отношений. Раскрыты многомерный и вместе с тем противоречивый характер взглядов Н. Х. Бунге в вопросах внутренней экономической политики. Сделан вывод о гуманистической направленности научного наследия ученого и необходимости его дальнейшего более детального изучения в контексте новой социальной реальности.
Обсуждение и заключение. Отмечены конкретные подходы отечественной историографии к изучению сочинений Н. Х. Бунге в дореволюционный период (А. Н. Зак, И. И. Левин, А. А. Микулин, М. Н. Соболев, М. И. Туган-Барановский и др.) и растущий интерес к его политико-экономическим взглядам в ХХI в. Дана оценка дискуссионному тезису о характеристике взглядов Н. Х. Бунге как находящихся «между историзмом и либерализмом» (Й. Цвайнерт).
Введение. Экономическое развитие Российской империи стимулировало в конце XIX - начале XX в. становление лесной промышленности. На Северном Урале неосвоенные лесные массивы Николае-Павдинского горного округа явились основой для появления одного из новых и крупных очагов отрасли в стране. В середине 1910-х гг. здесь были подробно изучены леса с целью их промышленного освоения.
Материалы и методы. Тема лесоэкономических исследований в конце XIX - начале XX в. в России изучена недостаточно. Анализ архивных материалов о деятельности Акционерного общества Николае-Павдинского горного округа с позиций концепции «фронтирной» модернизации позволит понять замысел и результаты промышленного освоения лесов на востоке страны.
Результаты исследования. Лесопромышленная деятельность стала приоритетной для Акционерного общества Николае-Павдинского горного округа, были построены лесопильные заводы, бумажная фабрика. Были поставлены задачи подробного изучения лесов и развития комплексного лесопользования. Осуществленное лесоустройство свидетельствовало о планах правления общества пользоваться лесами на основе принципов непрерывности и неистощительности. На практике их было сложно соблюдать, поскольку предприятия уже функционировали.
Заключение. В начале XX в. на Северном Урале сформировалось крупное лесопромышленное производство, включавшее механическую обработку и глубокую переработку древесины. Несмотря на незавершенность лесоустроительных работ, очевидно стремление правления Акционерного общества Николае-Павдинского горного округа добиться в относительно короткий срок комплексного использования лесов.
Введение. Финансовый фактор во всю силу сказался во время следующего большого общеевропейского конфликта - Семилетней войны (1756-1763 гг.). Семилетняя война может считаться «нулевой» мировой войной XVIII столетия. Ее боевые действия шли во всех известных тогда частях света и океанах. В нее оказались втянуты все крупные христианские державы того времени. По уровню милитаризации данная война превосходила все предыдущие коалиционные войны. Финансовый кризис, вызванный Семилетней войной, также весьма отличался от предыдущих и имел общеевропейский эффект. Цель статьи заключается в исследовании причин финансового кризиса 1763 г.
Материалы и методы. Использовались сравнительно-исторический, хронологический и генеалогический методы исследования, соблюдались принципы объективности и историзма.
Результаты исследования. К кризису привела уверенность части банков и финансовых контор в беспроигрышном бизнесе, связанном со снабжением военных действий.
Обсуждение и заключение. После того как Фридрих II начал порчу монеты, по закону Коперника - Грешема ухудшенные деньги вытеснили из обращения полновесные, поэтому немецкие князья, бывшие соседями Пруссии, были вынуждены добровольно понижать содержание серебра в монетах. Ничего не оставалось, как запустить процесс дебазирования. Это привело к финансовому кризису 1763 г.
Введение. В годы Великой Отечественной войны наиболее сильно проявилась основная функция, характерная для трамвайной инфраструктуры Советского Союза, - связь рабочих и промышленных предприятий. Исторический опыт преодоления тотального дефицита материальных и человеческих ресурсов в условиях переориентации экономики страны на нужды обороны актуален сегодня для выявления основных элементов устойчивой системы жизнеобеспечения городов. Анализ историографии трамвая демонстрирует парадокс: с одной стороны, период с 1941 по 1945 г. затронут в большинстве локальных исследований трамвая, с другой - исследователи уделяли внимание только отдельным компонентам трамвайной инфраструктуры. Цель исследования - на основе характеристики трамвайной инфраструктуры в городах Челябинской области в 1941-1945 гг. выявить факторы, оказавшие на нее наибольшее воздействие, и показать управленческие решения, принимаемые в связи с возникавшими проблемами.
Материалы и методы. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных источников, выявленных в фондах федеральных и региональных архивов; материалов местной периодической печати. Методологическая рамка исследования - антропологический подход к изучению инфраструктуры, модель мобилизационного развития, основной метод - case-study.
Результаты исследования. Трамвайная инфраструктура большинства городов РСФСР в 1941-1945 гг. не удовлетворяла возросшие потребности общества. Во многих городах, имевших трамвай, депо не были полностью укомплектованы, трамвайные пути и электрохозяйство требовали ремонта.
Обсуждение и заключение. Анализируя состояние трамвайных путей, электрохозяйства, остановок, депо в Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, автор вскрывает причины тяжелого положения трамвая в этих городах, отсылая к ситуации в РСФСР, состоянию инфраструктуры на этапе ее строительства и пуска в первой половине 1930-х гг.
Введение. В статье анализируется опыт создания и совершенствования системы материального премирования красноармейцев и командного состава Красной армии (РККА) в ходе Гражданской войны, межвоенного периода и в годы Великой Отечественной войны.
Материалы и методы. В работе были использованы сборники официальных документов, научная литература, а также источники личного происхождения. Исследование проводилось на основе принципов историзма, объективности и системности. Необходимость рассмотрения материального премирования в контексте деятельности государственных органов по мотивации боевой деятельности военнослужащих обусловила использование историко-системного метода.
Результаты. Исследованием выявлена четкая финансовая вертикаль от центральных органов военного управления (финансового управления РККА) через промежуточные финансовые органы в войсковых формированиях до отдельного военнослужащего. Премиальные деньги выдавались по выбору военнослужащего либо ассигнациями, либо безналично перечислялись на вкладные книжки.
Выводы. Констатируется, что материальное премирование привело к росту профессионального мастерства через личную заинтересованность военнослужащих в результатах боевой и служебной деятельности.
Введение. Актуальность темы обусловлена значимостью исследования механизмов индустриальной модернизации 1920-1930-х гг. в сопоставлении с современным периодом модернизации, проходящей в условиях информационного общества. Опыт советской раннеиндустриальной модернизации может быть полезен в современных непростых геополитических условиях, в которых происходит очередной технологический переход.
Материалы и методы. Исследование базируется на теории модернизации, с учетом развития экономики, технологий и социокультурной сферы. Становление одного из предприятий оптико-механической промышленности СССР рассматривается в контексте индустриализации в оптической отрасли. Сочетание макро- и микро-исторического ракурса исследования позволило изучить явление индустриальной модернизации на разных уровнях.
Результаты исследования. В развитии завода «Геофизика» в 1920-1930-е гг. отразились процессы восстановления промышленности в годы НЭПа и особенности советской индустриализации. Динамика развития завода в годы первых пятилеток внушительна. По уровню технологий завод перешел к третьему технологическому укладу. С конца 1930-х гг. «Геофизика» начала производство сложных оптических приборов оборонного назначения. Механизмы плановой экономики гармонично сочетались с процессом индустриальной модернизации.
Обсуждение и заключение. Особенностями «сталинской индустриализации» стали: форсированный характер; заимствование импортных технологий с адаптацией к отечественному производству; приоритет военного сектора. Проблемы первых пятилеток (повышенные плановые обязательства, ограниченность капиталовложений, сверхурочные работы, нехватка материалов, перебои поставок импортного оборудования, нехватка квалифицированных кадров) решались при помощи административного ресурса, энтузиазма работников и внеэкономических стимулов, социалистического соревнования, организации фабрично-заводского обучения, повышения квалификации и прогрессивно-премиальной системы оплаты труда.
Издательство
- Издательство
- МГУ им. Н. П. Огарёва
- Регион
- Россия, Саранск
- Почтовый адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- Юр. адрес
- 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
- ФИО
- Глушко Дмитрий Евгеньевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@adm.mrsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (834) 2222961
- Сайт
- https://mrsu.ru