Архив статей журнала
Введение. В годы Великой Отечественной войны наиболее сильно проявилась основная функция, характерная для трамвайной инфраструктуры Советского Союза, - связь рабочих и промышленных предприятий. Исторический опыт преодоления тотального дефицита материальных и человеческих ресурсов в условиях переориентации экономики страны на нужды обороны актуален сегодня для выявления основных элементов устойчивой системы жизнеобеспечения городов. Анализ историографии трамвая демонстрирует парадокс: с одной стороны, период с 1941 по 1945 г. затронут в большинстве локальных исследований трамвая, с другой - исследователи уделяли внимание только отдельным компонентам трамвайной инфраструктуры. Цель исследования - на основе характеристики трамвайной инфраструктуры в городах Челябинской области в 1941-1945 гг. выявить факторы, оказавшие на нее наибольшее воздействие, и показать управленческие решения, принимаемые в связи с возникавшими проблемами.
Материалы и методы. Исследование выполнено на основе анализа неопубликованных источников, выявленных в фондах федеральных и региональных архивов; материалов местной периодической печати. Методологическая рамка исследования - антропологический подход к изучению инфраструктуры, модель мобилизационного развития, основной метод - case-study.
Результаты исследования. Трамвайная инфраструктура большинства городов РСФСР в 1941-1945 гг. не удовлетворяла возросшие потребности общества. Во многих городах, имевших трамвай, депо не были полностью укомплектованы, трамвайные пути и электрохозяйство требовали ремонта.
Обсуждение и заключение. Анализируя состояние трамвайных путей, электрохозяйства, остановок, депо в Челябинске, Златоусте, Магнитогорске, автор вскрывает причины тяжелого положения трамвая в этих городах, отсылая к ситуации в РСФСР, состоянию инфраструктуры на этапе ее строительства и пуска в первой половине 1930-х гг.