«Капитанская дочка» А. С. Пушкина рассмотрена в контексте идейных споров, связан-ных с важнейшими понятиями русской государственности – «справедливость», «право-судие» и «милость». Выявлено, что последний роман являлся частью полемики, раз-вернувшейся вокруг выхода «Полного собрания законов Российской империи» М. Сперанского (1832–1833 гг.). В России обострение вопросов, связанных с правосудием, было обусловлено событиями 1825 г. и казнью декабристов. В романе можно увидеть развернутую авторскую рефлексию по вопросам христианской (misericordia) и государственной (clementia) милости. Анализ исторических документов показывает, что Пугачев в своих Манифестах следует христианской милости, в то время как для Екатерины Второй милость – часть политической стратегии. В «Капитанской дочке» эти два полюса то притягиваются друг к другу, то отталкиваются друг от друга, являя сложнейшую диалектику авторской мысли. Сделан вывод, что спасительным в художественном мире Пушкина оказывается нравственный инстинкт, восходящий к «категориальному императиву» И. Канта.
Идентификаторы и классификаторы
На сегодняшний день сюжету милости и правосудия в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина посвящено так много исследований, что правомерность очередного обращения к данной теме изначально ставится под вопрос. Казалось бы, исчерпывающие работы Ю. Лотмана [1962], О. Муравьевой [2012], В. Вацуро [1986], А. Осповата [1988; 1998], В. Проскуриной [2020], О. Заславского [1996] и др. пол-ностью очертили концептуальное поле пушкинского текста.
Список литературы
- Вацуро В. Э. Из историко-литературного комментария к произведениям Пуш-кина // Пушкин: Исследования и материалы. Л.: Наука, 1986. Т. 12. С. 314–319.
- Заславский О. Б. Тема милости в «Капитанской дочке» // Русская литература. 1996. № 4. С. 41–53.
- Кочеткова Н. Д. «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина // XVIII век. СПб.: Наука, 1996. Вып. 20. С. 72–78.
- Листов В. С. Две встречи в Царскосельском парке: к истолкованию финала романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Временник Пушкинской комиссии. СПб.: Наука, 2002. Вып. 28. С. 202–214.
- Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Пушкинский сборик. Псков, 1962. С. 3–19.
- Марасинова Е. Государево милосердие в России XVIII века // Новое литера-турное обозрение. 2023. № 184. С. 316–328. Мильчина В. Опять о правосудии и милости: еще один возможный источник финала «Капитанской дочки» // Новое литературное обозрение. 2021. № 172. С. 180–192.
- Муравьева О. С. Капитанская дочка // Пушкинская энциклопедия. СПб.: Не-стор-История, 2012. С. 445–463. Надеждин А. К вопросу о теме милости в русской литературе XVIII века // Von Wenigen (От немногих). СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 11–17.
- Неклюдова М. «Милость» / «правосудие»: о французском контексте пушкин-ской темы // Пушкинские чтения в Тарту. Тарту, 2000. С. 204–215.
- Осповат А. Л. К источникам пушкинской темы милость – правосудие («вос-точная» повесть Ф. В. Булгарина // Πολυτροπον: к 70-летию В. Н. Топорова. М.: Индрик, 1988. С. 591–595.
- Осповат А. Л. Исторический материал и исторические аллюзии в «Капитан-ской дочке» // Тыняновский сборник. М.: Книжная палата, 1998. Вып. 10. С. 40–67.
- Польской С. Clementia Augustae: милосердие и «нелепый обет» императрицы // Новое литературное обозрение. 2023. № 184. С. 329–351.
- Проскурина В. Ю. Екатерина II в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Homo scriptor: Сб. ст. в честь 70-летия М. Эпштейна. М.: НЛО, 2020. С. 140–169.
- Сайдали И. М., Рахманов Б. Р. Мотивы милости и правосудия в «восточных» повестях Ф. В. Булгарина // Вестник Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследова-ния. 2016. Т. 2, № 4. С. 89–99.
- Успенский Б. А. Избранные труды: В 2 т. М.: Гнозис, 1994. Т. 1: Семиотика ис-тории. Семиотика культуры. 429 c.
- Evans R. J. Rituals of Retribution. Capital Punishment in Germany. 1600–1987. New York: Oxford Uni. Press, 1996. 1014 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи – описать роман И. Бунина «Жизнь Арсеньева» как лирическую структуру. Методом мотивного анализа в тексте выявлены многочисленные ряды тематических, сюжетных, мотивных повторов. Мотивные повторы в прозаическом тексте – это своего рода аналог рифмы в стихотворном, они повышают структурированность и связность текста, к тому же главы романа Бунина имеют, как строфы в поэтическом произведении, законченный вид. Мотивная реприза в лирической прозе Бунина преобладает над фабульной логикой, над развитием сюжета, что особенно четко прослеживается в концовках глав и книг романа. Прежде чем роман был издан отдельной книгой, Бунин публиковал его поглавно. Точно так же, сначала поглавно, а затем отдельной книгой, и Пушкин печатал «Евгения Онегина». Такой способ публикации обусловлен лирической композицией текстов, позволяющей менять способ расположения отдельных его частей и даже включать их в текст или исключать из него. Так, в «Евгении Онегине» восьмая глава оказалась отделенной от семи предыдущих глав, и так же в окончательный текст «Жизни Арсеньева» оказалась включенной Пятая книга, первоначально на-печатанная как самостоятельная, с заглавием «Лика». Изначально планировавшегося продолжения не последовало. Пятая книга, завершившая в итоге роман Бунина, не вы-глядит в нем чужеродной: в какой-то степени она автономна, но ее лиризм и повествование от первого лица органически связывают ее с другими книгами. Любовь и смерть Лики ставит точку в бунинском романе взросления, он завершен. Но образ автора, этот роман пишущего, содержит в себе незавершенность. И это повторяет «Евгения Онеги-на», где образ незавершенного бытия явлен очень отчетливо.
Миниатюра «Телячья головка» рассмотрена в аспекте характерной для Бунина рецепции Достоевского: несколько эпизодов романа «Преступление и наказание» атрибутированы в качестве источников бунинского рассказа. Природа межтекстового взаимо-действия понимается как аллюзия, «рассыпающая» источник на мелкие фрагменты и в этом отношении близкая к освещенной Ю. Н. Тыняновым «пародичности», а также к «сокращенным знакам-указаниям» (З. Г. Минц), к которым прибегал А. Блок. Семантика, эстетическая природа и художественная функция заимствований из Достоевского определены с привлечением широкого контекста «кратких рассказов», составивших книгу «Божье древо».
Статья затрагивает одну из актуальных проблем, стоящих на стыке литературоведения и лингвистики, – как в самобытный язык повествования встраиваются языковые заимствования. Для исследования выбран роман «iPhuck 10» (2017), название которого уже содержит англоязычную вставку.
Для анализа сети иноязычных заимствований в романе была сформирована выборочная совокупность англицизмов: выбраны только те лексемы, которые использованы в репликах главной героини Мары Гнедых, в ее характеристике или в тех разделах (глава «making movies»), где она выступает в качестве рассказчика, что обусловливает новизну исследования. Всего проанализировано 93 лексемы. Ключевым методом исследования выступает метод семантического поля, в качестве второстепенного метода был задействован интертекстуальный анализ.
Определено, что англицизмы в романе можно разделить на следующие тематические блоки: профессиональная лексика и разговорная речь; подчеркнуто политкорректная лексика, использование которой создает комический эффект; язык рынка, описываю-щий капиталистический мир. Доказано, что англоязычные вкрапления в пелевинском тексте отличаются широким функционалом: помимо характеристики и обозначения места и времени действия, англицизмы также отражают мировоззрение современного человека и позволяют воспроизвести, хоть и сквозь призму постмодернистской деконструкции и сатиры, портрет современного человека. Языковые заимствования, образуя семантическое поле, также направляют сюжет, раскрывая некоторые нарративные аспекты на языковом уровне.
А. И. Макарова-Мирская одной из первых создает в детской литературе образ Алтая. Он предстает в ее рассказах как особенное место, где добро побеждает зло, где райская природа свидетельствует о красоте мира, сотворенного Богом. Алтай – земля первозданная, еще не испорченная человеком. Здесь религиозные праведные люди живут в гармонии с окружающим их миром и друг с другом, а все конфликты разрешаются «по-христиански». Книга представляет собой концептуальное целое и формирует представление о ценности Алтая не просто как географически достопримечательного края, но как места сакрального и чудотворного. Эта идея в русской литературе и культуре получит дальнейшее развитие. «Алтайские рассказы» (1912) стоят у истоков этой традиции. Персонажи-дети становятся проводниками к чудесам, которых не видят взрослые: глазами детей, «проявляющими чудеса», показаны всё происходящее и окружающее пространство. Иллюстративный ряд в книге продуманно дополняет тексты: это рисунки, выполненные Г. И. Чорос-Гуркиным, и ее собственные фотографии. Все со-ставляющие книги подчинены раскрытию идеи «прекрасного Алтая», который «сам чудо».
Статья посвящена анализу сюжетов, появляющихся в стихотворных эпитафиях XVIII–XX вв. Исследование посвящено такой разновидности данного жанра, как литературная эпитафия, под которой понимается произведение, посвященное памяти умершего, существующее в виде публикации, в отличие от реальной эпитафии, которая размещается на надгробном камне. Мы отмечаем, что такие жанровые признаки, как небольшой объем, лапидарность, формульность, тематика, приводят к возникновению особенностей в сюжетном построении эпитафий. В таких произведениях событийность становится скрытой, лишь угадывается по «наметкам», т. е. тем образам и характеристикам, которые присутствуют в тексте. Но мы отмечаем, что в случае эпитафий невозможно говорить ни о сюжете в том виде, в котором он рассматривается в эпических или дра-матических произведениях, ни о возникновении лирического сюжета, поскольку сюжет эпитафии, который полностью не проявлен в тексте, может быть восстановлен, хотя пересказать его, как правило, невозможно. Мы выделяем и описываем сюжеты, которые можно условно назвать «смерть невесты», «жизнь праведника», противоположный последнему сюжет о ничем не примечательной жизни и его вариации, в том числе сатирические и философские. Отдельно останавливаемся на идиллических сюжетах в эпитафиях, а также рассматриваем эпитафии, посвященные животным, птицам и дру-гим необычным субъектам (пчелке, кошельку, теленку, накладкам и высоким прическам, эпитафии). Таким образом, в исследовании рассмотрены некоторые сюжеты, характерные для русских стихотворных эпитафий XVIII–XX вв., на примерах проанализированы сюжетные знаки и способы их введения в текст. Также нами показано, что в литературных эпитафиях могут быть использованы искажения традиционных формульных фраз, чтобы создать сатирическое содержание. Кроме того, нами выявлено, что с той же целью в эпитафиях, посвященных какому-либо общественному явлению или предмету, сюжетная составляющая может быть практически полностью вытеснена из текста.
Издательство
- Издательство
- ИФЛ СО РАН
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
- ФИО
- Силантьев Игорь Витальевич (Директор)
- E-mail адрес
- secretar@philology.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (738) 3330151