Распространение глобализации, а затем пандемия, связанная с COVID-19, и начало СВО привели к необходимости пересмотра ландшафта конкуренции на национальных и мировых рынках. Фокус внимания исследователей сместился с конкурентного взаимодействия отдельных фирм к соперничеству между цепочками поставок. Следовательно, необходимо определить, какая структура цепи поставок является наиболее предпочтительной для каждого ее участника. В статье рассматривается экономическое поведение фокусной фирмы по отношению к другим участникам цепи поставок. Проанализированы три ситуации. Первая предполагает полностью автономное функционирование всех участников цепи. Вторая заключается в том, что доминирующая фирма интегрируется с фирмой-продавцом (интеграция вперед), а третья - с поставщиком (интеграция назад). В работе проводится оценка стратегий фокусной фирмы в цепи поставок на основе анализа прибыли. Предложена формализованная модель, позволяющая проанализировать стимулы к интеграции фокусной фирмы с другими участниками при различных вариантах организации цепи и оценить условия, в которых поставщик и конечный продавец будут мотивированы к кооперативной деятельности. Также анализируется величина прибыли поставщика и продавца, представляющих собой крайние звенья цепи в случае, когда они будут более склонны к автономному функционированию. Модельное построение позволяет исследовать случаи, когда вертикальная интеграция более эффективна. Методологической базой исследования является сочетание парадигмы теории отраслевых рынков, экономической теории и управления цепями поставок. Научной новизной исследования является оригинальный подход к рассмотрению цепи поставок как системы, ориентированной на рыночную функцию спроса, т. е. деятельность всех участников цепи настроена на производство и продажу такого объема товара, на который предъявлен спрос. Также рассматривается цепь поставок с позиции оптимизации ее структуры и мотивации партнеров к кооперативному взаимодействию на основе анализа прибыли каждого участника. Предложенный подход позволяет сравнить результаты функционирования фирм в цепи поставок с позиции теории отраслевых рынков и экономической теории, что выходит за рамки логистики или стратегического менеджмента.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность исследования обусловлена тем, что конкурентоспособность цепей поставок на мировых рынках повышается благодаря кооперативному взаимодействию участников цепи. Взаимозависимость между партнерами в цепочке поставок обусловлена общими информационными и физическими потоками и усиливается в последнее время под влиянием технологических инноваций, которые позволяют ее участникам эффективно координировать свои действия.
Список литературы
- Любященко С. Н. Формы взаимодействия участников в цепях поставок: полная интеграция против автономного функционирования // Современная конкуренция. 2023. Т. 17. № 2. С. 68-82. DOI: 10.37791/2687-0649-2023-17-2-68-82 EDN: KWQXXO
- Kolmar C. 18 stunning supply chain statistics [2023]: facts, figures, and trends // Zippia. Oct. 24, 2022. URL: https://www.zippia.com/advice/supply-chain-statistics/(дата обращения: 18.03.2023).
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / под ред. Б. А. Аникина и Т. А. Родкиной. - М.: Проспект, 2013. - 344 с.
- Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / пер. с англ. - 2-изд. - М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2005. - 640 с.
- Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гатторны; ред. Р. Огулин,М. Рейнольдс; пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 670 с.
- Кузьминов Я., Юдкевич М. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире (Нобелевская премия по экономике 2009 года - Оливер Уильямсон и Элинор Остром) // Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 82-98. DOI: 10.32609/0042-8736-2010-1-82-98 EDN: KYJRQN
- Сторчева М. Теория фирмы, управление цепочками поставок и маркетинг взаимоотношений // Вопросы экономики. 2014. № 1. С. 40-60. DOI: 10.32609/0042-8736-2014-1-40-60 EDN: RTCLHD
- Петров С. П., Гильмундинов В. М. Интеграция цепочек поставок как форма вертикального взаимодействия в теории фирмы // Вопросы экономики. 2022. № 3. С. 147-160. DOI: 10.32609/0042-8736-2022-3-147-160 EDN: LKAFHE
- Юдаев А. В. Цепочка создания ценности и управление цепочкой поставок: отличия и сходства. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsepochka-sozdaniya-tsennosti-i-upravlenie-tsepochkoy-postavok-otlichiya-i-shodstva (дата обращения: 05.06.2023).
-
Кривошеев А. Ю. Интеграция логистики смешанных перевозок в международных цепях поставок: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2016. - 174 с. EDN: ZPZBAN
-
Авдашева С. Б., Дзагурова Н. Б. Вертикальные ограничивающие контракты и их интерпретация в антимонопольном законодательстве // Вопросы экономики. 2010. № 5. C. 110-122. DOI: 10.32609/0042-8736-2010-5-110-122 EDN: LSRLHZ
-
Розанова Н. М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 906 с.
-
Управление цепью поставок (SCM): учеб. пособие / сост. П. П. Крылатков, М. А. Прилуцкая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 140 с.
-
Полуэктов В. А. Анализ влияния транспортных издержек на экономические показатели деятельности участников цепи поставок // Организатор производства. 2022. Т. 30. № 4. С. 129-136. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.012 EDN: PHFAXC
-
Мамонов В. И., Полуэктов В. А. Определение объема поставки продукции в цепи поставок // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 142-147. DOI: 10.25683/VOLBI.2019.47.220
-
Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1997. - 697 с.
-
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / под ред. В. М. Гальперина, Л. С. Тарасевича. - СПб.: Экон. шк., 1996. - 745 с.
-
Коуз Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2007. - 224 с. EDN: QSKILV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе рассматривается всеобщее учение об организации - тектология А. А. Богданова с позиции современных теорий менеджмента, предпринимательства и конкуренции. Исследуются взгляды Александра Александровича на предпринимательство, конкуренцию, источник хозяйственной инициативы. Автор статьи пытается ответить на вопрос, как А. Богданов относился к организационным началам в рыночных процессах, транзакционных связях между экономическими субъектами. Пытается понять, как именно А. А. Богданов понимал предпринимательство и конкуренцию. В этих целях проведен контекстный и формально-логический контент-анализ текста «Тектологии» А. Богданова по ключевым терминам «предпринимательство», «конкуренция», «инициатива». Взгляды Александра Александровича сравниваются с современными взглядами представителей неоавстрийской экономической школы, позициями ученых в сфере теории предпринимательства и конкуренции. Автор приходит к выводу, что А. Богданов, вслед за К. Марксом, не различал социально-экономические роли предпринимателя и владельца бизнеса, обобщая их в единый класс - буржуазию. Фигура предпринимателя (индивидуального, серийного, внутрифирменного, социального) несет в себе угрозу самой идее классовой организации общества, так как предприниматель может принадлежать к любому классу: буржуазия, крестьянство, техническая интеллигенция или пролетариат. Александр Александрович относит предпринимателя к буржуазии - господствующему классу, от которого организационная активность переходит к низшим классам. К интересным выводам приходит автор статьи при анализе использования А. Богдановым термина «конкуренция»: Богданов вообще отказывал термину «конкуренция» в смысловом ядре понятия, утверждая, что этот термин используется в разных, не связанных друг с другом смыслах в разных отраслях и сферах человеческой деятельности.
Данная работа посвящена концепции товарищества в интерпретации А. А. Богданова. Речь идет о товарищеских началах в социально-экономической системе, то есть о товарищеских отношениях, товарищеской организации, товарищеском коллективе, товарищеском обществе. Автор предпринимает попытку выделить отличительные черты и признаки товарищества, чтобы в дальнейшем с помощью этих признаков можно было отобрать и рассмотреть конкретные формы организационных отношений на товарищеских началах, а также провести сравнительный анализ этих форм товарищеской организации хозяйства на примерах конкретных ячеек хозяйствования. Объектом исследования стали организации и структуры первичных производственных процессов, самостоятельного хозяйствования. Речь идет только о товариществах, занятых простыми формами производственного труда, первичным производственным процессом, о тех субсидиарных их конфигурациям, для которых признак пресловутой «дружественности» предположительно является ключевым социальным критерием. В работе последовательно рассмотрены следующие формы товарищеских хозяйственных отношений: старообрядческие хозяйства, монастырские (храмовые) хозяйства, казачьи общины, крестьянские хозяйства, волонтерское движение, а также формальные и неформальные объединения граждан, осуществляющих творческую практику в области народных художественных промыслов и локальных объединений «по интересам», семейные хозяйственные объединения, легально эксплуатирующие статут субъекта отношений налогообложения профессиональной деятельности (самозанятости). Авторы делают выводы о причине устойчивости функционирования хозяйственных товариществ, которая заключается в том, что на хозяйственную практику воздействуют социальные институты исконного жизненного уклада, религиозных убеждений, профессиональных увлечений, высокой гражданской позиции, кровный родственных связей, трудовых коллективов, обеспечивающие товарищеские отношения. «Товарищеские начала» в большей степени типичны формам организации, которые представляют собой субсидиарные конфигурации управления первичным звеном производства, в отличии от акционерной формы организации общественного производства - комбинации трудоправовых и предпринимательских отношений с мотивацией выживания и обогащения.
Рассматривается проблема исследования пространства состояний при моделировании социально-экономических систем, основу которого составляет понятие «подвижное равновесие», введенное впервые А. А. Богдановым. Предлагается для исследования проблемы управления состоянием подвижного равновесия в обществе применять закономерности теории систем. Данная статья инициирована важным результатом, полученным Г. Б. Клейнером на основе осмыслений идей А. А. Богданова, представленных в статье, опубликованной в № 2 журнала «Современная конкуренция» за 2023 год. В ней предложена концепция пространства А. А. Богданова как объединения пространств Аристотеля, И. Ньютона, А. Эйнштейна и В. И. Вернадского, что позволило обосновать особенности пространства А. А. Богданова, связать виды пространств с разделами экономики и получить модель, определяющую функции базовых подсистем комплекса (тетрады) из объектной, средовой, процессной и проектной компонент в экономическом пространстве. Этот важный результат побудил авторов переосмыслить работы в области понимания и применения понятия «пространство», поскольку проблема определения пространства состояний возникает при постановке практически любых задач, особенно в сложных системах. В данной статье проводится краткий анализ принципиальных особенностей определения пространства в работах разных периодов развития науки. Характеризуется понятие «состояние подвижного равновесия», введенное А. А. Богдановым и исследованное Л. фон Берталанфи. Обсуждаются идеи поиска форм и способов объяснения и реализации состояния подвижного равновесия в «Тектологии», статьях и романах А. А. Богданова, поиска типа общественной системы, способа управления обществом и государством на основе обеспечения социальной справедливости, «на сознательно-товарищеских началах», по А. А. Богданову, путем необходимого преобразования человека. Опираясь на идеи А. А. Богданова о необходимости создания общества, в котором отношения людей к природе и друг к другу определяются нормами научной целесообразности, в статье предлагается идея применения закономерностей теории систем для исследования проблемы управления состоянием подвижного равновесия в обществе. Делается вывод о том, что в условиях внедрения инновационных технологий и систем искусственного интеллекта все более осознается, что необходимы знания особенностей и закономерностей жизнедеятельности открытых систем с активными элементами.
Данная работа посвящена анализу проблем развития корпоративного управления в России в условиях текущей геополитической ситуации. В настоящее время наблюдается определенный диссонанс траекторий развития мировой и российской экономик в части их ESG-трансформации. Если в международном экономическом пространстве ESG-факторы развития стоят на первом месте при принятии решений об инвестировании средств в проекты и ценные бумаги, то в российской действительности эти факторы не находят такого интереса со стороны инвесторов. Кроме того, один из составляющих факторов ESG-трансформации - корпоративное управление (G) - претерпевает существенные изменения в части нормативного регулирования и практического использования в России в рамках антисанкционной политики. Анализируется влияние изменений в российских нормативных документах в части действия принципов корпоративного управления на изменение стоимости бизнеса. Даны предложения по внесенным изменениям в нормативные документы для ослабления их отрицательного влияния на рост стоимости бизнеса. Целью исследования является анализ законодательных изменений в области корпоративного управления в России и влияние этих изменений на формирование стоимости бизнеса российских обществ. В рамках данной статьи подразумевается выявление факторов, оказывающих влияние на изменение стоимости бизнеса в результате принятых изменений в нормативной базе в области корпоративного управления в России. Исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов системного и сравнительного анализа, анализа и синтеза, методах и подходах оценочной деятельности. Изменения в нормативных документах в области корпоративного управления затрагивают все семь принципов корпоративного управления по Кодексу Банка России. Данные изменения как положительно, так и отрицательно влияют на цену акций и стоимость бизнеса. В статье даны предложения по нивелированию отрицательного влияния изменений в нормативных документах в области корпоративного управления на стоимость бизнеса. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии положений корпоративного управления и его влияния на стоимость бизнеса в условиях мобилизационной экономики. Практическая значимость работы состоит в наличии потенциала внедрения и использования результатов исследования при управлении стоимостью компаний, использующих принципы корпоративного управления, в современных экономических условиях.
Статья посвящена рассмотрению темы маркетплейсов в контексте динамичного развития онлайн-торговли и повышенного интереса со стороны потребителей и организаций к этой модели бизнеса, поскольку в настоящее время маркетплейсы становятся все более популярными как для продавцов, так и покупателей благодаря своей удобности, широкому ассортименту и доступности товаров и услуг. В статье обосновывается актуальность данного исследования, связанная с растущей популярностью маркетплейсов и их значением для электронной коммерции. Авторы обращают внимание на преимущества и ограничения модели бизнеса маркетплейсов, предоставляя аналитическое обоснование их значения и потенциала для организаций, также авторы приводят суждения о том, как организациям эффективно использовать маркетплейсы в своих стратегиях продаж, а также о роли маркетплейсов в современной экономике и обществе. Приводятся суждения, основанные на анализе данных и опыте других компаний, которые помогут руководству организаций лучше понять особенности маркетплейсов и разработать эффективные стратегии продаж. Целью исследования является изучение преимуществ и ограничений модели бизнеса маркетплейсов, а также предоставление практических рекомендаций для организаций, стремящихся успешно присоединиться к маркетплейсам. Отмечается, что исследование представляет новые исследовательские выводы, которые вносят вклад в академическое сообщество и практическую область ведения бизнеса. На основе анализа данных исследования приводятся суждения о значении маркетплейсов для различных сфер бизнеса, экономики и общества в целом. Таким образом, статья предоставляет ценную информацию о маркетплейсах, их преимуществах и ограничениях, а также предлагает рекомендации для бизнеса, академического сообщества и органов регулирования, способствуя развитию этой модели бизнеса и повышению эффективности онлайн-торговли.
В статье представлено авторское видение управления взаимоотношениями с поставщиками в логистической системе торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Выбор поставщика является актуальным и важным этапом при осуществлении функций управления закупками. Эффективное управление данным аспектом деятельности способствует налаживанию путей взаимодействия с компаниями, обеспечивающими материально-техническое снабжение организации. Поиск подходящих поставщиков и установление долгосрочных отношений с ними могут помочь компаниям предоставлять клиентам качественные продукты и услуги по конкурентоспособным ценам и без перебоев. «Правильные» поставщики снизят риски, связанные с нестабильностью в цепочке поставок. Авторами дана новая трактовка термина «управление взаимоотношениями с поставщиками». Управление взаимоотношениями с поставщиками - это принятие решений по совершенствованию способов взаимодействия в процессе закупок между контрагентами торгово-логистической деятельности. При этом эффективность взаимодействия с поставщиками в процессе закупок авторы рассматривают как внутреннее конкурентное преимущество. Кроме того, авторы обозначили связь, общность и различие понятий «цепочка стоимости» и «цепочка поставок». В работе были проанализированы этапы процесса закупок, выявлены проблемы в организации управления закупками. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут служить основой для улучшения организации и управления логистической, закупочной деятельностью торговой организации для обеспечения конкурентных преимуществ. Новые параметры для определения порядка закупок, критерии оценки поставщика и эффективная работа по его выбору позволят снизить издержки, сэкономить на уменьшении количества брака и т. д. Результаты исследования: разработаны критерии, согласно которым необходимо учитывать цену, дисциплину поставок, качество, условия оплаты, территориальную удаленность, опыт сотрудничества, удовлетворение рекламаций, срок исполнения заказа; представлен алгоритм взаимодействия поставщика и потребителя в системе управления взаимоотношениями с поставщиками; определены новые параметры для определения порядка закупок и критерии оценки поставщика.
В условиях быстро меняющейся цифровой среды компании сталкиваются с вызовом быстрой и эффективной выработки экономических решений. Принятие эффективных экономических решений напрямую влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Данная статья поднимает проблему проведения оценки эффективности экономической деятельности предприятия, связанную с изучением и проработкой большого количества данных. Анализ большого объема данных позволяет компаниям получить подробное представление о том, как функционирует их бизнес, а также о том, какие факторы могут влиять на его успех. Такой подход основан на применении математических и статистических методов, а также на использовании специальных программных средств, которые позволяют эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных. В тот же момент результаты анализа данных могут быть представлены в виде графических отчетов, которые помогают принимать более обоснованные решения на основе фактов динамики развития и способствовать улучшению экономической эффективности деятельности компании. Под графическим отчетом понимается представление данных в визуальном формате с обозначением медиан и исключений. В данной статье были применены методы системного анализа и синтеза, метод индукции, контент-анализ научной литературы и статистических обзоров по исследуемой тематике. С развитием процесса цифровизации деятельности организации анализ данных стал просто необходимым инструментом в процессе выработки и принятия экономически выгодных решений. В статье авторы аргументировано обосновывают стратегическую значимость применения анализа данных в экономике, предпринимательстве и бизнесе.
Российский рынок сидра получил развитие в связи с изменением потребительских привычек и увеличением доли слабоалкогольных напитков. Однако обеспечение и повышение конкурентоспособности традиционного сидра на рынке слабоалкогольных напитков является сложным и требует более детального изучения. Этим обусловлена актуальность темы исследования. В рамках исследования был произведен анализ конкурентной среды на российском рынке слабоалкогольных напитков и выявлены актуальные проблемы повышения конкурентоспособности традиционного сидра. Статья нацелена на выявление факторов, негативно влияющих на конкурентоспособность традиционного сидра на российском рынке слабоалкогольных напитков, а также проблем в данной области и на предложение направлений их решения. Статья посвящена рассмотрению характеристик и особенностей сидра как товара, анализу конкурентной среды, выявлению проблем обеспечения и повышения конкурентоспособности традиционного сидра на российском рынке, а также разработке путей решения данных проблем. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что рынок сидра в России активно развивается и имеет благоприятные перспективы. Сидроделие в России стимулирует развитие сельского хозяйства, плодоводства, питомниководства, создание рабочих мест в сельской местности, создание рабочих мест в торговле, стимулирует научные изыскания. Исследование позволило выявить проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности сидра на российском рынке напитков, к которым относится проблема определения статуса традиционного сидра на законодательном уровне, отсутствие налоговых льгот и другой государственной поддержки компаний - производителей традиционного сидра, конкурентная борьба с напитками, произведенными по другой технологии, но также называющимися сидром. Для решения выявленных проблем были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности традиционного сидра на российском рынке. Показано, что проведенный анализ конкурентной среды позволяет выявить проблемы повышения конкурентоспособности сидра на российском рынке.
Данная статья является дискуссионной и посвящена рассмотрению проблемы выбора путей реформирования экономики России в условиях кризиса мировой экономической системы. Актуальность предлагаемой дискуссии определяется необходимостью поиска действенных инструментов экономического регулирования, позволяющих национальной экономике России занять достойное конкурентное место в меняющемся геоэкономическом пространстве. В статье анализируется основная причина кризисов в мировой капиталистической экономике на основе теории К. Маркса, заключающаяся в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов труда. Приведена статистика мировых циклических кризисов за период с 1825 года до настоящего времени. Циклические кризисы, порождаемые в основном экономическими факторами, повторяются периодически через 7-9-11 лет с незначительными отклонениями. Рассмотрена причина ипотечного кризиса США и его влияние на экономику других стран, в том числе и России. Показаны три возможные пути развития экономики России: 1) прозападный; 2) развитие экономики в интересах национальной буржуазии; 3) нэповского периода советского власти, который успешно использует Китай. Третий путь объективно обоснован. Об этом свидетельствуют статистические данные, приведенные в этой статье. Обоснована необходимость изменения в ближайшем будущем курса управления экономикой страны на основе реализации левоцентристского финансово-экономического курса на обоснованный социализм. Изложены условия перехода к управленческой революции, обеспечивающей скачок в развитии страны. Предлагаются направления для снижения зависимости российской экономики от конъюнктуры капиталистического рынка.
Издательство
- Издательство
- Синергия
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- Юр. адрес
- 129090, город Москва, Мещанская ул., д.9/14 стр. 1
- ФИО
- Красильников Андрей Викторович (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- seo@synergy.ru
- Контактный телефон
- +7 (800) 1000011
- Сайт
- https://synergy.ru