В статье рассматривается роль интеллигенции в развертывании общенационального кризиса в Российской империи начала XX в. Указываются основные черты и причины данного кризиса. Определяется необходимость выявить роль интеллигенции в расколе российского общества и раскачке общественного сознания. Автором применяются следующие научные методы исследования: анализ и синтез фактов; индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы; сравнительный анализ. Говорится о сущности, структуре и численном составе интеллигенции, ее роли в формировании «нового среднего класса». Подробно рассматривается социально положение, деятельность и общественно-политическая активность российских ученых, профессоров и других преподавателей высших и средних учебных заведений, а также студентов. Анализируется позиция интеллигенции в национальном и религиозном вопросах.
Сделан следующий вывод. В начале XX в. социальный состав российской интеллигенции был всесословным и неоднородным. Различались также политические взгляды и экономическое положение интеллигентов. Интеллигенция была идеологически дифференцирована на разные политические группировки, ведущие друг с другом ожесточенную кон-достижения поставленных целей. Не имея прочной социальной опоры, интеллигенция пыталась привлечь на свою сторону как новые (рабочие, служащие), так и традиционные (крестьянство, городское мещанство) слои, внедряя в их сознание разновекторную идеологию, различные партийные программы. В начале ХХ в. в расколотое традиционное сознание хлынул такой поток информации о путях и методах преобразования России, что оно оказалось не в состоянии его не только осмыслить, но и даже просто «переварить». Раскачка интеллигенцией традиционного сознания в условиях конфронтационности между властью и обществом оказалась чреватой мощными политическими и социальными катаклизмами, приведшими Россию на грань национальной катастрофы.
Идентификаторы и классификаторы
Начало ХХ в. явилось судьбоносным для нашей страны. Она вошла в стадию империализма, что обернулось вступлением России в целую эпоху войн — против Японии (1904—1905 гг.), Первой мировой (1914—1918 гг.) — и революций — 1905—1907 гг., 31 Февральской и Октябрьской 1917 г. (другой термин — Великая русская революция 1917 г.).
Список литературы
1 Возилов В. В. Методологические аспекты содержания понятия «интеллигенция / интеллектуалы» // Интеллигенция и мир. 2013. № 1. С. 9—17.
2 Волобуев П. В. Русская наука накануне Октябрьской революции // Вопросы естествознания и техники. 1987. № 3. С. 3—17.
3 Зубков И. В. Учительская интеллигенция России в конце XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008. 18 с.
4 Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале ХХ века. М.: АН СССР, Институт истории СССР, 1991. 392 с.
5 Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. — 1917 г. М.: Ин-т рос. истории РАН, 1994. 195 с.
6 Иванов А. Е., Кулакова И. П. Русская профессура на рубеже XIX—XX веков // Российская история. 2013. № 2. С. 44—62.
7 Иванова Н. А. Формирование среднего класса в Российской империи конца XIX — начала ХХ в. Теория и конкретика. М.: Ин-т рос. истории РАН; Центр гуманитар. инициатив, 2018. 294 с.
8 Кравец Т. П. От Ньютона до Вавилова. Очерки и воспоминания. Л.: Наука, 1967. 447 с.
9 Кураев А. Н. Подлинные причины революций в России в начале ХХ столетия // Человеческий капитал. 2012. № 12. С. 137—141.
10 Кураев А. Н. Что такое интеллигенция // Актуальные проблемы гуманитарного знания: сб. ст.: вып. 2017 г. / отв. ред. У. В. Федотова. М.: Перо; Красково: Гуманитарно-социальный ин-т, 2018. С. 14—18.
11 Кураев А. Н. Средние слои в Российской империи в начале ХХ века // Власть. 2023. № 2. С. 278—282. doi: 10.31171/vlast.v31i2.9574.
12 Олейник О. Ю. О значении научного наследия В. С. Меметова // Интеллигенция и мир. 2021. № 1. С. 9—29. doi: 10.46725/IW.2021.1.1. 50
13 Орлова С. А., Околотин В. С. Роль вузовской интеллигенции в Первой русской революции (по материалам сенаторских ревизий) // Интеллигенция и мир. 2021. № 3. С. 35—55. doi: 10.46725/IW.2021.3.3.
14 Порозов В. А. Интеллигенция в историко-цивилизационном контексте // Интеллигенция и мир. 2019. № 1. С. 109—130.
15 Русское православие: вехи истории / науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.
16 Сословие русских профессоров. Создатели статусов и смыслов: кол. монография / пер. с нем. К. Левинсона; пер. с польск. Д. Добровольского; под ред. Е. А. Вишленковой, И. М. Савельевой; М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. 386 с.
17 Степанов А. В. Время студенчества как этап становления русского интеллигента рубежа XIX—XX веков // Интеллигенция и мир. 2021.№ 4. С. 9—34. doi: 10.46725/IW.2021.4.1.
18 Черноперов В. Л., Усманов С. М. Глава 1: Интеллигенция и интеллектуалы в современном мире: самоопределение, социальный профиль, судьба // Интеллигенция и интеллектуалы — такие разные … и похожие. Проблемы самоопределения и деятельности в XX — начале XXI века: кол. монография / отв. ред. В. С. Меметов, В. Л. Черноперов. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. С. 8—53.
19 Швиттау Г. Г. Профессии и занятия населения. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1909. 324 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ПЕРЕПИСКА ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА ИВАНОВСКОГО МОЛОДЕЖНОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА Р. М. ГРИНБЕРГ И КОЛЛЕКТИВА ТЕАТРА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ МОСКОВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Статья посвящена деятельности выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента АН СССР, первого начальника Института военной истории Министерства обороны СССР Павла Андреевича Жилина. Публикация состоит из следующих частей: краткая биография П. А. Жилина; предпосылки,предшествовавшие выбору направления его исследовательской деятельности; характер изучения Отечественной войны и роль в ней фельдмаршала М. И. Кутузова. При постановке научной задачи автор статьи предполагает, что общественно-политическая обстановка оказывает влияние на выбор исследовательского направления в области военной истории. На примере П. А. Жилина показано, как правильно выбранная тематика исследовательской деятельности способствовала становлению крупного ученого. Автор считает, что научные труды, посвященные Отечественной войне 1812 г. и личности М. И. Кутузова, соответствовали запросам времени. В статье использованы как общенаучные методы, так и методы исторической науки. С помощью историко-генетического метода прослеживается эволюция взглядов ученого на предмет его исследовательской деятельности. Историко-сравнительный метод позволил сопоставить различия и сходство в интерпретации освещения проблем Отечественной войны 1812 г. разными учеными. К изучению научных трудов П. А. Жилина применен метод контент-анализа. Материал изложен хронологическим способом.
Автор делает вывод, что общественно-политическая обстановка в стане оказывала влияние на ученого. Наиболее ярко это влияние можно проследить по тому, как историк описывал историографию Отечественной войны 1812 г.
Результатом работы автора является подтверждение факта, что общественно-политическая обстановка в стране оказала влияния на ученого в выборе приоритетов в среде исследователей истории Отечественной войны 1812 г., а также личности и полководческого таланта М. И. Кутузова. Автор статьи отмечает, что в своей исследовательской деятельности военный историк П. А. Жилин всегда оставался верен научным идеалам и стремился к объективному описанию событий военной истории Отечества. Именно поэтому труды, написанные Павлом Андреевичем, актуальны и в настоящее время.
Статья посвящена проблеме личностной духовности, которая становится все более актуальной на фоне проявлений жестокости, нетерпимости, равнодушия в современном обществе. Эти негативные явления свидетельствуют о заметном снижении уровня культуры и изменении нравственных ориентиров в сознании людей. Автор подчеркивает, что русская православная культура неразрывно связана с духовностью, с традицией духовно-нравственного становления человека.
Методология исследования опирается на единство философско-культурологического, культурно-исторического и системно-аналитического подходов. Также используется метод исторического анализа культурных ценностей, сопровождающих процесс духовного развития и преображения творческой личности.
Наследие православных художников особенно значимо для сохранения духовных традиций русской культуры. Своим искусством они стараются передать людям ощущение величия русской души, красоты мира, стараются помочь увидеть и осознать истинные ценности бытия.
В статье раскрывается огромный духовно-нравственный потенциал личности потомственного палехского иконописца, народного художника Павла Дмитриевича Корина, все творчество которого отражает глубокий духовный мир русских православных людей и пронизано любовью к русской земле. Персонажи картин П. Корина являются носителями лучших качеств русской души: любовью, милосердием, состраданием, целомудрием, терпением. Творческое наследие Павла Корина имеет не только художественную ценность, но и социокультурную значимость. Оно способствует приобщению молодежи к духовным ценностям православия, формированию нравственных идеалов у подрастающего поколения. Народный художник П. Д. Корин посвятил свой талант живописца служению людям, родному Отечеству, став истинным хранителем традиций великой русской культуры.
Автор вспоминает о встречах и общении с профессором В. С. Меметовым; о научных конференциях, посвященных проблемам интеллигенции, проходивших в Иваново; о работе Ивановского центра интеллигентоведения.
Затрагивается широкий круг вопросов, связанных с развитием В. С. Меметова как ученого-исследователя и организатора науки. Анализируется сложный комплексный феномен интеллигентоведения как научного направления и школы, вклад ученого в его становление. Указывается, что именно В. С. Меметов пришел к выводу о том, что наличие нескольких трактовок понятия «интеллигенция» объясняется многоликостью объекта изучения. Он подчеркивал, что интеллигенция — очень сложное общественное явление, поэтому изучение этого феномена долж-пока еще слабоизученные вопросы, связанные с деятельностью российской интеллигенции и западных интеллектуалов.
Значительное внимание уделено деятельности В. С. Меметова как организатора науки: проведению научных конференций, редактированию журнала «Интеллигенция и мир», подготовке и изданию коллективных монографий. Особо отмечается роль В. С. Меметова в развитии интеллигентоведения не только как направления научных поисков, но и как учебной дисциплины.
Обосновывается вывод о том, что интеллигентоведение как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняло свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики. но носить комплексный характер. Ему удалось проанализировать многие
В статье рассматривается работа врачей города Иваново-Вознесенска в тыловых военных госпиталях, открытых в период таких вооруженных конфликтов, как русско-турецкая война 1877—1878 гг., русско-японская война 1904—1905 гг. и Первая мировая война. Инициаторами открытия госпиталей выступили органы местного самоуправления — городские думы и городские управы, в которых врачи часто выступали в качестве депутатов и экспертов. В период Первой мировой войны муниципалитеты действовали в тесном контакте с Всероссийским союзом городов. Госпитали были организованы на базе крупнейшего лечебного заведения города — больницы для мастеровых и рабочих, а также в зданиях, которые бесплатно были предоставлены для госпиталей общественными организациями и частными лицами. Автор обратил особое внимание на процесс создания госпиталей, их финансирование, организацию здесь лечения и быта раненых и больных воинов. Большую роль в обеспечении материальной базы госпиталей играли богатые местные промышленники. В статье рассматривается профессиональная
деятельность врачей и другого медицинского персонала, отмечается самоотверженный труд медиков, которым в экстраординарных условиях приходилось одновременно работать сразу в нескольких медицинских учреждениях. В статье приводятся конкретные примеры работы врачей, даются их биографические данные. Важную роль в профессиональной деятельности врачей во время войн играло Иваново-Вознесенское медицинское общество, которое объединяло врачей. Оно организовало курсы по подготовке сестер милосердия для госпиталей, выступило с другими важными инициативами.
Электронные петиции являются формой современного политического участия граждан в жизни общества. Для французского общества подобные петиции стали основным рычагов давления на политиков, но в весьма ограниченных сферах, таких как борьба за права человека или экология. Система онлайн-петиций во Франции является неоднозначным институтом. С одной стороны, специальные платформы для голосований и веб-сайты для онлайн-петиций являются логичной трансформацией сбора общественного мнения из бумажного варианта в электронный. С другой стороны, эта возможность использования онлайн-платформ для петиций является идеальным прикрытием для лоббирования интересов.
Статья посвящена вопросу развития школьного образования Англии в эпоху династии Тюдоров. С наступлением Реформации школьная система претерпевает серьезные изменения. Образование начинает освобождаться от церковной схоластики и теперь базируется на идеях гуманизма, которые получают распространение в английских грамматических школах второй половины XVI в. Объектом нашего исследования является организация, характер управления, а также структура учебного процесса школьного образования Англии в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Интерес к данной проблеме неслучаен, так как вопросы обучения и воспитания имеют важное значение для исторической науки и проливают свет на социальные и исторические аспекты городского быта, помогают оценить духовную и нравственную атмосферу средневекового города. Период исследования тоже был выбран неслучайно, так как именно со второй половины XVI в. наблюдаются социальные сдвиги в системе школьного образования и серьезные изменения в культуре. Актуальность данной темы обуславливается еще и тем, что она практически не изучалась в отечественной историографии.
Автор приходит к выводу, что со второй половины XVI в. происходит эволюция школьного образования Англии. Основные тенденции были направлены не только на изменение системы просвещения и появление нововведений в учебных программах, но и на создание новых типов учебных заведений. Не последнюю роль в этих преобразованиях сыграли великие гуманисты эпохи, среди которых был настоятель собора Святого Павла, английский ученый Дж. Колет (теолог, член почитаемого общества Мерсеров).
При династии Тюдоров система образования превратилась в самостоятельную отрасль, которая предоставляла отличную возможность получить образование всем сословиям общества.
Издательство
- Издательство
- ИвГУ
- Регион
- Россия, Иваново
- Почтовый адрес
- 153025, Центральный федеральный округ, г.Иваново, ул. Ермака, 39
- Юр. адрес
- 153025, Ивановская обл, г Иваново, ул Ермака, д 39
- ФИО
- Малыгин Алексей Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ivanovo.ac.ru
- Контактный телефон
- +7 (493) 2326210