Архив статей журнала

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Порозов Владимир Александрович

Термин «интеллектуал» часто соотносится с понятием «интеллигенция» и крайне редко с термином «интеллигент». При этом интеллектуалами чаще и смелее называют представителей национальной интеллигенции зарубежных стран, а интеллигентами — персонажей русского «мыслящего класса», даже оказавшихся за рубежом. Неоднократно предпринимавшиеся попытки объединить тех и других на основе общности социального положения и функций в едином восприятии в контексте российского интеллигентоведения успеха не имели. Прослеживается история вопроса за тридцать с лишним лет существования ивановской интеллигентоведческой школы в контексте взглядов широкого круга отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание уделяется восприятию и трактовке интеллектуалов в четырех коллективных монографиях, изданных ивановскими единомышленниками под руководством профессора В. С. Меметова (2008, 2010), профессоров В. С. Меметова и В. Л. Черноперова (2014, 2016), их собственным взглядам на проблему. Показано, что отождествление интеллигентов и интеллектуалов на сегодняшнем уровне теоретического осмысления истории и роли в современном мире интеллигенции допустимо, но только при функционально-социологическом подходе.

Сохранить в закладках
СЕМЬЯ СВЯЩЕННИКА В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА: ОТ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ К ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (на примере семьи священника В. С. Авдакова) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Дворцов Григорий Иванович

В исследовании на материалах биографий членов семьи священника В. С. Авдакова рассматривается проблематика перехода его пятерых детей из дореволюционного духовного сословия в состав формирующейся в период цивилизационного слома 1920—1930-х гг. советской интеллигенции.

Особое внимание уделено вопросам получения ими духовного и светского образования, их отношения к Церкви и семье. Биографический, просопографический и историко-генетический методы позволили исследовать биографии и психологические особенности членов семьи В. С. Авдакова в годы становления и укрепления советского государства.

Автор приходит к выводам, что переход детей В. С. Авдакова в состав интеллигенции начался еще в дореволюционный период, когда дочь получила педагогическое, а старший сын — медицинское образование и завершили его в советское время. Несмотря на происхождение из духовного сословия, объявленного враждебным советской власти, три старших сына В. С. Авдакова состоялись как врачи, чему способствовало их участие в Гражданской войне на стороне Красной армии. Основы мировоззрения детей В. С. Авдакова были заложены их воспитанием в патриархальной священнической семье и духовных учебных заведениях Владимирской епархии. В исследовании выявлены три типа их отношения к Церкви: 1) героико-подвижнический — у Н. В. Авдакова, который в 1922 г. стал священником и неоднократно подвергался репрессиям; 2) частно-конформистский — у К. В. Авдакова, В. В. Авдакова, М. В. Карабиновой, которые не демонстрировали свою религиозность в общественной жизни; 3) сложный или отрицательный — у С. В. Авдакова, который делал успешную карьеру военного врача. В 1930-е гг. два сына В. С. Авдакова — священник и военврач — погибли в результате репрессий.

Семейная жизнь благополучно сложилась только у дочери В. С. Авдакова — М. В. Карабиновой. У всех остальных его потомков она либо отсутствовала, либо носила кратковременный или нестандартный характер.

Таким образом, в исследовании удалось проследить, с одной стороны, процесс разрушения православной семьи в 1920—1930-е гг., с другой — стремление ее членов вписаться в структуру советского общества. В годы Первой мировой войны еще двое сыновей начали свое медицин-

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА РУБЕЖЕ XX—XXI вв. (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Чугунова Татьяна Владимировна

Статья посвящена изучению роли и места студенческой молодежи в социально-политическом развитии общества, роли студенчества, которое, как резерв интеллигенции, будет определять духовный климат страны в XXI в. Цели и задачи данного исследования обусловлены актуальной потребностью практического решения стоящих перед обществом задач, а также методологической необходимостью дальнейшей разработки проблем и перспектив развития студенческой молодежи как потенциальной интеллигенции в целом и как субъекта социально-политического процесса. В рамках достижения данной цели и решения поставленных в работе задач представлены дефиниции студенческой молодежи в связи с ее интеллигентским статусом, а также ее социально-политический потенциал в различные периоды российской истории. Исходя из характера исследований, посвященных изменениям, происходящим в молодежной среде в1990—2000-e гг., актуализируется проблема политической социализации постсоветской студенческой молодежи. Предпринята попытка определить ее идеалы и приоритеты, ее социально-политические реалии и потенциал. В качестве базовых выводов в статье определяется следующее: интерес молодежи к политике носит в основном ситуативный характер и имеет информационную форму; велико воздействие на молодежь политических мифов; проявляется стремление сделать карьеру с помощью политического инструментария и т. д. С учетом изменившейся ситуации последнего времени формирование политической культуры студенческой молодежи, с нашей точки зрения, должно происходить в процессе учебной деятельности при решающей роли общественных дисциплин. Интерес к политическим проблемам у студенчества необходимо формировать в соответствии со структурой социальных ориентаций, в процессе усвоения культурных ценностей, в том числе политического свойства; освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества; конкретного участия студенчества в политической жизни страны и региона; включения его в деятельность партий, организаций, движений разного уровня; взаимодействия с наиболее целеустремленными представителями молодежи; поиска новых форм социализации и политизации.

Сохранить в закладках
БОРЬБА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ И ГОРОДСКОЙ КОРПОРАЦИЙ: СТОЛКНОВЕНИЯ ШКОЛЯРОВ И ГОРОЖАН (на примере Оксфорда и Кембриджа XIII—XIV вв.) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Евсеев Владимир Александрович

В статье рассматриваются противоречия между университетскими и городскими корпорациями в Оксфорде и Кембридже. Основной причиной конфликтов стало усиление позиций академического сообщества и ущемление прав граждан. Эти процессы происходили с середины тринадцатого века в течение столетия при поддержке папской курии и, в еще большей степени, со стороны королевской власти. Именно королевские грамоты, выданные университетским корпорациям Оксфорда и Кембриджа, сильно ограничивали права городских властей. Такое положение, конечно, не устраивало горожан, а это в свою очередь приводило к кровавым конфликтам между городом и университетскими корпорациями. Наиболее ярко они проявились в событиях середины XIV в. В Оксфорде в 1355 г. бунт в День святой Схоластики привел к смерти десятков человек и разграблению имущества университетских колледжей. Однако городские власти во главе с мэром оказались на одной стороне с руководством университета. События же в Кембридже в 1381 г. происходили на фоне крестьянского восстания. Это в свою очередь повлияло на специфику событий в данном городе, где муниципальные власти во главе с мэром оказались инициаторами бунта горожан. Следует отметить, что в том и другом случае горожане обращались за помощью к крестьянам соседних деревень. Последствия же для городской корпорации и универ- ситетской Оксфорда и Кембриджа были одни и те же. Твердая и последовательная поддержка университетских корпораций со стороны королевской власти в противоборстве с городскими способствовала в дальнейшем урегулированию споров мирными средствами. В работе использован метод, предполагающий выявление основных причин и специфических характеристик отдельных столкновений в университетских городах.

Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ УСЛОВИЯХ: ВРАЧИ г. ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКА НА СЛУЖБЕ В ВОЕННЫХ ГОСПИТАЛЯХ (конец XIX — начало XX в.) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Балдин Кирилл Евгеньевич

В статье рассматривается работа врачей города Иваново-Вознесенска в тыловых военных госпиталях, открытых в период таких вооруженных конфликтов, как русско-турецкая война 1877—1878 гг., русско-японская война 1904—1905 гг. и Первая мировая война. Инициаторами открытия госпиталей выступили органы местного самоуправления — городские думы и городские управы, в которых врачи часто выступали в качестве депутатов и экспертов. В период Первой мировой войны муниципалитеты действовали в тесном контакте с Всероссийским союзом городов. Госпитали были организованы на базе крупнейшего лечебного заведения города — больницы для мастеровых и рабочих, а также в зданиях, которые бесплатно были предоставлены для госпиталей общественными организациями и частными лицами. Автор обратил особое внимание на процесс создания госпиталей, их финансирование, организацию здесь лечения и быта раненых и больных воинов. Большую роль в обеспечении материальной базы госпиталей играли богатые местные промышленники. В статье рассматривается профессиональная
деятельность врачей и другого медицинского персонала, отмечается самоотверженный труд медиков, которым в экстраординарных условиях приходилось одновременно работать сразу в нескольких медицинских учреждениях. В статье приводятся конкретные примеры работы врачей, даются их биографические данные. Важную роль в профессиональной деятельности врачей во время войн играло Иваново-Вознесенское медицинское общество, которое объединяло врачей. Оно организовало курсы по подготовке сестер милосердия для госпиталей, выступило с другими важными инициативами.

Сохранить в закладках
ВОПРОСУ О МЕСТЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ КРИЗИСЕ РОССИИ НАЧАЛА XX в. (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кураев Алексей Николаевич

В статье рассматривается роль интеллигенции в развертывании общенационального кризиса в Российской империи начала XX в. Указываются основные черты и причины данного кризиса. Определяется необходимость выявить роль интеллигенции в расколе российского общества и раскачке общественного сознания. Автором применяются следующие научные методы исследования: анализ и синтез фактов; индукция и дедукция; системный и структурно-функциональный подходы; сравнительный анализ. Говорится о сущности, структуре и численном составе интеллигенции, ее роли в формировании «нового среднего класса». Подробно рассматривается социально положение, деятельность и общественно-политическая активность российских ученых, профессоров и других преподавателей высших и средних учебных заведений, а также студентов. Анализируется позиция интеллигенции в национальном и религиозном вопросах.

Сделан следующий вывод. В начале XX в. социальный состав российской интеллигенции был всесословным и неоднородным. Различались также политические взгляды и экономическое положение интеллигентов. Интеллигенция была идеологически дифференцирована на разные политические группировки, ведущие друг с другом ожесточенную кон-достижения поставленных целей. Не имея прочной социальной опоры, интеллигенция пыталась привлечь на свою сторону как новые (рабочие, служащие), так и традиционные (крестьянство, городское мещанство) слои, внедряя в их сознание разновекторную идеологию, различные партийные программы. В начале ХХ в. в расколотое традиционное сознание хлынул такой поток информации о путях и методах преобразования России, что оно оказалось не в состоянии его не только осмыслить, но и даже просто «переварить». Раскачка интеллигенцией традиционного сознания в условиях конфронтационности между властью и обществом оказалась чреватой мощными политическими и социальными катаклизмами, приведшими Россию на грань национальной катастрофы.

Сохранить в закладках
РУССКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ PER SE Рец. на кн.: Китаев В. А. К истории либерализма в России: вторая половина XIX — начало XX века. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2023. 320 с. (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Борзова Ирина Сергеевна, Усманов Сергей Михайлович

Авторы размышляют об истории и судьбе русского либерализма. Основное внимание в статье уделено монографии известного исследователя из Нижегородского государственного университета В. А. Китаева «К истории либерализма в России». Подчеркнуто, что ученый из Нижнего Новгорода очень точно, аргументированно и корректно выразил свой взгляд на эволюцию либерализма в нашей стране во второй половине XIX — начале XX столетия. Авторы отмечают тщательный анализ В. А. Китаевым либеральных убеждений И. С. Тургенева, полемики с русскими либералами Ф. М. Достоевского, итогового сочинения Б. Н. Чичерина, общественно-политических траекторий журналов «Атеней» и «Вестник Европы». Вместе с тем авторы излагают и свои соображения об историческом пути русского либерализма, которые существенно отличаются от анализа и оценок В. А. Китаева.

Сохранить в закладках
ИЗ ИСТОРИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ДРУГИХ ГРУПП ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Ткачев Виталий Викторович

В статье речь идет о просветительской деятельности представителей художественной и других групп интеллигенции Байкальской Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Источниковой основой статьи выступают материалы иркутских архивных и музейных собраний. Автор особое внимание обращает на историю формирования музейно-выставочных центров в Байкальской Сибири и их место в просвещении населении. Отдельно показана просветительская деятельность художников во взаимодействии с педагогами, духовенством и представителями других групп интеллигенции по распространению культурных знаний. Среди наиболее активных участников данного процесса автор выделяет художника Н. И. Верхотурова и педагога, историка и архивиста священника Иоанна Дроздова. Благодаря деятельности этих и других активистов горожане Байкальской Сибири получали возможность познакомиться с достижениями мировой и отечественной культуры. Художники и поддерживающие их творческие личности активно включались в движение за сохранение и изучение художественного и архитектурного мирового и отечественного наследия. Постепенно они втягивали в него и других людей, стали применять достижения культуры в просветительских и воспитательных целях. Со временем этот процесс вел к формированию массового движения за охрану культуры во всем ее многообразии — от сохранения архивных документов и объектов архитектуры до повышенного интереса к краеведению.

Сохранить в закладках
НЕМЕЦКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ПРОТИВ НАЦИЗМА. ГРАФ ГЕЛЬМУТ ДЖЕЙМС ФОН МОЛЬТКЕ И «КРУЖОК КРЕЙЗАУ» (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Хавкин Борис Львович

Взгляды внутригерманской интеллектуальной оппозиции национал-социализму недостаточно изучены в российской исто-риографии. Существует мнение, что немецкая интеллигенция в большинстве своем поддержала Гитлера, а те, кто был против, уехали в эмиграцию или, оставаясь в стране, вынуждено подчинились нацист-ской диктатуре. Создается ложное впечатление, что нацистская диктатура служила немецкому народу: личную выгоду из гитлеровского ре-жима извлекли 95 % немцев, включая и интеллектуальную элиту. Историк из ФРГ Гёц Али назвал это явление «услужливой диктатурой». Однако 5 % –— подавляемое нацистами меньшинство — было в оппозиции нацистскому режиму и оказывало ему сопротивление. Одним из центров интеллектуального Сопротивления внутри рейха был «Кружок Крейзау», о лидере которого, графе Гельмуте Джеймсе фон Мольтке, его единомышленниках, программе этой оппозиционной нацизму группы, рассказывает статья.

Источниковую основу статьи составляют документы «Кружка Крейзау», рассматриваемые на основе принципа историзма и традиционных методов исторического исследования. Впервые в российской ис-ториографии на русском языке публикуется новый исторический источник: «Краткая версия меморандума об основах политической теории графа Гельмута Джеймса фон Мольтке как основы для дискуссий в Крейзау, 1940/41 гг.».

Сохранить в закладках
СТАНОВЛЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕРВОГО УНИВЕРСИТЕТА БЕЛАРУСИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 1921—1941 гг. (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Яновский Олег Антонович

На основе анализа с помощью историко-антропо-логического и просопографического подходов к многочисленным приме-рам разносторонних международных контактов ученых Белорусского государственного университета (БГУ) в 1921—1941 гг. выделены и систематизированы их главные направления и формы: творческие командировки профессорско-преподавательского состава в научно-образовательные центры СССР и за границу для повышения квалификации; участие ученых БГУ в научных мероприятиях в университетах и исследовательских институтах Запада; приглашение европейских коллег в Минск для участия в различных научных мероприятиях, в том числе во всебелорусских конференциях; востребованность публикаций белорусских авто-ров за рубежом и их публикационная активность в европейских журналах; приоритеты по отношению к преподаванию иностранных языков; пополнение библиотеки БГУ, государственной, иностранной литературой как путем прямого книгообмена, так и благодаря заинтересованному со-действию со стороны многих представителей профессуры и преподавателей; зарубежная материально-финансовая помощь; фиксирование в учеб-ных планах и программах дисциплин как по естественнонаучным, так и гуманитарным направлениям современных мировых тенденций подготовки специалистов.

Отмечается, что конкретные научные связи основывались на личном авторитете того или иного белорусского ученого, а также на до-статочно быстром росте авторитета всего коллектива БГУ. И хотя уча-стие видных представителей коллектива БГУ в зарубежных научных форумах осуществлялось в том числе и в составе союзных делегаций, однако прежде всего подобные зарубежные контакты были обусловлены авторитетностью ученых БГУ как среди зарубежных, так и своих, советских, коллег. Сделан вывод, что становление и трансформация международного сотрудничества первого университета Беларуси про-ходили в сопряжении с постоянно изменявшейся внутренней и внешней общественно-политической ситуацией и в условиях доминирования властных установок.

Сохранить в закладках