Развитие российских северных городов и уникальность их трансформации в постсоветский период — интересный объект для исследования как с позиции определения общих тенденций, так и с позиции выявления специфических особенностей. Северные города относительно центральных и южных более молодые, однако они являются опорными точками для освоения стратегических территорий, в том числе арктических. Один из таких городов на Дальнем Востоке — город Магадан. В исследовании впервые проведён комплексный анализ основных отраслей экономики города Магадана, оценён опыт управления и эффективность государственной поддержки в условиях разных экономических укладов — в 1960–2020 гг. Цель исследования — оценить результаты социально-экономического развития города Магадана и определить основные причины смены его траектории в условиях плановой и рыночной экономики. Применялись методы историко-экономического, статистического и сравнительного анализов, метод графической визуализации, были использованы элементы системного анализа. Изучены и впервые введены в научный оборот архивные данные, характеризующие социальное и экономическое развитие города за 1960–1990 гг.
В результате анализа установлено, что период плановой экономики развитие города характеризуется масштабным ростом и комплексным развитием всех отраслей и сфер деятельности, увеличением численности населения на фоне экономической привлекательности проживания, обеспечиваемой государством за счёт северных льгот. Итогами развития в рыночных условиях являются: сокращение масштабов экономики, падение уровня жизни до среднероссийского в связи утратой стимулирующих функций северных льгот, миграция из районов области в областной центр, сохраняющийся отток населения. Динамично развивающийся в плановой экономике город в рыночной стал относиться к группе убывающих городов. Основные причины произошедших изменений — смена основных принципов управления в условиях плановой и рыночной экономики, утрата эффективности механизма северных льгот.
Результаты исследования могут представлять интерес при разработке стратегий социально-экономического развития северных и северо-восточных городов, а также государственных программ по их поддержке. В дальнейшем усилия будут направлены на поиск адекватной модели «умного сжатия».
Идентификаторы и классификаторы
Объектом данного исследования выступил самый молодой региональный центр Дальнего Востока — город Магадан, который в 2024 г. празднует двойной юбилей: 95 лет с даты основания и 85 лет с даты присвоения ему статуса города. За время освоения Магаданской области столица довольно быстро стала местом притяжения населения из разных регионов страны и приобрела в 1960–1990-е гг. значимые функции логистического, сервисного, образовательного, культурного и экономического центра.
Список литературы
- Фавстрицкая О. С. Города — столицы Крайнего Северо-Востока России: могут ли убывающие города быть центрами развития? // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20, № 12 (507). С. 2210–2240. DOI:10.24891/re.20.12.2210.
- Мальцева П. Н. Совершенствование организации управления стратегированием муниципального образования (на примере МО «Город Магадан») // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2017. № 28. С. 86–90.
- Мальцева П. Н. Современное состояние и проблемы перехода на инновационный путь развития энергетики Магаданской области // Экономика и управление. 2014. № 8 (106). С. 84–89.
- Романова Н. А. Структурная динамика занятости населения муниципального образования «город Магадан»: анализ проблем // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 5, № 1. С. 45–53.
- Широкова Е. А. Уровень благоустройства жилой среды как один из критериев привлекательности северного города // Экономика и управление. 2018. № 4 (150). С. 11–16.
- Романова Н. А. Субъективные оценки населения социально-экономических условий жизни в Муниципальном образовании «Город Магадан» // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2014. № 21. С. 80–83.
- Гальцева Н. В., Фавстрицкая О. С., Шарыпова О. А. Модернизация социально-экономического развития регионов Северо-Востока России // Регионалистика. 2020. Т. 7, № 5. С. 5–23. http://dx.doi.org/10.14530/reg.2020.5.5.
- Замятина Н. Ю. Северный город-база: особенности развития и потенциал для освоения Арктики // Арктика: экология и экономика. 2020. № 2 (38). С. 4–17. DOI:10.25283/2223-4594-2020-2-4-17.
- Пилясов А. Н. Развитие городов-центров — форпостных баз северного фронтира // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. 2016. № 1. С. 107–118.
- Манаева И. В. Методика определения оптимального размера города // Проблемы развития территории. 2020. № 3 (107). С. 45–58. DOI:10.15838/ptd.2020.3.107.3.
- Иванова В. В., Васильева А. А. Условия и качество жизни населения дальневосточных городов // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 28–44. DOI:10.15838/ptd.2018.3.95.2.
- Hollander J., Németh J. The bounds of smart decline: A foundational theory for planning shrinking cities // Housing Policy Debate. 2011. No. 21 (3). P. 349–367. DOI:10.1080/10511482.2011.585164.
- Rhodes J., Russo J. Shrinking smart? Urban redevelopment and shrinkage in Youngstown, Ohio // Urban Geography. 2013. No. 34 (3). P. 305–326. DOI:10.1080/02723638.2013.778672.
- Silverman R. Rethinking shrinking cities: Peripheral dual cities have arrived // J. Urban Affairs. 2020. No. 42 (3). P. 294–311. DOI:10.1080/07352166.2018.1448226.
- Shrinking Cities: Urban Challenges of Globalization / C. Martinez-Fernandez [еt аl.] // Intern. J. Urban and Regional Research. 2012. Vol. 36, no. 2. P. 213–225. https://doi.org/10.1111/j.1468-2427.2011.01092.x.
- Allam Z., Newman P. Economically incentivising smart urban regeneration. Case study of Port Louis, Mauritius // Smart Cities. 2018. No. 1 (1). P. 53–74. DOI:10.3390/smartcities1010004.
- Coppola A. Projects of becoming in a right-sizing shrinking city // Urban Geography. 2019. No. 40 (2). P. 237–256. DOI:10.1080/02723638.2017.1421391.
- The smart city: A new solution to urban shrinkage? Evidence from China / Z. Han [еt аl.] // J. Asian Public Policy. 2022. Vol. 17, no. 1. P. 160–179. DOI:10.1080/17516234.2022.2040086.
- LaCroix C. Urban agriculture and other green uses: Remaking the shrinking city // Urban Lawyer. 2010. No. 42 (2). P. 225–285. DOI:10.2307/27895787.
- Лосева А. В., Федосьина А. В., Гаджимирзоев Г. И. Ретроспективный анализ статистических показателей начального, среднего и высшего образования в России // Регион: системы, экономика, управление. 2023. № 1 (60). С. 132–144. DOI:10.22394/1997-4469-2023-60-1-132-144.
Выпуск
Другие статьи выпуска
На реализацию современной государственной политики в арктических территориях страны возложены многочисленные функции по обеспечению национальной безопасности и суверенитета в самых разных областях: ресурсной, транспортной, экологической, военной и проч. Решение этих задач требует усиленного внимания к вопросам сохранения и наращивания человеческого капитала северных регионов. Особое значение приобретают вопросы развития демографического и трудового потенциала. Цель исследования — оценка масштабов и темпов депопуляции в российской Арктике, факторов её определяющих и последствий для рынка труда в целом в Арктической зоне РФ, а также в отдельных субъектах РФ, полностью или частично входящих в её состав. Актуальность исследования определяется тем, что сокращение численности населения и трудовых ресурсов является одним из основных вызовов и угроз для реализации Стратегии развития Арктики до 2035 г. Причины негативных тенденций кроются в нерешённых социально-экономических проблемах, снижении уровня жизни арктического населения, обесценивании северных доходов. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в разработке и обосновании приоритетов государственной политики в демографической и социальной сферах с учётом специфических особенностей отдельных регионов Арктической зоны. Ключевыми мерами по сохранению и увеличению населения в Арктике должны стать поддержка семей с детьми, снижение бедности, закрепление местной молодёжи и молодых кадров из других регионов, диверсификация северной экономики, формирование системы конкурентоспособной сферы услуг для удовлетворения потребностей жителей северных широт в сфере здравоохранения, общего и профессионального образования, коммуникаций, повышения других параметров жизнедеятельности населения.
Представлен анализ социально-демографических тенденций, сложившихся на северных территориях Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) за последние шестьдесят лет — с начала освоения минерально-сырьевых ресурсов в 1950–1960-х гг. до настоящего времени. Выбранные для анализа субъекты Федерации уникальны не только своими природно-климатическими и этнокультурными особенностями, но и социально-экономическим моделями регионального развития. Так, принято считать, что активная фаза освоения природных ресурсов привела к значительному росту населения и активной урбанизации территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в том числе появлению в них более 20 новых городов. Однако постепенное сокращение объёмов добычи нефти и газа, наблюдающееся с 2000-х гг., привело к обратной тенденции – перманентному оттоку населения и затуханию экономической динамики в значительной части муниципальных образований. В результате исследования авторами делается вывод о наличии как схожих, так и разнонаправленных тенденций в исследуемых территориях. В частности, к настоящему времени Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, в отличие от Ямало-Ненецкого, характеризуется постепенным ростом численности населения благодаря преимущественно положительному естественному и миграционному приросту. В то же время в обоих субъектах Федерации наблюдаются схожие сдвиги в возрастном и гендерном составе населения, а также месте его проживания — город/сельская местность. Сделан вывод о необходимости дальнейшего всестороннего анализа сложившихся социально-демографических тенденций с точки зрения их проявления среди постоянно проживающего на данной территории населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, и населения, занятого вахтовым трудом, а также анализа влияния социокультурных и климатических условий жизни на достигнутые показатели здоровья населения, динамики его смертности и рождаемости.
К числу значимых проблем устойчивого развития регионов относят вопрос эффективного использования трудового потенциала территории. Прослеживается дифференциация по уровню показателя. Это объясняется природно-климатическими условиями, демографическими процессами, разным уровнем развития промышленной, транспортной инфраструктуры, преференциями, предоставляемыми государством регионам. Проблема проявляется в Арктической зоне РФ, представляющей стратегический интерес для России. В условиях цифровой трансформации, обеспечения технологического суверенитета, депопуляции, миграционного оттока населения наблюдается корреляция между уровнем трудового потенциала и кадровым обеспечением территории. Развитие макрорегиона невозможно без продуманной кадровой политики. Цель исследования — разработка методики прогнозной оценки уровня трудового потенциала в контексте цифровизации и технологического суверенитета, её апробация на данных регионов Арктической зоны РФ. Методика включает три этапа. В рамках подготовительного этапа определяется перечень детерминант, осуществляется сбор статистической информации. В ходе расчётно-аналитического этапа формируется массив прогнозируемых данных с использованием методов на основе рядов динамики, осуществляется расчёт индексов. На заключительном этапе применяется матричный инструментарий, позволяющий определить позиции территорий по критериям. В связи с логикой исследования использованы методы: сравнения, группировки, прогнозирования, графический, матричный, корреляционного и кластерного анализа. Научная новизна исследования заключается в уточнении термина «трудовой потенциал» с позиции цифровизации и технологического суверенитета, в разработке типологии регионов по уровню трудового потенциала. Результаты: проведена кластеризация субъектов, дана их характеристика. Арктические территории имеют высокий и средний уровень изучаемого показателя с ориентацией на инновационное и цифровое развитие. Результаты исследования могут быть использованы при принятии управленческих решений в вопросах развития региональной экономики в области анализа, прогнозирования кадрового обеспечения территорий. Перспективным направлением работы является расширение перечня факторов, апробирование методики на статистических данных федеральных округов РФ с целью сопоставления результатов, выявления территориальной специфики.
Образование является базисом общественного развития, лежит в основе улучшения качества жизни людей, призвано помочь построить устойчивое сообщество, предоставляя необходимые услуги, улучшая территориальную сплочённость и социальную интеграцию, обеспечивая формирование и эффективное использование человеческого и социального капитала, стимулируя экономическое развитие, закладывая основу для увеличения доходов и возможностей трудоустройства, повышая конкурентоспособность и производительность. Доступ к качественному начальному образованию в месте непосредственного проживания, справедливые возможности в профессиональном обучении и получении высшего образования являются основой для устойчивого развития арктических территорий. Данное исследование вносит вклад в научный дискурс по проблеме развития кадрово-инфраструктурных ресурсов образования в АЗРФ и является продолжением цикла публикаций автора, посвящённого социальной инфраструктуре Арктики. Цель статьи заключается в исследовании изменения кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования АЗРФ за два последних десятилетия и в определении направлений дальнейшего развития этой сферы. Были использованы методы контент-, логического и сравнительного анализа. Исследование показало, что в последние годы в сфере образования АЗРФ проходила оптимизация за счёт объединения и закрытия организаций, сокращения численности работников, в результате образовательное пространство стало ещё более поляризованным. Для решения существующих проблем необходимо совершенствование политики в этой сфере, обеспечение доступа к качественному базовому образованию не только в городах, но и в малонаселённых районах Арктики, значительное расширение возможностей профессионального обучения непосредственно в арктических регионах, систематизация уже реализуемых инициатив и их взаимоувязка с новыми проектами и программами в образовании. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике государственного управления развитием системы образования АЗРФ. Дальнейшее изучение данного направления видится в углублённом изучении зарубежной практики развития образования, исследованиях оплаты труда, платного сектора, качественного наполнения образовательных программ.
Целью данной работы является анализ показателей достаточности и устойчивости привлечения финансовых средств кредитными организациями в регионах Крайнего Севера в системе оценки региональной финансовой безопасности. Проведён анализ достаточности привлечения финансовых ресурсов на основе коэффициентного анализа. Установлено, что в регионах Крайнего Севера в последнее десятилетие наблюдался устойчивый рост привлечения средств кредитной системой, который соответствовал среднероссийским темпам прироста. В последние годы темпы привлечения средств юридических лиц были выше среднероссийских, а темпы привлечения средств населения ниже, чем по РФ. При этом на данный момент общий высокий сформированный финансовый потенциал регионов Крайнего Севера обеспечен высокими относительными показателями депозитов физических лиц.
Анализ устойчивости привлечённых региональными кредитными системами ресурсов был осуществлён на базе регрессионного анализа. Определено, что для северных регионов в целом характерны низкие показатели волатильности сформированной базы вкладов и депозитов физических лиц и высокие — средств на срочных счетах юридических лиц, которые характеризуют значительные риски оттока данной категории сформированных средств кредитной системы. На базе выполненных расчётов проведена классификация регионов Крайнего Севера.
Полученные результаты позволили не только определить регионы, для которых характерны наиболее высокие финансовые риски, связанные с формированием кредитной базы, но и выделить северные субъекты РФ, которые имеют наибольший потенциал для реализации региональных инвестиционных инструментов. К таким регионам были отнесены Магаданская и Мурманская области, Камчатский край, Республика Карелия.
Арктика в настоящее время является зоной повышенного интереса многих государств. Экологические вопросы в Арктике остаются важным предметом дискуссий. О своих интересах в деле управления экологической повесткой в Арктике заявляют Китай, Европейский союз, Соединённые Штаты Америки и другие страны. Для предотвращения экологических конфликтов и поиска взаимоприемлемых решений актуальной и своевременной исследовательской задачей является изучение особенностей экологической политики важнейших глобальных игроков. В статье представлены результаты исследования, цель которого — выявление различий политики обеспечения экологической безопасности, закреплённых в действующем законодательстве России, Китая, США и Европейского союза. Эти государства заявляют о наличии коренных интересов в Арктике, позиционируют себя ключевыми игроками в арктическом регионе, и Российской Федерации предстоит так или иначе с ними взаимодействовать. Методологией исследования выбран сравнительный анализ экологической политики выбранных государств. Базой для сравнения служат результаты контент-анализа экологического законодательства, проводимого по иерархическому принципу: концепция, объект, цели, направления и механизмы политики. Новизну подхода определяет учёт социокультурных особенностей, положенных в основу экологической концепции, выстраивающей экологическую политику страны. Исследование выявило как существенные различия в нормативном обеспечении экологической политики РФ, КНР, США и ЕС, основанные на разнице мировоззрений и ценностей, так и почти полное совпадение в направлениях политики, базирующейся на глобальной повестке. Выявленные особенности российской экологической политики состоят в том, что в её центре стоит человек и закреплено жёсткое научно обоснованное нормирование количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Полученные результаты могут быть использованы для выработки переговорной базы (экологических императивов, учитывающих арктическую специфику) Российской Федерации при осуществлении международного взаимодействия в Арктике.
Актуальность исследования связана с существенным отставанием России в эффективности использования лесных ресурсов от развитых лесопромышленных стран. Определение причинно-следственных связей между факторами и результатами функционирования базовых отраслей, выделение основных ресурсно-технологических факторов даст возможность разработать действенные меры по улучшению экономической ситуации в комплексе. Предложен инструментарий оценки факторов роста эффективности лесного комплекса России на основе методов экономико-математического моделирования и прогнозирования. Это позволило выделить и определить влияние ресурсно-технологических факторов на повышение эффективности лесного комплекса, дать количественную оценку их воздействия на целевой показатель эффективности. Проведена оценка ресурсно-технологических факторов развития лесных комплексов исследуемых регионов страны. С использованием сформированной базы данных, полученного показателя ресурсоэффективности лесных комплексов и их отраслей по каждому из изучаемых субъектов выделены основные факторы развития лесных комплексов субъектов страны, измерена сила их влияния на результирующий показатель деятельности — ресурсную производительность. Выполнена классификация лесопромышленной деятельности субъектов России по типам ресурсно-технологических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие лесного комплекса. Предложенный инструментарий оценки ресурсно-технологических факторов развития лесного комплекса подтвердил свою эффективность. С его помощью установлено, что в управлении лесами и лесной промышленностью в качестве главного фактора по-прежнему остаётся организация самого производства с его ориентацией на комплексное использование сырья и технологическую сопряжённость основных и вспомогательных операций. Инновации и высокие технологии усиливают свое значение в общей экономической эффективности, но крайне медленно. Необходима целенаправленная работа не формального характера, а с пониманием сущности прогрессивных технологий как нового технологического способа производства.
В настоящее время на европейском энергетическом рынке сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, страны Европейского союза активно используют санкционную политику, направленную на сдерживание развития российского энергетического сектора, с другой — стремятся возместить поставки трубопроводного газа, значительно сократившиеся после подрыва газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2», за счёт увеличения объёмов закупок СПГ, в том числе и российского производства. При этом российские компании, в первую очередь ПАО «Новатэк» и ПАО «Газпром», при поддержке государства стремятся реализовать новые СПГ-проекты. Среди проектов, вероятность реализации которых оценивается как высокая, можно выделить «Арктик СПГ 2» и «Мурманский СПГ». В рамках исследования определены основные импортёры сжиженного природного газа по итогам 2023 г.: это страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Китай, Япония, Южная Корея, Индия и Таиланд, а также страны ЕС — Франция и Испания. Ключевыми экспортёрами СПГ по итогам 2023 г. стали США, Катар, Австралия и Россия. Целью исследования является анализ состояния глобального рынка сжиженного природного газа в новых геополитических условиях, определение проблем и перспектив реализации российских арктических СПГ-проектов. Научная новизна исследования состоит в определении возможностей реализации новых отечественных СПГ-проектов и выявлении потребностей энергетических компаний в танкерах-газовозах. Следующим этапом исследования станет оценка перспектив реализации российского, американского и катарского СПГ на рынке стран АТР и ЕС.
Технологическое и цифровое равенство пока остаётся недостижимой целью для сельских территорий и предприятий агропромышленного комплекса, осуществляющих свою деятельность в Российской Арктике, их уровень цифровизации по-прежнему недостаточен и развивается гораздо более умеренными темпами по сравнению с хозяйствующими субъектами в других регионах страны. На законодательном уровне роль цифровых технологий и улучшения материально-технической оснащённости традиционных хозяйств (в сфере оленеводства, рыболовства и проч.) пока недооценена. Целью настоящего исследования стал анализ перспектив развития традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера в контексте цифровой трансформации экономики арктического региона. Его научная новизна связана с изучением текущего состояния использования цифровых технологий в северном оленеводстве на примере Ненецкого автономного округа, исследованием факторов, влияющих на цифровизацию производственных процессов, и с выявлением перспективных направлений внедрения новых цифровых технологий для сохранения и повышения эффективности данной хозяйственной деятельности. Результаты проведённого исследования с применением нелинейной логит-регрессии позволили определить, что наибольшая угроза доступности цифровых технологий в хозяйствах связана с такими факторами, как цифровая грамотность, наличие высокоскоростного Интернета и уровень технической оснащённости хозяйств, в то время как уровень логистической доступности и возрастная структура кадрового состава оказываются менее значимыми. Проведён анализ цифровых технологий, используемых в традиционных хозяйствах (Интернет вещей, спутниковая связь, цифровые платформы и проч.). Определены перспективные направления цифровизации процессов управления производственными процессами и снижения рисков осуществления хозяйственной деятельности, связанные с агрометеорологической оценкой и прогнозами состояния пастбищных ресурсов, автоматизацией и внедрением аддитивных технологий, улучшением связи и повышением качества жизни работников традиционных хозяйств.
На основе методологии стратегирования академика В. Л. Квинта обоснована необходимость формирования ресурсного обеспечения стратегических приоритетов развития Арктической зоны России. Цель работы — на основе предложенного методологического подхода определить потенциальную ресурсную обеспеченность реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. Источники ресурсов следует формировать с учётом их мобильности и доступности на всех этапах реализации соответствующих стратегических приоритетов. Процесс перераспределения ограниченных ресурсов для использования имеющихся и формируемых стратегических конкурентных преимуществ будет эффективным только при условии формирования действенной системы мониторинга и контроля реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны РФ. В результате проведённого анализа официальных статистических данных за 2018–2023 гг. определён потенциал трудовых, материальных и финансовых ресурсов для реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Проанализированы региональные данные динамики оценочной численности постоянного населения, естественный и миграционный приросты, среднесписочная численность работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства), среднемесячная заработная плата работников организаций, уровень безработицы и уровень занятости в неформальном секторе, инвестиции в основной капитал, финансовые вложения и доля убыточных предприятий. Предложены инструменты по усилению ресурсной обеспеченности за счёт модернизации механизма применения государственных северных гарантий для работающего населения и финансовых инструментов. Частичной альтернативой привлечения дорогостоящих и дефицитных трудовых ресурсов может стать распространение цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также применение дистанционной занятости. Основой обеспечения реализации стратегических приоритетов развития Арктической зоны России финансовыми ресурсами могут стать привлечение диверсифицированных источников финансирования на всех этапах реализации стратегии, в том числе в цифровом формате.
Настоящая работа посвящена изучению региональных инфляционных процессов на примере Мурманской области, как региона, не один раз выделявшегося в исследованиях о неоднородности инфляции в России. Отличительная особенность Мурманской области заключается в меньшем отклике на шоки денежно-кредитной политики в сравнении с другими регионами, а также в большей роли специфических факторов в объяснении дисперсии инфляции. С этой точки зрения регион вызывает интерес для анализа инфляционных процессов и выявления факторов, которые выступают не просто источниками инфляции, но и определяют её отличия от общероссийских тенденций. Это представляется важным, так как положительные эффекты принимаемых решений в рамках единой денежно-кредитной политики должны быть ощутимы во всех регионах страны. При этом не все инфляционные факторы находятся в зоне влияния монетарных властей, зачастую в эту категорию попадают региональные факторы инфляции.
Были выделены региональные факторы инфляции в Мурманской области, находящиеся вне зоны влияния денежно-кредитной политики, анализ и контроль которых важен для выработки и применения соответствующих мер на региональном уровне. Основными среди них являются инфраструктурные факторы, влияющие на издержки и предложение на отдельных рынках услуг, северное удорожание, а также низкая самообеспеченность региона. Информация о подобных устойчивых специфических факторах необходима для проведения эффективной политики на региональном уровне, с учётом того, что успех денежно-кредитной политики требует взаимодействия между монетарными властями и правительством. Таким образом, исследование имеет практическое применение в системе принятия решений в области контроля региональной инфляции.
Для создания эффективной системы занятости в арктических регионах в условиях стагнации демографических и миграционных процессов необходимо определить виды экономической деятельности (ВЭД), оказывающие приоритетное влияние на рост занятости (ключевых точек роста занятости), чем обусловлена актуальность темы исследования. Цель исследования — определение региональных отраслевых приоритетов повышения занятости на основе выявления ключевых точек роста. Гипотеза исследования: отрасли экономической специализации региона, для которых региональная составляющая структурных сдвигов положительна (в регионе существуют благоприятные региональные факторы), должны быть отнесены к точкам роста занятости. Для анализа отраслевых структур занятости арктических регионов использован метод сдвиг-составляющих, позволяющий выявлять и описывать степень воздействия различных групп факторов (национальных, отраслевых, региональных) на уровень региональной занятости, в сочетании с методом расчёта коэффициентов локализации, применяемым для комплексной оценки конкурентоспособности и перспективности видов экономической деятельности с позиции занятости. Основным результатом исследования является разработка алгоритма определения ключевых точек роста занятости на основе изучения структурных сдвигов и определения отраслей специализации. Новизна исследования: на основе разработанных критериев предложена классификация видов экономической деятельности по соотношению коэффициентов локализации и региональной компоненты структурных сдвигов. Выделены следующие классификационные группы: ключевые точки роста занятости, потенциальные точки роста занятости, возможные в перспективе точки роста занятости. Предложенный методический подход апробирован на примере арктических регионов с применением официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Исследован потенциал ВЭД по повышению занятости, в соответствии с предложенными критериями осуществлена их классификация. Выявление ключевых точек роста занятости повысит научную обоснованность региональной политики занятости как необходимого условия социально-экономического развития экономики региона, чем обусловлена актуальность, научная и практическая значимость исследования. Перспективным направлением дальнейшего исследования является создание модели, позволяющей учитывать влияние взаимосвязей ВЭД через мультипликативный эффект.
Издательство
- Издательство
- КНЦ РАН
- Регион
- Россия, Апатиты
- Почтовый адрес
- 184209 г.Апатиты, Мурманская обл., ул.Ферсмана, 14
- Юр. адрес
- 184209 г.Апатиты, Мурманская обл., ул.Ферсмана, 14
- ФИО
- Кривовичев Сергей Владимирович (Генеральный директор)
- E-mail адрес
- ksc@ksc.ru
- Контактный телефон
- +7 (881) 5557535
- Сайт
- http://www.ksc.ru