ISSN 1815-9834 · EISSN 2587-5957
Языки: ru · en

Статья: ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЯМ В РЕГИОНАХ РОССИИ: НЕЛИНЕЙНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (2024)

Читать онлайн

Осуществляя инновации, фирмы сталкиваются с необходимостью сделать выбор между сравнительно недорогими, но краткосрочными по продолжительности эффекта либо более дорогостоящими, но сулящими долговременные преимущества проектами. Первый вариант обучения инновациям основан на эксплуатации уже существующих технологий - обычно в форме готовых технических решений, тогда как второй предполагает проведение собственных исследований и разработок. Базовые и совместные эффекты каждого из способов обучения инновациям при этом неочевидны, а потому находятся в фокусе многочисленных исследований. В статье представлены оценки сравнительных эффектов эксплуатации и исследования технологий как факторов изменения инновационной активности в экономике регионов России в 2010-2022 гг. Особенностью используемой методики, учитывающей ограничения официальной статистики, является оценка нелинейных и совместных эффектов эксплуатации и исследования технологий, что делает их сопоставимыми с мировым опытом изучения подобных эффектов. Результаты работы свидетельствуют об ограниченной применимости модели обучения инновациям посредством эксплуатации и исследования технологий в современной России. Установлено, что такая модель неприменима к топ-20 по уровню инновационного развития регионов. В рамках 60 наименее развитых регионов эффекты эксплуатации и исследования технологий рассредоточены в пространстве. Базовый эффект затрат на эксплуатацию технологий увеличивает инновационную активность предприятий Южного федерального округа, а затрат на исследования - предприятий Центрального федерального округа. Накопление затрат на эксплуатацию технологий, напротив, ограничивает инновационную активность в Южном федеральном округе, а накопление затрат на исследование технологий - в Дальневосточном федеральном округе. Совместное (синергическое) влияние эксплуатации и исследования технологий зафиксировано в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока. Полученные результаты позволяют дополнить мировой опыт изучения процессов обучения инновациям с учетом специфики реализации инновационных процессов в российских регионах.

Ключевые фразы: инновации, исследование технологий, эксплуатация технологий, обучение инновациям, инновационная активность, синергический эффект, нелинейная модель взаимодействия, панельные данные, регионы России
Автор (ы): Домнич Егор Леонидович
Журнал: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
311.3. Общая организация статистики. Официальная статистика
330.3. Динамика народного хозяйства. Экономическое развитие
332.1. Региональная экономика. Территориальная экономика
Для цитирования:
ДОМНИЧ Е. Л. ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ИННОВАЦИЯМ В РЕГИОНАХ РОССИИ: НЕЛИНЕЙНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА. 2024. ТОМ 20 № 4
Текстовый фрагмент статьи