Исследования в области социально-экономического развития регионов страны характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью, однако не в достаточной степени оценивают трансформацию территорий во взаимосвязи с функционированием железнодорожного транспорта как важного элемента обеспечения устойчивого роста. Содержание работы направлено на установление влияния железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие регионов. Методологическую базу исследования представляют теоретические положения пространственной экономики. В работе использованы методы библиометрического анализа, в частности, анализ частоты употребления ключевых слов (co-occurrence analysis), методы сравнительного, корреляционного и регрессионного анализа. Эмпирической базой стали публикации, индексируемые базой данных Scopus, а также официальная статистическая информация о функционировании железнодорожного транспорта и уровне социально-экономического развития территорий присутствия РЖД за период 2010-2020 гг. Обработка исходных данных осуществлялась с помощью программных продуктов VOSviewer 1.6.18, EViews 13, Stata/MP 14.2. Протестировано предположение о существовании связи между результатами функционирования железнодорожного транспорта и валовым региональным продуктом как характеристики социально-экономического развития регионов РФ. Подход предполагает проверку кросс-зависимости и стационарности переменных, выполнение панельного коинтеграционного анализа Педрони и Као, оценку параметров коинтегрирующей зависимости, проведение панельного анализа причинности Думитреску - Хурлина. По результатам исследования эмпирически обосновано наличие долгосрочных двунаправленных и однонаправленных причинно-следственных связей между параметрами функционирования железнодорожного транспорта и ВРП.
Идентификаторы и классификаторы
Структурные трансформационные процессы, происходящие в мире, свидетельствуют о необходимости значительной корректировки курса перспективного развития экономики страны с активизацией всех составляющих хозяйственного комплекса. Особого внимания при этом заслуживает транспортная отрасль, которая должна развиваться опережающими темпами, и прежде всего железнодорожный транспорт как наиболее надежный и относительно дешевый вид.
Список литературы
-
Andrei J.V., Mieila M., Panait M. The Impact and Determinants of the Energy Paradigm on Economic Growth in European Union. PLoS ONE, 2017, vol. 12, issue 3, e0173282. DOI: 10.1371/journal.pone.0173282
-
Ansar A., Flyvbjerg B., Budzier A., Lunn D. Does Infrastructure Investment Lead to Economic Growth or Economic Fragility? Evidence from China. Oxford Review of Economic Policy, 2016, vol. 32, issue 3, pp. 360-390. DOI: 10.1093/oxrep/grw022
-
Canarella G., Miller S.M., Nourayi M.M. Firm Profitability: Mean-Reverting or Random-Walk Behavior? Journal of Economics and Business, 2013, vol. 66, pp. 76-97. DOI: 10.1016/j.jeconbus.2012.11.002
-
Cascetta E., Carteni A., Henke I., Pagliara F. Economic Growth, Transport Accessibility and Regional Equity Impacts of High-Speed Railways in Italy: Ten Years Ex Post Evaluation and Future Perspectives. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2020, vol. 139, pp. 412-428. DOI: 10.1016/j.tra.2020.07.008 EDN: SIWSNB
-
Cervero R., Murakami J. Rail and Property Development in Hong Kong: Experiences and Extensions. Urban Studies, 2009, vol. 46, issue 10, pp. 2019-2043. DOI: 10.1177/0042098009339431
-
Chang K. The Impacts of Environmental Performance and Propensity Disclosure on Financial Performance: Empirical Evidence from Unbalanced Panel Data of Heavy-Pollution Industries in China. Journal of Industrial Engineering and Management, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 21-36. DOI: 10.3926/jiem.1240
-
Chen Z., Haynes K.E. Impact of High-Speed Rail on Regional Economic Disparity in China. Journal of Transport Geography, 2017, vol. 65, pp. 80-91. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2017.08.003
-
Dehghan Shabani Z., Safaie S. Do Transport Infrastructure Spillovers Matter for Economic Growth? Evidence on Road and Railway Transport Infrastructure in Iranian Provinces. Regional Science Policy and Practice, 2018, vol. 10, issue 1, pp. 49-63. DOI: 10.1111/rsp3.12114
-
Dumitrescu E.-I., Hurlin C. Testing for Granger Non-Causality in Heterogeneous Panels. Economic Modelling, 2012, vol. 29, issue 4, pp. 1450-1460. DOI: 10.1016/j.econmod.2012.02.014
-
Duranton G., Turner M.A. Urban Growth and Transportation. Review of Economic Studies, 2012, vol. 79, issue 4, pp. 1407-1440. DOI: 10.1093/restud/rds010
-
Givoni М. Development and Impact of the Modern High-Speed Train: A Review. Transport Reviews, 2006, vol. 26, issue 5, pp. 593-611. DOI: 10.1080/01441640600589319
-
Hamit-Haggar M. Greenhouse Gas Emissions, Energy Consumption and Economic Growth: A Panel Cointegration Analysis from Canadian Industrial Sector Perspective. Energy Economics, 2012, vol. 34, issue 1, pp. 358-364. DOI: 10.1016/j.eneco.2011.06.005
-
He S., Xu Y., Jiang R. Analysis of the Influence of High-Speed Railway on Economic Development. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2020, vol. 587, no. 1. DOI: 10.1088/1755-1315/587/1/012094 EDN: HZKGEL
-
Im K.S., Pesaran M.H., Shin Y. Testing for Unit Roots in Heterogeneous Panels. Journal of Econometrics, 2003, vol. 115, issue 1, pp. 53-74. DOI: 10.1016/S0304-4076(03)00092-7 EDN: DZXMBN
-
Li H., Strauss J., Shunxiang H., Lui L. Do High-Speed Railways Lead to Urban Economic Growth in China? A Panel Data Study of China's Cities. Quarterly Review of Economics and Finance, 2018, vol. 69, pp. 70-89. DOI: 10.1016/j.qref.2018.04.002
-
Li X., Ma X. Impacts of High-Speed Rail Development on Urban Land Expansion and Utilization Intensity in China. Journal of Transport and Land Use, 2021, vol. 14, no. 1, pp. 583-601. DOI: 10.5198/jtlu.2021.1804 EDN: NTHQFN
-
Liang Y., Zhou K., Li X., Zhou Z., Sun W., Zeng, J. Effectiveness of High-Speed Railway on Regional Economic Growth for Less Developed Areas. Journal of Transport Geography, 2020, vol. 82, 102621. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2019.102621 EDN: QAMNSC
-
Mahmoudi R., Emrouznejad A., Shetab-Boushehri S., Hejazi S.R. The Origins, Development and Future Directions of Data Envelopment Analysis Approach in Transportation Systems. Socio-Economic Planning Sciences, 2020, vol. 69. 100672. DOI: 10.1016/j.seps.2018.11.009
-
McCoskey S., Kao C. A Residual-Based Test of the Null of Cointegration in Panel Data. Econometric Reviews, 1998, vol. 17, issue 1. pp. 57-84. DOI: 10.1080/07474939808800403
-
Meng X., Lin S., Zhu X. The Resource Redistribution Effect of High-Speed Rail Stations on the Economic Growth of Neighboring Regions: Evidence from China. Transport Policy, 2018, vol. 68, pp. 178-191. DOI: 10.1016/j.tranpol.2018.05.006
-
O'Brien R.M. A Caution Regarding Rules of Thumb for Variance Inflation Factors. Quality and Quantity, 2007, vol. 41, pp. 673-690. DOI: 10.1007/s11135-006-9018-6
-
Pedroni P. Critical Values for Cointegration Tests in Heterogeneous Panels with Multiple Regressors. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 1999, vol. 61, pp. 653-670.
-
Pedroni P. Purchasing Power Parity Tests in Cointegrated Panels. Review of Economics and Statistics, 2001, vol. 83, issue 4, pp. 727-731.
-
Rashid Khan H.U., Siddique M., Zaman K., Yousaf S.U., Shoukry A.M., Gani S., Saleem H. The Impact of Air Transportation, Railways Transportation, and Port Container Traffic on Energy Demand, Customs Duty, and Economic Growth: Evidence from a Panel of Low-, Middle-, and High-Income Countries. Journal of Air Transport Management, 2018, vol. 70, pp. 18-35. DOI: 10.1016/j.jairtraman.2018.04.013
-
Rokicki B., Stepniak M. Major Transport Infrastructure Investment and Regional Economic Development - An Accessibility-Based Approach. Journal of Transport Geography, 2018, vol. 72, pp. 36-49. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2018.08.010
-
Shi Q.Y. High-Speed Railway and Regional Economic Growth: An Empirical Study Based on Market Potential. American Journal of Industrial and Business Management, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 83-102. DOI: 10.4236/ajibm.2018.81006
-
Wan M., Peng H., Xu Y. Impact of High-Speed Railway Transportation on Economic Development in Zhengzhou City. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019, vol. 688, 022012. DOI: 10.1088/1757-899X/688/2/022012
-
Wang Y., Liu X., Wang F. Economic Impact of the High-Speed Railway on Housing Prices in China. Sustainability (Switzerland), 2018, vol. 10, no. 12, 4799. DOI: 10.3390/su10124799
-
Yang Y., Liu Y., Zhou M., Li F., Sun C. Robustness Assessment of Urban Rail Transit Based on Complex Network Theory: A Case Study of the Beijing Subway. Safety Science, 2015, vol. 79, pp. 149-162. DOI: 10.1016/j.ssci.2015.06.006
-
Yu J., Zhou Y., Huang Q., Li X., Hou Y., Wang X. Analysis of the Impact of High-Speed Railway on County Economic Development Based on the Synthetic Control Method: The Hubei Province in China. Mathematical Problems in Engineering, 2021. DOI: 10.1155/2021/6727793 EDN: ZOSYVN
-
Zou C., Wang Y., Moore J.A., Sanayei M. Train-Induced Field Vibration Measurements of Ground and Over-Track Buildings. Science of the Total Environment, 2017, vol. 575, pp. 1339-1351. DOI: 10.1016/j.scitotenv.2016.09.216
Выпуск
Другие статьи выпуска
Апрельская конференция НИУ ВШЭ на протяжении уже долго времени остается важнейшим весенним академическим событием в области общественных наук для работающих в России исследователей.
На основе оперативной статистической, аналитической и экспертной информации проводится анализ социально-экономической ситуации ДФО в 2022 г. по основным видам экономической деятельности и территориально-административным регионам. Рассматриваются проблемы функционирования отраслей реального сектора экономики, социальной сферы, внешнеэкономической деятельности в условиях обострения геополитической ситуации и введения санкционных ограничений. Отмечена положительная динамика инвестиционной активности, но темп роста был ниже уровня 2021 г. По-прежнему основной объем инвестиционных ресурсов аккумулируется в Республике Саха (Якутия) и Амурской области, где продолжается реализация крупных инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, транспорта, газохимии, энергетики. Сокращение промышленного производства в ДФО было вызвано падением добычи полезных ископаемых, особенно в Сахалинской области, и снижением производства в обрабатывающем секторе. В строительном комплексе ДФО отмечена положительная динамика, связанная в том числе с расширением жилищного строительства. Но высокие темпы жилищного строительства в регионах ДФО пока не могут компенсировать хронического отставания ввода жилья в расчете на душу населения по сравнению со среднероссийскими параметрами. Транспортный комплекс ДФО столкнулся с ростом спроса на перевозки внешнеторговых грузов. Это обострило конкуренцию доступа к ограниченной по провозной способности инфраструктуре экспортно-импортного направления (железная дорога, морские порты), повысило затраты грузоотправителей и неопределенность условий транспортировки. Негативное влияние различных ограничительных мер не повлияло на структуру внешней торговли ДФО. Снижение физического объема экспорта продукции топливно-энергетического комплекса нивелировалось высокими мировыми ценами на энергоресурсы. На снижение экономической активности существенное влияние оказывало сжатие внутреннего спроса на фоне сокращения реальных доходов населения. Острой проблемой остается снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока.
В работе проводится пространственный анализ дневных цен 6 видов плодо-овощной продукции в 81 регионе России за период с 1 января 2019 г. по 31 марта 2022 г. Исследуемый набор сформирован Федеральной налоговой службой по данным фискальных регистраторов, содержит до 95 332 наблюдения по каждому виду плодоовощной продукции. На обозначенном массиве данных исследуется наличие пространственной корреляции цен и темпов их роста, путем оценки глобального индекса Морана и локальных индексов Морана, в дневной, недельной и месячной динамике. Наличие цикличных изменений в пространственной корреляции цен анализировалось с помощью коррелограммы и оценивалось специальными тестами. Анализ показал, что уровень агрегации данных (в виде дневных, недельных или месячных значений) оказывает влияние на возможности интерпретации полученных результатов. Скорость пространственного изменения цен на региональном уровне, как правило, превышает один день. При этом в отдельные периоды она может значимо регистрироваться в рамках недели и показывать синхронность изменения цен на месячных данных. Сравнение значений глобального индекса Морана показало, что пространственная корреляция цен имеет свои особенности для каждого из рассмотренных видов товаров. Наиболее стабильные пространственные связи отмечаются по картофелю. Для данной группы выделены сезонные и недельные циклы пространственной корреляции цен, определяемые сезонным колебанием цен. Полученные результаты представляют интерес для широкого круга лиц, занимающихся вопросами пространственных измерений и проблемами межрегионального взаимодействия, а также макроэкономическими проблемами ценообразования.
Сознательная фрагментация мирового рынка как результат установления глобального санкционного режима спровоцировала тотальный переход как российской, так и всей мировой экономики в нестационарные режимы функционирования, одним из основополагающих признаков которых являются деформации глобальной денежно-финансовой системы, еще два года назад, казалось, безальтернативно базировавшейся на долларе США. Одним из следствий является объективное усиление роли золота в качестве основы устойчивости национальных резервов и единой базы при переходе к множественности глобальных платежных средств, что особенно важно для современной России, которую западные санкции фактически отрезали от мирового торгового оборота золота. Единственным источником пополнения золотых резервов в России является добыча золота. Россия традиционно является одним из мировых лидеров по запасам и ресурсам золота, занимая третье место в мировой добыче. Наращиванию объемов добываемого золота за 2012-2021 гг. в 1,5 раза способствовало опережение темпов роста российской цены на золото относительно мировой за счет увеличения курса доллара после 2014 г. При этом до настоящего времени доля золота в золотовалютных резервах России втрое меньше, чем у развитых стран. В настоящей статье рассматриваются проблемы добычи золота, локализованного в регионах Дальнего Востока и Сибири, его влияние на социально-экономическое развитие этих регионов и роль золота в экономике страны. Оцениваются последствия внешних санкций и макроэкономической политики Банка России в части пополнения золотовалютных резервов и волатильности курса рубля на добычу золота, структуру его потребления и экономическую ситуацию в золотодобывающей промышленности.
Обобщен опыт освоения и развития Дальнего Востока России с разных направлений, в разных масштабах времени и пространства, начиная c основания в 1860 г. Владивостока - наиболее удаленного от обеих русских столиц крупного города. Показано, что морской (восточный) путь в прошлом и космический в наши дни играют не меньшую роль в освоении макрорегиона, чем традиционный сухопутный (западный). Морские схемы играли решающую роль до пуска Транссиба целиком по территории России в 1916 г., а с начала 1970-х гг. симбиоз цифровых и космических технологий позволяет снимать ограничения в пространственной доступности все более широкого набора функций, территорий и акваторий, параллельно расширяя возможности для их консолидации и интеграции как в национальную территорию России, так и в Большую Евразию. Освоение космоса как части геосферы заложило фундамент трансформации традиционной модели пространственного развития Дальнего Востока на основе конкуренции и попеременного доминирования сухопутного и морского путей его освоения. С начала 1970-х гг. в рамках этой трансформации постепенно гармонизируется разделение труда между видами и системами транспорта и трассами сообщений, когда схемы развития макрорегиона с моря и с суши все чаще выступают не как конкурирующие, а как взаимодополняющие.
Показано, что, несмотря на действие огромного количества санкций, существенно модифицирующих условия финансово-экономического равновесия в России, основные механизмы, приоритеты и конструирование целей финансово-экономической политики почти не претерпели изменений. Выполнен анализ параметров и результатов планирования бюджетов 2022-2023 гг. Хотя катастрофических провалов макроэкономических индикаторов, по данным Министерства финансов РФ, в 2022 г. не отмечено и официальные проектировки бюджета 2023 г. не обещают нарастания проблем, реальные возможности увеличения доходов и императивные требования увеличения расходов бюджета сигнализируют о серьезном ухудшении бюджетной ситуации, что требует срочных и адекватных решений. Обсуждается перспектива превращения на длительный период дефицита государственного бюджета в постоянное явление, сопровождающее экономическое развитие страны в связи с неопределенным по продолжительности периодом подавления доходов и акселерации расходов государственного бюджета, причинами чего являются военные расходы и длительность перестройки структуры механизмов глобальных и субглобальных финансово-экономических взаимодействий. Выполнены расчеты альтернативных по отношению к официальным данным оценок бюджетного дефицита. Предложены оценки реальных размеров и динамики дефицитов бюджета. Аргументирована концепция иерархии и целевой концентрации расходов бюджета. Проанализированы основные инструменты финансирования бюджетных дефицитов (средства Фонда национального благосостояния, девальвация рубля, денежная эмиссия, государственные заимствования). Показано, что все они, кроме внутренних государственных заимствований, дают краткосрочный эффект и при этом негативно влияют на макроэкономическое равновесие. Рассмотрены возможности, прямые и косвенные последствия политики сокращения расходов бюджета.
Издательство
- Издательство
- ИЭИ ДВО РАН
- Регион
- Россия, Хабаровск
- Почтовый адрес
- 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153.
- Юр. адрес
- 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 153.
- ФИО
- Исаев Артём Геннадьевич (Директор)
- E-mail адрес
- st@ecrin.ru
- Контактный телефон
- +7 (421) 2725225
- Сайт
- http:/www.ecrin.ru