ISSN 1815-9834 · EISSN 2587-5957
Языки: ru · en

Архив статей журнала

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В МАКРОРЕГИОНАХ РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИКИ КАЧЕСТВА (2023)
Выпуск: Том 19 № 4 (2023)
Авторы: ОКРЕПИЛОВ Владимир Валентинович, Гагулина Наталья Львовна

В статье затронута актуальная тема изменения качества жизни в связи с быстрым нарастанием нестабильности экономического развития, вызванной обострением ключевых проблем в основных сферах человеческой жизнедеятельности: экономической, социальной, экологической. Цель исследования состояла в моделировании и получении количественных оценок для проведения анализа современных изменений качества жизни населения. Выбрана и обоснована методология экономики качества для моделирования и оценки качества жизни, а также выполнен сравнительный анализ изменения качества жизни на уровне макрорегионов. При построении модели оценки качества жизни за основу взяты принципы и основные положения многоуровневой системы управления качеством. Сформирована система показателей, в которой обобщенный показатель качества жизни выступает результирующим интегральных показателей: медико-демографических условий, социально-экономического благополучия, комфортности и безопасности среды жизнедеятельности. Анализ результатов моделирования показал, что положительная динамика качества жизни в российских макрорегионах характеризуется замедлением темпов роста к концу исследуемого периода, а темп прироста качества жизни в 2020 г. становится отрицательным. Полученные количественные результаты хорошо согласуются с экспертными оценками проявлений экономической нестабильности, наблюдаемых на практике, самым ярким из которых стала пандемия коронавируса. Продолжение исследований качества жизни, в которых учитывается возможное влияние нестабильных состояний экономики, необходимо в связи с востребованностью их результатов на этапе разработки стратегических документов регионального развития и в ходе реализации стратегии на всех уровнях управления.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ (2023)
Выпуск: Том 19 № 2 (2023)
Авторы: Кравченко Сергей Иванович, Дементьев Вячеслав Валентинович

Исследования в области социально-экономического развития регионов страны характеризуются высокой интенсивностью и многогранностью, однако не в достаточной степени оценивают трансформацию территорий во взаимосвязи с функционированием железнодорожного транспорта как важного элемента обеспечения устойчивого роста. Содержание работы направлено на установление влияния железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие регионов. Методологическую базу исследования представляют теоретические положения пространственной экономики. В работе использованы методы библиометрического анализа, в частности, анализ частоты употребления ключевых слов (co-occurrence analysis), методы сравнительного, корреляционного и регрессионного анализа. Эмпирической базой стали публикации, индексируемые базой данных Scopus, а также официальная статистическая информация о функционировании железнодорожного транспорта и уровне социально-экономического развития территорий присутствия РЖД за период 2010-2020 гг. Обработка исходных данных осуществлялась с помощью программных продуктов VOSviewer 1.6.18, EViews 13, Stata/MP 14.2. Протестировано предположение о существовании связи между результатами функционирования железнодорожного транспорта и валовым региональным продуктом как характеристики социально-экономического развития регионов РФ. Подход предполагает проверку кросс-зависимости и стационарности переменных, выполнение панельного коинтеграционного анализа Педрони и Као, оценку параметров коинтегрирующей зависимости, проведение панельного анализа причинности Думитреску - Хурлина. По результатам исследования эмпирически обосновано наличие долгосрочных двунаправленных и однонаправленных причинно-следственных связей между параметрами функционирования железнодорожного транспорта и ВРП.

Сохранить в закладках