Представлен критический анализ дискурса цифровизации, который является выражением менеджериально-бюрократической апроприации практик виртуализации социальных процессов. Проанализированы данные опросов в Москве и Санкт-Петербурге, указывающие на превращение практик использования цифровых технологий в социальную рутину в российских мегаполисах. Показана тенденция в социологическом сообществе трактовать связанные с цифровизацией новые формы неравенства, контроля и отчуждения в терминах марксизма и неомарксизма. Для полного раскрытия противоречий и подлинной направленности цифровизации предлагается развитие критической теории общества, которое продолжает диалектическую линию в эволюции неомарксизма Франкфуртской школы. Тотальность структур господства и новых форм социального контроля в постиндустриальном обществе анализируется на основе концепции алгоритмической рациональности, сменяющей технологическую рациональность позднеиндустриальной эпохи. В качестве потенциала эмансипации, ухода из-под контроля алгоритмической рациональности представлены тенденции поствиртуализации и микродвижения в повседневности, образующие бунт аутентичности против тотальной цифровизации / принудительной виртуализации социальной жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Цифровизация стала в последние годы одной из популярнейших тем в отечественной социологии. При всем разнообразии используемых в исследованиях парадигм и методов в академических текстах легко обнаруживается доминирование общего подхода к цифровизации. Этот подход задан технократическим мышлением и представляет социальные изменения как эффекты технологических инноваций и управленческих решений, как формы адаптации к ним. Выборка социологических публикаций, взятых из ведущих научных журналов за последние три года (2020–2022) наглядно подтверждает факт общей зависимости исследователей цифровизации от ее технократического видения.
Список литературы
- Бальчиндоржиева О.Б., Золхоева М.В. (2022) Цифровая культура vs культурная уникальность? (к вопросу о сохранении китайской культурной идентичности). Социологические исследования, 3: 90-97. EDN: VMPLWJ
- ВЦИОМ (2023) Пользование интернетом. 2023 [https://wciom.ru/news/ratings/polzovanie_internetom/] (дата обращения: 02.02.2023).
- Глухова М.Е. (2021) Роль цифровых технологий в преодолении депрессии: кейс студентов Санкт-Петербурга. Журнал социологии и социальной антропологии, 24(2): 31-55. EDN: FYAQMI
- Григорьева Е.А. (2022) Цифровые неравенства: причины, формы, последствия. Социологические исследования, 2: 161-163. EDN: GTKWPQ
- Грошев И.В., Краснослободский А.А. (2020) Цифровизация и креативность российских регионов. Социологические исследования, 5: 66-78. EDN: PLVOPV
- Давыдов С.Г. (2021) Цифровые компетенции россиян и работа на самоизоляции во время пандемии COVID-19. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 403-422. EDN: KRRVDS
- Давыдова А.М., Солянова М.А., Соренсен К. (2021) Дисциплинарные практики цифрового селф-трекинга: между эмансипацией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 217-240. EDN: VRPSXM
- Декалов В.В. (2018) Дигитальная критическая теория медиа: основания и объяснительные возможности. Медиаскоп, 2. [http://www.mediascope.ru/2443].
- Добринская Д.Е. (2021) Что такое цифровое общество? Социология науки и технологии, 12(2): 112-129. EDN: ZLKPXS
-
Иванов Д.В. (2000) Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение. EDN: RQCRDJ
-
Информационное общество в Российской Федерации 2020: статистический сборник [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: НИУ ВШЭ.
-
Кравченко С.А. (2022) Амбивалентности цифровизации: востребованность ее культурно-национальной модели для устойчивого развития. Социологические исследования, 9: 29-37. EDN: KBWGVC
-
Ларина Е.Д. (2020) Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае. Вестник СПбГУ. Социология, 13(1): 102-112. EDN: YJYVOR
-
Левашов В.К., Гребняк О.В. (2020) Цифровая культура российского общества и государства. Социологические исследования, 5: 79-89. EDN: GKYLGE
-
Мартыненко Т.С., Добринская Д.Е. (2021) Социальное неравенство в эпоху искусственного интеллекта: от цифрового к алгоритмическому разрыву. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 171-192. EDN: ZMNKKY
-
Мерсиянова И.В., Иванова Н.В., Брюхно А.С. (2022) Изменилась ли цифровая компетентность российских НКОвусловиях пандемии. Социологические исследования, 9: 38-48. EDN: LYLNLH
-
Минина В.Н. (2020) Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(1): 84-101. EDN: TSZWMF
-
Немецкая социология (2003) под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: Наука. Смирнов А.В. (2021) Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 129-153. EDN: SZLWQF
-
Степанов И.М., Ковальчук Ю.А. (2018) Платформенный капитализм как источник формирования сверхприбыли цифровыми рантье. Вестник МГИМО- Университета, 4(61): 107-124. EDN: VLJPCO
-
Тавокин Е.П. (2019) Искусственность искусственной социальности. Социологические исследования, 6: 115-122. EDN: ZSVOKD
-
Эфендиев А.Г., Гоголева А.С., Балабанова Е.С. (2020) О влиянии компьютеризации на социальные аспекты трудовой деятельности специалистов. Социологические исследования, 9: 114-121. EDN: QZRUHW
-
Adorno T., Horkheimer M. (1947) Dialektik der Aufklärung. Amsterdam: Querido Verlag.
-
Baudrillard J. (1981) Simulacres et simulation. P.: Galilée.
-
Berry D. (2015) Postdigital Constellation. In: Berry D., Dieter M. (eds.) Postdigital Aesthetics. Art, Computation and Design. L.: Palgrave Macmillan.
-
Berry D. (2014) Critical Theory and the Digital. L.: Bloomsbury.
-
Bilić P. (2018) A Critique of the Political Economy of Algorithms: A Brief History of Google's Technological Rationality. TripleC, 16(1): 315-331.
-
Bourdieu P. (1986) The Forms of Capital. In: Richardson J.G. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. New York: Greenwood Press.
-
Bühl A. (1997) Die virtuelle Gesellschaft. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften.
-
Castells M. (1996) The Rise of the Network Society. Malden, MA; Oxford, UK: Blackwell. Delanty G., Harris N. (2021) Critical theory and the question of technology: The Frankfurt School revisited. Thesis Eleven, 166(1): 88-108. EDN: PNDZRP
-
Fisher E. (2010) Contemporary Technology Discourse and the Legitimation of Capitalism. European Journal of Social Theory, 13(2): 229-252.
-
Fuchs C. (2016) Critical Theory of Communication. New Readings of Lukács, Adorno, Marcuse, Honneth and Habermas in the Age of the Internet. L.: University of Westminster Press.
-
Fuchs C. (2014) Social Media: A Critical Introduction. L.: Sage.
-
Fuchs C., Sevignani S. (2013) What is Digital Labour? What is Digital Work? What's their Difference? And why do these Questions Matter for Understanding Social Media? TripleC, 11(2): 237-293.
-
Hargittai E. (2021) Handbook of Digital Inequality. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing.
-
Harvey D. (1990) The Condition of Postmodernity. Oxford: Blackwell.
-
Hassan R. (2020) The Condition of Digitality. A Post-Modern Marxism for the Practice of Digital Life. L.: University of Westminster Press.
-
Horkheimer M. (1937) Traditionelle und kritische Theorie. Zeitschrift für Sozialforschung, 6(2): 245-294.
-
Lyotard J-F. (1979) La Condition postmoderne. Rapport sur le savoir. P.: Minuit.
-
Marcuse H. (1964) One-Dimensional Man. Boston: Beacon.
-
Marcuse H. (1937) Philosophie und kritische Theorie. Zeitschrift für Sozialforschung, 6(3): 625-647.
-
Patsavellas J., Salonitis K. (2019) The Carbon Footprint of Manufacturing Digitalization: critical literature review and future research agenda. Procedia CIRP, 81: 1354-1359.
-
Ragnedda M. (2017) The Third Digital Divide: a Weberian Approach to Digital Inequalities. N.Y.: Routledge. EDN: YGYDFZ
-
Selwyn N. (2019) What is Digital Sociology? Cambridge, UK: Polity Press.
-
Sharma P., Dash B. (2022) The Digital Carbon Footprint: Threat to an Environmentally Sustainable Future.International Journal of Computer Science and Information Technology, 14(3): 19-29.
-
Tapscott D. (1995) The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. N.Y.: McGraw-Hill.
-
Van Dijk J. (2020) The Digital Divide. Cambridge: Polity Press.
-
Van Dijck J., Nieborg D. (2009) Wikinomics and Its Discontents: A Critical Analysis of Web 2.0 Business Manifestos. New media & Society, 11(4): 855-874.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рецензируемая монография — одна из последних заметных книг о пожилых, подготовленная большим коллективом авторов, среди которых известные социологи Т. Киенко и М. Певная и привлеченные к работе начинающие исследователи Н.А. Птицына, Е.К. Маркова, Д.Ф. Телепаева, Л.А. Кайгородова, И.Н. Гнедышева, В.Р. Тихомиров, Д.В. Браверман, М.В. Лаптурова, А.Д. Акаева, М.В. Давыдова, А.В. Коптева. Книга состоит из двух частей, теоретической и эмпирической, и приложений.
Летом 2023 г. прошли два главных международных научных форума социологов и политологов. XX Всемирный конгресс на тему «Возрождающийся авторитаризм: новая запутанность религии, политики и экономики» Международная социологическая ассоциация (ISA) провела с 25 июня по 1 июля в австралийском Мельбурне. Международная ассоциация политической науки (IPSA) свой XXVII Всемирный конгресс организовала в столице Аргентины Буэнос-Айресе 15–19 июля.
На основе трех исследований, проведенных с российской молодежью разных возрастов, включая школьников старших классов, и среднестатистическими россиянами, анализируется смысловое наполнение понятия «патриотизм». Через методологию обоснованной теории реконструируется единая концептуальная рамка патриотизма. За основу данной рамки берется концепция десяти граней патриотизма. Автор смотрит на концепцию через призму эмпирики и рассматривает укорененность в молодежных представлениях каждой темы данной концепции: педагогики, культуры, медиа, семьи, истории, служения Отечеству, спорта, экологии, науки, добровольчества. На основе анализа результатов количественных опросов, фокус-групп и интервью с молодежью автор делает вывод о востребованности широкого взгляда на патриотизм в молодежной среде, не ограниченного исключительно военно-патриотической тематикой. Такой взгляд позволяет чувствовать себя патриотом как социально-политически активным людям, так и аполитичным, не вовлеченным в деятельность молодежных организаций и пр. Делается вывод о том, что важность каждой темы в представлениях молодежи в достаточной степени зависит от возраста и погруженности в соответствующий круг вопросов, например ценность семьи больше проявлена у взрослых молодых, которые уже создают собственные семьи и для которых ответственность за детей становится частью их повседневности, тогда как для школьников это пока история про будущее. Исследование также фиксирует, что залогом принятия информации по рассматриваемым темам становится ее подача через востребованные у молодежи каналы и соблюдение правильной тональности, исключающей навязывание мнений, позволяющей молодому человеку размышлять и самостоятельно приходить к выводам.
В период пандемии COVID-19 правительства многих стран ввели ограничения на свободу передвижения и социальные контакты, что для некоторых социальных групп стало причиной психоэмоциональных проблем, даже когда финансовые последствия были несущественными. В статье на основании анализа коронавирусных дневников русскоязычных ученых-гуманитариев предлагается объяснение негативных реакций авторов на сложившуюся ситуацию с точки зрения характеристик неолиберальной субъектности Дардо и Лаваля и теории чрезвычайного положения Джорджо Агамбена. Целью исследования стали не социально-экономические перемены, связанные с пандемией, а деконструкция норм и особенностей субъектности, проявившейся в дневниковых нарративах в ответ на репрессивные вызовы карантина. Значения высказываний в дневниках рассматриваются по методу дискурс анализа Поттера и Уэтерелл, раскрывающего авторское отношение к ситуации, отделяющее его от конкурирующих альтернативных моделей и обосновывающего реакции авторов на вызовы реальности. Дискурс-анализ приводится в рамках четырех интерпретативных репертуаров, выявленных в ходе предварительного исследования во всех дневниках: использование пространства, управление временем, приоритеты социализации и забота о себе. Анализ показывает, что фрустрация из-за страха заражения коронавирусом и невозможности реализации неолиберальных императивов продуктивности и разнообразия потребительских практик на фоне перманентной тревоги в ответ на биополитическое насилие государств стали основными источниками психоэмоциональных проблем для представителей выбранного социального профиля.
Становление института донорства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) приводит к тому, что некоторые женщины участвуют в процедуре донации ооцитов и суррогатного материнства (либо того и другого) неоднократно, т.е. получают определенный опыт профессионализации в этой сфере. Материалом статьи являются девять глубинных полуструктурированных интервью женщин, имевших более чем двукратный опыт донорства ооцитов и/или суррогатного материнства, а также четыре экспертных интервью со специалистами в области ВРТ. Авторы сосредоточены на двух исследовательских вопросах: каким образом доноры выстраивают автобиографический нарратив, в который вписывается история регулярного донорства, и как видятся донорам параметры становящейся профессиональной сферы, которым они должны соответствовать, т.е. каким образом нарративы доноров коррелируют и взаимодействуют с внешними дискурсивными рамками. Поиск ответов на эти вопросы предполагает качественный анализ интервью доноров и медиков. Внутренняя динамика ситуации с профессиональным донорством сегодня определяется еще и тем, что заинтересованность в стабильности и предсказуемости «доноров с хорошим опытом», имеющая материальное выражение (вознаграждение), оборачивается «эффектом конвейера» для самих участниц, противореча тем ценностям повышения самооценки и социального статуса, которые помимо денег служат мощным стимулом длительного участия в программе для женщин-доноров. Материал и выводы статьи представляют интерес для специалистов, работающих в сфере репродуктивной медицины, а также для специалистов в сфере продвижения этого продукта на рынке.
Статья содержит аналитический обзор современного состояния изучения сходств и различий культур посредством использования культурных измерений, особо сфокусировав свое внимание на основной для этой цели дихотомии «индивидуализм - коллективизм» (ИНД - КОЛ). В частности, мы объясняем почему согласно последним исследованиям считается, что двухмерной модели измерения культуры достаточно для анализа сходств и различий культур, а дихотомия ИНД - КОЛ является здесь основным инструментом оценки. Кроме того, мы приводим концептуальный анализ классических моделей культурных измерений (Г. Хофстеде, Р. Инглхарт, Ш. Шварц) касательно ИНД - КОЛ, проанализировав консенсус и разногласия между ними, а также стороннюю критику. Далее, выделив основные атрибуты ИНД - КОЛ, мы рассматриваем текущее понимание роли социоэкологических факторов в формировании одного или другого полюса. Помимо основной задачи многостороннего анализа культурного измерения ИНД - КОЛ, мы хотим привлечь внимание к несколько забытой модели Г. Триандиса о горизонтальном/вертикальном ИНД - КОЛ, которая до сих пор должным образом не была проверена на культурном уровне, поэтому подчеркиваем в статье ее основные преимущества. В заключении мы остановились на проблеме различных уровней анализа (индивидуальный, субкультурный, национальный), сделав вывод, что для дальнейшего прогресса в данной области необходимо более широкое использование многоуровневого моделирования.
Консервативный поворот в российской политике, существенным образом трансформировал российскую политическую реальность, как сдвинув смысловые акценты политической дискуссии в России, так и породив, трансформировав или демаргинализировав ряд дискурсов. Примером такой трансформации может служить антицифровой дискурс в среде политически активных русских православных, которые, будучи в 1990-е годы в жесткой оппозиции государственной власти, к 2010-м годам превратились в крайне лояльную к ней группу. Именно лоялистский характер вынуждал данное сообщество к трансформациям собственной идеологии и публичной риторики в соответствии с мейнстримом риторики государственной. Рассмотрению произошедших изменений и посвящена статья. Проанализирована антицифровая риторика русских православных националистических организаций: ее изменения, современное наполнение и основные концепции, которыми подкрепляется антицифровой дискурс в данной среде. Изменения зафиксированы посредством сравнительного анализа антицифровой риторики образца 1990-х годов и рассмотрения удельного веса основных теорий, популярных в данной среде в настоящее время. Предметом анализа стала частота упоминания слов-маркеров, характерных для той или иной группы конспирологических теорий в публикациях ряда наиболее популярных православных националистических телеграм-каналов. Подобный анализ позволит установить основные ценностные ориентиры антицифрового движения в рамках русского православного национализма, а также выявить его идеологическую базу.
Исследователи факторов революционной дестабилизации к настоящему времени достаточно основательно изучили влияние на вероятность начала революций таких переменных, как тип политического режима, темпы экономического роста или уровень ВВП на душу населения. Однако мало исследованным остается фактор коррупции, несмотря на антикоррупционные лозунги, зачастую выводящие людей на улицы. Как показывает ряд исследований, коррупция может оказывать как положительный эффект на стабильность режима через механизм кооптации контрэлит, так и деструктивный эффект, понижая эффективность государственного аппарата и увеличивая неравенство. Мы проверяем гипотезы о наличии и направлении возможного влияния различных типов коррупции, с одной стороны, и невооруженной, а также вооруженной революционной дестабилизации - с другой. Проведя корреляционный анализ такого влияния, мы выяснили, что все типы коррупции и революционной дестабилизации демонстрируют достаточно сильную положительную корреляцию между собой. Построив таблицы сопряженности, мы также выяснили, что дестабилизация вооруженного и невооруженного типа по-разному реагирует на коррупцию: фиксируются более линейный характер для вооруженных революционных выступлений и достаточно выраженная криволинейность для невооруженных. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов теоретического характера о влиянии коррупции на различные типы революционной дестабилизации, а также подтверждают необходимость включения фактора коррупции при проведении количественных исследований процессов революционной дестабилизации. Причинно-следственные связи между двумя явлениями тем не менее нуждаются в дальнейшем изучении. В заключении мы ставим ряд дискуссионных вопросов, которые могут послужить основой для будущих исследований взаимосвязи коррупции и революционной дестабилизации.
Рассматриваются социальные аспекты этнософского учения африканиста В.Р. Арсеньева (1948-2010). Отмечается критика Арсеньевым современной техногенной цивилизации, альтернативой которой он считал архаику. Признаки вырождения современной цивилизации западного типа он видел в замене реальности миром искусственной природы, приоритете материальных ценностей, противопоставлении людей природе, стремлении подчинить природу, трансформации психики индивидов, разрушении личности или «парадигмальном эгоцентризме». В индустриальной цивилизации сложилась нежизнеспособная модель управления, которую Арсеньев в совокупности с другими признаками назвал парадигмой отчуждения. Все это указывает на исчерпанность того пути развития, который представлен западной цивилизацией. Полевые исследования давали ученому достаточно материала для изучения архаических обществ и архаического сознания. Однако архаика, о которой он писал, не означает возвращение к ранним этапам социальной эволюции. Архаика в качестве нового этапа социально-исторической жизни, согласно Арсеньеву, прежде всего проявляется в изменение мировоззренческих и ценностных установок общества, выражением которых является этнософия. Помимо мировоззренческой роли, этнософия выполняет и методолого-эпистемологическую функцию, поскольку является синтетической дисциплиной «переходного типа», которая необходима для перехода к новому цивилизационному типу, отождествляемому Арсеньевым с архаикой. Цивилизация представляет собой тип вторичных обществ, т.е. противопоставляющих себя природе, в то время как архаика - первичный тип общества, включенный в природу. К особенностям мировоззренческих принципов архаики, которые находят отражение в социальной жизни, он относил целостность, единство человека и природы, социума и окружающей среды, щадящее природопользование и т.п. Делается вывод, что слабая определенность социальных очертаний архаики говорит об утопичности самого этнософского проекта.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru