В статье впервые в полном объеме вводятся в научный оборот рисунки художника М. И. Долив-Добровольского (1841–1881), хранящиеся в отделе рукописей Государственного Русского музея. Это серия шаржей, на которых запечатлены члены колонии русских художников в Риме в 1873 году: М. П. Боткин, С. П. Постников, А. В. Снигиревский, И. П. Панфилов, М. А. Чижов, А. А. Риццони, М. П. Попов, Ф. А. Бронников, а также сам автор. Жанровые сцены передают ироничные образы художников, обедающих в кафе Греко, играющих в бильярд, шагающих под дождем по улице.
Шаржи сопровождаются остроумными надписями, добавляющими меткие характеристики
героям. Публикуемый материал послужит дополнительным источником к изучению жизни русских художников в Риме в 1870‑е годы.
Идентификаторы и классификаторы
Жизнь колонии русских художников в Риме второй половины XIX века менее изучена по сравнению с первой половиной XIX века, и шаржи Михаила Ивановича Доливо Добровольского позволяют лучше узнать эту тему. Интересно, что Доливо- Добровольский был не первым, который рисовал шаржи на русских художников в Риме.
Список литературы
- Бакалдина 2019 — Бакалдина Е. В. Академик живописи М. П. Боткин // Академик живописи М. П. Боткин. К 180‑летию со дня рождения: альбом выставки. СПб.: Изд. СПбГМИСР, 2019. С. 6–32.
- Бакалдина 2019 — Бакалдина Е. В. Участие М. П.Боткина в жизни русской колонии
художников в Италии во второй половине XIX века // Международные научно-практические Петербургские чтения. Русский мир: пути цивилизационных взаимодействий: материалы международной научно-практической конференции (15–17 ноября 2018 года). В 3‑х ч. СПб.: СПбГУПТД, 2019. Ч. 1. С. 58–67. - Бакалдина, Капырина 2021 — Бакалдина Е. В., Капырина С. Л. Забытый художник Сергей Петрович Постников // Исторические Боткинские чтения: Вып. 4. СПб.: СПбГМИСР, 2021. С. 78–98.
- Бильярд 1890 — Бильярд: Практическое пособие для правильного изучения теории и техники бильярдной игры. СПб., 1890. 122 с.
- Битюцкая 1956 — Битюцкая С. И. В. И. Штернберг // Материалы и исследования. Государственная Третьяковская Галерея. М.: Советский художник, 1956. С. 81–96.
- Боголюбов 2019 — Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Самара: Арт-Лайт, 2019.
Изд. 6‑е. 230 с. - Боткина 2012 — Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.: Арт‑Волхонка, 2012. 631 с.
- Булгаков 1889 — Булгаков Ф. И. Наши художники. СПб., 1889. Т. 1. 233 с.
- Булгаков 1890 — Булгаков Ф. И. Наши художники. СПб., 1890. Т. 2. 298 с.
- Галактионов 1880 — Галактионов С. Практическое руководство, чтобы правильно, верно, со всеми тонкостями играть без проигрыша в шахматы, шашки, бильярд, кегли, лото, триктрак, домино, лапту, крокет и бирюльки. СПб., 1880. 216 с.
- Гревс 1993 — Гревс И. М. Моя первая встреча с Италией (осень и зима 1890–1891 года). Публикация В. И. Рутенбур // Россия и Италия [Вып. 1]. М., 1993. С. 281–315.
- Знаменский 1904 — Знаменский А. И. Записки туриста: Париж, Рим. Минск, 1904. 153 с.
- Иванов 1884 — Иванов М. М. Русские художники в Риме (заметки туриста) // Новое время. 1884. 11 (23) июля. № 3005. С. 2–3.
- Иванов 1902 — Иванов М. М. Памяти М. М. Антокольского // Новое время. 1902. 22 июля (4 августа). № 9475. С. 2.
- Иордан 2012 — Иордан Ф. И. Записки ректора и профессора Академии Художеств. СПб.: БАН, 2012. 383 с.
- Кривдина 2005 — Кривдина О. А. Скульптор Петр Карлович Клодт: новые материалы: 200‑летию со дня рождения знаменитого русского скульптора посвящается. СПб.: Сударыня, 2005. 265 с.
- Кривдина 2010 — Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Размышления о скульптуре. СПб.: Северная Звезда, 2010. 604 с.
- Лагов 1911 — Лагов Н. М. Рим, Венеция, Неаполь и пр., их обычаи и порядки, достопримечательности и ближайшие окрестности. СПб., 1911. 350 с.
- Леман 1906 — Леман А. И. Теория бильярдной игры. СПб., 1906. Изд. 2‑е, доп. 332 с.
- Антокольский 1905 — Марк Матвеевич Антокольский: Его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1905. 1047 с.
- Маркина 2004 — Маркина Л. А. Немецкие и русские художники. Встречи в Риме // Россия — Германия. Пространство общения: Материалы X Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2004. С. 292–304.
- Маркина 2019 — Маркина Л. А. Графические альбомы художника А. А. Попова // Третьяковские чтения — 2019: материалы отчетной научной конференции. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2019. С. 85–101.
- Матушинский 1884 — Матушинский А. М. Русские художники в Риме // Художественные
новости. 1884. Т. 2. № 12. Кол. 301–309. - Модестов 2014 — Модестов В. И. Воспоминания, письма. М.: Principium, 2014. 415 с.
- Мусатова 2017 — Мусатова Т. Л. Новая книга о Гоголе в Риме. Мир писателя, «духовно-дипломатические дела», эстетика, поиски социального служения (1837–1848). Материалы и исследования. Т. 1. В Риме (1837–1843). М.: ПРОБЕЛ, 2017. 426 с.
- Островский 1937 — Островский А. Н. Дневники и письма. Театр Островского. М.; Л.: Academia, 1937. 431 с.
- Чистяков 1953 — П. П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832–1919. М.: Искусство, 1953. 592 с.
- Пашкова 2010 — Пашкова Л. В. Русский итальянец Федор Бронников // Золотая палитра. 2010. № 3. С. 8–16.
- Письма художников 1960 — Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1856–1860.М.: Искусство, 1960. 371 с.
- Письма художников 1968 — Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870–1879. М.: Искусство, 1968. 559 с.
- Поленов 2022 — Поленов. Воспоминания о художнике. М.: Гелиос-АРВ, 2022. 288 с.
- Прахов 1958 — Прахов Н. А. Страницы прошлого. Очерки-воспоминания о художниках. Киев: Изомузгиз, 1958. 308 с.
- Савельева 2008 — Савельева Е. С. Михаил Доливо-Добровольский // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2008. Июль — август. № 7–8 (59). С. 32–35.
- Скальковский 1889 — Скальковский К. А. Новые путевые впечатления. СПб., 1889. 286 с.
- Цветаев 1883 — Цветаев И. В. Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. М., 1883. 196 с.
- Щукин 1997 — Щукин П. И. Воспоминания. Из истории меценатства России. М.: ГИМ, 1997. 320 с.
- Юнге 1914 — Юнге Е. Ф. Воспоминания (1843–1860 гг.). М., 1914. С. 5–490.
- Baedeker 1909 — Baedeker K. Central Italy and Rome handbook for travelers. Leipzig: Karl Baedeker, 1909. 527, 23 p.
- Murray 1904 — Murray J. A handbook of Rome and the Campagna. London: John Murray Aldemarle Street,1904. Ed. 16th. 496 p.
- Nitka 2021 — Nitka M. Henryk Siemiradzki w Rzymie // Henryk Siemiradzki: Catalogue Raisonne of the Paintings. Warszawa — Toruń: Polski Instytut Studiów Nad Sztuką Świata & Wydawnictwo Tako, 2021. T. 3. P. 119–127.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представляем обзор докладов, озвученных в рамках Первого российско-китайского форума «Теория и практика художественного образования: вызовы современности, традиции и национальные школы XXI века», прошедшего 11–13 ноября 2023 года и организованного совместно Российской академией художеств, Научно-исследовательским институтом теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российским государственным художественно-промышленным университетом имени С. Г. Строганова, Национальной академией дизайна, Московским архитектурным институтом (Государственной академией), Китайской академией искусств (Ханчжоу), творческой организацией «Шелковый путь искусства» Москва — Тяньцзинь, Тяньцзиньской академией искусств (TAFA) и Сямынской академией искусств.
Целью конференции стало осмысление актуального состояния российско-китайских связей
в области архитектуры, изобразительного и декоративного искусства, а также современного дизайна. Ключевыми стали аспекты взаимодействия художественной и проектной культур России и Китая в контексте истории и современности; перекрестки искусств и вопросы культурной идентичности; наследие, музейное строительство и художественное образование; философия творчества; национальное и интернациональное в предметно-художественных видах творчества; цифровые технологии.
Статья посвящена истории Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора периода его первоначального строительства. На основе никогда ранее не публиковавшихся документов из Государственного архива Пермского края стало возможным атрибутировать 12 икон из коллекции Пермской государственной художественной галереи. Они обрели имя автора — им оказался И. В. Бабин — иконописец, родоначальник целой династии живописцев, в числе которых профессор Санкт-Петербургской академии художеств В. П. Верещагин, художник В. А. Плотников.
Благодаря обнаружению договора иконописца с пермским епископом стало возможным идентифицировать иконы его письма, дать точную датировку произведений. Кроме того, стало известно место, которое занимали иконы в пространстве собора — иконостас и алтарь зимнего храма. Из обнаруженного договора подтвердился важный факт: наличие в иконостасе икон, написанных художниками Императорской академии художеств. Сейчас имя пермского живописца И. В. Бабина введено в полноценный научный оборот.
Эта исследовательская работа стала началом подробного изучения неизвестных произведений, находящихся в коллекции Пермской государственной художественной галереи и исследованию мраморного иконостаса зимнего храма Спасо-Преображенского собора Перми.
Портретная миниатюра в России проделала путь от элитного царского подарка и награды
до искусства, доступного всем. Императорская Академия художеств чутко реагировала на все новшества в искусстве, и среди ее классов в 1779 году появляется новый класс портретной миниатюры. За полувековое существование классом руководили выдающиеся деятели русского искусства — Жарков, Щукин, Иванов, Варнек. Каждый из них по‑своему видел процесс обучения; разнились и программы, задаваемые для экзаменов. Данная статья — первое объемное исследование, посвященное классу портретной миниатюры в Академии художеств, его ученикам и их работам, многие из которых были ранее неизвестны.
Материалы для статьи получены в результате исследования, проведенного в процессе подготовки к научной публикации писем пенсионера, а впоследствии профессора Академии художеств — П. В. Басина (1793–1877). В статье освещаются некоторые обстоятельства его жизни в Италии, «точки пересечения» с собратьями по искусству и характер личных взаимоотношений.
Сопоставление текстов писем Басина с эпистолярным наследием его современников-пенсионеров позволяет уточнить некоторые факты, имена и обстоятельства существования русской колонии в Риме в 1820‑е годы, круг интересов и новые аспекты диалога русских художников с общеевропейским культурным наследием.
Всемирно известное венецианское стекло уже давно стало историко-культурным понятием,
определяющим одну из главных линий мирового стеклоделия. В статье рассматриваются его
развитие и влияние на судьбы мирового стекла, в том числе исторически возникшие отношения венецианского и русского стекла. Особое внимание уделяется Мурано как широко известному центру стекольного ремесла с его многочисленными мастерскими и великолепными стеклодувами. Статья также затрагивает вопрос о разных формах связи российского и итальянского стекла на современном этапе их развития.
Статья посвящена поездке Е. А. Кибрика в составе группы художников и искусствоведов в Италию, организованной Министерством культуры СССР в 1956 году. Результатом поездки стали многочисленные зарисовки и этюды, созданные художником во время путешествия по маршруту Венеция — Флоренция — Рим — Милан, а также воспоминания о поездке, опубликованные в газете «Советская культура», и обзор экспозиций Международной художественной выставки в Венеции.
Книга «Об искусстве и художниках», вышедшая в свет в 1961 году, была посвящена проблематике эстетики времени от античности и Возрождения до современности.
В статье рассматривается творчество Элиде Кабасси, итальянской художницы, которая живет
в России с 1992 года. Творчество Кабасси вызывает особый интерес, поскольку в нем органично соединились традиции итальянского Возрождения и древнерусского искусства как основы, на которой она создала свой художественный мир, открытый многим новациям искусства ХХ века. Живопись Кабасси отличается уникальным профессиональным мастерством, глубиной философского подтекста и поэтическим началом.
В статье рассмотрен вопрос о влиянии произведений Федора Достоевского преимущественно на литературное творчество Александра Бенуа. Установлено, что повести «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», и роман «Преступление и наказание» повлияли на описание Бенуа картин русских художников второй половины XIX века в работе «История русской живописи в XIX веке» (1902). Также установлено, что Бенуа были близки эстетические категории красоты (роман «Братья Карамазовы») и «фантастической реальности» («Дневник писателя») Достоевского, что получило отражение как в упомянутой выше работе, так и в работе «Русская живопись».
Автор пришел к выводу, что творчество Достоевского оказало влияние на деятельность Бенуа в области истории искусства и художественной критики.
В статье предпринята попытка установить происхождение неоконченного морского пейзажа из собрания Угличского музея. В его мотиве усматривается сходство с несколькими работами Сильвестра Щедрина, русского пейзажиста первой половины XIX века, работавшего в Риме и в Сорренто. Установлено, что холст поступил в музей более ста лет назад вместе с комплексом предметов из окрестных усадеб (на его обороте в 1940 году был написан вид угличских новостроек). Ф. П. Опочинин, владелец села Шишкино, дважды совершал поездки по Италии, встречался с художником, интересовался его работой. Автор рассматривает неоконченный пейзаж в контексте этого знакомства, анализирует композиционную схему и техническую сторону вопроса и предлагает некоторые аргументы в пользу авторства Щедрина
Статья посвящена искусству Италии XIX века.
В эпоху борьбы итальянского народа за освобождение и объединение художники создавали образы национальных героев, изображали важные исторические события.
Их работы являются документами эпохи Рисорджименто, произведениями итальянского веризма.
Статья посвящена атрибуции ранее не известных акварелей Ливадии архитектора Н. П. Краснова. Они хранятся в Российском государственном историческом архиве, где по ошибке были отнесены к ансамблю великокняжеской усадьбы Харакс. Система доказательств принадлежности изображений императорской Ливадии опирается на решение ряда вопросов. На основании датировки рисунков уточняются обстоятельства составления проектов, их место и роль в строительстве ансамбля. Одни из акварелей относятся к первым, а другие к числу последних работ Н. П. Краснова в Ливадии. Первые связаны с поисками образа Большого дворца и Свитского дома, последние посвящены обустройству участка ансамбля от Дома министра до царского храма, и в статье каждый из этапов рассматривается отдельно. Проектная графика служит основанием для реконструкции взглядов, реакции автора на обновление стилистики архитектуры и садово-паркового искусства начала XIX века в направлении символизма и модерна. Исследуемые материалы вводятся в историко-культурный контекст. Они сопоставляются с современным состоянием памятников. Четыре акварели публикуются впервые.
Издательство
- Издательство
- РАХ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Пречистенка, д 21
- Юр. адрес
- 119034, г Москва, р-н Хамовники, ул Пречистенка, д 21
- ФИО
- Церетели Зураб Константинович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (495) 6377274
- Сайт
- https://rah.ru/