В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве со-бытийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор). В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса - группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве событийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор).
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время в российском школьном образовании реализуются разнообразные масштабные проекты. Во многих регионах России по авторским архитектурным проектам строятся новые замечательные школы.
Список литературы
- Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М.: URSS. 2021. 368 с. Gromyko, Yu. V. (2021). Rossiiskaya sistema obrazovaniya segodnya: reshayushchii factor razvitiya ili put’ v bezdnu? Obrazovanie kak politicheskaya tekhnologiya [The Russian education system today: The decisive factor of development or the path to the abyss? Education as a political technology]. Moscow: URSS. 368 p. (In Russ.).
- Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. C. 93-105. DOI: 10.17759/pse.2018230108 EDN: YUDRQO Gromyko, Yu. V. (2018). On the issue of establishing public schools of the future: A synthesis of subject- and project-based education. Psychological Science and Education. Vol. 23, no. 1. P. 93-105. (In Russ.). DOI: 10.17759/pse.2018230108 EDN: YUDRQO
- Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 57-67. DOI: 10.17759/chp.2020160106 EDN: QIHFIV
Gromyko, Yu. V., Rubtsov, V. V. and Margolis, A. A. (2020). The school as ecosystem of developing child-adult communities: Activity approach to designing the school of the future. Cultural-Historical Psychology. Vol. 16, no. 1. P. 57-67. (In Russ.). DOI: 10.17759/chp.2020160106 EDN: QIHFIV - Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М.: Аванглион-Принт, 2012. 152 с. EDN: VUMIML Anan’ina, Yu. V., Blinov, V. I. and Sergeev, I. S. (2012). Obrazovatel’naya sreda: razvitie obrazovatel’noi sredy srednego professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh setevoi klasternoi integratsi [Educational environment: Development of the educational environment of secondary vocational education in the conditions of network cluster integration]. Moscow: Avaglion-Print. 152 p. (In Russ.).
- Совместная учебная деятельность и развитие детей: коллективная монография / Под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. М.: МГППУ, 2021. 352 с. EDN: BMARTE Sovmestnaya uchebnaya deyatel’nost’ i razvitie detei [Joint educational activity and development of children] (2021).: A multi-authored monograph. Ed. by V. V. Rubtsov, I. M. Ulanovskaya. Moscow: MGPPU. 352 p. (In Russ.).
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с. EDN: VRRVVH Slobodchikov, V. I. and Isaev, E. I. (2013). Psikhologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub“ektivnoi real’nosti v ontogeneze [Psychology of human development: The development of subjective reality in ontogenesis]: A study guide. Moscow: PSTGU Publ. 400 p. (In Russ.).
- Громыко Ю. В., Просекин М. Ю. Обучающая мыследеятельность нового поколения и базовые педагогические компетенции // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 100-128. DOI: 10.17759/psyedu.2022140207 EDN: MGHPMP Gromyko, Yu. V. and Prosekin, M. Yu. (2022). Teaching mental activity of the new generation and basic pedagogical competences. Psychological-Educational Studies. Vol. 14, no. 2. P. 100-128. (In Russ.). DOI: 10.17759/psyedu.2022140207 EDN: MGHPMP
- Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-307. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307 EDN: SJDQTX Lazarev, V. S. (2015). Project activities at school: Unused opportunities. Educational Studies Moscow. No. 3. P. 292-307. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307 EDN: SJDQTX
- Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 4. С. 120-129. EDN: UVMISP Ageev, V. V., Davydov, V. V. and Rubtsov, V. V. (1985). Testing as a mechanism of constructing joint actions. Psychological Journal. Vol. 6, no. 4. P. 120-129. (In Russ.).
-
От совместного действия - к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 5-30. DOI: 10.17759/chp.2018140301 EDN: YBNBTF Rubtsov, V. V., Lektorsky, V. A., Elkonin, B. D. [et al.] (2018). From joint activity to the construction of new social communities: Jointness. Creativity. Education. School (Roundtable of the methodological seminar supervised by V. V. Rubtsov and B. D. Elkonin). Cultural-Historical Psychology. Vol. 14, no. 3. P. 5-30. (In Russ.). DOI: 10.17759/chp.2018140301
-
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 542 с. EDN: YQOMCU Davydov, V. V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning]. Moscow: INTOR. 542 p. (In Russ.).
-
Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2010. 320 с. EDN: RAYYVN Kerzner, H. (2010). Strateging planning for projects management using a project management maturity model [Russ. ed.: Strategicheskoe upravlenie v kompanii. Model' zrelogo upravleniya proektami]. Transl. from English. Moscow: DMK Press. 320 p. (In Russ.).
-
Зайцева И. Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 27-35. DOI: 10.55523/27822559_2022_1(5)_27 EDN: VUSWPJ Zaitseva, I. N. (2022). Project office as an entry point into educational consulting. Pedagogical Perspective. No. 1 (5). P. 27-35. (In Russ.). DOI: 10.55523/27822559_2022_1(5)27
-
Тращенкова С. А. Общественно-профессиональная экспертиза развития семейно-родовых детско-взрослых сообществ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 320-322. EDN: YROSTZ Trachenkova, S. A. (2018). Social and professional examination of the development of children's and adult communities. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 61-1. P. 320-322. (In Russ.). EDN: YROSTZ
-
Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, М. В. Александрова, И. А. Донина // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20-24. EDN: WBADGR Pevsner, M. N., Petryakov, P. A., Aleksandrova, M. V. and Donina, I. A. (2016). Obrazovatel'nye vozmozhnosti razvitiya detsko-vzroslykh vzaimootnoshenii [Educational opportunities for the development of child-adult relationships]. Obrazovanie: resursy razvitiya. Vestnik LOIRO. No. 1. P. 20-24. (In Russ.).
-
Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. № 1 (43). С. 4-13. EDN: MBDBYX Slobodchikov, V. I. (2010). Co-existential educational community - A source of development and a subject of education. New Values of Education. No. 1 (43). P. 4-13. (In Russ.).
-
Глазунова О. И., Громыко Ю. В. Освоение способов действия как интегральный показатель развития интеллектуальных способностей в обучении: к проблеме построения деятельностной диагностики способностей // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 3. С. 58-68. DOI: 10.17759/chp.2021170309 EDN: WIGPSQ Glazunova, O. I. and Gromyko, Y. V. (2021). Mastering way of action as an integral indicator of the development of intellectual abilities in learning: To the problem of constructing an activity diagnostics of abilities. Cultural-Historical Psychology. Vol. 17, no. 3. P. 58-68. (In Russ.). DOI: 10.17759/chp.2021170309 EDN: WIGPSQ
-
Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М.: НИИ школьных технологий, 2008. C. 5-16. EDN: YKYXXX Kudryavtsev, V. T. and Urazalieva, G. K. (2008). Stanovlenie sub"ekta deyatel'nostii vozmozhnosti sistemy obrazovaniya [The formation of the subject of activity and the possibilities of the education system]. In Sub"ektnaya i avtorskaya pozitsiya rebenka v obrazovanii [The subject and author's position of the child in education]. Moscow: NII shkol'nykh tekhnologii. P. 5-16. (In Russ.). EDN: YKYXXX
-
Третьякова В. Э. Субъектные особенности малой группы при принятии и исполнении совместных решений (на примере производственных и педагогических коллективов): дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Воронеж, 2020. 234 с. EDN: THWCUG Tret'yakova, V. E. (2020). Sub"ektnye osobennosti maloi gruppy pri prinyatii i ispolnenii sovmestnykh reshenii (na primere proizvodstvennykh i pedagogicheskikh kollektivov) [Subjective features of a small group in the adoption and execution of joint decisions (based on the example of production and teaching teams)]: Diss. … Candidate of Psychology: 19.00.05. Voronezh. 234 p. (In Russ.).
-
Громыко Ю. В., Устиловская А. А. О генезисе коллективной субъектности в деятельности технологического кружка (к программе исследований) // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. C. 155-174. DOI: 10.17759/psyedu.2023150209 EDN: YTHARE Gromyko, Y. V. and Ustilovskaya, A. A. (2023). About genesis of collective subjectivity in the activity of technological club (to the research program). Psychological-Educational Studies. Vol. 15, no. 2. P. 155-174. (In Russ.). DOI: 10.17759/psyedu.2023150209 EDN: YTHARE
-
Тебенькова Е. А. Задача на проектирование в системе учебных задач // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 19-30. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6684 EDN: SKRRPT Tebenkova, E. A. (2021). Project task in the system of learning tasks. Lifelong Education: The 21st Century. No. 1 (33). P. 19-30. (In Russ.). DOI: 10.15393/j5.art.2021.6684 EDN: SKRRPT
-
Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1985. 168 с. Gromyko, Yu. V. (1985). Rol' vzaimoponimaniya pri reshenii uchebnykh zadach v sovmestnoi deyatel'nosti [The role of mutual understanding in solving educational tasks in joint activities]: Diss. … Candidate of Psychology: 19.00.07. Moscow. 168 p. (In Russ.).
-
Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. М., 2002. 36 с. Alekseev, N. G. (2002). Proektirovanie uslovii razvitiya refleksivnogo myshleniya [Designing conditions for the development of reflexive thinking]: Abstract of the Diss. … Doctor of Psychology: 19.00.13. Moscow. 36 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.Монография посвящена анализу состояния и процесса реформирования системы образования в России. Подробно обсуждаются проблемы платного образования, подготовки профессионалов в системе высшего образования, формирования ценностей, мышления и мировоззрения человека в образовательном процессе, рассматриваются проблемы реформирования школьного образования. Особо выделен качественный анализ состояния системы высшего образования до и после присоединения России к Болонской декларации, освещаются функциональные основы образования советского периода и формулируются итоги реформаторских усилий последних десятилетий. Авторами обосновывается вывод, что никакой единой реформы российского образования - продуманной и работающей на интересы государства и общества - последние тридцать лет не было и нет до сих пор. Есть ряд реформаторских трендов, исходящих от различных инициаторов, и есть нечёткие общественные пожелания, каким должно быть будущее российского образования. Авторами сделан прогноз, что оно будет создаваться как самостоятельная структура на глобальном рынке образовательных услуг в условиях множества детерминирующих факторов.
В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.В монографии представлен комплексный анализ процесса обеспечения кадрами советского атомного проекта: его принципов, форм, методов, механизмов, а также организационных, управленческих, образовательных, экономических и социальных мер в контексте советской экономической системы. В рецензии отмечается, что в монографии автор впервые представляет анализ ранее неопубликованных материалов и источников личного характера, что позволяет охватить различные аспекты - от институциональных рамок складывания кадрового состава до внутренних «атомных» социальных практик. Важность представленного исследования заключается в том, что оно проявляет роль человеческого фактора в превращении СССР в ядерную державу.
Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.Статья посвящена анализу содержания монографии В.В.Лапаевой «Право в эпоху генетической революции (прогресс геномики человека с позиций правового подхода)». Даётся общая характеристика работы и раскрывается содержание таких её направлений, как защита прав пациентов-испытуемых и доноров биологического материала, стимулирование национального научно-технологического развития, а также предотвращение угроз вследствие неконтролируемого применения технологий редактирования генома человека. Особое внимание уделено освещению в монографии проблем законодательной политики России в области исследований генома человека и обоснованию автором тезиса о том, что создание благоприятных правовых условий для развития исследований в сфере генома человека невозможно в отрыве от правового обеспечения развития российской науки в целом.
В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.В рецензии рассматривается монография «Образ мышления в науке о данных: Наступающая научно-техническая и экономическая революция» Лонбина Цао (ORCID: 0000-0003-1562-9429) - известного австралийского исследователя в области информатики и всего спектра ныне актуальных направлений, связанных с машинным обучением, искусственным интеллектом и др. В работе автор, несмотря на внушительный объём книги, компактно излагает становление новой дисциплины - науки о данных. В отличие от «традиционных» наук, это направление обладает целым рядом уникальных характеристик: более тесной связью теории с практикой, объединением методологических подходов общественно-гуманитарных и естественно-научных дисциплин, а также возможностью выхода в ранее недоступные для исследований пространства. Книга будет интересна как историкам развития науки, так и специалистам, непосредственно вовлечённым в работу с данными.
В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.В рецензии отмечается важность монографии. Культуролог К.Г.Фрумкин собрал в книге уникальный материал об эволюции темы науки и учёных в советской (российской) культуре на протяжении XX века. Автор развивает две параллельные сюжетные линии. Первая линия представляет анализ исторического развития отечественной науки в XX столетии. Вторая линия связана с подробной инвентаризацией сложившихся в искусстве шаблонов и стереотипов научной среды. Показано, что наиболее распространённым и знаковым в советском искусстве является представление о положительном герое-учёном как о самоотверженном энтузиасте. К другим обсуждаемым стереотипам относятся также жертвенность учёного, его бойцовские качества, позволяющие противостоять проходимцам от науки. Развитие получили темы борьбы с научным плагиатом и карьеризмом. Под знаком государственного нетерпения и завышенных ожиданий разрабатывалась обязательная тема связи науки с производством. Сделан важный вывод о живучести стереотипов, которым не мешала эволюция отношения советского общества к науке.
В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.В статье рассматриваются особенности любительской астрономии и различных инициатив и показана связь между любительской наукой и наукой профессиональной. В исследовании анализировались научные публикации российских и зарубежных авторов по различным инициативам любительской астрономии. Всего были изучены 500 публикаций. Методом анализа выступает контент-анализ. Цель исследования - рассмотреть современное состояние любительских астрономических инициатив и определить, как подобные инициативы связаны с профессиональными исследованиями. На основании анализа публикаций были выделены три типа, характеризующие современное состояние любительских астрономических инициатив и взаимодействий учёных-профессионалов с любителями. Каждый из типов имеет свою специфику коммуникации и организации сообществ, а также характеризуется определённой степенью открытости/закрытости сообществ. Также в исследовании анализируется специфика становления любительской астрономии, и любительская астрономия рассматривается как одно из старейших направлений активного сотрудничества науки профессиональной и энтузиастов-исследователей. В статье показано, что подобные любительские инициативы имеют большое значение для прикладного сектора науки, развития новых идей и прогресса в научной сфере.
Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.Сегодня лингвистические нейросети вторгаются во все сферы деятельности человека, включая и науку, что оценивается в целом положительно, поскольку приносит явный экономический эффект. Согласно популярным прогнозам, уже нынешнее поколение людей столкнётся с появлением продвинутого искусственного интеллекта, развитого на базе линейки языковых нейросетей GPT, во всём превосходящего человеческий разум. Однако эти ожидания, по-видимому, завышены. Главная причина кроется в том, что полем деятельности современных лингвистических моделей искусственного интеллекта является человеческий язык общения, но языки интуитивного мышления, без которых генерация нового знания, очевидно, не происходит, пока не поддаются формализации IT-средствами. Целью работы была оценка экспертных способностей современной нейросети ChatGPT-3.5 в ходе обсуждения явлений разного масштаба: устройство управления наукой и основы современной науки на Западе и в России и проблема обратимости и необратимости времени в физике, преломляющейся в теориях роста кристаллов. Исходно лингвистическая модель направлена на составление максимально ожидаемого суждения. И это качество приводит к эклектичности всей совокупности ответов по широкой теме диалога. Результаты общения с нейросетью по узкоспециальной теме продемонстрировали её неосведомлённость об известной проблеме физики и, что более важно, неспособность к применению её в теории роста кристаллов, в которой эта проблема является ключевой. Увлечение, необоснованный оптимизм или страхи в отношении ИИ, характеризующие настроения современного общества, пока в небольшой степени касаются научной практики, если не считать вреда от непрерывно возрастающего информационного шума, к которому становятся причастны и нейросети.
В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.В статье рассматривается деятельность по развитию в нашей стране системы космического телевидения. Датой рождения отечественного космического телевидения считается 7 октября 1959 г. - день начала радиотелевизионной передачи на Землю изображений обратной стороны Луны. В 1971 г. в СССР была создана международная система спутниковой связи и вещания «Интерспутник». Важной функцией космического телевидения уже вскоре после начала его развития становится контроль Земли из космоса в целях космической разведки и воздушно-космической обороны.
Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.Рассмотрена терминологическая путаница, связанная с наименованиями свойств научных документов, отображаемых фактом их цитируемости. В очередной раз аргументируется утверждение, что непосредственно цитируемость научных документов отражает их использование, которое, в свою очередь, отражает их ценность. Необходимость продолжения соответствующей полемики и усиления аргументации вызваны тем, что многие специалисты либо не ассоциируют цитируемость с ценностью, либо безразличны к вопросу о свойстве документов, отображаемых цитируемостью, либо смешивают ценность документа с его качеством. Более того, существует авторитетная точка зрения, согласно которой использование - лишь один из факторов, вызывающих цитируемость научных документов; при этом обращения к документам считаются, напротив, несомненным свидетельством их использования, в то время как в этом случае остаётся неизвестным, будет ли полный текст затребованного документа хотя бы бегло просмотрен пользователем. Эти вопросы получают в статье своё критическое рассмотрение. Высказывается мнение, что путаница с понятием «использование документа» связано с невольным смешиванием его с традиционной библиотечной концепцией «использования фонда». Показано, как принятие к рассмотрению философского понятия ценности может внести ещё больше путаницы в терминологию, используемую для обозначения свойства научного документа, отражаемого par excellence его цитируемостью. Критически проанализированы существующие в библиотековедении определения «ценности документа». Предпринимается попытка уточнения понятий и содержания терминов «ценность научного документа» и «использование научного документа». Конкретно же в первой части данной работы приведены в основном примеры и критика терминологической путаницы с наименованием свойства научного документа, отображённого его цитируемостью и использованием. Они рассмотрены сквозь призму неуточненных понятий ценности и качества научного документа, которыми автор пользовался до завершения работы над второй частью исследования, где понятие ценности научного документа будет развито и уточнено.
Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов. Оцениваются перспективы нового качества отношений между носителями экономического экспертного знания, основанного на научных исследованиях, внимании к имеющим в том числе междисциплинарную природу существенным деталям, и его бенефициарами в сфере принятия политических решений. Обосновывается необходимость поиска компромисса между тем, что интересно исследователю, и тем, что актуально для выработки и применения мер экономической политики, в свете противопоставления функционалистского и фундаменталистского подходов к формированию внутридисциплинарного и общественно-политического дискурсов.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе обзора нарративов о российской инновационной системе в стенограммах заседаний Государственной Думы выявить особенности российской инновационной политики, её основные направления и дискуссионные вопросы. Методологической основой исследования выступает нарративная экономика в традиции Р.Шиллера. В работе были использованы методы нарративной экономики и контент-анализа, графический метод представления собранных данных. Эмпирической основой исследования являются стенограммы заседаний Государственной Думы. Стенограммы заседаний способны дополнить такие традиционно используемые в нарративной экономике источники нарративов, как публикации в средствах массовой информации, книги, интервью, фокус-группы. Отбор конкретных стенограмм для изучения проводился на основе целевой критериальной выборки, при этом в качестве критерия использовалось наличие в тексте стенограммы таких словосочетаний, как «инновационная система», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационные технологии», «инновационная экономика», «инновационная активность», «инновационная политика», «внедрение инноваций», «поддержка инноваций». Стенограммы, в которых нет ни одного из указанных словосочетаний, были исключены из выборки. Анализ выбранных стенограмм проводился аналогично систематическому обзору литературы по методу PRISMA. В работе показана динамика обсуждения в Государственной Думе вопросов, связанных с российской инновационной системой. Для более углублённого изучения нарративов в стенограммах используются качественные методы исследования. Задачей на этом этапе становится выявление идей о российской инновационной системе, которые обсуждаются и реализуются в сфере законодательства и государственного управления. Основные особенности государственной политики проиллюстрированы примерами нарративов. В результате проведённого исследования показано, что в государственной политике придаётся большое значение развитию российской инновационной системы. При этом имеется ряд дискуссионных вопросов относительно выбора оптимальных мер. Неоднозначны в нарративах и оценки степени успешности реализованной в прошлом политики.
Разработана модель для описания процессов управления научным сектором. Модель базируется на анализе различных видов работы со знаниями (генерация, хранение, передача, систематизация и использование). Научный сектор рассматривается как сектор экономики, специализирующийся на систематизации знаний, в частности, на разработке научных моделей различных явлений. Научные модели в силу своей природы являются абстракциями и могут быть самостоятельным предметом для научного исследования, лишь косвенно опирающегося на запросы реального сектора. Научные модели также имеют предсказательные возможности, что является основой для их использования в прикладных разработках. Как следствие, на основе разработанной модели управления показано, что масштаб и специализация научного сектора зависят от востребованного объёма работ со знаниями. Специализация по работе со знаниями не является абсолютной - кроме специализированных учреждений такими работами могут заниматься и организации, юридически не являющиеся научными, а также отдельные специалисты вне научного сектора. Рассмотрены альтернативные модели, которые неявно используются при управлении научным сектором.Разработана модель для описания процессов управления научным сектором. Модель базируется на анализе различных видов работы со знаниями (генерация, хранение, передача, систематизация и использование). Научный сектор рассматривается как сектор экономики, специализирующийся на систематизации знаний, в частности, на разработке научных моделей различных явлений. Научные модели в силу своей природы являются абстракциями и могут быть самостоятельным предметом для научного исследования, лишь косвенно опирающегося на запросы реального сектора. Научные модели также имеют предсказательные возможности, что является основой для их использования в прикладных разработках. Как следствие, на основе разработанной модели управления показано, что масштаб и специализация научного сектора зависят от востребованного объёма работ со знаниями. Специализация по работе со знаниями не является абсолютной - кроме специализированных учреждений такими работами могут заниматься и организации, юридически не являющиеся научными, а также отдельные специалисты вне научного сектора. Рассмотрены альтернативные модели, которые неявно используются при управлении научным сектором.
В статье обсуждаются параметры зарождающейся в России модели технологического развития, ориентированной на обеспечение технологического суверенитета, и появляющиеся в связи с этим новые функции ведущих российских университетов. Согласно нормативно-правовым документам, технологический суверенитет будет формироваться за счёт создания собственных линий разработки. Это новый термин в российской научно-технологической политике, означающий комплекс мероприятий (проектов, программ) и условий, обеспечивающих создание и устойчивое развитие отечественных технологий и продуктов на их основе, включая разработку их новых поколений. Показано, что в новой модели технологического развития университеты начинают выполнять функции, связанные с созданием собственных линий разработки. Первое - это появление межуниверситетских инициатив ведущих вузов, когда они совместно с компаниями формируют технологические программы национального масштаба. Примером результата такой совместной работы университетов и компаний может служить Федеральный проект «Развитие отечественного приборостроения гражданского назначения». Важность нового направления деятельности в том, что она закладывает основы для смены поколений технологий, которая должна произойти на интервале 5-10 лет. Второе - это переход ведущих вузов к участию, совместно с компаниями, в прикладных работах, приводящих к созданию технологий высоких уровней готовности. На базе ряда вузов стали формироваться опытно-промышленные производства, и индустриальные партнёры поддерживают расширение функций университетов. Создание таких опытно-промышленных производств позволяет проводить испытания новых технологий и продуктов и осуществлять мелкосерийный выпуск продукции на коммерческой основе. Это становится источником дополнительных доходов для дальнейших исследований и разработок. Однако потенциал межуниверситетских инициатив и процесс «абсорбирования» университетами опытно-промышленной фазы пока не рассматриваются на государственном уровне в качестве стратегических направлений развития университетов. Правительственные меры поддержки вузов направлены на традиционные сферы их деятельности.
Преодоление стагнации в научно-технологической системе или - если брать шире - в национальной инновационной экосистеме, которую можно охарактеризовать как «правильные учёные в неисправной системе», включает в себя, как начало, анализ существующей структуры, статуса и ролей её ключевых элементов. Стратегическое и рамочное планирование как способ распределения ресурсов и определения действий для достижения поставленных национальных или региональных целей может быть подорвано, если национальная политика в отношении нормативно-правовой среды, улучшения физической и институциональной инфраструктуры, программ поддержки и механизмов финансирования не даёт толчка в правильном направлении или, более того, не разрабатывает и не реализует всеобъемлющую основу для инноваций. Проводя анализ традиционных аспектов состояния и последних изменений научно-образовательной системы страны с опорой на независимые мнения и анкетирование первоисточников, проведённое в 2022 г., в контексте международного опыта, мы выявляем её текущие ценности и производящие эти ценности модели в условиях смешанной экономики.
Целью статьи является анализ возможностей максимально полной реализации положения о свободе научного творчества, закреплённого в ч.1 ст. 44 Конституции РФ. Свобода научного творчества рассматривается как один из важнейших факторов обеспечения технологического суверенитета России, которому не уделяется должного внимания со стороны органов государственной власти. С этих позиций обосновывается тезис о том, что свобода научного творчества предполагает такую трактовку права на науку, которая включает в себя в том числе обязанность государства способствовать развитию науки. На основе метода юридико-догматического толкования текста Конституции РФ определяются направления разработки права на науку и наполнения его конкретным нормативно-правовым содержанием. Обосновывается идея принятия специального кодекса законов о науке и научно-технологической деятельности, который увязал бы всё правовое регулирование этой сферы в единый внутренне непротиворечивый комплекс. Особое внимание уделено роли международных регуляторных режимов «мягкого права» как фактора, влияющего на научно-технологическую политику России, и необходимости принятия организационных мер для более активного включения российских учёных в формирование глобальной, региональной и национальной повестки дня по соответствующей проблематике.
Научный процесс может нормально осуществляться при условии сбалансированного обеспечения всеми видами необходимых ресурсов, включая информационные. Эффективная циркуляция информации в науке - совершенно необходимое условие развития научного производства. Научные журналы являются ядром системы научных коммуникаций и отвечают за информационное обеспечение науки. Проблема в том, что в настоящее время в России национальная сеть научных журналов (НСНЖ) не рассматривается как единая система. Она не выделена как особый объект государственной политики и управления. Государство не выделяет соответствующие направление политики и сегмент структуры управления, ответственные за развитие сети научных коммуникаций и поддержку информационной среды науки.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru