Необходимо продолжение изучения нового понимания дефиниции «труд» с точки зрения изменений Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. Целью статьи являются разработка и формулирование инновационного понятия «труд» для эффективной реализации новых конституционных принципов, которые впервые в истории трудового права были закреплены на уровне Основного закона страны. В связи с этим важно закрепить понятие «труд» в Трудовом кодексе РФ в широком аспекте и в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации», приравняв понятие «занятость» к дефиниции «труд», что позволит более четко определить сферу реализации таких новых конституционных принципов, как уважение к труду, уважение к человеку труда; установление минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации; обеспечение социального партнерства. Легальное закрепление дефиниции «труд» в широком аспекте будет способствовать развитию не только трудового законодательства, но и теории трудового права в аспекте изучения понимания характера таких принципов, как уважение к труду и уважение человека труда, которые, на наш взгляд, должны быть также закреплены в Трудовом кодексе РФ. Эти принципы, несомненно, носят межотраслевой характер, так как лежат в основе не только трудового, но и гражданского и административного права.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17803/2311-5998.2024.114.2.109-120
- eLIBRARY ID
- 67222435
В Конституции РФ с изменениями от 01.07.2020 закреплены новые правовые принципы: уважение к труду (ст. 75), уважение к человеку труда (ст. 75.1); установление минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (ст. 75); обеспечение социального партнерства (ст. 75.1).
Полагаем, что эффективная реализация этих принципов невозможна без легального закрепления в федеральном законе единой и однозначно трактуемой дефиниции «труд», так как труд (трудовая деятельность) с точки зрения различных отраслей права понимается по-разному, что вносит явный диссонанс в правовое регулирование и может создать препятствия для претворения новых конституционных принципов в жизнь.
Список литературы
- Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. - М.: Проспект, 2009.
- Белицкая И. Я. Особенности правового регулирования работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени: монография. - М.: Контракт, 2017.
- Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов. - М., 1998.
- Дмитриева И. К., Куренной А. М. Трудовое право России. Практикум: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2011.
- Зайкин А. Д. Российское трудовое право: учебник для вузов. - М.: Инфра-М; Норма, 1997.
- Зайцева О. Б., Беребина О. П., Черепанцева Ю. С. Учебный курс трудового права для студентов юридических вузов. - Оренбург, 2010.
- Колобова С. В., Сергеенко Ю. С. Трудовое право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2018.
- Куренной А. М. Вопросы эффективности представительства интересов работников в сфере наемного труда // Закон. - 2019. - № 11.
- Лебедев В. М., Воронкова Е. Р., Мельникова В. Г. Современное трудовое право (Опыт трудового компаративизма). Книга первая / под ред. В. М. Лебедева. - М.: Статут, 2007.
-
Лушникова М. В. Правовой механизм социального партнерства в регулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. - М., 1997.
-
Лютов Н. Л. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров. - М.: Проспект, 2017.
-
Смирнов О. В. Трудовое право: учебник. - М., 1999.
-
Нестерова Н. М. Проблемы, концепции и разработки нового трудового кодекса РФ (материалы конференции) // Государство и право. - 2000. - № 10. - С. 57-67.
-
Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: учебное пособие / под ред. В. Н. Толкуновой. - М.: Юрист, 1995.
-
Тучкова Э. Г. К вопросу об углублении субъектной дифференциации в правовом регулировании наемного труда // Трудовое право в России и за рубежом. - 2019. - № 4.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Отечественной традиции написания комментариев к нормативным правовым актам более 100 лет. Однако следует признать, что и для такой «консервативной» формы доктринального толкования норм права имеется возможность модернизации, трансформации с учетом запросов современных потребителей правовой информации.
В статье проведено исследование проявления принципа единства и дифференциации в области охраны труда. Для института охраны труда характерен императивный характер правового регулирования. Дифференциация осуществляется главным образом исходя из установленных законодателем обязанностей работодателя. Законодателем установлен открытый перечень нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, что предполагает дальнейшую разработку новых их видов, обеспечивает эффективность и гибкость правового регулирования. Однако возникает неясность относительно формы таких НПА, их видов и функций. Предлагается законодательно закрепить классификацию нормативных требований об охране труда посредством разделения их на нормы, направленные на «охрану здоровья от воздействия вредных производственных факторов» и на «защиту организма от опасных производственных факторов, влекущих травматизм».
В настоящей статье рассматривается стабильность трудовых отношений в современных условиях при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Выделяются четыре этапа событий в XXI в., которые непосредственно повлияли на стабильность трудовых правоотношений при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в Российской Федерации, а также в зарубежных странах. Автором делается вывод, что для сохранения устойчивой экономической стабильности на рынке труда государство должно разрабатывать меры поддержки не только для работников, но и для работодателей.
Статья посвящена вопросу привлечения преподавателей к осуществлению профессиональной деятельности в высших учебных заведениях. Реформирование и оптимизация сферы высшего образования сказываются на характере и условиях трудовой занятости преподавателей российских вузов. Происходит снижение статуса и престижа преподавательской деятельности. Законодательные изменения не всегда способствуют повышению престижа профессии, а также желанию практикующих специалистов передавать свой опыт молодому поколению в образовательных организациях. Большую роль в этом играют требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должности профессорско-преподавательского состава высшей школы. Если же посмотреть на другие проблемные аспекты правового регулирования труда работников сферы образования с учетом оптимизации трудового процесса со стороны работодателя, то статус преподавателя высшей школы не становится одной из целей будущей карьеры для молодых специалистов. Необходим более вдумчивый подход к установлению требований к профессорско-преподавательскому составу вуза. Для реализации основной задачи профессионального обучения должна быть установлена эффективная система замещения преподавательских должностей.
Статья посвящена проявлению дифференциации в правовом регулировании социального обеспечения. Сделан вывод о необходимости более четкого определения критериев этой дифференциации в целях обоснованного и справедливого перераспределения благ с учетом особенностей конкретных групп населения. На основе анализа судебной практики выявлены наиболее типичные случаи отказа в досрочном пенсионном обеспечении по причине невключения отдельных периодов работы в специальный страховой («медицинский») стаж. На примере досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников показана некоторая непоследовательность правового регулирования предоставления данной пенсионной гарантии. Предлагается определить и более четко сформулировать цель досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников, а также внести изменения в Трудовой кодекс РФ с целью уточнения последствий установления неполного рабочего времени для целей досрочного пенсионного обеспечения.
В статье представлен анализ отдельных норм законодательства, направленных на поддержание стабильности правового положения работников, имеющих детей-инвалидов. На основе статистических данных отмечаются некоторые положительные результаты государственной политики в области социальной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида, сделан вывод о стабилизации темпа роста детской инвалидности на современном этапе в сравнении с показателями прошлых лет, подчеркивается значение дополнительных льгот и гарантий, предоставляемых работникам, имеющим ребенка-инвалида, как на федеральном, так и на региональном и коллективно-договорном уровнях правового регулирования труда. Автором обоснованы предложения по совершенствованию отдельных норм трудового законодательства, касающихся порядка предоставления дополнительных выходных дней работающим родителям, имеющим детей-инвалидов, что укрепит наметившуюся тенденцию стабилизации социального положения указанных субъектов.
В статье определяется понятие социального обязательства на основе доктринального анализа общетеоретических основ определения обязательств, учитывается междисциплинарный характер социальных обязательств. Формулировка дефиниции социального обязательства дается через соотношение обязательств и обязанностей. Отмечается, что под социальным обязательством (в широком смысле слова) следует понимать разновидность социально урегулированных общественных отношений, в рамках которых на индивидуально-определенную сторону необходимым образом возлагается требование по осуществлению нормативно должного поведения для удовлетворения широкого круга социально значимых интересов. Социальные обязательства в узком (социально-обеспечительном) смысле являются установленной законодательством необходимостью компенсаций со стороны публично-властного или негосударственного субъекта возникающих у граждан в результате наступления социального риска неблагоприятных последствий.
В статье рассматриваются формы взаимодействия в сфере правового регулирования социального обеспечения между федеральными и региональными органами государственной власти. В праве социального обеспечения, как и в ряде других отраслей российского права, сочетание различных уровней правового регулирования имеет существенное значение для реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение, приводя вместе тем к возникновению ряда проблем в нормотворчестве и правоприменении. Гарантированное Конституцией РФ право на социальное обеспечение нуждающимся в нем категориям лиц, предоставление им при наступлении предусмотренных законами социальных рисков мер материальной поддержки своевременно и в максимально полном объеме в условиях федерализма может быть реализовано при участии органов государственной власти на всех уровнях правового регулирования, начиная с федерального и заканчивая уровнем местного самоуправления. Сделан вывод о том, что органы государственной власти субъектов РФ обладают широким кругом полномочий, использование которых позволяет эффективнее реализовывать право граждан на социальное обеспечение.
Статья посвящена проблеме совершенствования правового регулирования в сфере социального обеспечения с учетом конституционных поправок. Автор раскрывает роль, значение, свойства Конституции РФ как системообразующего источника права, проводит анализ изменений применительно к формированию системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, дает оценку состояния современного пенсионного законодательства, рассматривает возможность повышения эффективности пенсионной системы при реализации конституционных изменений.
В настоящее время в науке права социального обеспечения не выработано общепринятое определение понятия «социальное обеспечение». Анализ существующих определений позволяет выделить несколько смысловых элементов: 1) социальное обеспечение - это деятельность по предоставлению материальных благ в денежной или натуральной форме; 2) указанные материальные блага предоставляются только физическим лицам; 3) материальные блага предоставляются при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными.Указанные смысловые элементы присутствуют во всех определениях. Вместе с тем не во всех определениях четко отражено, кто и за счет каких источников предоставляет материальные блага. Можно выделить две точки зрения по этому вопросу: 1) социальное обеспечение осуществляется государством за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; 2) социальное обеспечение осуществляется не только государством, но и частными лицами за счет частных средств.В статье обосновывается, что верной является первая точка зрения. Социальное обеспечение - это предоставление на основании закона материальных благ государством за счет бюджета и внебюджетных фондов. Данная деятельность является предметом права социального обеспечения. Материальное обеспечение, предоставляемое частным лицом за счет собственных средств на основе договора, является благотворительной деятельностью, которая регулируется гражданским правом. Материальное обеспечение, которое работодатель на основе коллективного договора за счет собственных средств предоставляет работнику и членам его семьи, представляет собой отношения, тесно связанные с трудовыми отношениями, и регулируется трудовым правом.
Автором отмечается несоответствие действующего института материальной ответственности основным положениям гражданского законодательства о деликтной ответственности. Материальная ответственность по своим признакам является разновидностью деликтной ответственности. Наличие в трудовом законодательстве упоминания о привлечении участников трудовых отношений к гражданско-правовой ответственности создает условия для полного возмещения вреда, включающего упущенную выгоду по нормам Гражданского кодекса РФ, после получения компенсации по правилам ограниченной или полной материальной ответственности. При таком правовом регулировании с учетом судебной практики происходит либо умаление значения категорий трудового права, либо неединобразное применение норм Трудового кодекса РФ. Пробельность и несовершенство конструкции материальной ответственности должны устраняться путем полного обособления данного института или посредством соблюдения всех правил и принципов деликтной ответственности.
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования наставничества в сфере труда. Автор общается к истории вопроса о правовом регулировании наставничества в труде. В статье рассматривается и существующее в настоящее время правовое регулирование наставничества, предлагаются авторские дефиниции этого понятия. Автор рассматривает вопрос наставничества во взаимосвязи с понятием «молодой работник». В работе отмечается неоднозначность и многоплановость института наставничества, ставится вопрос о необходимости закрепления этого правового понятия в действующем законодательстве. В статье уделяется внимание понятию наставничества не только в Российской Федерации, но и в некоторых странах БРИКС.
Право на труд, будучи основополагающим правом любого человека, приобретает особое значение в условиях внедрения цифровых технологий, и прежде всего реализации экспериментальных правовых режимов. Экспериментальные правовые режимы, предполагающие применение упрощенного подхода к правовому регулированию определенных общественных отношений, связаны с рядом теоретических и практических проблем реализации права на труд.В рамках проведения исследования с целью поиска решения указанных проблем выделены базовые признаки инновационных специальностей и профессий. Это позволило автору сформулировать определение понятий «инновационная специальность» и «инновационная профессия». Основываясь на концептуальных подходах к правовому регулированию отношений в рамках экспериментальных правовых режимов, автор предлагает использовать императивный метод регулирования отношений по выполнению работником инновационной трудовой функции в рамках осуществления работодателем деятельности на базе указанных правовых режимов. Предложены определенные направления совершенствования нормативных правовых и иных актов в области стандартизации профессиональной деятельности работников, выполняющих инновационную трудовую функцию.
В статье рассмотрена одна из актуальных проблем трудового права - защита чести и достоинства работников в период трудовой деятельности. Определенная сложность возникает при применении данного принципа на практике, поскольку работодатели все чаще ограничивают права и свободы работников. Гендерная дискриминация недопустима, так как биологические особенности человека не должны быть определяющим фактором при приеме на работу. Решение проблем гендерного неравенства на российском рынке труда должно проводиться постепенно, начиная с признания на государственном уровне наличия этой проблемы. Считаем, что данная проблема давно существует и присуща каждому коллективу, поэтому крайне необходимо разрабатывать не только на законодательном, но и на локальном уровне эффективные средства защиты, которые смогут учитывать особенности всех сторон трудовых отношений.
Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем, что в структуре трудового права как регулятора общественных отношений заложены начала как власти и подчинения, так и равенства сторон. Несмотря на распространенность понятия дуализма в трудовом праве, единого мнения в юридической науке относительно его содержания не сформировалось.Целью настоящей статьи является разработка научных положений, отражающих особенности дуализма в трудовом праве. Исходя из обозначенной цели, автор ставил задачи: определить частноправовые и публично-правовые аспекты в двойственной природе трудового права. В процессе исследования национальных интересов были использованы диалектический метод познания как философское основание, общенаучные методы исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, системно-структурный метод) и частно-научные методы (формально-юридический), а также логические средства познания – анализ, синтез, дедукция, индукция.В результате анализа научных и нормативных источников были сформулированы следующие выводы: 1) государство выполняет несколько функций в достижении баланса частноправовых и публично-правовых интересов в сфере регулирования труда - законодательную, контрольную, социальную, посредническую; 2) способствуя достижению баланса между интересами работников и государства, гражданское общество делает свой вклад в обеспечение более справедливых и стабильных условий труда для всех.
Статья посвящена малоисследованной в науке трудового права проблеме личных нематериальных трудовых прав как важнейшей части содержания трудового правоотношения, которая приобрела актуальное значение с развитием информационных технологий. Право на здоровье - одно из первостепенных по важности личное нематериальное право работника. В силу его обязательственного характера оно может осуществляться только в трудовом правоотношении, поэтому необходимо легализовать его как одно из основных субъективных прав работника. В действующем Трудовом кодексе РФ понятие личных неимущественных прав не содержится и в число основных прав работника как таковое не входит, несмотря на то, что личный характер, как признак трудового правоотношения неизменно существует на протяжении всей истории трудового права (и легально, и доктринально). В науке трудового права вопрос о необходимости глубокого исследования неимущественной части трудового правоотношения исторически остается актуальным, хотя и неоднозначно понимаемым. В нашей науке восприняты глубоко исследованные гражданско-правовые категории личных неимущественных прав и нематериального блага, но, как представляется, не все они имеют значение для личных неимущественных трудовых прав. В статье сделана попытка критически проанализировать высказанные в науке мнения и предложить свой взгляд на данный дискуссионный вопрос.
В последние годы пристальное внимание уделяется социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктической зоны России, в том числе повышению эффективности развития труда и занятости. Принимаются стратегии, государственные программы и иные документы, направленные на снижение уровня безработицы и создание новых рабочих мест на малонаселенных территориях этих регионов. Автор выделяет основные задачи, которые следует учитывать в первоочередном порядке для решения проблем занятости. Отмечено, что в региональных нормативных актах и социально-партнерских соглашениях проблемы занятости граждан, проживающих на малонаселенных территориях Дальнего Востока и в Арктической зоне до настоящего времени не нашли законодательного закрепления и, как следствие, обозначенные проблемы остались без соответствующего правового решения.
Последние несколько десятилетий характеризуются активнейшим развитием медицины и генетики, приводящим к появлению новых знаний о функционировании организма человека. Выявление генетической предрасположенности к развитию определенных заболеваний требует переосмысления традиционных подходов к вопросам использования персональных данных работника, охраны труда, баланса публичных и частных интересов в трудовом законодательстве. В настоящей статье анализируются подходы к определению правовой природы генетической информации, определяются возможные направления ограничения прав работников в зависимости от выявления наследственной предрасположенности к определенным заболеваниям, проводится грань между дискриминацией по генетическим признакам и дифференциацией. В контексте активной цифровизации кадровых процессов отмечаются риски возможной цифровой дискриминации при подборе и оценке работников с использованием технологий искусственного интеллекта.
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования труда женщин в странах БРИКС. Автор обращает внимание на новейшее трудовое законодательство, принятое в этих странах в последнее время. Необходимость рассмотрения данного вопроса продиктована тем, что практически половина работающего населения, в том числе и в странах БРИКС, составляют женщины. В ходе исследования выявлены современные тенденции в отношении правового регулирования труда женщин. Установлено, что во всех странах принято законодательство, ограничивающее труд женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Государствами принимаются меры к установлению дополнительных возможностей для карьерного роста женщин, занятия ими руководящих и государственных должностей. Несмотря на предпринимаемые усилия, отмечаются и негативные тенденции, такие как дискриминация при приеме на работу и в течение трудовой деятельности, в оплате труда, невозможность занятия более высокой должности.
Статья посвящена актуальным проблемам совершенствования деятельности Профсоюзного форума БРИКС, что особенно важно с точки зрения расширения данной международной организации и необходимости оптимизации наднационального социального партнерства в аспекте углубления тенденции международной регионализации. Существующие проблемы профсоюзного движения на уровне БРИКС порождаются наличием различных моделей представительства работников в трудовых отношениях в странах БРИКС и отсутствием международного правового акта о принципах организации и функционирования профсоюзов стран БРИКС. Решение проблем видится в трансформации формата Профсоюзного форума БРИКС, его названия, а также в выработке единых подходов к профсоюзному движению, что, естественно, будет способствовать оптимизации правового регулирования защиты трудовых прав работников в странах БРИКС.
Издательство
- Издательство
- МГЮА им. О.Е.Кутафина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, стр. 2
- Юр. адрес
- 123242, город Москва, Садовая-Кудринская ул, д. 9 стр. 1
- ФИО
- Блажеев Виктор Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- msal@msal.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 2448888
- Сайт
- https://msal.ru