На основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется процесс межпоколенческой трансляции практик родительской вовлеченности от старшего поколения к младшему путем сопоставления данных о текущих практиках в отношении детей со стороны родителей и данных об их собственном аналогичном ретроспективном опыте. Анализ показал, что матери обоих поколений значительно больше включены в процесс взаимодействия с детьми, чем отцы, а наиболее мощными каналами трансляции родительских практик являются пары «мать - дочь» и «отец - сын», при этом при передаче практик от отца к сыну важна их частота в ретроспективе. В работе зафиксированы факторы, влияющие на процесс трансляции. Так, наличие высшего образования, проживание в городе и более позднее рождение первого ребенка снижают ее уровень, вероятно, за счет более широкого жизненного опыта, применяемого в родительстве. Показано, что практики посещения родительских собраний и посещения врача с ребенком устойчиво воспроизводятся матерями, в то время как для отцов эти практики не только не являются характерными, но и подвержены влиянию личного опыта и внешних факторов. Наибольшую зависимость от ретроспективного опыта для обоих родителей имеют практики проведения отпуска с ребенком и физической активности, для мужчин также важен опыт чтения, полученный от собственного отца. Отмечается, что общий уровень родительской вовлеченности положительно связан с ретроспективными практиками других родственников, что, очевидно, говорит об участии бабушек в жизни предыдущего поколения. В целом общий уровень вовлеченности современных родителей согласуется с аналогичным ретроспективным показателем.
Идентификаторы и классификаторы
Семья является основным воспитателем ребенка, именно в семье закладываются ценностные ориентиры, привычки поведения, основы взрослой жизни. Родители и другие родственники, находящиеся в контакте с ребенком, включаются в процесс трансляции культурного капитала.
Список литературы
- Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 94-106. DOI: 10.31857/S013216250016969-8 EDN: CFGOJB Bezrukova O.N., Samoilova V.A. Fatherhood in Modern Russia: Meanings, Values, Practices and Intergenerational Translation. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2022. No. 2. P. 94-106. (In Russ.). DOI: 10.31857/S0132162500169698 EDN: GWBHIM
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М.С. Мацковского; Послесл. Л.Г. Ионина, М.С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. - 400 с. Berne Е. Games People Play: The Psychology of Human Relationships; What do You Say After You Say Hello. The Psychology of Human Destiny. Transl. from Eng.; Ed. by M.S. Matskovskii; Foreword by L.G. Ionin, M.S. Matskovskii. Moscow: Progress publ., 1988. 400 p. (In Russ.).
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 169-183. Weber M. Basic Concepts of Stratification. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. No. 5. P. 169-183. (In Russ.).
- Дивисенко К.С., Белов А.Э., Дивисенко О.В. Трансляция религиозности в семье от родителей к детям: аналитический обзор исследований // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 4. С. 75-92. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.4.6098 EDN: YROUHB Divisenko K.S., Belov A.E., Divisenko O.V. Transmission of Religiousness in the Family from Parents to Children: An Analytical Review of Studies. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2018. Vol. 24. No. 4. P. 75-92. (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2018.24.4.6098 EDN: YROUHB
- Дорофеева З.Е., Козырева П.М. Вовлеченность современных родителей в практики, связанные с детьми // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15. № 2. С. 115-131. DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.8 EDN: PRHJIV Dorofeeva Z.E., Kozyreva P.M. Involvement of Modern Parents in Practices Related to Children. Vestnik Instituta sotsiologii. 2024. Vol. 15. No. 2. P. 115-131. (In Russ.). DOI: 10.19181/vis.2024.15.2.8 EDN: PRHJIV
- Дорофеева З.Е., Козырева П.М. Трансформация практик вовлеченности родителей в жизнь детей // Социологические исследования. 2023. № 8. С. 86-100. DOI: 10.31857/S013216250027370-0 EDN: VBDNOL Dorofeeva Z.E., Kozyreva P.M. Transformation of Parental Involvement in the Children’s Lives. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2023. No. 8. P. 86-100. (In Russ.). DOI: 10.31857/S013216250027370-0 EDN: VBDNOL
- Дубров Д.И., Татарко А.Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в городской и сельской среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 299-309. DOI: 10.17323/1813-8918-20162-299-309 EDN: XBSVID Dubrov D.I., Tatarko A.N Intergenerational Value Transmission in Urban and Rural Area. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 299-309. (In Russ.). DOI: 10.17323/1813-8918-2016-2-299-309 EDN: XBSVID
- Ильдарханова Ч.И., Барсуков В.Н. Особенности и модели передачи отцовских установок между поколениями: опыт социологического анализа // Казанский экономический вестник. 2020. № 6 (50). С. 100-110. EDN: ZMBNJX Il’darkhanova Ch.I., Barsukov V.N. Specific Features and Models of the Transfer of the Paternal Attitudes between Generations: The Experience of Sociological Analysis. Kazanskii ekonomicheskii vestnik. 2020. No. 6 (50). P. 100-110. (In Russ.).
- Карпова В.М. Особенности межпоколенной трансляции семейных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. Т. 25. № 3. С. 117-139. DOI: 10.24290/1029-37362019-25-3-117-139 EDN: IFVHIU Karpova V.M. Features of the Intergenerational Transmission of Family Values. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya. 2019. Vol. 25. No. 3. P. 117-139. (In Russ.). DOI: 10.24290/1029-3736-2019-25-3-117-139
-
Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева; Сост. и послесл. И.С. Кона М.: Наука, 1988. - 429 с. Mead M. Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education: Selected Works. Transl. from Eng. by Y.A. Aseev, Foreword., comp. by I.S. Kon. Moscow: Nauka publ., 1988. 429 p. (In Russ.).
-
Ортега-и-Гассет X. Избранные труды / Пер. с исп.; Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. 2-е изд. М.: Весь Мир, 2000. - 704 с. Ortega y Gasset J. Selected Works. Transl. from Span.; Comp. and ed. by A.M. Rutkevich. Moscow: Ves' mir publ., 2000. 704 p. (In Russ.).
-
Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1 EDN: STOTFS Radaev V.V. Millenials: How the Russian Society Changes. Moscow: Publ. House of HSE, 2019. 224 p. (In Russ.). DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1
-
Руднев М.Г., Савелькаева А.С. Передача базовых ценностей внутри семьи: концептуализация и пилотное исследование // XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: В 4 кн. / Отв. ред.: Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. Кн. 3. С. 397-404. EDN: VYKTTL Rudnev M.G., Savel'kaeva A.S. Transmission of Core Values within the Family: Conceptualization and Pilot Study. XV April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development: In 4 Vols. Ed. by E.G. Yasin. Moscow: Publ. House of HSE, 2015. Vol. 3. P. 397-404. (In Russ.).
-
Сапоровская М.В. Теория и практика исследования межпоколенной связи в семейном контексте // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 1 (9) [электронный ресурс]. Дата обращения 18.07.2024. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/939/821. EDN: KZULYT Saporovskaya M.V. Methodology, Theory and Practice of Studying Intergenerational relation in Family Context. Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2010. No. 1 (9). Accessed 18.07.2024. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/939/821 (In Russ.).
-
Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой; Под общ. ред. В.В. Сапова. М.: Academia; LVS, 2005. - 588 c. EDN: QOEGUT Sorokin P.A. Social Mobility. Trans. from Eng. by M.V. Sokolova. Ed. by V.V. Sapov. Moscow: Academia; LVS publ., 2005. 588 p. (In Russ.).
-
Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. А. Боковикова; Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги; Под общ. ред. В.И. Белопольского. М.: КогитоЦентр, 2005. - 496 с. Murray Bowen's Theory of Family Systems: Basic Concepts, Methods and Clinical Practice. Trans. from Eng. by A. Bokovikov, Ed. by K. Beiker, A.Ya. Vargi, Head ed. V.I. Belopol'skii. Moscow: Kogito-Tsentr publ., 2005. 496 p. (In Russ.).
-
Чодороу Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология ген дера / Пер. с англ. Гиль Сон И. М.: Рос сийская политическая энци клопедия (РОССПЭН), 2006. - 496 с. Chodorow N. The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender. Trans. from Eng. by Gil' Son I. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN) publ., 2006. 496 p. (In Russ.).
-
Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / Пер. с фр. И.К. Масалков; Науч. ред. М. Бурняшев. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 256 с. Schützenberger A.A. Ancestral Syndrome: Transgenerational Connections, Family Secrets, Anniversary Syndrome, Trauma Transmission and Practical Use of the Genosociogram. Trans. from Fr. by I.K. Masalkov. Ed. by M. Burnyashev. Moscow: Institute of Psychotherapy publ., 2011. 256 p. (In Russ.).
-
Assink M., Spruit A., Schuts M., Lindauer R., et al. The Intergenerational Transmission of Child Maltreatment: A Three-Level Meta-Analysis. Child Abuse & Neglect. 2018. No. 84. P. 131-145. DOI: 10.1016/j.chiabu.2018.07.037
-
Belsky J. The Determinants of Parenting: A Process Model. Child Development. 1984. No. 55 (1). P. 83-96. DOI: 10.2307/1129836
-
Belsky J., Conger R., Capaldi D.M. The Intergenerational Transmission of Parenting: Introduction to the Special Section. Developmental Psychology. 2009. Vol. 45. No. 5. P. 1201-1204. DOI: 10.1037/a0016245
-
Becker G., Tomes N. Human Capital and the Rise and Fall of Families. Journal of Labor Economics. 1986. Vol. 4. No. 3. Pt. 2: The Family and the Distribution of Economic Rewards. P. S1-S39. DOI: 10.1086/298118
-
Borisov G., Pissarides C. The Intergenerational Transmission of Human Capital and Earnings in Contemporary Russia. IZA Discussion Papers No. 10300. Oct. 2016. Accessed 18.07.2024. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/149159/1/dp10300.pdf.
-
Chen Z., Kaplan H.B. Intergenerational Transmission of Constructive Parenting. Journal of Marriage and Family. 2001. Vol. 63. No. 1. P. 17-31. DOI: 10.1111/j.1741-3737.2001.00017.x EDN: DLLTHD
-
Denisova I.A., Kartseva M.A. Intergenerational Mobility of Russian Households. Free Network. Policy Brief Series. 2017. Accessed 18.07.2024. URL: https://freepolicybriefs.org/wp-content/uploads/2017/05/FREEPolicyBrief_ May2.pdf.
-
Egeland B., Jacobvitz D., Papatola K. Intergenerational Continuity of Abuse. Child Abuse and Neglect: Biosocial Dimensions. Ed. by R. Gelles, J. Lancaster. N.-Y.: Aldine, 1987. P. 255-276. DOI: 10.1016/0145-2134(87)90084-6
-
Gelso C.J., Birk J.M., Powers R. Intergenerational Relationships in the Development of Child Rearing Attitudes. The Journal of Genetic Psychology: Research and Theory on Human Development. 1978. Vol. 133. No. 1. P. 31-41. DOI: 10.1080/00221325.1978.10533355
-
Putallaz M., Costanzo P.R., Grimes C.L., Sherman D.M. Intergenerational Continuities and Their Influences on Children's Social Development. Social Development. 1998. Vol. 7. Iss. 3. P. 389-427. DOI: 10.1111/1467-9507.00074
-
Schönpflug U. Cultural Transmission: Psychological, Developmental, Social, and Methodological Aspects. Cambridge University Press. 2008. 510 p. DOI: 10.1017/cbo9780511804670
-
Serbin L., Karp J. Intergenerational Studies of Parenting and the Transfer of Risk from Parent to Child. Current Directions in Psychological Science. 2003. Vol. 12. No. 4. P. 138-142. DOI: 10.1111/1467-8721.01249 EDN: ETRADJ
-
Shaffer A., Burt K.B., Obradović J., Herbers J.E., et al. Intergenerational Continuity in Parenting Quality: The Mediating Role of Social Competence. Developmental Psychology. 2009. Vol. 45. No. 5. P. 1227-1240. DOI: 10.1037/a0015361
-
Yarrow M.R., Campbell J.D., Burton R.V. Recollections of Childhood: A Study of the Retrospective Method. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1970. Vol. 35. No. 5. P. 1-83. DOI: 10.2307/1165649
Выпуск
Другие статьи выпуска
На материалах проведенного в марте 2024 г. полуструктурированного интервью автора с юбиляром и личных воспоминаний о более чем полувековом периоде научного и товарищеского общения с ним рассматриваются важные вопросы деятельности Ж.Т. Тощенко в области социологической науки, социологического образования, работы социологического журнала, отношений с коллегами, научной толерантности. Показана роль ученого в развитии отечественной социологии, в создании вокруг нее благоприятной творческой атмосферы.
В историко-социологическом исследовании рассматривается статья Г.С. Батыгина (1951-2003) о социологии морали, в которой он доказывает ее невозможность. Актуальность и значимость статьи автор усматривает в том, что она стала разделительной вехой на пути от «старой» к так называемой «новой социологии морали». Реконструируется аргументация Г.С. Батыгина, критически анализируются основные положения и понятия статьи. Для сравнения приводятся точки зрения на социологию морали других российских авторов, которые полагают, что эта социологическая дисциплина не только возможна, но и реально существует. По мнению автора, сами моральные явления трактуются Г.С. Батыгиным не вполне адекватно - только как отрефлексированные феномены сознания, - очевидно, потому, что это соответствовало требованиям сциентистской парадигмы, которой он решил придерживаться в своей статье. Тем не менее автор считает, что в рамках этой парадигмы аргументация Г.С. Батыгина, направленная на доказательство невозможности морали, неопровержима в смысловом и логическом отношениях. Но если доказано, что научная социология морали невозможна, то возникает вопрос: возможна ли она в другой парадигме и на основе иного способа познания, а именно философского? Пути к нему наметил сам первооткрыватель социологии морали Э. Дюркгейм, что отмечает Г.С. Батыгин. Примером философской социологии морали автор считает «материальную этику ценностей» и «социологию знания» М. Шелера. В заключение он характеризует собственную теоретико-методологическую позицию, в свете которой статья Батыгина расценивается как морально значимый поступок.
Рассказ Ф.Э. Шереги о своей научной деятельности - это нестандартное многослойное повествование, которое берет начало в событиях полувековой давности и завершается сюжетами о сегодняшних научных поисках. В повествовании нет строгой датировки событий, но время читается в смене отмечаемых макрособытий и, более того, - в тематике представляемых исследований. Вот молодежные комсомольские стройки, в том числе Байкало-Амурская магистраль (БАМ), вот серия замеров отношения молодежи к решениям съездов ВЛКСМ. Затем - отношение разных групп молодежи и населения к социальным и экономическим инновациям Михаила Горбачева. Идет время - темами становятся электоральные опросы и предсказание победителей. Показана широчайшая тематика динамических исследований проблем молодежи, студенчества, преподавателей, здесь же - изучение многих девиантных форм поведения молодых россиян. Это не простое перечисление тематики научных поисков: в них Шереги раскрывает суть своего подхода к социологическим проблемам. Так, анализ национального состава строителей БАМа, направляемых на работу различными советскими республиками, доминирование среди приезжающих русских подводит его к выводу о скором распаде страны. Контент-анализ тематических планов книжных издательств за 1975-1985 гг. опровергает официальные утверждения властей об отсутствии в стране инфляции. Уникальным для автобиографий российских социологов является то, как Шереги описывает свое карьерное движение. Его можно назвать бегством от государственной службы. Открывшиеся в годы перестройки новые формы трудовых отношений и организации научных исследований сразу привлекли его, он увидел в них то, что знал с ранних лет жизни в венгерском регионе Западной Украины, где долго сохранялись навыки, традиции капиталистических отношений. Шереги раскрывает и мотивацию создания собственного (частного) исследовательского центра, и особую форму организации научной работы, значительно более эффективную, нежели в государственных социологических подразделениях. Особое место в деятельности центра занимает активное и почти всегда благотворительное издание и распространение литературы по социологии: к настоящему времени эта «библиотечка» насчитывает около двух с половиной сотен книг. В последние годы в силу многих обстоятельств жизни Ф.Э. Шереги возвращается к социологическим теоретическим разработкам, и это опять - оригинальные постановки проблем и собственный взгляд на их генезис и решение.
Функционирование социальных институтов - основа социальной жизни. Создание новых институтов может проходить через выработку формальных требований и классификаций на уровне старых институтов. Фокусом исследования, результаты которого представлены в данной работе, стало изучение процесса присвоения вновь созданных правил и классификаций на уровне индивидов в ходе формирования нового института. В качестве методологической рамки выбрана теория когнитивных институтов М. Дуглас, которая позволила выделить этапы создания нового института через соотнесение трех определений понятия «институт»: крупномасштабный индустриальный процесс, легитимизированная социальная группа и конвенция. Эмпирическим объектом стали проект «Волонтеры финансового просвещения» и его участники. Функционирование проекта рассмотрено в широком контексте работы по повышению финансовой грамотности населения. Дана подробная характеристика институционального оформления этого проекта, проанализированы классификации, создаваемые в его рамках, показан процесс зарождения нового института. Исследование включения волонтеров в процесс повышения финансовой грамотности населения позволило выделить пять вариантов индивидуального выбора: включение путем выработки классификаций; через принятие классификаций; с помощью решения задач локальных сообществ и непринятия классификаций; включение, опосредованное вовлеченностью в другую волонтерскую деятельность, без принятия классификаций; участие в волонтерской деятельности на основе личных мотивов без принятия классификаций. Описание трех уровней процесса институционализации новых классификационных решеток позволило получить комплексную характеристику системы повышения финансовой грамотности в России.
В настоящее время смартфоны являются главным источником для доступа к онлайн-платформам и сервисам, а также основным драйвером проникновения Интернета как в России, так и за рубежом. Расширение функционала смартфонов и регистрация статистики их использования создает для исследователей новый и важный источник цифровых данных о поведении пользователей. Однако получение данных такого типа требует разработки новых методологических подходов и решения ряда технологических, юридических и этических вопросов. Значимым элементом в этом процессе является и сравнительная оценка опросных данных, основанных на ретроспективных самоотчетах, традиционно используемых для исследований онлайн-активности пользователей, и объективных данных о поведении, основанных на цифровых следах онлайн-активности. В рамках настоящей статьи представлены результаты эксперимента по кросс-валидации данных самоотчета об использовании смартфона и цифровых поведенческих данных (N = 80). Данные для эксперимента были собраны в рамках методического подхода «пожертвование данных» (data donation), который заключается в том, что участники опроса делятся с исследователями информацией, которую уже собрали их мобильные устройства. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод об умеренной позитивной корреляции между ретроспективным самоотчетом и цифровыми поведенческими данными об использовании смартфонов. Статистически значимого эффекта «временно́го окна» для оценки объема использования смартфона за короткий (день) и более длительный (текущую неделю) период выявлено не было, что позволяет говорить о сравнительной устойчивой валидности самоотчета и, следовательно, его надежности/воспроизводимости в рамках недельного интервала. Таким образом, в условиях невозможности сбора и интеграции в исследование цифровых поведенческих следов респондентов использование ретроспективного самоотчета может быть целесообразным.
В последнее время отмечается снижение участия граждан в голосовании на выборах и членства в партиях - институционализированных и глубоко укорененных в политической системе форм политической активности. Альтернативой им становятся такие формы, как участие в демонстрациях, забастовках, бойкотах и подписании петиций, которые, являясь менее институционализированными, позволяют гражданам влиять на политические решения, сохраняя дистанцированность от политической системы. Доверие к политическим институтам считается необходимым для участия в политической жизни, поскольку оно создает позитивное отношение к политической системе и предотвращает отчуждение от политики в ее институционализированных формах. Однако политическое недоверие способствует критическому восприятию политических элит, что может привести к расширению неинституционализированного политического участия. В то же время исследователи отмечают влияние на политическое участие не только переменных индивидуального уровня, но и особенностей странового уровня - характеристик политической системы, в рамках которой реализуется политическое участие. Цель данной статьи - выяснить, является ли отсутствие доверия к политическим институтам предпосылкой или препятствием для участия в политике и как характеристики политического режима страны связаны с политическим участием граждан, на примере участия в демонстрациях. Результаты анализа данных Европейского социального исследования и V-Dem показывают, что участие в общественных демонстрациях негативно связано с доверием к политическим институтам. Кроме того, обнаружена связь двух характеристик политического режима с участием в демонстрациях - в странах с большей доступностью правосудия и более высоким уровнем физического насилия граждане более склонны к исследуемой форме политической активности.
Конкуренция и консенсус социологии и эмпирической эстетики - понятия условные, однако они демонстрируют возможность исследования искусства в этих двух научных сферах через общность интересов к искусству, но при помощи различных методик и на разных уровнях теоретизирования. Сначала социологи и эстетики не готовы были применить свой научный потенциал для общего дела в изучении искусства. Несмотря на восхождение их идей к философии искусства и, в частности, концепции И. Тэна, они расходились в представлениях о том, каков должен быть результат исследований искусства и что дают такие работы для самого изучаемого объекта, а также человека, социума и общества. Наметившаяся конкуренция в основном касалась выбора исследовательских практик: социологи в центр внимания ставили различные аспекты передачи символических образцов от одного поколения другому и между социальными общностями. В рамках же эмпирической эстетики акцент был сделан на формировании эстетического опыта. При этом эстетики рассматривали искусство как феномен, влияющий на формирование такого опыта и обеспечивающий его трансляцию между индивидами и общностями. Изначально на теоретическом и методологическом уровнях не предлагалось возможности объединить усилия исследователей. Однако, как установлено в статье, они закономерно приближались к консенсусу, так как необходимо было «развернуть» искусство к человеку, что сложно сделать при несовпадении подходов или научной конкуренции. В статье дается оценка некоторых совпадений/несовпадений во взглядах и подходах социологов и эстетиков с целью обнаружить точки сопряженности между ними в решении главной задачи - выявления институциональных характеристик искусства. В стадии достижения консенсуса появился общий исследовательский тренд, получивший название «глобального проекта искусства». Как выявлено, предложенный «проект» был направлен на «развертывание» искусства: для реципиента (зрителя) - создание его открытости для собеседования, активностей, консолидации, смены социального статуса; для конкретного исследователя (социолога или эстетика-эмпириста) - изменение направленности соответствующих практик.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru