Функционирование социальных институтов - основа социальной жизни. Создание новых институтов может проходить через выработку формальных требований и классификаций на уровне старых институтов. Фокусом исследования, результаты которого представлены в данной работе, стало изучение процесса присвоения вновь созданных правил и классификаций на уровне индивидов в ходе формирования нового института. В качестве методологической рамки выбрана теория когнитивных институтов М. Дуглас, которая позволила выделить этапы создания нового института через соотнесение трех определений понятия «институт»: крупномасштабный индустриальный процесс, легитимизированная социальная группа и конвенция. Эмпирическим объектом стали проект «Волонтеры финансового просвещения» и его участники. Функционирование проекта рассмотрено в широком контексте работы по повышению финансовой грамотности населения. Дана подробная характеристика институционального оформления этого проекта, проанализированы классификации, создаваемые в его рамках, показан процесс зарождения нового института. Исследование включения волонтеров в процесс повышения финансовой грамотности населения позволило выделить пять вариантов индивидуального выбора: включение путем выработки классификаций; через принятие классификаций; с помощью решения задач локальных сообществ и непринятия классификаций; включение, опосредованное вовлеченностью в другую волонтерскую деятельность, без принятия классификаций; участие в волонтерской деятельности на основе личных мотивов без принятия классификаций. Описание трех уровней процесса институционализации новых классификационных решеток позволило получить комплексную характеристику системы повышения финансовой грамотности в России.
Идентификаторы и классификаторы
Повышение финансовой грамотности можно рассматривать на двух уровнях. Первый — работа различных федеральных и региональных органов государственного управления, регулирующая финансовое поведение населения.
Список литературы
- Белехова Г.В. Регулирование финансового поведения населения современной России: формирование нормативной среды и воспитание человека // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 111-128. DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8 EDN: HXPKSN Belekhova G.V. Regulation of Financial Behavior of the Population of Modern Russia: Regulatory Context Formation and Personal Development. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2020. Vol. 13. No. 3. P. 111-128. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2020.3.69.8 EDN: HJIOLG
- Волкова М.Д. Шаманы, чиновники и их космологии: местные религиозные организации Бурятии и Иркутской области // Антропологический форум. 2021 № 51. C. 39-71. DOI: 10.31250/1815-8870-2021-17-51-39-71 EDN: AYMZWF Volkova M.D. Shamans, Bureaucrats, and their Cosmologies: Local Religious Organisations in Buryatia and The Irkutsk Region. Antropologicheskii forum. 2021. No. 51. P. 39-71. (In Russ.). DOI: 10.31250/1815-8870-2021-17-51-39-71 EDN: AYMZWF
- Дуглас М. Как мыслят институты / Пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2020. - 250 с. Douglas M. How Institutions Think. Transl. from Eng. by A.M. Korbut. Moscow: Elementarnye formy publ., 2020. 250 p. (In Russ.).
- Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Пер. с фр.; сост.; предисловие, вступит. ст.; коммент. А.Б. Гофмана. М.: КДУ, 2011. C. 55-124. Durkheim É., Mauss M. On Some Primitive Forms of Classification. Towards the Study of Collective Representations. Mauss M. Societies. Exchange. Personality. Works on Social Anthropology. Transl. from French; comp.; foreword; notes by A.B. Gofman. Moscow: KDU publ., 2011. P. 55-124. (In Russ.).
- Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с франц. А.Б. Гофмана. М.: Юрайт, 2019. C. 39-158. Durkheim É. The Method of Sociology. Sociology. Its Subject, Method, Purpose. Transl. from French by A.B. Gofman. Moscow: Yurait publ., 2019. P. 39-158. (In Russ.).
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с франц. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. - 430 с. Durkheim É. The Division of Labour in Society. Transl. from French by A.B. Gofman. Moscow: Kanon publ., 1996. 430 p. (In Russ.).
- Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные социологии // Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. М.: Юрайт, 2019. C. 165-190. Durkheim É. Individual and Collective Representations Sociology. Sociology. Its Subject, Method, Purpose. Transl. from French by A.B. Gofman. Moscow: Yurait publ., 2019. P. 165-190. (In Russ.).
- Дюркгейм Э. Самоубийство / Пер. с фр. А.Н. Ильменского. СПб.: Изд-во Н.П. Карбасникова, 1912. - 541 с. Durkheim É. Suicide. Transl. from French. by A.N. Il’menskii. Moscow: Izd-vo N.P. Karbasnikova publ., 1912. 541 p. (In Russ.).
- Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. А.Б. Гофмана // Мистика. Религия. Наука. Клас сики мирового религиоведения / Под общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 175-231. Durkheim É. Elementary Forms of Religious Life. The Totemic System in Australia. Transl. from French by A.B. Gofman. Mysticism. Religion. Science. Classics of World Religious Studies. Ed. by A.N. Krasnikov. Moscow: Kanon+ publ., 1998. P. 175-231. (In Russ.).
-
Кузина О.Е., Моисеева Д.В. Стратегии финансового поведения россиян: понятие, динамика, факторы // Вопросы экономики. 2021. № 10. С. 71-88. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-10-71-88 EDN: MLXEAB Kuzina O.E., Moiseeva D.V. Strategies of Financial Behavior of Russians: Concept, Dynamics, Factors. Voprosy Ekonomiki. 2021. No. 10. P. 71-88. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2021-10-71-88 EDN: MLXEAB
-
Пацюкова Ю. Как классифицируют институты: пересборка аргумента Мери Дуглас // Прощай, COVID? Публичное, частное и политическое в медикализированном мире: Сборник статей / Под ред. К. Гаазе, В. Данилова, И. Дуденковой, Д. Кралечкина, П. Сафронова. М.: Издательство Института Гайдара, 2020. С. 326-355. Patsyukova Yu. How Institutions Are Classified: A Reassembly of Mary Douglas's Argument. Goodbye, COVID? Public, Private and Political in a Medicalized World: A Collection of Articles. Ed. by K. Gaaze, V. Danilov, I. Dudenkova, D. Kralechkin, P. Safronov. Moscow: Gaidar Institute for Economic Policy publ., 2020. P. 326-355. (In Russ.).
-
Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива / Пер. с англ., нем., польск. яз., сост., предисл., общ. ред. В.Н. Поруса. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 220 с. Fleck L. Genesis and Development of a Scientific Fact: Introduction to the Theory of the Style of Thinking and the Thinking Team. Transl. from Eng., Germ., Polish, comp., foreword, ed. by V.N. Porus. Moscow: Ideya-Press, Dom intellektual'noi knigi publ., 1999. 220 p. (In Russ.).
-
Cruciani C. Investor Decision-Making and the Role of the Financial Advisor: A Behavioural Finance Approach. Cham: Springer International Publishing, 2017. 161 p. DOI: 10.1007/978-3-319-68234-1 EDN: YELYMX
-
Dodd N. The Social Life of Money. Princeton: Princeton University Press, 2014. 444 p.
-
Epstein G.A. Financialization and the World Economy. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2005. 413 p.
-
Irvine L. The Problem of Unwanted Pets: A Case Study in How Institutions "Think" about Clients' Needs. Social Problems. 2003. Vol. 50. Iss. 4. P. 550-566. DOI: 10.1525/sp.2003.50.4.550 EDN: HAIHEX
-
Karin K. Epistemic Cultures: How the Sciences Make Knowledge. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999. 352 p.
-
Latour B. How Institutions Think (Book Review). Contemporary Sociology. 1988. Vol. 17. No. 3. P. 383-385. DOI: 10.2307/2069673
-
Logue D., Clegg S., Gray J. Social Organization, Classificatory Analogies and Institutional Logics: Institutional Theory Revisits Mary Douglas. Нuman Relations. 2016. Vol. 69. No. 7. P. 1587-1609. DOI: 10.1177/0018726715614637
-
Morin D. The Good Financial Advisor. Indianapolis: Dog Ear Publishing, LLC, 2008. 348 р.
-
Zwan N., van der. Making Sense of Financialization. Socio-Economic Review. 2014. Vol. 12. Iss. 1. P. 99-129. DOI: 10.1093/ser/mwt020
Выпуск
Другие статьи выпуска
На материалах проведенного в марте 2024 г. полуструктурированного интервью автора с юбиляром и личных воспоминаний о более чем полувековом периоде научного и товарищеского общения с ним рассматриваются важные вопросы деятельности Ж.Т. Тощенко в области социологической науки, социологического образования, работы социологического журнала, отношений с коллегами, научной толерантности. Показана роль ученого в развитии отечественной социологии, в создании вокруг нее благоприятной творческой атмосферы.
В историко-социологическом исследовании рассматривается статья Г.С. Батыгина (1951-2003) о социологии морали, в которой он доказывает ее невозможность. Актуальность и значимость статьи автор усматривает в том, что она стала разделительной вехой на пути от «старой» к так называемой «новой социологии морали». Реконструируется аргументация Г.С. Батыгина, критически анализируются основные положения и понятия статьи. Для сравнения приводятся точки зрения на социологию морали других российских авторов, которые полагают, что эта социологическая дисциплина не только возможна, но и реально существует. По мнению автора, сами моральные явления трактуются Г.С. Батыгиным не вполне адекватно - только как отрефлексированные феномены сознания, - очевидно, потому, что это соответствовало требованиям сциентистской парадигмы, которой он решил придерживаться в своей статье. Тем не менее автор считает, что в рамках этой парадигмы аргументация Г.С. Батыгина, направленная на доказательство невозможности морали, неопровержима в смысловом и логическом отношениях. Но если доказано, что научная социология морали невозможна, то возникает вопрос: возможна ли она в другой парадигме и на основе иного способа познания, а именно философского? Пути к нему наметил сам первооткрыватель социологии морали Э. Дюркгейм, что отмечает Г.С. Батыгин. Примером философской социологии морали автор считает «материальную этику ценностей» и «социологию знания» М. Шелера. В заключение он характеризует собственную теоретико-методологическую позицию, в свете которой статья Батыгина расценивается как морально значимый поступок.
Рассказ Ф.Э. Шереги о своей научной деятельности - это нестандартное многослойное повествование, которое берет начало в событиях полувековой давности и завершается сюжетами о сегодняшних научных поисках. В повествовании нет строгой датировки событий, но время читается в смене отмечаемых макрособытий и, более того, - в тематике представляемых исследований. Вот молодежные комсомольские стройки, в том числе Байкало-Амурская магистраль (БАМ), вот серия замеров отношения молодежи к решениям съездов ВЛКСМ. Затем - отношение разных групп молодежи и населения к социальным и экономическим инновациям Михаила Горбачева. Идет время - темами становятся электоральные опросы и предсказание победителей. Показана широчайшая тематика динамических исследований проблем молодежи, студенчества, преподавателей, здесь же - изучение многих девиантных форм поведения молодых россиян. Это не простое перечисление тематики научных поисков: в них Шереги раскрывает суть своего подхода к социологическим проблемам. Так, анализ национального состава строителей БАМа, направляемых на работу различными советскими республиками, доминирование среди приезжающих русских подводит его к выводу о скором распаде страны. Контент-анализ тематических планов книжных издательств за 1975-1985 гг. опровергает официальные утверждения властей об отсутствии в стране инфляции. Уникальным для автобиографий российских социологов является то, как Шереги описывает свое карьерное движение. Его можно назвать бегством от государственной службы. Открывшиеся в годы перестройки новые формы трудовых отношений и организации научных исследований сразу привлекли его, он увидел в них то, что знал с ранних лет жизни в венгерском регионе Западной Украины, где долго сохранялись навыки, традиции капиталистических отношений. Шереги раскрывает и мотивацию создания собственного (частного) исследовательского центра, и особую форму организации научной работы, значительно более эффективную, нежели в государственных социологических подразделениях. Особое место в деятельности центра занимает активное и почти всегда благотворительное издание и распространение литературы по социологии: к настоящему времени эта «библиотечка» насчитывает около двух с половиной сотен книг. В последние годы в силу многих обстоятельств жизни Ф.Э. Шереги возвращается к социологическим теоретическим разработкам, и это опять - оригинальные постановки проблем и собственный взгляд на их генезис и решение.
В настоящее время смартфоны являются главным источником для доступа к онлайн-платформам и сервисам, а также основным драйвером проникновения Интернета как в России, так и за рубежом. Расширение функционала смартфонов и регистрация статистики их использования создает для исследователей новый и важный источник цифровых данных о поведении пользователей. Однако получение данных такого типа требует разработки новых методологических подходов и решения ряда технологических, юридических и этических вопросов. Значимым элементом в этом процессе является и сравнительная оценка опросных данных, основанных на ретроспективных самоотчетах, традиционно используемых для исследований онлайн-активности пользователей, и объективных данных о поведении, основанных на цифровых следах онлайн-активности. В рамках настоящей статьи представлены результаты эксперимента по кросс-валидации данных самоотчета об использовании смартфона и цифровых поведенческих данных (N = 80). Данные для эксперимента были собраны в рамках методического подхода «пожертвование данных» (data donation), который заключается в том, что участники опроса делятся с исследователями информацией, которую уже собрали их мобильные устройства. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод об умеренной позитивной корреляции между ретроспективным самоотчетом и цифровыми поведенческими данными об использовании смартфонов. Статистически значимого эффекта «временно́го окна» для оценки объема использования смартфона за короткий (день) и более длительный (текущую неделю) период выявлено не было, что позволяет говорить о сравнительной устойчивой валидности самоотчета и, следовательно, его надежности/воспроизводимости в рамках недельного интервала. Таким образом, в условиях невозможности сбора и интеграции в исследование цифровых поведенческих следов респондентов использование ретроспективного самоотчета может быть целесообразным.
В последнее время отмечается снижение участия граждан в голосовании на выборах и членства в партиях - институционализированных и глубоко укорененных в политической системе форм политической активности. Альтернативой им становятся такие формы, как участие в демонстрациях, забастовках, бойкотах и подписании петиций, которые, являясь менее институционализированными, позволяют гражданам влиять на политические решения, сохраняя дистанцированность от политической системы. Доверие к политическим институтам считается необходимым для участия в политической жизни, поскольку оно создает позитивное отношение к политической системе и предотвращает отчуждение от политики в ее институционализированных формах. Однако политическое недоверие способствует критическому восприятию политических элит, что может привести к расширению неинституционализированного политического участия. В то же время исследователи отмечают влияние на политическое участие не только переменных индивидуального уровня, но и особенностей странового уровня - характеристик политической системы, в рамках которой реализуется политическое участие. Цель данной статьи - выяснить, является ли отсутствие доверия к политическим институтам предпосылкой или препятствием для участия в политике и как характеристики политического режима страны связаны с политическим участием граждан, на примере участия в демонстрациях. Результаты анализа данных Европейского социального исследования и V-Dem показывают, что участие в общественных демонстрациях негативно связано с доверием к политическим институтам. Кроме того, обнаружена связь двух характеристик политического режима с участием в демонстрациях - в странах с большей доступностью правосудия и более высоким уровнем физического насилия граждане более склонны к исследуемой форме политической активности.
На основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» анализируется процесс межпоколенческой трансляции практик родительской вовлеченности от старшего поколения к младшему путем сопоставления данных о текущих практиках в отношении детей со стороны родителей и данных об их собственном аналогичном ретроспективном опыте. Анализ показал, что матери обоих поколений значительно больше включены в процесс взаимодействия с детьми, чем отцы, а наиболее мощными каналами трансляции родительских практик являются пары «мать - дочь» и «отец - сын», при этом при передаче практик от отца к сыну важна их частота в ретроспективе. В работе зафиксированы факторы, влияющие на процесс трансляции. Так, наличие высшего образования, проживание в городе и более позднее рождение первого ребенка снижают ее уровень, вероятно, за счет более широкого жизненного опыта, применяемого в родительстве. Показано, что практики посещения родительских собраний и посещения врача с ребенком устойчиво воспроизводятся матерями, в то время как для отцов эти практики не только не являются характерными, но и подвержены влиянию личного опыта и внешних факторов. Наибольшую зависимость от ретроспективного опыта для обоих родителей имеют практики проведения отпуска с ребенком и физической активности, для мужчин также важен опыт чтения, полученный от собственного отца. Отмечается, что общий уровень родительской вовлеченности положительно связан с ретроспективными практиками других родственников, что, очевидно, говорит об участии бабушек в жизни предыдущего поколения. В целом общий уровень вовлеченности современных родителей согласуется с аналогичным ретроспективным показателем.
Конкуренция и консенсус социологии и эмпирической эстетики - понятия условные, однако они демонстрируют возможность исследования искусства в этих двух научных сферах через общность интересов к искусству, но при помощи различных методик и на разных уровнях теоретизирования. Сначала социологи и эстетики не готовы были применить свой научный потенциал для общего дела в изучении искусства. Несмотря на восхождение их идей к философии искусства и, в частности, концепции И. Тэна, они расходились в представлениях о том, каков должен быть результат исследований искусства и что дают такие работы для самого изучаемого объекта, а также человека, социума и общества. Наметившаяся конкуренция в основном касалась выбора исследовательских практик: социологи в центр внимания ставили различные аспекты передачи символических образцов от одного поколения другому и между социальными общностями. В рамках же эмпирической эстетики акцент был сделан на формировании эстетического опыта. При этом эстетики рассматривали искусство как феномен, влияющий на формирование такого опыта и обеспечивающий его трансляцию между индивидами и общностями. Изначально на теоретическом и методологическом уровнях не предлагалось возможности объединить усилия исследователей. Однако, как установлено в статье, они закономерно приближались к консенсусу, так как необходимо было «развернуть» искусство к человеку, что сложно сделать при несовпадении подходов или научной конкуренции. В статье дается оценка некоторых совпадений/несовпадений во взглядах и подходах социологов и эстетиков с целью обнаружить точки сопряженности между ними в решении главной задачи - выявления институциональных характеристик искусства. В стадии достижения консенсуса появился общий исследовательский тренд, получивший название «глобального проекта искусства». Как выявлено, предложенный «проект» был направлен на «развертывание» искусства: для реципиента (зрителя) - создание его открытости для собеседования, активностей, консолидации, смены социального статуса; для конкретного исследователя (социолога или эстетика-эмпириста) - изменение направленности соответствующих практик.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru