Эпидемия COVID-19 во многих странах, включая Россию, стала в некотором роде катализатором «кризисной цифровизации» - технологического обновления учебного процесса, которое происходило стремительно и отчасти хаотично. Следствием эпидемии стало повсеместное внедрение практики проведения удаленных занятий, что сопровождалось появлением в литературе особого термина «кризисное обучение» (“emergency teaching”). Результаты подобного обучения и кризисной цифровизации в целом оцениваются противоречиво, эффективность внедрения новых технологий ставится под вопрос. В данной статье анализируются установки и практики основных акторов образовательного процесса - учителей - в качестве одной из возможных причин «пробуксовки» цифровых инноваций в школьном образовании. Предполагается, что сопротивление учителей изменениям может являться основной причиной устойчивости и консервативности школы, неуспешности попыток внедрения инноваций. Однако, проводя параллель между современными учителями и луддитами, авторы пытаются оценить не столько сопротивление технологическим изменениям, сколько их социальные последствия для школы и учителей. Статья основана на материалах трехлетнего исследования, включающего несколько серий интервью с российскими школьными учителями, реализованных в качественной исследовательской логике в период наиболее активного распространения COVID в 2020-2022 гг. Исследование выявило возникающие у учителей сложности с интеграцией цифровых практик в кризисный учебный процесс, а также их опасения, связанные с перспективой кризиса учительской профессии. Составными частями этого намечающегося кризиса становится расширение внешнего формального контроля и снижение контроля их собственного, с перспективой (и страхом) утраты творческого начала учительской профессии.
Идентификаторы и классификаторы
Контекст, в котором существует школа в последние десятилетия в России и других развитых странах, чрезвычайно лабилен, изменчив. Технологические изменения последних десятилетий (компьютеризация, новые способы коммуникации) значительно повлияли на ландшафт рынка труда.
Список литературы
- Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 2004. - 314 с. Bart R. Mythologies. [Russ. ed.: Mifologii. Transl. from French, foreword and comments by S. Zenkin. Moscow: Izd-vo M. i S. Sabashnikovykh publ., 2004. 314 p.].
- Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74-92. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92 EDN: KYFOZH Bekova S.K., Terent’ev E.A., Maloshonok N.G. Educational Inequality and COVID 19 Pandemic: Relationship between the Family Socio-Economic Status and Student Experience of Remote Learning. Voprosy obrazovaniya. 2021. No. 1. P. 74-92. 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92 (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92(InRuss.) EDN: KYFOZH
- Бурдьё П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. - 267 с. EDN: TZRPON Burd’e P., Passron Zh.-K. Reproduction: elements of the theory of the education system. [Russ. ed.: Vosproizvodstvo: elementy teorii sistemy obrazovaniya. Transl. from French by N. Shmatko. Moscow: Prosveshchenie publ., 2007. 267 p.].
- Исаева Н.В., Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Цатрян М.А. Школьный барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. M.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 92-109. Isaeva N.V., Kasprzhak A.G., Kobtseva A.A., Tsatryan M.A. School barometer. COVID-19: the situation with teaching and learning in Russian schools. Analiticheskii byulleten’ NIU VShE ob ekonomicheskikh i sotsial’nykh posledstviyakh koronavirusa v Rossii i v mire. [Analytical Bulletin of the National Research University Higher School of Economics on the economic and social consequences of the coronavirus in Russia and in the world.] Moscow: NIU VShE publ., 2020. P. 92-109. (In Russ.).
- Негри А., Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Культурная революция, 2006. - 559 с. Negri A., Khardt M. Multitude: War and Democracy in the Age of Empire. [Russ. ed.: Mnozhestvo: voina i demokratiya v epokhu imperii. Transl. from Eng. by V.L. Inozemtsev. Moscow: Kul’turnaya revolyutsiya publ., 2006. 559 p.].
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. - 180 с. EDN: YQDVYE
Nort D. Instituty, institutsional’nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki. [Russ. ed.: Institutions, institutional change and economic performance. Transl. from Eng. by A.N. Nesterenko. Moscow: Fond ekonomicheskoi knigi “Nachala” publ., 1997. 180 p.]. - Омельченко Е.А. Образование детей из семей международных мигрантов в условиях пандемии // Этнодиалоги. 2020. № 3 (61). С. 54-64. DOI: 10.37492/ETNO.2020.61.3.002 EDN: VOZZQO
Omel’chenko E.A. Education of children from families of international migrants in a pandemic. Etnodialogi. 2020. No. 3 (61). P. 54-64. 10.37492/ETNO.2020.61.3.002 (In Russ.). DOI: 10.37492/ETNO.2020.61.3.002(InRuss.) EDN: VOZZQO - Петракова А.В., Канонир Т.Н., Куликова А.А., Орел Е.А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114 EDN: JYFVZN
Petrakova A.V., Kanonir T.N., Kulikova A.A., Orel E.A. Peculiarities of Psychological Stress in Teachers in Distance Teaching During the COVID-19 Pandemic. Voprosy obrazovaniya. 2021. No. 1. P. 93-114. 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114 (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114(InRuss.) EDN: JYFVZN - Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54-80. DOI: 10.19181/inter.2021.13.2.4 EDN: IRUFSK Pisarenko I.A., Zaichenko L.I. Parents as subjects of influence on the development of children’s digital skills. Interaktsiya. Interv’yu. Interpretatsiya. 2021. Vol. 13. No. 2. P. 54-80. 10.19181/inter.2021.13.2.4 (In Russ.). DOI: 10.19181/inter.2021.13.2.4(InRuss.)
-
Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194 EDN: BCWDKE
Radina N.K., Balakina Yu.V. Challenges to Education in a Pandemic: A Review of Research. Voprosy obrazovaniya. 2021. No. 1. P. 178-194. 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194 (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194(InRuss.) EDN: BCWDKE
11. Рубашкин Д.Д. Информатизация образования и формирование учебной среды школы: новые квалификации учителя // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 85-100. DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100 EDN: NCQNPZ Rubashkin D.D. Informatization of education and the formation of the educational environment of the school: new teacher qualifications. Voprosy obrazovaniya. 2010. No. 4. P. 85-100. 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100 (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2010-4-85-100(InRuss.) EDN: NCQNPZ
12. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 32 с. Saprykina D.I., Volokhovich A.A. Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiiskoi Federatsii glazami uchitelei. [Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers.] Moscow: NIU VShE publ., 2020. 32 p. (In Russ.).
13. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 2018. - 480 с. Foucault M. Nadzirat’ i nakazyvat’. Rozhdenie tyur’my. [Discipline and Punish: The Birth of the Prison.] Transl. from French by V. Naumov, ed. by I. Borisova. Moscow: Ad Marginem publ., 2018. 480 p. (In Russ.).
14. Черненко И.М., Кельчевская Н.Р., Пелымская И.С., Алмусаеди Х.К.А. Возможности и угрозы цифровизации для развития человеческого капитала на индивидуальном и региональном уровнях // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1239-1255. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-14 EDN: ZCNEUY
Chernenko I.M., Kel’chevskaya N.R., Pelymskaya I.S., Almusaedi Kh.K.A. Opportunities and threats of digitalization for the development of human capital at the individual and regional levels. Ekonomika regiona. 2021. Vol. 17. No. 4. P. 1239-1255. 10.17059/ekon.reg.2021-4-14 (In Russ.). DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-14(InRuss.) EDN: ZCNEUY
15. Barbour М.К., et al. Understanding Pandemic Pedagogy: Differences Between Emergency Remote, Remote, and Online Teaching. A special report of the State of the Nation: K-12 E-Learning in Canada project. Canadian eLearning Network. 2020 [online]. DOI: 10.13140/RG.2.2.31848.70401
16. Bauman Z., Lyon D. Liquid surveillance: A conversation. Malden, MA: Polity Press, 2013. - 152 р.
17. Biagi F., Loi M. Measuring ICT Use and Learning Outcomes: evidence from recent econometric studies. European Journal of Education. 2013. Vol. 48. No. 1. P. 28-42. DOI: 10.1111/ejed.12016
18. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. New York: Teachers College Press, USA, 2009. - 192 р.
19. Frank K.A., Zhao Y., Borman K. Social Capital and the Diffusion of Innovations Within Organizations: The Case of Computer Technology in Schools // Sociology of Education. 2004. Vol. 77 (2). P. 148-171. DOI: 10.1177/003804070407700203
20. Gabriel Y. Spectacles of Resistance and Resistance of Spectacles // Management Communication Quarterly. 2008. Vol. 21. No. 3. P. 310-326. DOI: 10.1177/0893318907309931 EDN: JTJXIB
21. Haelermans C., Ghysels J., Prince F. Increasing performance by differentiated teaching // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. P. 1161-1174. DOI: 10.1111/bjet.12209
22. Hope A. Retooling school surveillance research. Foucault and (post)panopticism // Social Theory and Education Research. 2nd Edition. London: Routledge, 2022. P. 65-84. DOI: 10.4324/9781003156550-6
23. Latorre-Cosculluela C, Suárez C, Quiroga S, Sobradiel-Sierra N, Lozano-Blasco R, Rodríguez-Martínez A. Flipped Classroom model before and during COVID-19: using technology to develop 21st century skills // Interactive Technology and Smart Education. 2021. Vol. 18. No. 2. P. 189-204. DOI: 10.1108/ITSE-08-2020-0137 EDN: BLEITN
24. Manokha I. Surveillance, Panopticism, and Self-Discipline in the Digital Age // Surveillance & Society. 2018. Vol. 16. No. 2. P. 219-237. DOI: 10.24908/ss.v16i2.8346
25. Mat Nang A.F., Maat S.M., Mahmud M.S. Teacher technostress and coping mechanisms during Covid-19 pandemic: A systematic review // Pegem Journal of Education and Instruction. 2022. Vol. 12. No. 2. P. 200-212. DOI: 10.47750/pegegog.12.02.20 EDN: IFIWBY
26. Noble D. Progress without people: New Technology, Unemployment, and the Message of Resistance. Toronto: Between the Lines, 1995. - 166 р.
27. Odell B., Cutumisu M., Gierl M. A scoping review of the relationship between students’ ICT and performance in mathematics and science in the PISA data // Social Psychology of Education. 2020. Vol. 23. P. 1449-1481. DOI: 10.1007/s11218-020-09591-x EDN: SLBSCI
28. Page D. The visibility and invisibility of performance management in schools // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41. No. 6. P. 1031-1049. DOI: 10.1002/berj.3185
29. Rogers E.M. Diffusion of innovations (1st ed.). New York: Free Press of Glencoe. 1962. - 367 р.
30. Rogers E.M. Diffusion of innovations. Fifth Edition. New York, NY: Free Press. 2003. - 576 р.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В коллективной монографии под редакцией Ж.Т. Тощенко «От прекарной занятости к прекаризации жизни» (2022) на обширной базе репрезентативных всероссийских социологических исследований 2014-2021 гг. ставятся две основные цели: а) обосновать предположение о том, что прекаризация имеет выраженную тенденцию к проецированию неустойчивости и нестабильности труда на другие сферы жизни и прежде всего - на социальную и культурную; б) раскрыть потенциал понятия «прекаризация жизни» применительно к формирующемуся протоклассу прекариата. Авторы рецензируемой книги уделяют внимание истокам зарождения и развитию прекариата в обществе. Показано, что прекаризацию не следует рассматривать через призму только трудовой сферы, так как неустойчивое положение человека на рынке труда приводит к деформациям в иных жизненных сферах. Прекаризация проникла в здравоохранение, культуру, образование, политику, экономику, то есть в публичную и приватную жизнь россиян. На вопрос, может ли процесс прекаризации остановиться, однозначного ответа в книге нет, однако отмечается тенденция его роста. Данная монография вносит значимый вклад в изучение проблематики прекариата и прекаризации жизни. Рецензенты кратко приводят основные положения книги, при этом указывают на слабые, по их мнению, и дискуссионные ее стороны, которые требуют дальнейшей проработки.
Авторы коллективной монографии исследуют переводческие практики в ранней российской империи в общем контексте социокультурных трансформаций, охвативших все сферы общественно-политической жизни страны в ХVIII веке. Европа и Россия в эпоху Просвещения представляли собой разные семиотические системы, и именно группа переводчиков, осуществивших трансфер западных идей, теорий и понятий как совокупный актор совершили своего рода «культурную революцию», изобретая новые познавательные перспективы и социально-политический тезаурус. Многие представители русской элиты владели иностранными языками и знакомились с западной литературой в подлиннике, однако настоящий трансфер западной мысли полноценно свершался лишь как акт перевода, как прецедент выражения незнакомых смыслов на «русском». Развитие переводческой традиции в России куда красноречивее свидетельствует об эволюции общественно-политической мысли, чем оригинальные сочинения отечественных авторов того времени. И поскольку перевод в тогдашних условиях всегда сопровождался рождением чего-то лексически и семантически нового, не только в словах, но и в формах мышления, то научная метафора «лаборатории понятий» для обозначения процесса интеллектуального зарождения русского модерна представляется абсолютно оправданной.
Авторы статьи анализируют, как потенциально конфликтные фреймы горя и семьи проявляются в ряде английских похорон. Данные взяты из Директивы массового наблюдения «Посещение похорон» (MassObservation directive “Going to Funerals”) 2010 г., в котором группу корреспондентов попросили написать о последних похоронах, где они присутствовали. В их текстах горе демонстрируется через общепринятое понимание семьи. Опираясь на Рэндалла Коллинза, мы показываем, как похороны делят скорбящих на семью и не семью, и как само это деление осуществляется через внешние проявления и внутренние переживания.
Описания похорон оказались связанными скорее с весьма традиционным представлением о семье, нежели с горем. Семья в описаниях превалировала по сравнению с горем или, по крайней мере, обеспечивала фрейм, посредством которого можно было описать горе.
Способы восприятия семьи вызывали эмоции, которые, в свою очередь, определяли семью. Похороны описываются как определенная - преимущественно семейная - сфера, находящаяся над текучими и варьирующими личными привязанностями. Они рассматриваются как в терминах социологии личной жизни, так и с помощью понятия бесправного(disenfranchised) горя.
Данная статья - вводная к публикуемому в этом номере переводу работы Т. Уолтера и Т. Бейли «Как похороны воплощают понимание семьи: данные массового наблюдения» (“How Funerals accomplish Family: Findings from a Mass-Observation Study”). Рассматриваются методы и методики изучения смерти и похорон представителями различных научных дисциплин. На этой основе обозначается место качественной исследовательской процедуры, примененной в публикации Т. Уолтера и Т. Бейли. Использование ими ритуала похорон для выявления социальных представлений о семье обнаружило доминирование критерия кровнородственной связи. Кроме того, в предпринятом исследовании не было выявлено феномена бесправного горя.
Интервью посвящено Геннадию Семеновичу Батыгину (1951-2003) - знаковой фигуре уже для нескольких поколений социологов в России. Его интеллектуальное наследие представлено научными статьями, книгами, учебниками по истории социологии и методологии социологического исследования, изданием коллективных монографий и переводов, одним из лучших в России журналов по социологии. А также системой ценностных установок, норм, правил производства социологического знания, переданных Батыгиным своим ученикам, коллегам в личной коммуникации и воспринятых ими. В интервью приводится опыт работы полевика-социолога под руководством Г.С. Батыгина в социологическом проекте исследования российского предпринимательства 1990-х гг. Рассказывается о взаимодействии с Геннадием Семеновичем как с научным руководителем в работе над кандидатской диссертацией по социологии. Обсуждается влияние профессионального и морального авторитета Батыгина на тех, кому представилась возможность у него учиться, и то, как внеличностный этос науки может находить выражение в личностях и передаваться следующим поколениям. Публикуемые письма Батыгина иллюстрируют уникальный стиль его взаимодействия с аспирантами. Этот стиль отличают: коллегиальность в работе, настраивание аспиранта на изучение специфических правил, усвоение норм социологического ремесла, вовлечение в свободную и одновременно ответственную саморегулируемую профессиональную деятельность.
В статье рассматривается анализ «переплетения» модерных обществ, представленный в социологической и исторической литературе. Выделены различия между подходами к данной проблеме в работах Й. Терборна и Й. Арнасона. Характеризуется анализ динамики коммунистического модерна в работах Арнасона. Основным примером переплетения двух версий альтернативного модерна служит для этого социолога взаимодействие СССР и Китая. Как демонстрирует Арнасон, в 1920-е гг. советская модель государственного строительства служила для различных политических сил в Китае примером успешного воссоздания разрушенной империи. Кроме того, Арнасон выделяет роль связей с Китаем в политической жизни советского государства. В дальнейшем китайские коммунисты еще до своего прихода к власти в стране адаптировали советские методы тоталитарного контроля. После 1949 г. происходили дальнейшая адаптация и радикализация советской модели модерна в китайских условиях. В то же время усилилось противостояние СССР и маоистского Китая, в значительной мере обусловленное имперским наследием обоих государств. Согласно Арнасону, в постмаоистский период в Китае сочетание паттернов капиталистического развития, элементов марксистско-ленинской политической практики и идеологии, а также избирательного возрождения конфуцианского наследия в целом выходит за рамки советской модели. Этот социолог характеризует влияние на китайское руководство примера экономического развития других стран Восточной Азии, исторически принадлежавших к китайскому культурному миру. С позиций своей концепции он рассматривает также противостояние США и Китая в современном глобальном геополитическом контексте.
Статья посвящена проблемам мобилизации ресурсности научно-педагогического сообщества (НПС) в российских вузах, а также возможностям ее концептуализации. Обосновывается особая роль этого сообщества как драйвера развития конкретных вузов, высшего образования, российских регионов и общества в целом за счет переоценки и актуализации всех видов его ресурсов. Показано, что развитие ресурсности НПС и тонкая настройка управления ею становятся одним из основных факторов повышения конкурентоспособности российского высшего образования в сложных современных условиях. Разработка способов мобилизации ресурсности сообщества превращается в важнейшую управленческую проблему высшей школы. Статья направлена на формирование контуров научной концепции мобилизации ресурсности НПС как основы практик университетского управления. Задачами статьи являются рассмотрение таких ключевых проблем, как социологическая трактовка НПС в контексте его ресурсов и возможностей их мобилизации, интерпретация понятия и структуры ресурсности НПС, а также сущности и особенностей мобилизационного подхода к управлению ресурсностью сообщества. Суть такого подхода предлагается раскрывать через понятие управленческой стратегии, направленной на поиск, конвертацию и фокусирование дефицитных ресурсов сообщества в интересах национальной и университетской программы развития высшего образования. В качестве объекта концепции рассматривается НПС как социально-профессиональная и научно-образовательная общность. Предметом выступает традиционная и новая ресурсность сообщества и мобилизационное управление ею. В качестве условия эффективности такого управления показан новый подход к оценке ресурсности НПС, предполагающий комплексную диагностику объективных и субъектных ее аспектов, а также глубокую дифференциацию структуры ресурсов сообщества - социально-демографических, образовательно-педагогических, научно-квалификационных, публикационных, морально-идеологических, символических, коммуникативных, темпоральных и других.
Анализируется роль Л.М. Дробижевой и ее этносоциологической школы в изучении российской идентичности, складывающейся в полиэтничном социальном пространстве России. Раскрываются этапы и периоды, в течение которых Л.М. Дробижева и ее коллеги вели научный поиск механизмов общестрановой консолидации. К числу таких механизмов они относят формируемые государством, элитой, гражданскими активистами, экспертами, СМИ, институтами и общественным мнением, а также стихийно возникающие на уровне повседневности. Представлена трансформация методологических подходов Л.М. Дробижевой к изучению «этнического в социальном и социального в этническом». Раскрывается метод исследования российской идентичности, сформированный на стыке теоретических подходов социально-культурной антропологии и классической социологии. Представлены некоторые результаты проектов по изучению российской идентичности, проведенных в рамках этносоциологической школы Л.М. Дробижевой.
Стратегии адаптации к таким травмирующим событиям, как военные конфликты, во многом определяются оценками этих событий. Цель этой статьи - описать сходства и различия адаптационных стратегий сторонников и противников специальной военной операции (СВО) на Украине. Для ее достижения авторами в апреле 2022 г. были проведены 4 фокус-группы по 6 участников из Самарской области, рекрутированных по полу и возрасту. Установлено, что адаптационные стратегии сторонников и противников СВО имеют ряд сходств и различий. Как сторонники, так и противники приспосабливают повседневные бытовые практики к изменившимся условиям жизни. И те и другие с осторожностью смотрят в будущее, стараются отвлекаться от переживаний с помощью работы и досуга, избегают обсуждений украинской тематики для предотвращения конфликтов. В то же время сторонники СВО легче восприняли связанные с ней трудности, поскольку для них они имеют преимущественно экономический характер, тогда как противники помимо экономических столкнулись с психологическими проблемами из-за несогласия с решением ввести войска на Украину. Показано, что адаптационная стратегия сторонников состоит в том, чтобы заниматься решением собственных повседневных проблем, веря в лучшее и доверяя официальной точке зрения на СВО, абстрагируясь от политических проблем и оставляя решение их власть имущим. Главной адаптационной стратегией противников СВО становится избегание - политических новостей, темы СВО в разговорах, поддерживающих ее людей. Они не чувствуют в себе силы изменить ситуацию, поэтому так же, как и сторонники спецоперации, стараются углубиться в решение собственных повседневных проблем, но делают это не с надеждой на лучшее будущее и верой в возможности своего государства, а с пессимистичным неприятием ситуации, отсутствием привлекательных образов будущего, осознанием несправедливости сложившейся ситуации и чувством несогласия с ней.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru