ISSN 1562-2495 · EISSN 1684-1581
Языки: ru · en

Статья: УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ "КРИЗИСНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ": НА ПОРОГЕ "НОВОГО ЛУДДИЗМА"? (2023)

Читать онлайн

Эпидемия COVID-19 во многих странах, включая Россию, стала в некотором роде катализатором «кризисной цифровизации» - технологического обновления учебного процесса, которое происходило стремительно и отчасти хаотично. Следствием эпидемии стало повсеместное внедрение практики проведения удаленных занятий, что сопровождалось появлением в литературе особого термина «кризисное обучение» (“emergency teaching”). Результаты подобного обучения и кризисной цифровизации в целом оцениваются противоречиво, эффективность внедрения новых технологий ставится под вопрос. В данной статье анализируются установки и практики основных акторов образовательного процесса - учителей - в качестве одной из возможных причин «пробуксовки» цифровых инноваций в школьном образовании. Предполагается, что сопротивление учителей изменениям может являться основной причиной устойчивости и консервативности школы, неуспешности попыток внедрения инноваций. Однако, проводя параллель между современными учителями и луддитами, авторы пытаются оценить не столько сопротивление технологическим изменениям, сколько их социальные последствия для школы и учителей. Статья основана на материалах трехлетнего исследования, включающего несколько серий интервью с российскими школьными учителями, реализованных в качественной исследовательской логике в период наиболее активного распространения COVID в 2020-2022 гг. Исследование выявило возникающие у учителей сложности с интеграцией цифровых практик в кризисный учебный процесс, а также их опасения, связанные с перспективой кризиса учительской профессии. Составными частями этого намечающегося кризиса становится расширение внешнего формального контроля и снижение контроля их собственного, с перспективой (и страхом) утраты творческого начала учительской профессии.

Ключевые фразы: цифровизация, луддизм, школьное образование, УЧИТЕЛЯ, учительская профессия, кризисное обучение
Автор (ы): Попов Дмитрий Сергеевич, Стрельникова Анна Владимировна, Григорьева Екатерина Александровна
Журнал: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
316.74. Институты культуры. Например: религия, наука, воспитание
371.124. Классификация преподавателей и воспитателей
Для цитирования:
ПОПОВ Д. С., СТРЕЛЬНИКОВА А. В., ГРИГОРЬЕВА Е. А. УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ "КРИЗИСНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ": НА ПОРОГЕ "НОВОГО ЛУДДИЗМА"? // СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2023. ТОМ 29 № 1
Текстовый фрагмент статьи