Статья посвящена проблемам мобилизации ресурсности научно-педагогического сообщества (НПС) в российских вузах, а также возможностям ее концептуализации. Обосновывается особая роль этого сообщества как драйвера развития конкретных вузов, высшего образования, российских регионов и общества в целом за счет переоценки и актуализации всех видов его ресурсов. Показано, что развитие ресурсности НПС и тонкая настройка управления ею становятся одним из основных факторов повышения конкурентоспособности российского высшего образования в сложных современных условиях. Разработка способов мобилизации ресурсности сообщества превращается в важнейшую управленческую проблему высшей школы. Статья направлена на формирование контуров научной концепции мобилизации ресурсности НПС как основы практик университетского управления. Задачами статьи являются рассмотрение таких ключевых проблем, как социологическая трактовка НПС в контексте его ресурсов и возможностей их мобилизации, интерпретация понятия и структуры ресурсности НПС, а также сущности и особенностей мобилизационного подхода к управлению ресурсностью сообщества. Суть такого подхода предлагается раскрывать через понятие управленческой стратегии, направленной на поиск, конвертацию и фокусирование дефицитных ресурсов сообщества в интересах национальной и университетской программы развития высшего образования. В качестве объекта концепции рассматривается НПС как социально-профессиональная и научно-образовательная общность. Предметом выступает традиционная и новая ресурсность сообщества и мобилизационное управление ею. В качестве условия эффективности такого управления показан новый подход к оценке ресурсности НПС, предполагающий комплексную диагностику объективных и субъектных ее аспектов, а также глубокую дифференциацию структуры ресурсов сообщества - социально-демографических, образовательно-педагогических, научно-квалификационных, публикационных, морально-идеологических, символических, коммуникативных, темпоральных и других.
Идентификаторы и классификаторы
Будущее высшего образования в России в значительной мере зависит от вклада научно-педагогического сообщества в его развитие [12]. В свою очередь, вовлеченность НПС и результативность его участия могут быть усилены за счет мобилизации ресурсности этой ключевой социально-профессиональной общности.
Список литературы
- Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия: конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37-47. EDN: NXSDNJ Abramov R.N. Managerialism and academic profession: conflict and interaction. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011. No. 7. P. 37-47. EDN: NXSDNJ
- Бакштановский В.И., Богданова М.В. Трансформируемый университет: судьба профессорства // Ведомости прикладной этики. 2019. № 53. С. 112-133. EDN: IIHLRA Bakshtanovskii V.I., Bogdanova M.V. Transformable university: the fate of professorship. Vedomosti prikladnoi etiki. 2019. No. 53. P. 112-133.
- Василенко В.Л., Бразевич Д.С. Формы и социальные технологии мобилизующего менеджмента в предпринимательской системе // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 190-200. EDN: UYWOXV Vasilenko V.L., Brazevich D.S. Forms and social technologies of mobilizing management in the entrepreneurial system. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2015. No. 4. P. 190-200.
- Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / [Пер. с англ. И. Тюриной]. М.: Академический Проект, 2005. 528 с. Giddens E. The constitution of society: outline of the theory of structuration. [Russ. ed.: Ustroenie obshchestva: ocherk teorii strukturatsii. Transl. from Eng. by I. Tyurina. Moscow: Akademicheskii Proekt publ., 2005. 528 p. ].
- Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 202-230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230 EDN: XIYTOL Efimova G.Z., Sorokin A.N., Gribovskii M.V. Ideal teacher of higher school: Personal qualities and socio-professional competencies. Obrazovanie i nauka. 2021. Vol. 23. No. 1. P. 202-230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230 EDN: XIYTOL
- Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX - начала XXI века. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2007. - 364 с. Zborovsky G.E. Teoreticheskaya sotsiologiya XX - nachala XXI veka. [Theoretical sociolo gy of the XX - beginning of the XXI century.] Ekaterinburg: Gumanitarnyi universitet publ., 2007. 364 p.
- Зборовский Г.Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. - 266 с. Zborovsky G.E. Teoriya sotsial’noi obshchnosti. [Theory of social community.] Ekaterinburg: Gumanitarnyi universitet publ., 2009. 266 p.
- Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 147-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Scientific and pedagogical staff as a social community in the changing conditions of academic development. Obrazovanie i nauka. 2022. Vol. 24. No. 5. P. 147-180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180 EDN: DQKMBA
- Здравомыслова Е.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993. - 172 с. Zdravomyslova E.A. Paradigmy zapadnoi sotsiologii obshchestvennykh dvizhenii. [Paradigms of Western sociology of social movements.] Saint Petersburg: Nauka publ., 1993. 172 p.
-
Индикаторы образования: 2021: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 508 с. EDN: RWXKXP Indikatory obrazovaniya: 2021: statisticheskii sbornik. [Education indicators: 2021: statistical collection.] Moscow: NIU VShE publ., 2021. 508 p. EDN: RWXKXP
-
Климов И.А. Социальная мобилизация: к истории понятия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 6-23. EDN: QAOBCV Klimov I.A. Social mobilization: towards the history of the concept. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. 2004. No. 1. P. 6-23. EDN: QAOBCV
-
Колычев В.Д., Буданов Н.А. Вовлеченность студентов и научно-педагогических работников как показатель оценки корпоративной культуры и инструмент формирования кадрового резерва вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 42-57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-42-57 EDN: ORZQUY Kolychev V.D., Budanov N.A. Student and Research and Teaching Staff Engagement as an Indicator of Corporate Culture Assessment and a Tool for University's Personnel Reserve Formation. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022. Vol. 31. No. 2. P. 42-57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-42-57 EDN: ORZQUY
-
Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278-302. DOI: 10.17323/1814-95452020-2-278-302 EDN: ONLAXW Kochukhova E.S. The Academic Profession as Perceived by Faculty. Voprosy obrazovaniya. 2020. No. 2. P. 278-302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302 EDN: ONLAXW
-
Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов: Информационный бюллетень / И.А. Прахов; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 28 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2604-0 EDN: KJQPDJ Osnovnye praktiki nauchnoi deyatel'nosti i publikatsionnoi aktivnosti prepodavatelei vuzov: Informatsionnyi byulleten'. [The main practices of scientific activity and publication activity of university teachers: Newsletter.] Ed. by I.A. Prakhov. Moscow: NIU VShE publ., 2021. 28 p. DOI: 10.17323/978-5-7598-2604-0
-
Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ / Под ред. Л.Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2014. - 369 с. Sotsial'naya i politicheskaya mobilizatsiya: mikrosotsiologicheskii analiz. [Social and political mobilization: a microsociological analysis.] Ed. by L.L. Shpak. Kemerovo: Kemerovskii gos. un-t publ., 2014. 369 p.
-
Суханова Е.А., Ковалева Т.М., Зоткин А.О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1. С. 90-97. EDN: VQWPIH Sukhanova E.A., Kovaleva T.M., Zotkin A.O. Initiative university environment as the mechanism of personnel management in transformation context. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2016. No. 1. P. 90-97. EDN: VQWPIH
-
Таловская Б.М., Лисюткин М.А. О ресурсной стратификации российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 24-35. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.055 EDN: ZCEIXJ Talovskaya B.M., Lisyutkin M.A. On the Resource Stratification of Russian Universities. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2018. Vol. 22. No. 6. P. 24-35. DOI: 10.15826/umpa.2018.06.055 EDN: ZCEIXJ
-
Черныш М.Ф. О текущей ситуации и возможных ее последствиях // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 2. С. 15-26. DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.1 EDN: QJGEHA Chernysh M.F. On Current Situation and its Possible Consequences. Upravlenie naukoi: teoriya i praktika. 2022. Vol. 4. No. 2. P. 15-26. DOI: 10.19181/smtp.2022.4.2.1
-
Шпак Л.Л., Токмашева Ю.В. Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами // Вестник Томского госуниверситета. 2015. № 399. С. 28-33. DOI: 10.17223/15617793/399/6 EDN: VCOXYZ Shpak L.L., Tokmasheva Yu.V. The mobilization management mechanism of municipal authorities interaction with local communities. Vestnik Tomskogo gosuniversiteta. 2015. No. 399. P. 28-33. DOI: 10.17223/15617793/399/6
-
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995. - 328 с. Yadov V.A. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programmy, metody. [Sociological research: methodology, programs, methods.] Samara: Samarskii un-t publ., 1995. 328 p.
-
Barker-Plummer B. Producing Public Voice: Resource Mobilization and Media Access in the National Organization for Women // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2002. Vol. 76. No. 1. P. 188-205. DOI: 10.1177/107769900207900113
-
Becker H. The Nature of Profession // Sociological Work: Method and Substance. Chicago: Aldine Publishing Company, 1970. P. 87-104.
-
Bieliauskaite J. Solidarity in Academia and its Relationship to Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2021. No. 19 (3). P. 309-322. DOI: 10.1007/s10805-021-09420-6 EDN: CRGTQN
-
Bob E. Resource Mobilization Theory. The Blackwell Encyclopedia of Sociology / Ed. by G. Ritzer. New York: Wiley, 2007. P. 3959-3962.
-
Bourdages M.-P. La mobilisation dans la litt'erature p'edagogique manag'eriale: une analyse de contenu de manuels de formation. Sociologie. Universit'e Ren'e Descartes Paris V, 2014. Fran¸cais. NNT: 2014PA05H025 [online]. Accessed 06.03.2023. URL: https://theses.hal.science/tel-01130635/document.
-
Cress D.M., Snow D.A. Mobilization at the Margins: Resources, Benefactors, and the Viability of Homeless Social Movement Organizations // American Sociological Review. 1996. Vol. 61. No. 6. P. 1089-1109. DOI: 10.2307/2096310 EDN: HEZPTJ
-
Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specificity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. No. 99. Paper No. 101460. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.08.002 EDN: BXYNXU
-
Denisova-Schmidt E. The End of the Academic Profession in Russia? // Мир России. 2020. Т. 29. № 3. C. 86-95. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95 EDN: ZWHXKQ
-
Etzioni A. Mobilization as a Macrosociological Conception // The British Journal of Sociology. 1968. Vol. 19.No. 3. P. 243-253. DOI: 10.2307/588830
-
Jenkins C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 2003. Vol. 9. No. 1. P. 527-553. DOI: 10.1146/annurev.so.09.080183.002523
-
Heffernan T.A., Heffernan A. The academic exodus: the role of institutional support in academics leaving universities and the academy // Professional development in education. 2019. No. 45 (1). P. 102-113. DOI: 10.1080/19415257.2018.1474491
-
Kwiek M. Internationalists and locals: international research collaboration in a resource-poor system // Scientometrics. 2020. No. 124 (1). P. 57-105. DOI: 10.1007/s11192-020-03460-2
-
McCarthy J., Zald M. Resource Mobilization and Social Movements: a Partial Theory // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 82. No. 6. P. 149-172. DOI: 10.1086/226464
-
Resource mobilization for Universities: UVCF Bulletin 2015 [online]. Accessed 15.12.2022. URL: https://ucudir.ucu.ac.ug/bitstream/handle/20.500.11951/100/Senyonyi_Resource%20mobilization%20for%20Universities_2015.pdf?sequence=1&isAllowed=y.
-
Rogers T., Goldstein N.J., Fox C.R. Social Mobilization // Annual Review of Psychology. 2018. Vol. 69. P. 357-381. DOI: 10.1146/annurev-psych-122414-033718
-
Seltzer J.B. What is Resource Mobilization and Why is it so Important? // Management Sciences for Health. 20 October 2014 [online]. Accessed 06.03.2023. URL: https://healthcommcapacity.org/resource-mobilization-important.
-
Staniland P. Cities on Fire: Social Mobilization, State Policy, and Urban Insurgency // Comparative Political Studies. 2010. Vol. 43. No. 12. P. 1623-1649. DOI: 10.1177/0010414010374022
-
Tauginiene L. Embedding Academic Integrity in Public Universities // Journal of Academic Ethics. 2016. No. 14 (4). P. 327-344. DOI: 10.1007/s10805-016-9268-4
-
Wangenge-Ouma G., Langa P.V. Universities and the mobilization of claims of excellence for competitive advantage // Higher Education. 2010. Vol. 59. P. 749-764.
-
Okeyo B.O. Strategic stakeholder management and resource mobilization in the University of Nairobi. 2015 [online]. Accessed 20.12.2022. URL: http://hdl.handle.net/11295/93774.
-
Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as a case in point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 7. Р. 1292-1308. DOI: 10.1080/03045079.2015.1092129
-
Zou T.X.P. Community-based professional development for academics: a phenomenographic study // Studies in Higher Education. 2019. No. 44 (11). P. 1975-1989. DOI: 10.1080/03075079.2018.1477129
Выпуск
Другие статьи выпуска
В коллективной монографии под редакцией Ж.Т. Тощенко «От прекарной занятости к прекаризации жизни» (2022) на обширной базе репрезентативных всероссийских социологических исследований 2014-2021 гг. ставятся две основные цели: а) обосновать предположение о том, что прекаризация имеет выраженную тенденцию к проецированию неустойчивости и нестабильности труда на другие сферы жизни и прежде всего - на социальную и культурную; б) раскрыть потенциал понятия «прекаризация жизни» применительно к формирующемуся протоклассу прекариата. Авторы рецензируемой книги уделяют внимание истокам зарождения и развитию прекариата в обществе. Показано, что прекаризацию не следует рассматривать через призму только трудовой сферы, так как неустойчивое положение человека на рынке труда приводит к деформациям в иных жизненных сферах. Прекаризация проникла в здравоохранение, культуру, образование, политику, экономику, то есть в публичную и приватную жизнь россиян. На вопрос, может ли процесс прекаризации остановиться, однозначного ответа в книге нет, однако отмечается тенденция его роста. Данная монография вносит значимый вклад в изучение проблематики прекариата и прекаризации жизни. Рецензенты кратко приводят основные положения книги, при этом указывают на слабые, по их мнению, и дискуссионные ее стороны, которые требуют дальнейшей проработки.
Авторы коллективной монографии исследуют переводческие практики в ранней российской империи в общем контексте социокультурных трансформаций, охвативших все сферы общественно-политической жизни страны в ХVIII веке. Европа и Россия в эпоху Просвещения представляли собой разные семиотические системы, и именно группа переводчиков, осуществивших трансфер западных идей, теорий и понятий как совокупный актор совершили своего рода «культурную революцию», изобретая новые познавательные перспективы и социально-политический тезаурус. Многие представители русской элиты владели иностранными языками и знакомились с западной литературой в подлиннике, однако настоящий трансфер западной мысли полноценно свершался лишь как акт перевода, как прецедент выражения незнакомых смыслов на «русском». Развитие переводческой традиции в России куда красноречивее свидетельствует об эволюции общественно-политической мысли, чем оригинальные сочинения отечественных авторов того времени. И поскольку перевод в тогдашних условиях всегда сопровождался рождением чего-то лексически и семантически нового, не только в словах, но и в формах мышления, то научная метафора «лаборатории понятий» для обозначения процесса интеллектуального зарождения русского модерна представляется абсолютно оправданной.
Авторы статьи анализируют, как потенциально конфликтные фреймы горя и семьи проявляются в ряде английских похорон. Данные взяты из Директивы массового наблюдения «Посещение похорон» (MassObservation directive “Going to Funerals”) 2010 г., в котором группу корреспондентов попросили написать о последних похоронах, где они присутствовали. В их текстах горе демонстрируется через общепринятое понимание семьи. Опираясь на Рэндалла Коллинза, мы показываем, как похороны делят скорбящих на семью и не семью, и как само это деление осуществляется через внешние проявления и внутренние переживания.
Описания похорон оказались связанными скорее с весьма традиционным представлением о семье, нежели с горем. Семья в описаниях превалировала по сравнению с горем или, по крайней мере, обеспечивала фрейм, посредством которого можно было описать горе.
Способы восприятия семьи вызывали эмоции, которые, в свою очередь, определяли семью. Похороны описываются как определенная - преимущественно семейная - сфера, находящаяся над текучими и варьирующими личными привязанностями. Они рассматриваются как в терминах социологии личной жизни, так и с помощью понятия бесправного(disenfranchised) горя.
Данная статья - вводная к публикуемому в этом номере переводу работы Т. Уолтера и Т. Бейли «Как похороны воплощают понимание семьи: данные массового наблюдения» (“How Funerals accomplish Family: Findings from a Mass-Observation Study”). Рассматриваются методы и методики изучения смерти и похорон представителями различных научных дисциплин. На этой основе обозначается место качественной исследовательской процедуры, примененной в публикации Т. Уолтера и Т. Бейли. Использование ими ритуала похорон для выявления социальных представлений о семье обнаружило доминирование критерия кровнородственной связи. Кроме того, в предпринятом исследовании не было выявлено феномена бесправного горя.
Интервью посвящено Геннадию Семеновичу Батыгину (1951-2003) - знаковой фигуре уже для нескольких поколений социологов в России. Его интеллектуальное наследие представлено научными статьями, книгами, учебниками по истории социологии и методологии социологического исследования, изданием коллективных монографий и переводов, одним из лучших в России журналов по социологии. А также системой ценностных установок, норм, правил производства социологического знания, переданных Батыгиным своим ученикам, коллегам в личной коммуникации и воспринятых ими. В интервью приводится опыт работы полевика-социолога под руководством Г.С. Батыгина в социологическом проекте исследования российского предпринимательства 1990-х гг. Рассказывается о взаимодействии с Геннадием Семеновичем как с научным руководителем в работе над кандидатской диссертацией по социологии. Обсуждается влияние профессионального и морального авторитета Батыгина на тех, кому представилась возможность у него учиться, и то, как внеличностный этос науки может находить выражение в личностях и передаваться следующим поколениям. Публикуемые письма Батыгина иллюстрируют уникальный стиль его взаимодействия с аспирантами. Этот стиль отличают: коллегиальность в работе, настраивание аспиранта на изучение специфических правил, усвоение норм социологического ремесла, вовлечение в свободную и одновременно ответственную саморегулируемую профессиональную деятельность.
В статье рассматривается анализ «переплетения» модерных обществ, представленный в социологической и исторической литературе. Выделены различия между подходами к данной проблеме в работах Й. Терборна и Й. Арнасона. Характеризуется анализ динамики коммунистического модерна в работах Арнасона. Основным примером переплетения двух версий альтернативного модерна служит для этого социолога взаимодействие СССР и Китая. Как демонстрирует Арнасон, в 1920-е гг. советская модель государственного строительства служила для различных политических сил в Китае примером успешного воссоздания разрушенной империи. Кроме того, Арнасон выделяет роль связей с Китаем в политической жизни советского государства. В дальнейшем китайские коммунисты еще до своего прихода к власти в стране адаптировали советские методы тоталитарного контроля. После 1949 г. происходили дальнейшая адаптация и радикализация советской модели модерна в китайских условиях. В то же время усилилось противостояние СССР и маоистского Китая, в значительной мере обусловленное имперским наследием обоих государств. Согласно Арнасону, в постмаоистский период в Китае сочетание паттернов капиталистического развития, элементов марксистско-ленинской политической практики и идеологии, а также избирательного возрождения конфуцианского наследия в целом выходит за рамки советской модели. Этот социолог характеризует влияние на китайское руководство примера экономического развития других стран Восточной Азии, исторически принадлежавших к китайскому культурному миру. С позиций своей концепции он рассматривает также противостояние США и Китая в современном глобальном геополитическом контексте.
Эпидемия COVID-19 во многих странах, включая Россию, стала в некотором роде катализатором «кризисной цифровизации» - технологического обновления учебного процесса, которое происходило стремительно и отчасти хаотично. Следствием эпидемии стало повсеместное внедрение практики проведения удаленных занятий, что сопровождалось появлением в литературе особого термина «кризисное обучение» (“emergency teaching”). Результаты подобного обучения и кризисной цифровизации в целом оцениваются противоречиво, эффективность внедрения новых технологий ставится под вопрос. В данной статье анализируются установки и практики основных акторов образовательного процесса - учителей - в качестве одной из возможных причин «пробуксовки» цифровых инноваций в школьном образовании. Предполагается, что сопротивление учителей изменениям может являться основной причиной устойчивости и консервативности школы, неуспешности попыток внедрения инноваций. Однако, проводя параллель между современными учителями и луддитами, авторы пытаются оценить не столько сопротивление технологическим изменениям, сколько их социальные последствия для школы и учителей. Статья основана на материалах трехлетнего исследования, включающего несколько серий интервью с российскими школьными учителями, реализованных в качественной исследовательской логике в период наиболее активного распространения COVID в 2020-2022 гг. Исследование выявило возникающие у учителей сложности с интеграцией цифровых практик в кризисный учебный процесс, а также их опасения, связанные с перспективой кризиса учительской профессии. Составными частями этого намечающегося кризиса становится расширение внешнего формального контроля и снижение контроля их собственного, с перспективой (и страхом) утраты творческого начала учительской профессии.
Анализируется роль Л.М. Дробижевой и ее этносоциологической школы в изучении российской идентичности, складывающейся в полиэтничном социальном пространстве России. Раскрываются этапы и периоды, в течение которых Л.М. Дробижева и ее коллеги вели научный поиск механизмов общестрановой консолидации. К числу таких механизмов они относят формируемые государством, элитой, гражданскими активистами, экспертами, СМИ, институтами и общественным мнением, а также стихийно возникающие на уровне повседневности. Представлена трансформация методологических подходов Л.М. Дробижевой к изучению «этнического в социальном и социального в этническом». Раскрывается метод исследования российской идентичности, сформированный на стыке теоретических подходов социально-культурной антропологии и классической социологии. Представлены некоторые результаты проектов по изучению российской идентичности, проведенных в рамках этносоциологической школы Л.М. Дробижевой.
Стратегии адаптации к таким травмирующим событиям, как военные конфликты, во многом определяются оценками этих событий. Цель этой статьи - описать сходства и различия адаптационных стратегий сторонников и противников специальной военной операции (СВО) на Украине. Для ее достижения авторами в апреле 2022 г. были проведены 4 фокус-группы по 6 участников из Самарской области, рекрутированных по полу и возрасту. Установлено, что адаптационные стратегии сторонников и противников СВО имеют ряд сходств и различий. Как сторонники, так и противники приспосабливают повседневные бытовые практики к изменившимся условиям жизни. И те и другие с осторожностью смотрят в будущее, стараются отвлекаться от переживаний с помощью работы и досуга, избегают обсуждений украинской тематики для предотвращения конфликтов. В то же время сторонники СВО легче восприняли связанные с ней трудности, поскольку для них они имеют преимущественно экономический характер, тогда как противники помимо экономических столкнулись с психологическими проблемами из-за несогласия с решением ввести войска на Украину. Показано, что адаптационная стратегия сторонников состоит в том, чтобы заниматься решением собственных повседневных проблем, веря в лучшее и доверяя официальной точке зрения на СВО, абстрагируясь от политических проблем и оставляя решение их власть имущим. Главной адаптационной стратегией противников СВО становится избегание - политических новостей, темы СВО в разговорах, поддерживающих ее людей. Они не чувствуют в себе силы изменить ситуацию, поэтому так же, как и сторонники спецоперации, стараются углубиться в решение собственных повседневных проблем, но делают это не с надеждой на лучшее будущее и верой в возможности своего государства, а с пессимистичным неприятием ситуации, отсутствием привлекательных образов будущего, осознанием несправедливости сложившейся ситуации и чувством несогласия с ней.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru