В данной статье автор освещает один из этапов исследования на тему «Дидактическая концепция формирования национальной идентичности и воспитания гражданственности на основе культурологического подхода». Актуальность исследования объясняется возвратом запроса на консолидацию нации в плоскость педагогической науки и слабой междисциплинарной разработанностью проблемы как на уровне методологии, так и на уровне дидактики. Опираясь на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского и культурологический подход в образовании в данной статье помимо обобщения и теоретического анализа используется метод экстраполяции результатов исследований смежных областей научного знания (психологии, культурологии, антропологии, политологии). На материалах наиболее авторитетных (опираясь на количество цитирований) российских и зарубежных исследований XX-XXI в. автор выявляет существующие подходы к пониманию идентичности в социально-гуманитарном знании, выстраивает корреляцию национальной идентичности и гражданственности, обосновывает роль системы образования в формировании идентичности и воспитании гражданственности, что в совокупности позволяет обозначить особенности гражданского образования на основе культурологического подхода в мультикультурном государстве (на примере РФ). Автор приходит к выводу о том, что хотя повестка гражданственности может вызывать противоречивые чувства, необходимо понимать, что все образовательные программы так или иначе направлены на воспитание будущих участников общества, которых невозможно обучать и воспитывать в отрыве от конкретного культурного контекста в рамках различных национальных государств. Выделенные автором теоретические основы формирования национальной идентичности и воспитания гражданственности позволят в перспективе выстроить дидактическую концепцию, состоятельную с точки зрения уже проводимой образовательной политики и актуальных задач российского нациестроительства.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2658-428X-2024-2-23-147
- eLIBRARY ID
- 68592669
Современные науки об образовании стоят перед выбором, если добиваться универсальности, то необходимо интегрировать образовательное наследие всех регионов и культур мира и отойти от исторического этноцентризма. Первое измерение современного кризиса образовательных систем касается разочарования институтом образования, который, обещая равные образовательные возможности для всех, чаще лишь воспроизводит социокультурное неравенство [Duru-Bellat, 2000; Niang, 2014]. Действительно, разрыв между различными социальными категориями не сократился, поскольку улучшение доступа к образованию и его массовость не являются символами истинной демократизации системы [Caplan B., 2018].
Список литературы
-
Ачкасов В. А. Развитие политологии в Санкт-Петербурге / В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов // Политическая наука. 2001. № 3. С. 15-44. EDN: BDRGGL
-
Гуторов В. А. Политическое образование и университетская традиция // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5, № 4. С. 20-39. EDN: LATQKN
-
Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи / О. Е. Хухлаев, Е. А. Александрова, В. В. Гриценко [и др.] // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 14, № 3. С. 71-82. DOI: 10.17759/chp.2019150308 EDN: XDSAIG
-
Каспэ С. И. Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай. Москва: РОССПЭН, 2012. 191 с. EDN: QONKJR
-
Кашаф Ш. Р. Нациестроительство в современной России в рамках дискурса о гражданской, этнической и религиозной идентичности в мусульманских регионах // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. №4. С. 105-116. EDN: RMSMFF
-
Между империей и нацией // Россия в глобальной политике. 2017. № 2. URL: https://globalaffairs.ru/articles/mezhdu-imperiej-i-nacziej/(дата обращения: 27.04.2024).
-
Миллер А. Нация или могущество мифа // Полит.ру. 2020. URL: https://polit.ru/article/2020/07/06/natioormyth/(дата обращения: 27.04.2024).
-
Паин Э. А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. Москва: Новое изд-во, 2004. 248 c.
-
Паин Э. А. Нация и демократия. Перспективы управления культурным разнообразием / Э. А. Паин, С. Ю. Федюнин. Москва: Мысль, 2017. 266 c.
-
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/State/document119/ (дата обращения: 27.04.2024).
-
Тишков В. Нация, национализм и нациестроительство. Почему это важно для России // Россия в глобальной политике. 2021.2. URL: https://globalaffairs.ru/articles/nacziya-naczionalizm/. (дата обращения: 27.04.2024). DOI: 10.31278/1810-6439-2021-19-2-42-62 EDN: UNNGRA
-
Тишков В. А. Забыть о нации: Постнационалистическое понимание национализма // Вопросы философии. 1998. № 9. С. 3-26. EDN: SAURYP
-
Тишков В. А. Что есть Россия? Перспективы нациестроительства // Вопросы философии. 1995. № 2. С. 3-17. EDN: SAUSDF
-
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Сочинения. Москва: Правда, 1989. С. 475-574.
-
Akkari A. & Radhouane M. Les approches interculturelles en éducation: entre théorie et pratique. Québec: Presses Universitaires de Laval, 2019. 304 p.
-
Almond G. A., & Powell G. B.Comparative politics. A developmental Approach. 1966. 372 p.
-
Bourmeyster A. La Correspondance d'un coin à l'autre: Dialogue ou représentation ? // Cahiers du Monde Russe. 1994. 35 (1-2). P. 91-103.
-
Brubaker R. Grounds for difference. UK: Harvard University Press, 2015. 219 p.
-
Caplan B. The case against education: Why the education system is a waste of time and money. Princeton: Princeton University Press. 2018. 492 p.
-
Dalton R. J. Citizen politics: Public opinion and political parties in advanced industrial democracies. USA: SAGE Publications, 2013. 366 p.
-
Duru-Bellat M., & Kieffer A. Démocratisation de l'enseignement. Une comparaison européenne // Revue de l'OFCE. 2000. № 73. P. 243-258.
-
Funk R., Bierhoff B., Fromm E. Erich Fromm als Vordenker: "Haben oder Sein" im Zeitalter der ökologischen Krise. Deutschland: Ed. Zeitsprung, 2002. 223 s.
-
Gellner D. N. The nation-state, class, digital divides and social anthropology // Soc Anthropol. 2020. 28. P. 270-271. 10.1111/1469-8676.12830 (дата обращения: 27.04.2024). DOI: 10.1111/1469-8676.12830( EDN: LGSMBE
-
Handbook on the politics of small states. Ed. Wivel A., Baldacchino G. UK: Edward Elgar Publishing, 2020. 448 p.
-
Huntington S. P. Political order in changing societies. UK: Yale University Press, 2006. 488 p.
-
Janowitz M. The reconstruction of patriotism. Education for civic consciousness. Chicago: University of Chicago Press, 1985. 220 p.
-
Marshall T. H. Class, citizenship, and social development: Essays. UK: University of Chicago Press, 1977. 365 p.
-
Niang F. L'école primaire au Sénégal: éducation 1 pour tous, qualité pour certains // Cahiers de la recherche sur l'éducation et les savoirs. 2014. №13, P. 239-261.
-
Remy R. C., & Turner M. J. Basic citizenship competencies: Guidelines for educators, policymakers, and citizens // Quarterly Report, Mershon Center, Ohio State University. 1979. 5. P. 1-8.
-
Sadler M. E. How can we learn anything of practical value from the study of foreign systems of education? In Surrey advertiser. Guilford: Surrey Advertiser Office, 1900. 19 p.
-
Schumpeter J. A. Capitalism, socialism and democracy. UK: Taylor & Francis, 2013. 460 p.
-
Tröhler D. National literacies, or modern education and the art of fabricating national minds // Journal of Curriculum Studies, 55 (2) 620-635. 2020. DOI: 10.1080/00220272.2020.1786727 EDN: LHVQIF
-
Yankelovich D.Coming to public judgment. Making democracy work in a complex world. Syracuse; New York: Syracuse University Press, 1991. 312 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема познавательного развития дошкольников не теряет своей актуальности на протяжении нескольких десятков лет. Традиционная модель обучения, ориентированная на передачу знаний, постепенно уступает место активному и практико-ориентированному подходу. Современные учебные программы ставят перед собой задачу не только предоставить учащимся информацию, но и научить их критически мыслить, анализировать и применять полученные знания на практике. Познавательная самостоятельность является значимым качеством личности, что находит отражение в нормативно-правовые актах, регламентирующих педагогических процесс. От степени сформированности ПС на дошкольном этапе, зависит дальнейшая успешность ребенка в обучении. В статье представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, направленного на выявление количественных и качественных результатов сформированности познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 204 респондента старшего дошкольного возраста, воспитанники дошкольных организаций г. Саранск. Для решения поставленных задач в исследовании применялся диагностический инструментарий: модифицированные варианты методик «Догадайся, что это за предмет», «Сюрприз или конфетка», М. Н. Поляковой; «Сахар», Л. Н. Прохоровой; «Что мне интересно?», О. В. Афанасьевой, «Разрезные картинки», С. Забрамной; методика «Выбери книгу», А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езоповой, В. А. Новицкой. Результаты показали, что значительный процент старших дошкольников со средним уровнем - 26,5 % КГ и 26,2 % ЭГ; с низким уровнем - 62,3 % КГ и 62,2 % ЭГ; 11,2 % КГ и 11,6 % ЭГ имеют высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности.
Современное общество выдвигает абсолютно новые требования к образованию и педагогу. Активизировалась деятельность образовательных учреждений по внедрению допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников. Важность ранней профилизации школьников недавно была отмечена В. В. Путиным. В наши дни этой проблемой занимаются школы, учреждения дополнительного образования учащихся, педагогические колледжи и вузы. Поскольку они обычно находятся в подчинении у разных ведомств, имеют собственную специфику и профессиональные приоритеты, нередко встречаются трудности с их взаимодействием. Важно создание концепции допрофессиональной подготовки школьников на основе взаимодействия разных типов образовательных учреждений, которая строилась бы на преемственной и согласованной основе, без содержательного дублирования вузовских программ и школьных перегрузок у детей. В статье обосновываются возможности дополнительного образования при реализации этой подготовки, сформулированы предпосылки ее создания, организационные принципы и функции построения, условия реализации. Помимо этого, охарактеризована сущность, описаны ступени подготовки, модели взаимодействия, особенности интерактивных методов обучения с позиции данной подготовки школьников, возможности и характеристики некоторых методов интерактивного обучения. Сформирована их условная классификация по признаку уровня реализации образовательного процесса. Приводится обобщение полученных результатов. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Ижевска. Сейчас в этом упреждении обучается более 8 000 воспитанников. В данном исследовании участвовали 140 подростков (12-14 лет) из разных школ. Сформулированы перспективы развития темы и выводы.
Важным направлением воспитательной работы современной отечественной школы является организация патриотического воспитания обучающихся. В данной статье рассматривается вопрос патриотического воспитания учащихся начальных классов средствами топонимического материала на примере изучения и исследования ими происхождения названий географических объектов их малой родины. Воспитание патриотизма - целенаправленный процесс формирования у школьников чувства любви к своей родине, ее территории, уникальным климатическим особенностям, преданности своей семье и Отечеству при непосредственном почитании самобытной культуры через включение индивида в особую социальную среду, основанную на взаимодействии воспитателя и воспитуемого с использованием топонимического материала. В качестве результата патриотического воспитания как целенаправленного процесса выступает сформированная у обучающихся патриотическая грамотность, которая включает в себя эмоционально-ценностный, когнитивный, предметно-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. В статье представлен опыт работы по организации процесса патриотического воспитания средствами топонимов в разрезе исторического прошлого. Топонимы выступают своеобразным зеркалом исторического и культурного развития местности, каждое географическое название объекта содержит в себе определенный культурно-исторический опыт народов, проживающих на данной территории, который может быть использован в образовательном процессе. В топонимах преобразована информация, связанная с духовным миром человека, его материальной культурой, формирующим природное начало этих объектов. Представленный в работе материал был апробирован в образовательных организациях начального общего образования с опорой на топонимический материал Мышкинского района Ярославской области.
В статье рассматривается вопрос, связанный с формированием советской политики в отношении аннексии Японией 3-х Северо-Восточных провинций Китая (Маньчжурии) в 1931-1932 гг. Подчеркивается, что основы этой крайне осторожной государственной политики были определены политбюро ЦК ВКП(б), они исключали военное вмешательство СССР, ограничивали дипломатическое вмешательство, обязывали дипломатических представителей за рубежом информировать руководство СССР обо всех происходящих событиях, не давать никаких комментариев и не предпринимать никаких действий. Одновременно газете «Правда», органу ЦК ВКП(б), а также Коммунистическому интернационалу предписывалось проведение шумной антияпонской и антиимпериалистической кампании. Приводятся данные о начале антияпонской вооруженной борьбы на Северо-Востоке Китая, в которую были вовлечены все слои китайского общества. Отмечается двойственное отношение советской пограничной службы, органов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и дальневосточных подразделений Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) в 1932-1936 гг. к китайским участникам сопротивления, вынужденным переходить на территорию СССР. Отмечается отрицательное воздействие политики «большого террора» 1937-1938 гг. на оказание помощи китайскому движению сопротивления, распространение этой политики на китайских участников движения. Подчеркивается, что лишь советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан в 1938 г. и угроза нового японского вторжения в 1939 г. вынудили советское руководство изменить свое отношение к китайскому движению сопротивления, оно стало активно использоваться в диверсионных и разведывательных целях до апреля 1941 г. - до подписания советско-японского пакта о нейтралитете, после подписания пакта - преимущественно в разведывательных целях.
Изучение сложной и неоднозначной проблемы многобрачия как в формате полиандрии, так и в формате полигинии, в исторической ретроспективе является актуальным в связи с повесткой государства по сохранению традиционной семьи как общественного института и может представлять интерес для специалистов в области социальной истории, истории повседневности, гендерной истории, исторической андрологии и феминологии, регионалистики, а также социологов и культурологов. Проблема незаконных браков является неотъемлемой частью многогранных супружеских конфликтов, тема которых для Ярославской губернии исчерпана не в полной мере и открывает простор для исследователей. Документы о многобрачии в регионе второй половины XIX в. дошли до наших дней в небольшом количестве, причем редко встречаются судебные дела о многомужестве. Фрагментарность сохранившихся материалов не всегда позволяет реконструировать процесс расследования подобных преступлений. В рамках данной статьи осуществлена попытка проанализировать некоторые из сохранившихся судебных дел о многоженстве и многомужестве в регионе, рассматриваются причины заключения незаконных браков, мотивация преступников, раскрываются судьбы пострадавших супругов, отдельное внимание уделяется процессу следствия и суда над виновными лицами, рассматриваются варианты светских и духовных наказаний. Статья также освещает этические аспекты многобрачия, его влияние на положение женщин и детей, а также отношение к практике заключения незаконных браков при жизни законного супруга в современном обществе.
Актуальность и научная новизна исследования определяются наметившимися тенденциями комплексного изучения инфраструктуры чтения после появления в 2007 г. Национальной программы поддержки и развития чтения, где было введено данное понятие, а затем и Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. № 1155-р2, содержащей понятие «инфраструктура детского и юношеского чтения». Принятие данных документов вызвало интерес к различным аспектам развития инфраструктуры чтения или книжной инфраструктуры, а также изучению ее формирования в контексте исторического периода. В исследовании на примере Ярославля в период с конца XIX до начала XX вв. показано развитие инфраструктуры чтения, включавшей типографии, издательства, книжные магазины, книжные склады и лавки, библиотеки. За счет изменений в системе почтового сообщения для городского населения в этот период становится массовым и доступным новый вид контента в виде периодических изданий. Изменения в складывающейся инфраструктуре чтения Ярославля определялись тенденциями, характерными для большинства российских городов пореформенного периода: развитие науки и техники повлияло на технологическое обновление типографий и появление новых видов полиграфического оборудования; усложнение общественной жизни и рост мобильности населения повлекли за собой изменения социокультурных потребностей населения, что выразилось в спросе на учебную и специализированную литературу; рост грамотности населения сказался на росте читательской аудитории и появлении нового читателя российской провинциальной библиотеки. Особенностью Ярославля был темп развития инфраструктуры чтения, что объяснялось высоким показателем грамотности городского населения, и в целом населения губернии, превышающим аналогичные общероссийские показатели.
Изучение этнических и конфессиональных вопросов на протяжении длительного периода существования царской России является крайне актуальным в связи с необходимостью поиска общих нравственных устоев, объединяющих представителей различных этносов и вероисповеданий. Практическая значимость исследования определяется современным состоянием межконфессиональных отношений в России. В работе предпринята попытка, основываясь на комплексе разнообразных источников, рассмотреть и проанализировать различные сферы жизни инородцев и иноверцев в России в конце XIX - начале ХХ вв.: личную, общественную, политическую религиозную. Согласно толковым словарям, «инородец» - человек, принадлежащий к одной из малых народностей в большой Российской империи. «Иноверец» - тот, кто исповедует иную или не господствующую в государстве веру. Эти термины применялись в царской России и не носили какого-либо негативного, унижающего человеческого достоинства значения. В статье затронуты некоторые социальные аспекты жизни иноверцев в Ярославской губернии. В частности, проанализированы процессы заключения браков между представителями различных этнорелигиозных общностей, исследован социальный состав этнических групп, показана динамика расселения представителей малых народностей на территории Ярославской губернии, перечислены наиболее популярные профессии, осваиваемые нерусскими подданными Российской империи. Особое внимание уделено участию наиболее образованной части «инородцев» в политической жизни Ярославской губернии. В статье приводятся примеры незаконной, противоправной деятельности отдельных представителей некоренных народностей, о чем свидетельствуют донесения секретных сотрудников жандармского управления губернии. Анализ официальных документов, архивный и статистический материал позволяет сделать вывод о том, что представители различных этнических и конфессиональных групп занимали определенное положение в социокультурном пространстве Ярославской губернии.
В статье рассматривается роль этнополитического фактора в победе Джо Байдена на президентских выборах в США в 2020 г. В стране проживает множество этнических групп, и каждая из них имеет свои особенности, интересы и предпочтения. Политические партии и кандидаты активно работают на привлечение голосов различных этнических групп. Например, в США существуют значительные этнические меньшинства, такие как афроамериканцы, латиноамериканцы, азиато-американцы и другие. Кандидаты стараются обратиться к этим группам избирателей, предлагая им программы и политику, которые отвечают их интересам и потребностям. Они проводят кампании, направленные на мобилизацию и привлечение голосов этнических меньшинств. Важным фактором является также расслоение по партийным предпочтениям внутри этнических групп. Например, афроамериканцы традиционно склонны поддерживать Демократическую партию, в то время как латиноамериканцы могут быть разделены между Демократической и Республиканской партиями. Поэтому победа на выборах в США в определенной степени зависит от того, какие этнические группы поддерживают кандидата или партию, и насколько успешно они могут мобилизовать своих сторонников в этих группах. Кандидаты и их команды активно анализируют этнополитическую динамику и строят свои кампании, учитывая эти факторы. В статье сделан вывод, что в последние десятилетия из-за серьезных демографических изменений этнические меньшинства становятся важными акторами внутренней политики, которые оказывают влияние на электоральные результаты и ее содержание в государстве. Тем не менее в предвыборной кампании Байдена фактически не были отражены интересы испаноязычной группы, которая является крупнейшей среди этнических меньшинств. Однако кандидату удалось получить 67 % голосов латиноамериканцев - во многом благодаря антимиграционной политике Трампа.
Целью данной статьи является выявление ключевых трансляционных практик патриотизма в политическом медиапространстве России. Для достижения указанной цели в статье решаются следующие задачи: изучается понятие и сущность трансляционных практик; исследуются основные направления современного российского патриотизма, транслируемого в медиапространстве; определяется роль интернета в трансляции патриотических ценностей среди молодежи; выявляются основные трансляционные практики патриотизма в политическом медиапространстве современной России. Анализируется текущая проблема распространения информации в политическом процессе и тема трансляционных практик патриотизма в современной России. Рассматриваются способы передачи патриотических идей через различные медийные каналы, роль государственных и негосударственных акторов в формировании патриотических настроений, стратегии использования медиа для укрепления нации и увеличения гражданской активности. В статье представлен анализ дискурса патриотизма в контексте влияния различных факторов с целью изучения поддержки гражданского согласия в условиях этнополитического разнообразия. Понимание тенденций цифрового развития и трендов пиар кампаний, помогает скорректировать стратегию продвижения организации. Мы живем в эпоху цифровых трансформаций, новых вызовов, когда работа, направленная на внешние коммуникации государства и общества, крайне важна. В современном обществе основы публичного взаимодействия с населением, современные информационные подачи приобретают новые акценты, это особенно значимо, когда СМИ оказывают большое влияние не только на информационную повестку в целом, но и мнение каждого гражданина в отдельности. В рамках статьи решаются задачи по изучению трансляционных практик, основных направлений патриотизма, роли интернета в передаче ценностей молодежи и выявлению ключевых практик патриотизма в политическом медиапространстве. Акцентируется проблематика патриотизма как ценностного феномена и значимость журналистов в объективной оценке событий.
Происходящие события в мире и в России актуализируют проблему традиционных ценностей, истоки которой прослеживаются еще в эпохе Просвещения. Цель данного междисциплинарного исследования состоит в том, чтобы предпринять концептуальный и историко-функциональный анализ традиционных ценностей с опорой на нормативно-правовую базу, идеи классиков и современных отечественных и зарубежных представителей политологии, философии, культурологии, социологии.
Раскрывается унаследованная от составляющих ее понятий содержательная и онтологическая неоднозначность понятия «традиционные ценности», которая оправдывает выбор в пользу социально-конструктивистского подхода к традиционным ценностям как гибким социальным конструктам вместо объективистского подхода, содержащего интенцию к переустройству мира в соответствии с умозрительными принципами, универсалистскими схемами и догмами и к инструментализации и объективации человека.
Выявляется назначение традиционных ценностей в разные эпохи: скрепление разорванной в ходе реформ Петра I социокультурной матрицы; катализатор успеха в модернизации вне вестернизации; символ антизападной политики; экранирование экспансии глобализации и неолиберализма; опора для политического режима и объединяющий и консолидирующий население фактор; служба задачам
укрепления и защиты суверенитета, политической, культурной и экзистенциональной безопасности России.
Богатый репертуар возможностей и ролей традиционных ценностей не оправдывает отношение к ним как к некой панацее. Демонстрируется необоснованность перевода сложных социальных вопросов в аксиосферу с тем, чтобы попытаться решить их ее средствами.
В заключении статьи подчеркивается непреходящая важность органической укорененности традиционных ценностей в настоящем, без которой ценности прошлого оказываются отжившими паттернами, тормозом модернизации, откатом в архаизацию, а ценности (идеалы) будущего – прекраснодушными мечтаниями.
Осознание общности целей и задач, стоящих перед народом и государством, приводит к увеличению числа областей общественных отношений, в которых деятельность социума и государства сочетаются. При этом современная политическая обстановка требует консолидации всех наличествующих ресурсов для совместного достойного ответа на поставленные перед обществом и государством вызовы, что обуславливает обращение, в том числе к теории. Изложенное обосновывает и делает актуальной необходимость поиска решений злободневных для современного общественного развития проблем в идеях классиков мировой мысли. Роль гражданского общества в политической мысли такова, что позволяет утверждать о его влиянии на институты государства. Гражданское общество позволяет конституировать неформальные институты, в результате чего происходит упорядочивание общественных отношений. С учетом этого в настоящей статье проводится анализ процесса взаимодействия институтов государства и гражданского общества в политических учениях Нового времени. По итогам проведенного анализа представляется возможным отметить, что правовое государство как властный институт должно признавать существование гражданского общества и взаимодействовать с ним. Гражданское общество же выступает неким посредником между государством и членами общества, контролирует реализацию прав и свобод граждан, способствует формированию открытых политических систем. При этом неформальные правила гражданского общества обнаруживает более тесную, чем формальные институты, связь с естественным правом.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/