Статья посвящена реконструкции просопографии авторов военных нарративов об опыте взаимодействия русской армии с милитаризированными пространствами Юго-Западного фронта Первой мировой войны, и, в частности, об опыте оккупации русскими войсками австрийской провинции Галиция. Источниковая база данного исследования представлена личными материалами (письма, дневники, мемуары) представителей двух профессиональных групп - комбатантов и медицинского персонала Юго-Западного фронта. Данная группа источников позволяет исследовать специфику конструирования беллигеративных ландшафтов в экспертных дискурсах, а также определить спектр моделей описания милитаризированной окружающей среды Галиции в индивидуальных нарративах участников конфликта. В статье приведены результаты анализа непосредственного социального конструирования военной реальности участниками боевых действий сквозь призму их происхождения, уровня образования, групповой идентичности, профессиональной принадлежности, степени вовлеченности в реальные боевые действия. Автор статьи приходит к выводам о том, что особенности профессиональной деятельности на фронте влияют на ракурс восприятия происходящего, и определяет специфику дискурса каждой группы. Так, социальное конструирование образа окружающей среды зависело от культурного багажа автора эпистолярных материалов и его предшествующего военного опыта, от принадлежности к конкретному роду войск, от плотности контактов с милитаризированными пространствами и их населением, от конкретной фазы военных действий. Означивание военизированной окружающей среды через пропагандистские, религиозные, литературные каноны способствовало для свидетелей событий принятию смертельного ужаса войны, негативного боевого опыта, траура и ностальгии по утраченным жизненным мирам. Одновременно профессионализация дискурсов покорения окружающей среды через военно-стратегическую и медицинскую призму имела долгосрочное институциональное влияние.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.20323/2658-428X-2024-1-22-84
- eLIBRARY ID
- 65658366
В исследовательских дискуссиях и общественных представлениях Первая мировая война по праву возводится в статус одного из ключевых событий Новейшей истории. Размах военных действий, численность сражающихся армий, новые технологии уничтожения, степень мобилизации воюющих обществ определили длительные направления развития отдельных стран, регионов, системы международных отношений в целом. Мобилизация миллионных армий, их чрезмерная концентрация на узких участках боевых действий, максимальное насыщение этих пространств техникой и социальными практиками насилия привели к возникновению и постоянному расширению специфического вида «беллигеративных ландшафтов», подчинявшихся особой военной логике.
Список литературы
-
Анисимов М. Дневник // “Прожито”. URL: https://corpus.prozhito.org/note/479464. (Дата обращения: 14.10.2023).
-
Белов В. М. Лицо войны: Записки офицера. Петроград: Кн-во б. М. В. Попова, 1915. 182 с.
-
Белов Вадим Михайлович // Памяти героев Великой войны. URL: https://gwar.mil.ru/heroes/chelovek_gospital939347/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fysclid%3Dlt1l0kp03d334755199%26last_name%3DБелов%26first_name%3DВадим%20%26middle_name%3DМихайлович%20%26groups%3Dawd%3Aptr%3Afrc%3Acmd%3Aprs%26types%3Dawd_nagrady%3Aawd_kart%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Afrc_list%3Acmd_commander%3Aprs_person%26page%3D1. (Дата обращения: 05.03.2024).
-
Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. Москва: Медиум, 1995. 323 c.
-
Братанович Леопольд Станиславович // “Прожито”. URL: https://corpus.prozhito.org/person/3521. (Дата обращения: 13.01.2024).
-
Брокмейер Й. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии: научно-теоретический журнал. 2000. № 3. С. 29-42.
-
Варнек Т. А. Воспоминания сестры милосердия (1912-1922) // Доброволицы: Сборник воспоминаний / под ред. Н. Д. Солженицыной. Москва: Русский путь, 2001. С. 6-170.
-
В. Белов. “Жертва” // “Великая война” 1914-1918. URL: http://www.wwi.rhga.ru/refl/memu/detail.php?ELEMENT_ID=6547. (Дата обращения: 02.02.2024).
-
Вахитова Т. М. Степун Фёдор Августович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. Т.2. Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. 719 с.
-
Воспоминания зауряд-врача И. А. Арямова о Первой мировой войне. 1914-1915 гг. // Отечественные архивы. 2014. № 3. С. 89.
-
Воспоминания о первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войне Зарубина А. А. // Военно-медицинский музей г. Санкт-Петербург. ВФ-7327.
-
Гар Е. Г. Дневник 1914-1918 // "Темный лес". URL: https://temnyjles.ru/dr/EgorGar.shtml?fbclid=IwAR2RsXg4HMb-kRzAavHmJqxoVxYMQAXTa3ytDdAoSfMfiDK003c1-AiNJuk. (Дата обращения: 10.02.2024).
-
Гар Егор (Георгий) Лукич // "Прожито". URL: https://corpus.prozhito.org/person/5996. (Дата обращения: 10.02.2024).
-
Голубев А. В. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн / А. В. Голубев, О. С. Поршнева. Москва: Новый хронограф, 2011. 391 с. EDN: SUOSLN
-
Дневник И. В. Карпова // Открытый архив Сибирского Отделения Российской академии наук. URL: http://odasib.ru/OpenArchive/Portrait.cshtml?id=Zc_1003. (Дата обращения: 06.12.2023).
-
Дневник Ю. Буторовой // Сызранский филиал Центрального государственного архива Самарской области. Ф. 63. Оп. 1. Д. 2, 3, 4, 5.
-
Жердева Ю. А. Восприятие российской̆ политики в Галиции в дневниках и мемуарах участников Первой мировой войны / Ю. А. Жердева, Е. И. Сумбурова, М. В. Черкасова // Научный диалог. 2021. No 8. С. 307-322. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-8-307-322 EDN: QRLXVN
-
Захарова Л. Дневник сестры милосердия: На передовых позициях. Петроград: Библиотека "Великой войны", 1915. 173 с.
-
Ильин И. С. Скитания русского офицера: Дневник Иосифа Ильина. 1914-1920. Москва: Книжница: Русский путь, 2016 477 с.
-
Кравков В. П. Великая война без ретуши: записки корпусного врача / тайный советник В. П. Кравков. Москва: Вече, 2014. 414 с.
-
Краузе Ф. Письма с Первой мировой / отв. ред. Л. А. Булгакова. Санкт-Петербург: Нестор- История, 2013. 332 с.
-
Летчик Огнев-герой Первой мировой // "Великая война" 1914-1918. URL: http://www.wwi.rhga.ru/news/new.php?ELEMENT_ID=2352. (Дата обращения: 02.02.2024).
-
Морозов О. В. Личный фронтовой дневник Л. С. Братановича. 1914-1915 годы. // Baltfort. Балтийский военно-исторический журнал. 2018. №1 (34). С. 65-72.
-
Нарский И. В. "Я как стал среди войны жить, так и стала мне война, что дом родной…" Фронтовой опыт русских солдат в "германской" войне до 1917 г. // Опыт мировых войн в истории России: Сб. статей. Челябинск: Каменный пояс, 2007. С. 488-502.
-
Нарский И. В. Фронтовой опыт русских солдат // Новая и новейшая история. 2005. № 1. С. 194-204. EDN: HRXHLT
-
Письма Огнева И. Н. Николаю Васильевичу и Татьяне Ивановне Огневым, 1916-1917 // Российская национальная библиотека. Ф. 1139. Д. 340.
-
Рассказы солдат и унтер-офицеров царской армии о боевых эпизодах во время 1-й мировой войны 1914-1915 годов // Российский государственный исторический архив. Ф. 834. Оп. 4. Д. 605.
-
Савелова О. А. Электронный архив сестер Карповых: история научной династии / О. А. Савелова, И. А. Крайнева // Исторический курьер. 2021. № 2 (16). С. 25-35. EDN: DFVXGI
-
Саянский Л. В. Три месяца в бою. Дневник казачьего офицера // Великая война. 1914 г.: Сборник историко-литературных произведений. Москва: Содружество "Посев" (Голоса истории), 2014. С. 7-111.
-
Сенявская Е. С. 1941-1945: Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. Москва: ИРИ, 1995. 218 с.
-
Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. Москва: РОССПЭН, 1999. 383 с.
-
Степун Ф. Из писем прапорщика артиллериста. Прага: Пламя, 1926. 267 с.
-
Степун Федор Августинович // Памяти героев Великой войны. URL: https://gwar.mil.ru/heroes/person2400147/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fysclid%3Dlt1l0kp03d334755199%26last_name%3DСтепун%26first_name%3DФедор%26groups%3Dawd%3Aptr%3Afrc%3Acmd%3Aprs%26types%3Dawd_nagrady%3Aawd_kart%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Afrc_list%3Acmd_commander%3Aprs_person%26page%3D1. (Дата обращения: 05.03.2024).
-
Сумбурова, Е. И. Сестры милосердия Первой мировой войны: на материалах автодокументальных текстов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Исторические науки. 2019. Т. 1, № 2(2). С. 100-108. EDN: ECWRIR
-
Торнау С. А. С родным полком (1914-1917 гг.). Берлин: [б/и], 1923. 144 с.
-
Торнау Сергей Александрович // Офицеры русской императорской армии. URL: https://www.ria1914.info/index.php/Торнау_Сергей_Александрович. (Дата обращения: 25.02.2024).
-
Ткачёв Т. Я. Нет конца безумию, нет границы бедствию.. Полевой дневник военного врача. 1914-1916 гг. Воронеж: ГБУК ВО "Журнал "Подъём", 2014. 159 с.
-
Узбекова Д. Г. В. П. Кравков - санитарный врач Русской Императорской армии (к 100-летию начала Первой мировой войны) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22, № 4. С. 51-54. EDN: SMGJDB
-
Фассел П. Великая война и современная память / пер. с англ. А. Глебовской. Санкт-Петербург: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2015. 469 с.
-
Фармборо Ф. Первая мировая война: дневники с фронта. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 397 с.
-
Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Москва: ИД "Касталь", 1996. 469 с.
-
Экк Э. В. От Русско-турецкой до Мировой войны. Воспоминания о службе, 1868-1918. Москва: Кучково поле, 2014. 630 с.
-
Экк Эдуард Владимирович // Русская армия в Первой мировой войне. Картотека проекта. URL: http://www.grwar.ru/persons/person/547. (Дата обращения: 01.03.2024).
-
Derrida J. Of Grammatology Editions de Minuit. Paris, 1967. 431 p.
-
Farmborough F.Russian album 1908-1918. Wilton: Michael Russell, 1979. 96 p.
-
Keller T. Destruction of the ecosystem // 1914-1918 online.International Encyclopedia of the First World War. URL: https://encyclopedia.1914-1918 online.net/article/destruction_of_the_ecosystem. (Дата обращения: 20.02.2023).
-
Stein O. "Orientfahrten". Deutsche Soldaten im Osmanischen Reich und der Krieg als Reiseerlebnis 1914 bis 1918 // Militaergeschichtliche Zeitschrift, Vol. 75, no. 2, 2016, Pp. 327-358.
-
Ulrich B. Feldpostbriefe des Ersten Weltkrieges - Moeglichkeiten und Grenzen einer alltagsgeschichtlichen Quelle // Militaergeschichtliche Mitteilungen. 1994. 53 p.
-
Ziemann B. Gewalt im Erster Weltkrieg. Toeten - Ueberleben - Verweigern. Essen: Klartext, 2013. 276 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современное общество динамично развивается, накладывая особые требования на подрастающее поколение. В настоящее время молодым людям нужно обладать не только необходимыми знаниями, навыками и умениями, но и высокими духовными и нравственными качествами. Неотъемлемым условием успешного обучения при формировании этих способностей является готовность к самовоспитанию. Самовоспитание представляет собой важную и трудоемкую работу, включающую в себя различные аспекты самосовершенствования в соответствии с поставленными целями. Особое значение готовность к самовоспитанию приобретает для старшеклассников. Именно в этот период формирования личности становятся актуальными самостоятельность в принимаемых решениях, личностное развитие, а также способность к самоанализу и оценке собственных характеристик. Основой данной деятельности обучающихся старших классов может стать процесс формирования готовности к самовоспитанию. В этой связи становится актуальной и своевременной задача поиска необходимых педагогических условий и разработки организационно-методического обеспечения подготовки старшеклассников, которые бы смогли способствовать формированию у них готовности к процессу самовоспитания. В статье рассматривается образовательная среда физкультурно-спортивной направленности как одно из педагогических условий формирования готовности к самовоспитанию старшеклассников. Автором статьи показаны различные подходы к трактовке содержания понятия «образовательная среда», дано определение образовательной среды физкультурно-спортивной направленности, выделены ее структурные компоненты, а также описана образовательная среда физкультурно-спортивной направленности, сформированная на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», выявлен ее потенциал в развитии необходимых компетенций для успешной готовности к самовоспитанию обучающихся старших классов.
Педагогическое взаимодействие является основой и инструментом проведения всех педагогических процессов. Под педагогическим взаимодействием понимаются личностные контакты между участниками образовательного процесса, приводящие к взаимным изменениям в их отношениях, действиях, поведении, взглядах и т. д. Оно проявляется в области дидактики, воспитательной, социально-педагогической деятельности, поэтому оно универсально и не имеет национальных границ. Однако сам термин «педагогическое взаимодействие» есть в немногих странах, в связи с чем возникает вопрос о степени осмысления данного феномена в национальных педагогиках. Наиболее частыми терминами выступают «коммуникация», «общение», «отношения». На примере Японии можно видеть, что педагогическое взаимодействие изучалось в науке недостаточно и под большим влиянием западной педагогической мысли, прежде всего, немецкой. Целью статьи является сравнительный анализ понятия «педагогическое взаимодействие», используемого в педагогической литературе двух стран. В японской науке устоялось понятие «педагогические отношения» и «отношения между учителем и учеником», с 1990-х гг. к нему обращаются психологи, социологи и педагоги. В российской педагогике понятие педагогического взаимодействия использовалось с 1970-х гг. и долго заменялось синонимами, но с 1990-х гг. глубоко изучается в самых разных аспектах. Можно утверждать, что в Японии сложился феномен педагогического взаимодействия, характеризующийся, с одной стороны, недостаточным теоретическим осмыслением национальной педагогикой, а с другой - основанием на глубоко устоявшихся уникальных традициях и ритуалах контактов ученика с педагогами и другими учащимися.
Одним из важных аспектов работы современного педагогического вуза является формирование антитеррористического сознания молодежи. В настоящее время террористические угрозы имеют высокую актуальность, поэтому задача обучения студентов противостоять этим угрозам становится все более важной. Решение данной проблемы с позиции педагогики возможно путем выявления социально-педагогических условий эффективности формирования антитеррористического сознания молодежи, раскрытия модели данного процесса, что и является предметом настоящего исследования. В статье раскрывается сущность понятия антитеррористическое сознание, дана его структура. Представлена модель формирования антитеррористического сознания студентов педагогического вуза, включающая ряд взаимосвязанных структурных компонентов: целевой компонент, содержательный и экспертно-оценочный. Целевой компонент включает социальный заказ общества, исходя из современных реалий, цель, задачи и социально-педагогические условия. Содержательный компонент определяет содержание деятельности, куда входят содержание, формы, методы и средства формирования антитеррористического сознания у студентов педагогического вуза. Экспертно-оценочный компонент включает параметры, позволяющие определить уровень сформированности антитеррористического сознания студентов. На основе анализа научно-методической литературы подобраны методы педагогического эксперимента, разработан и апробирован спецкурс «Формирование антитеррористического сознания студентов педагогического вуза». Опытно-экспериментальным путем доказана его эффективность на примере деятельности психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Сделан вывод о необходимости активного вовлечения студентов в решение реальных проблем и ситуаций, связанных с терроризмом, что позволит им применить полученные знания на практике и развить свои лидерские качества. Статья может быть интересна педагогам, кураторам и наставникам студенческих групп, организаторам воспитательной работы со студентами.
В определении стратегических целей воспитания на этапе современных социально-исторических преобразований в обществе и стране особую значимость приобретают проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с тем, что современная педагогическая наука пришла к пониманию воспитания как межличностного взаимодействия и сотрудничества, предполагается создание в образовательных организациях условий, в которых обучающийся становится не объектом воздействий педагога, а активным участником развития и преобразования собственной личности. Ряд педагогических подходов позволяют решить определенные задачи патриотического воспитания, но вопрос о проявлении субъектности обучающегося в процессе патриотического воспитания не представлен. Связь внутренних процессов, регулируемых личностью, и педагогического влияния на них отражает объективизация. Объективизировать процесс патриотического воспитания возможно при совокупности условий, которые содержат объективный и субъективный аспекты деятельности. Данная идея позволяет рассмотреть объективизацию процесса патриотического воспитания как взаимоотношение субъекта и среды, результатом которого является формирование патриотизма. Цель статьи заключается в анализе возможности объективизации процесса патриотического воспитания с позиции рефлексивно-средового подхода. Методологической основой исследования являются идеи рефлексивно-средового подхода, основывающегося на представлении о взаимодействии субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов рефлексии. Данный подход рассматривается как одно из новых направлений в изучении проблемы патриотического воспитания обучающихся, которое сочетает в себе педагогическое управление взаимодействием в воспитательной среде и его рефлексивное преломление в формировании патриотических знаний, чувств, убеждений и мотивов деятельности самим обучающимся.
В статье подчеркивается, что попытки Китая в 1950-1960-е гг. достичь цели построения современного общества с советской помощью вызвали конфликт между патриархальной этикой и научным знанием. Помощь Советского Союза Китаю была связана и с потребностью консолидации советских интересов в Северо-Восточной Азии, и с идеалами укрепления социалистического лагеря, но в конечном счете она была связана с восстановлением независимости Китая под руководством научного знания. Отмечается, что запрос помощи со стороны Китая основывался на этических принципах. Когда Советский Союз лишил Китай помощи в сфере ядерных технологий, таких как атомная бомба, с точки зрения идеологии Китай оценил это как результат внедрения «теории мирного сосуществования» и пришел к выводу, что хрущевский ревизионизм является анти-марксистским. «Теория мирного сосуществования» Н. С. Хрущева основывалась на историческом развитии России и соответствовала реалиям Советского Союза. В то же время критика Китаем хрущевского ревизионизма, основанная на революционной доктрине марксизма-ленинизма, была обобщением, адаптированным к китайской действительности и основанным на свержении Китаем «трех больших гор», то есть империализма, феодализма и бюрократического капитализма. Подчеркивается, что СССР через свою помощь не только спровоцировал цивилизационно-идеологический конфликт, но также продемонстрировал свое превосходство, основанное на научном знании. Идеологическое противостояние Китая советскому ревизионизму позволило китайскому народу получить научные знания о своем национальном саморазвитии, преодолении зависимости от этики.
Актуальность и научная новизна исследования определяются важностью тематики Великой Отечественной войны для нашего государства, а также наметившимися тенденциями пересмотра роли и характера партизанского движения, способными привести к искажению исторической правды. Среди территорий, внесших особый вклад в победу над фашизмом, выделяется Брянский край, как регион наиболее интенсивного партизанского движения на территории РСФСР, принявшего всенародный характер и отличавшегося искренним желанием прогнать оккупантов с родной земли, направляемым и поддерживаемым правительством страны. Создание партизанского движения было жизненно необходимым в виду неудачно складывающихся военных действий на начальном этапе войны. Однако как центральные, так и местные органы власти допустили ряд ошибок в организации системы управления партизанской борьбой в 1941 г., вызванных непониманием ее специфики и стремлением превратить партизан во вспомогательные части регулярной армии. Это привело к фактически автономному развитию партизанского движения до середины 1942 г., когда эффект стихийности преобладал над организованностью, а наибольшую работу по унификации партизанской борьбы проводили органы НКВД. С организацией Центрального и Брянского штабов партизанского движения процесс упорядоченности народной борьбы стал набирать обороты, что привело, в конечном итоге, к подчинению партизан централизованному руководству к 1943 г. В исследовании рассматривается специфика организационных мероприятий партии и правительства и их конкретное влияние на развитие партизанского движения на разных этапах войны, а также борьба различных тенденций в системе управления партизанами, которые воплощали армейское и партийное руководство, а также органы госбезопасности.
В статье автором проанализировано какие инструменты и механизмы используют ведущие вузы России и Правительство РФ для привлечения и заинтересованности талантливых граждан из Китая. В 2023 году были опрошены студенты, магистранты, аспиранты из Китая, обучающиеся в ведущих вузах РФ. В рамках статьи представлены результаты интервьюирования позиционных экспертов (сотрудники центров (отделов) международного образования при вузах, профессора и т. д.). Был проведен анализ сайтов (сайты служб, отделов, департаментов по рекрутингу и сопровождению иностранных студентов) ведущих вузов, в которых учится больше всего граждан из Китая с целью выяснить, какие условия (возможности) созданы для поступающих (обучающихся) из КНР. Установлено, что для большинства граждан из Китая обучение в российских вузах является одним из этапов на пути построения успешной карьеры. Многие еще в Китае приняли решение, что после окончания вуза в РФ уедут продолжать учиться или работать в США, Канаду, Великобританию и т. д. Примерно у одной трети выпускников-бакалавров изменились планы. Изначально они не планировали продолжать обучение после получения высшего образования. Но заканчивая вуз в России, решили продолжить обучаться в РФ и получить еще и степень магистра. Установлено, что около одной пятой магистрантов из КНР поменяли свои планы и решили продолжить обучение в аспирантуре в РФ. Выявлено, что только незначительное число выпускников-магистрантов из КНР приняли решение остаться работать в РФ. В статье предлагаются рекомендации для совершенствования государственного механизма привлечения и заинтересованности талантливых абитуриентов из Китая.
В статье приводятся результаты социологического исследования муниципальной публичной политики в Вологодской области - на примере городского округа Вологда и Вологодского муниципального округа. Данный муниципальный округ присоединяется к процессу муниципальных преобразований, связанных с переходом к одноуровневой системе организационно-территориального устройства местного самоуправления. Показано, что в городском округе Вологда сложился разрывной тип публичной политики, связанный с пассивной позицией местной власти, выжидающей переходную ситуацию и занимающей пассивную позицию, что негативно сказывается на качестве взаимодействия с представителями малого и среднего бизнеса. Интегральный индекс муниципальной публичной политики показал, что преимущественно негативные оценки малого и среднего бизнеса и пассивная позиция местной власти привели к утрате партнерского духа коммуникативной составляющей в округе, что сказалось на неблагоприятном статусе основных сторон публичного взаимодействия. Вологодской муниципальный округ, включенный в процесс муниципальных преобразований, сформировал наиболее стратегически верный тип муниципальной публичной политики - партнерский, который позволяет использовать деловой и гражданский ресурс местного сообщества в целях более гладкого и конструктивного перехода к новой модели муниципального управления и снижения издержек репрезентативности общественных интересов основных целевых групп межсекторного взаимодействия в поле публичной политики. В этом отношении очень важен стилевой результат выбора проведения общественных изменений: - с опорой на диалоговые и партнерских принципы взаимодействия с деловой и гражданской инициативой, местным сообществом в целом, чтобы смягчить возможные дисфункции муниципальных преобразований и разрывные моменты муниципальной публичной политики, или опираясь на технологически-административный подход.
Актуальность статьи определяется развитием направления исследований в российской политологии - политикой идентичности в агломерациях. При том, что изучение агломераций как экономического феномена активно ведется уже несколько десятилетий, политика идентичности как стратегии формирования образа «своей» территории неэкономическими средствами, пока лишь начинает восприниматься учеными и политиками-практиками как значимая. Реальные практики осуществления политики идентичности в агломерациях традиционно связываются с действиями региональных властей в контексте формирования образа территории проживания как «своей» на уровне региона или города, выполняющего функции ядра агломерации с более чем многомиллионным населением. В российских условиях - это 14 областных центров, кроме того, два мегаполиса, Москва и Санкт-Петербург, являясь самостоятельными субъектами федерации, одновременно выполняют роль городов-регионов. Политика идентичности в данном случае касается формирования уникального образа территории в массовом сознании и позитивного образа «мы». В статье ставится вопрос о принципиально значимой роли муниципалитетов в осуществлении политики идентичности агломерации. Парадоксальным образом при очень небольших бюджетах местные власти имеют серьезный ресурс: возможность знакомства жителей между собой и формирования достаточно сплоченного сообщества за счет участия в совместных проектах по благоустройству и наведению порядка (в узкопрактическом и широком значении этого слова). Автор понимает, что формальное внедрение в перечень обязанностей управленцев на локальном, городском и региональном уровнях цели осуществления политики идентичности жителей агломерации будет восприниматься как ненужные дополнительные обязанности с трудно прогнозируемой перспективой практической реализации. Тем не менее приведенные примеры и описание возможных способов действий позволяет с определенной степенью оптимизма смотреть на этот процесс.
Социально-политические трансформации российского общества последних десятилетий оказали существенное влияние на процессы ценностного самоопределения и выбора ценностных ориентаций не только молодежи, но и поколений, чье становление проходило в советские годы. В периоды социально-политических трансформаций усугубляется проблема «отцов и детей», обостряется конфликт поколений. Размежевание ценностных ориентаций внутри общества оказывает влияние на его стабильность, создает риски устойчивому развитию. Осмысление этих явлений возможно в рамках «поколенческого подхода» и концепта «политических поколений». В рамках исследования по сравнению политических ценностей и ориентаций россиян поколений X и Z был проведен опрос в форме анкетирования. Анкетный опрос позволил определить специфику существующих в различных возрастных когортах современных россиян представлений о власти и политике, выявить среди респондентов ключевые ориентации на те, или иные политические ценности, выявить представления о государстве, в котором люди хотели бы жить. Результаты опроса показали, что традиционный конфликт отцов и детей продолжается, но в минимально обостренной форме. Так, старшему поколению в большей степени свойственен консерватизм в выборе ценностей и политических ориентациях, оно ориентировано на экономическую и политическую стабильность. Младшее поколение в большей степени ориентировано на перемены, но без коренной смены мировоззренческой парадигмы. Для обеих выборок свойственен запрос на справедливость и соблюдение правовых норм. Существенные различия касаются образа будущего в представлениях разных поколений. Представленные результаты исследования, на наш взгляд, отражают установленное на сегодняшний день ценностное состояние сознания россиян и задают направление дальнейшим глубинным исследованиям политических ценностей.
В статье рассматриваются различные точки зрения на современную политическую науку и практику восприятия российской цивилизации в сознании граждан России, и в сложившейся общественно-политической ситуации подчеркивается необходимость эффективного формирования общероссийской гражданской идентичности с целью повышения динамики развития и одновременного сохранения стабильности гражданского общества. По мнению автора, оба явления - и «российская цивилизация», и «общероссийская гражданская идентичность» - определяют развитие национального самосознания российских граждан, фиксируют важную роль российских традиционных ценностей и мировоззренческих позиций в определении российского государственного суверенитета. Особое внимание уделяется структуре гражданской идентичности, в которой обозначаются такие компоненты как когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный. Обоснованная авторская позиция подчеркивает необходимость формирования в первую очередь ценностно-мотивационного компонента в структуре гражданской идентичности, поскольку именно от его развития зависит потенциал дальнейшей гражданской активности личности и осмысление ею значимости российской цивилизации для сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей. Не вызывает сомнений, что гражданская идентичность отвечает за формирование социально ответственной личности как субъекта исторического действия, способного посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей реализовать действительное гражданское единство российского общества и российского государства - цивилизации. Автор обращает внимание, что политика государства в вопросах формирования и развития общероссийской гражданской идентичности с целью сохранения российской цивилизации в настоящее время систематизируется, основываясь на равноправном диалоге представителей органов государственной и муниципальной власти, политических, гражданских и этнических организаций по поводу объединяющей национальной идеи.
Издательство
- Издательство
- ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
- Регион
- Россия, Ярославль
- Почтовый адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- Юр. адрес
- 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
- ФИО
- Груздев Михаил Вадимович (Ректор университета)
- E-mail адрес
- rector@yspu.org
- Контактный телефон
- +7 (485) 2305661
- Сайт
- http://yspu.yar.ru/