В статье рассмотрено применение «коучинг»-технологии в образовательном процессе Белорусского государственного университета и Белорусского национального технического университета. Приведены различные подходы к определению понятия «коучинг», рассматриваются классификация и возможности применения «коучинг»-технологии при изучении математики в высшей школе с целью повышения эффективности личностно-ориентированного обучения студентов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.51635/27129926_2022_4_14
- eLIBRARY ID
- 50263149
В современном образовательном процессе обучение в высшей школе носит ярко выраженный субъект-субъектный характер, переход на который требует внедрения новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности студента, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. В связи с данным фактором в структуре педагогической поддержки студентов особое место занимает «коучинг»-технология – инновационная технология обучения, создающая условия для формирования личности студента как субъекта будущей профессиональной деятельности, способного к реализации своих потенциальных возможностей. Данная инновационная технология способствует актуализации внутренних ресурсов и преподавателя, и студента в достижении планируемого результата. В контексте образования «коучинг»-технология представляет собой способ оптимизации взаимоотношений между преподавателем и студентами, где преподаватель организует процесс поиска студентами лучших решений своих задач и воплощения их в жизнь, стимулирует и побуждает к повышению уровня личностного развития.
Список литературы
1. Амонашвили, Ш. А. (2001). Размышления о гуманной педагогике. Москва. Изд. дом Шалвы Амоношвили. EDN: YMNRLP
2. Аткинсон, М. & Чойс, Р. (2019). Достижение целей. Пошаговая система. Москва: Альпина Паблишер.
3. Бадак, Б. А. (2022). Об активной оценке в методике преподавания математики в высшей школе. Университетский педагогический журнал, 2.
4. Уитмор, Дж. (2005). Коучинг высокой эффективности. Москва: Международная академия корпоративного управления и бизнеса.
5. Уитворт, Л., Кимси-Хаус, Г. & Сэндал, Ф. (2004). Коактивный коучинг. Москва: Международная академия корпоративного управления и бизнеса. EDN: QXIKUH
6. Дауни, М. (2014). Эффективный коучинг. Уроки тренера коучей.
7. ЖУРНАЛ-И. (2013). Метка: принципы коучинга. Получено из http://img59.ru/2013/08/02/metka-principy-kouchinga.
8. International University Global Coaching. (2022). Что такое коучинг? Получено из https://coachuniver.ru/kompetencii-koucha-icf.
9. Сапронова, В. В. & Харина, Л. В. (2016). История становления и развития коучинга в образовании. VIII Международная научная конференция “Актуальные вопросы современной педагогики: материалы”, Самара: ООО “Издательство АСГАРД”, 13-15. EDN: VQCFBT
10. HR-портал. (2014). Коучинг как метод. Получено из https://hr-portal.ru/varticle/kouching-kak-metod.
11. Окуловский, О. И. (2012). Компетенции и компетентностный подход в обучении. Молодой ученый, 12. 499-500. EDN: RFYMHT
Выпуск
Другие статьи выпуска
В работе актуализируется задача повышения производительности труда на основе учета и активизации всех факторов с доминирующей опорой на личностные качества работников, выработкой у него интересов к профессиональному развитию и обучению. Реализация такого подхода осуществляется на основе создания системы и моделей социального партнерства, а также предлагаемых специальных кластеров. Эти кластеры должны формироваться на ключевых принципах и основаниях с учетом условий и особенностей региона: методов и моделей взаимодействия, координации, контроля и оценки построения нормативов организационно-функциональных структур. Развития новых форм сотрудничества направлено на раскрытие творческого потенциала каждой личности и создания итоговой общественной ценности как естественного следствия престижности труда в интересах всех его участников, включая общество и государство.
В статье рассматриваются инновационные ресурсы реформирования музыкального образования в педагогических университетах Китая в эпоху глобальной информатизации и распространения интернета. В частности, описывается возможность применения компьютерного обучения на музыкальных дисциплинах в нескольких аспектах - автоматизированная система обучения основным музыкальным навыкам и тренировка музыкального слуха в курсах сольфеджио, освоение многоуровневой информации по теории музыки, создание и управление сетевой системой как библиотекой ресурсов музыкальной подготовки, а также использование компьютерного обучения для закрепления полученных знаний на практике. Рассматриваются дидактические преимущества и методические установки применения автоматизированного обучения в музыкально-педагогических университета, которые, тем не менее, следует оптимально интегрировать с традиционными методами. Реформирование китайского музыкально-педагогического образования вузовского уровня в данном контексте отвечает требованиям интернационализации, непрерывного и индивидуализированного обучения в современных методологических подходах. Развитие и популяризация мультимедийных технологий предоставляет новое пространство для коррекции учебного процесса в различных музыкальных дисциплинах, создает новые возможности повышения качества подготовки специалистов в этой сфере.
В статье указывается, что китайская музыкальная культура наиболее богата традициями хорового пения. Музыкальное образование Китая в ХХ веке, обусловленное своеобразием исторического и общественного развития, претерпело значительные перемены и модернизацию с использованием педагогических технологий европейского типа. При этом Россия оказала существенное влияние на хоровую педагогику и музыкально-эстетическое воспитание в Китае. Общность политических и идеологических воззрений Китая и СССР в середине и второй половине XX века так же способствовали интенсивному культурному обмену, заимствованию Китаем просветительских и музыкально-педагогических технологий. Предпочтение в общем музыкальном развитии учащихся отдавалось хоровому пению, основным содержанием уроков музыки в школах являлась народная китайская музыка, которая преподавалась преимущественно в виде пения. На протяжении всего ХХ столетия влияние русской педагогики на структуру базового музыкального образования в Китае проявляется в приоритете художественно-содержательного смысла над внешним контуром нотного текста музыкального произведения. При этом доминирующими элементами в исполнительской интерпретации является авторская идея и замысел. Сближение России и Китая в плане передачи технологий музыкального обучения интенсивно происходит и в настоящее время. Несмотря на то, что в силу исторических обстоятельств этот процесс иногда прерывался, взаимообмен между странами никогда полностью не останавливался. История этого культурного сотрудничества носит характер обусловленности историческими и политическими процессами. Восприятие русской хоровой Школы и достижений русской культуры - доминирующий тренд стратегического развития системы общего музыкального образования в Китае сегодня.
В статье конкретизировано понятие «информационно-коммуникационные технологии», рассмотрены современные подходы к их классификации, а также описаны тенденции их использования в отечественной системе высшего образования. Установлено, что внедрение современных технологий существенно повлияет на процесс подготовки высококвалифицированных специалистов и потребует соответствующих знаний преподавательского состава. Определены преимущества и недостатки информационно-коммуникационных технологий, применяемых в вузах, а также охарактеризованы современные системы управления учебным процессом. Современным подходом к созданию тестов и интерпретации их результатов является педагогическая теория Item Response Theory (IRT), которая характеризуется уровнем сложности задания, уровнем подготовленности студента и дифференцирующим параметром задания.
В статье рассматриваются вопросы формирования экологического мировоззрения студентов технических специальностей и направлений подготовки. Показано, что для выхода на новый уровень экологического мышления выпускников инженерных вузов необходимо использовать целенаправленные педагогические подходы для развития природосообразной культуры и ответственного отношения бизнеса к окружающей среде. Представлена авторская позиция сущности понятия «экограмотность» и его составляющих компонент. Приведены примеры инновационной практики применения метода проектов в предметном обучении на различных этапах образовательной траектории. Отличительной особенностью представленной авторской методики является непрерывность формирования экограмотности в предметном обучении естественнонаучного цикла и, далее, в профессиональных дисциплинах. Акцентируется синергетический эффект проектов в предметном обучении для формирования устойчивого мышления, когда малые усилия или незначительные поступки приводят к значительным изменениям. Отмечено, что в процессе научного поиска студенты изучают результаты, полученные другими исследователями, что является важной задачей сегодняшнего дня, направленной на консолидацию усилий в определенных прорывных направлениях науки и техники. Многолетняя педагогическая практика и косвенные оценки студентов на интернет-экзамене отражают действенность метода учебно-исследовательских проектов в развитии экологического самосознания и для личностного выбора эффективного поведения в современном мире.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477