Психологическая характеристика спортсмена является важной составляющей его результативности. Данная статья посвящена изучению личностных факторов характера спортсменов. В исследовании был использован Пятифакторный личностный опросник. В опросе приняли участие 118 респондентов, которые являются представителями как командных, так и личных видов спорта. Вне зависимости от уровня сборной, спортсменам были присущи качества «экстраверсия», «привязанность», «самоконтроль», «экспрессивность», причем наибольший балл был выявлен у спортсменов из Всероссийских сборных. Также имела место тенденция к выраженности у спортсменов таких качеств, как спокойствие, расслабленность, эмоциональная комфортность, самодостаточность, эмоциональная стабильность. Были определены различия по ряду критериев с учетом возрастных и гендерных принадлежностей. В частности, по критериям «привязанность - обособленность» и «самоконтроль - импульсивность» в возрастной группе 14-17 лет полученный результат был несколько ниже, чем в группах 10-13 лет и 18+ лет. Кроме этого, была выявлена статистически более значимая тенденция к эмоциональной стабильности и самодостаточности у спортсменов мужского пола. Также был проведен анализ результатов с учетом разделения на группы по особенностям ведущей активности представленных видов спорта. Было выявлено, что у представителей цикличных, координационных или игровых видов спорта более выражены критерии «экстраверсия» и «экспрессивность», единоборств и пулевой стрельбы - «самоконтроль» и «практичность», шахматистов - «эмоциональная сдержанность». В работе показана важность и применимость методики для мониторинга психологической сферы спортсменов на практике
Идентификаторы и классификаторы
В опросе приняли участие 118 спортсменов. Респонденты являлись представителями как командных (67%) – баскетбол, волейбол, мини-футбол, народные танцы, спортивная аэробика, спортивно-бальные танцы, фитнес-аэробика, флорбол, футбол, хоккей, эстетическая гимнастика, так и индивидуальных видов спорта (33%) – легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, прыжки на батуте, пулевая стрельба, рукопашный бой, тайский бокс, художественная гимнастика, шахматы. Возрастно-половая характеристика выборки была следующей: 29.66% – спортсмены в возрасте 10–13 лет, 20.34% – спортсмены в возрасте 14–17 лет, 50% – совершеннолетние спортсмены; соотношение между представителями женского и мужского пола – 75% и 25%. 37.28% были представителями сборной клуба, 15.26% – города, 40.68% – области, 6.80% – России.
Список литературы
1. Баратова, С. С., Мавлянова З. Ф., Шарафова, И. А. Индивидуально-типологические особенности, обуславливающие выбор вида спортивной деятельности // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции, Москва, 18 февраля 2016 года. Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2016. С. 190- 191. EDN: VOBFLR
2. Ворожейкин, А. В. Педагогическая модель подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур с использованием ситуационных заданий: специальность 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры”: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ворожейкин Антон Владимирович, 2017. - 218 с. EDN: EBTPUA
3. Ворожейкин, А. В. Состояние и перспективные направления научных исследований по виду спорта “Рукопашный бой” на основе анализа научно-методической литературы / А. В. Ворожейкин, П. И. Тюпа, А. П. Волков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2020. - № 1(17). - С. 133-146. EDN: FGBLOD
4. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. Москва: Физкультура и спорт, 1970. 232 с.
5. Гурский А. В., Смирнов С. Н., Арканов Ю. М., Дазмаров Н. М. Специфика индивидуально-типологических особенностей спортсменов, специализирующихся в единоборствах, игровых и циклических видах спорта // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 493-495. EDN: OQTAXB
6. Дамадаева А. С. Гендерные исследования в спортивной психологии // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 1. С. 40-49. EDN: OUWQIT
7. Дубатовкин В. И., Олейник Е. Н. Психологическая подготовка спортсменов в интеллектуально-игровых видах спорта // Health-saving technologies. 2019. С. 16-23.
8. Завирохин Д. С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в пулевой стрельбе // Сибирский педагогический журнал. 2011. №. 7. С. 221-228. EDN: PEMATT
9. Камилов М. А. Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов // Вестник университета. 2014. № 17. С. 300-306. EDN: THVCKZ
10. Карлышев В. М., Подгорная Ю. Н. Психологические особенности спортсменов разнообразных видов спорта и с разной степенью успешности спортивного совершенствования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 425-432. EDN: ZYNIEH
11. Курьянович Е. Н., Яковлева Е. О., Шестов А. В. Анализ индивидуально-типологических особенностей спортсменов-пятиборцев высокого класса // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 1. С. 212-215. EDN: UZKEOY
12. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. № 7. С. 189-191. EDN: UKQQDJ
13. Родионова М. Х., Романина Е. В., Барчукова Г. В. Психологические факторы, влияющие на успешность в подготовке спортсменов, на примере настольного тенниса // Рудиковские чтения: материалы XII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта, Москва, 26-27 мая 2016 года. Москва: ФГБОУ ВПО “Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)”, 2016. С. 120-122. EDN: WEUSKF
14. Салькова Н. А. Важность организации психологической подготовки спортсменов к соревнованиям // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, №. 2. С. 85-90. EDN: RYXCDZ
15. Серова Л. К. Психологическая классификация видов спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 1 (155). С. 302-306. EDN: YODLAK
16. Синюшкина С. Д., Меркеева Е. О. Оценка психологической атмосферы в командах по фитнес-аэробике с учетом возрастных особенностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 548-552. EDN: BWFUKT
17. Cardiac diagnostics of student-athletes by the HRV method / I. Bocharin, M. Guryanov, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. - Vol. 21, No. 6. - P. 3496-3503. DOI: 10.7752/jpes.2021.06473 EDN: HVMGIZ
18. Effect of carbohydrate intake on endogenous hormones: Anabolic and catabolic orientation content of highly qualified sportsmen-combat athletes / А. Gryaznykh, M. Butakova, L. Grebenyuk [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. - Vol. 21, No. 3. - P. 1421-1428. DOI: 10.7752/jpes.2021.03181 EDN: JWICYM
19. Enhancing physical and functional fitness through the integration of health fitness elements in young gymnasts / E. V. Romanova, A. V. Vorozheikin, O. V. Bayankin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2023. - Vol. 23, No. 10. - P. 2685-2691. DOI: 10.7752/jpes.2023.10307 EDN: MBAGPN
20. Media project to improve digital competencies of sports coaches / N. Mischenko, M. Kolokoltsev, A. Vorozheikin [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2021. - Vol. 21, No. 6. - P. 3527-3533. DOI: 10.7752/jpes.2021.06477 EDN: CPRTUG
21. The use of “COMBI” training method for developing technical competence in 7-8-year-old football players / P. Kryzhevsky, N. Mischenko, M. Kolokoltsev [et al.] // Journal of Physical Education and Sport. - 2022. - Vol. 22, No. 1. - P. 153-159. DOI: 10.7752/jpes.2022.01019 EDN: CAEIIN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В современном спорте высших достижений одной из ключевых особенностей игроков, является их уровень функциональной подготовки. Флорбол - это один из молодых командных развивающихся видов спорта в Российской Федерации. На данный момент времени в нашей стране существует три лиги для состязаний взрослых мужских команд. Высшая лига - участвуют профессиональные спортивные коллективы. Первая лига, в которой принимают участие смешанные команды из ветеранов и молодых перспективных игроков и вторая лига (любительская), образовавшиеся только в 2024 году. Разработкой программ по физической подготовке спортсменов, занимающихся флорболом, уделяется малое количество времени и посвящено небольшое число научных работ. Даже не вовсех профессиональных клубах в РФ осуществляют работу тренеры по ОФП и СФП. Поэтому актуальностью исследования является изучения методов функциональной подготовки флорболистов. Целью работы является описать методологию развития функциональных тренировок во флорбольном клубе «Мининский», принимающий участие в высшей лиге по флорболу уже на протяжении четырех лет. В исследовании рассматриваются методы круговой тренировки с описанием функциональной анатомии, кроссфит тренинг и развитие специальной выносливости, путём беговых упражнений. Приводится многолетний педагогический эксперимент, описывается применения тренировок по физической подготовке во флорбольном клубе «Мининский». Авторы работы считают, что данное исследование поможет в будущем улучшить качественно подготовку взрослых профессиональных мужских команд по флорболу в Российской Федерации. И оно будет полезно практикующим тренерам по ОФП и СФП, осуществляющих работу в спортивных коллективах по хоккею с мячом в зале.
В связи с повышенными требованиями к личности спортсменов высокого класса спорт высших достижений часто определяют как экстремальный вид деятельности. Экстремальность в спорте высших достижений обусловлена объективными факторами: большие физические и эмоциональные нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному периоду, опасные ситуации, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, а также высокая конкуренция, характерная для любого вида спорта. Все это, как правило, может привести спортсменов к различным эмоциональным нарушениям, в том числе к эмоциональному выгоранию и синдрому перетренированности. Не смотря на широкий интерес к психологии спорта, отмечается недостаток исследований, направленных на изучение эмоциональных особенностей спортсменов высокого класса. Так же мало изучена проблема психологической подготовки спортсменов к соревновательным выступлениям. В связи с этим, целью исследования является, изучение синдрома перетренированности в спорте высших достижений. Так какпренебрегая рекомендациями относительно этапов тренировок и не учитывая особенности возникновения стресса у спортсмена, возрастает риск развития различных эмоциональных и физических нарушений, что вследствие может привести к раннему завершению спортивной карьеры и долгосрочной комплексной реабилитации. Изучение эмоционального состояния спортсменов проводилось с помощью следующих методов сбора эмпирических данных: Госпитальная шкала депрессии и тревоги (HADS), Самооценка психических состояний (Г. Айзенк), Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов). Математико-статистические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, Критерий Краскела-Уоллиса. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» 23.
Теоретические и практические проблемы системы оздоровления учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма можно решить на основе воспитательной, досуговой деятельности образовательных учреждений. Водный байдарочный туризм для внеклассной воспитательной работы со школьниками очень ценен: наряду с приобретаемыми навыками вождения байдарок и организации бивуака проводятся экологические исследования, дети знакомятся с памятниками природы и архитектуры своей малой родины: Кировской области. В связи с возрастанием антропогенной и техногенной нагрузки на природные объекты проведение комплексной оценки состояния территорий, является актуальной задачей в наши дни .В процессе байдарочного похода были выполнены следующие задачи: определен химический состав проб воды из р. Моломы и рек, впадающих в реку Молому на протяжении маршрута экспедиции, определен биотический индекс р. Моломы по пути следования экспедиции и степень покрытия лишайниками боров в процентах, замерен радиационный фон, произведена математическая обработка результатов экспедиции. Комплексная оценка состояния природных сред реки Моломы и ее берегов показала, что наблюдается ухудшение экологического состояния природных сред на протяжении маршрута экспедиции; наибольшему техногенному воздействию подтверждены природные среды в устье реки Моломы: степень лишайникового покрытия уменьшилась в 17 раз, химическое загрязнение реки увеличивается в 1,2 раза, уменьшается биотический индекс. Расчёт параметров корреляции показал, что между процентом лишайникового покрытия (использованы результаты 10-ти лицейских экспедиций) и индексом антропогенной нагрузки районов корреляция достоверна.
В данной статье на основании исследования, проведенного в Тихоокеанском Государственном Медицинском Университете, проводится анализ показателя физической активности во время беременности. Возрастная категория участников исследования составила диапазон от 20 до 75 лет, а результаты тестирования говорят о существенном влиянии периода беременности на их физическую деятельность. В ходе работы были определены возможные причины, повлиявшие на эффективность тренировок и типы нагрузок, предоставляемые респондентами.
Бронхиальная астма является одной из самых часто встречающихся патологий в современном мире. Актуальным представляется поиск путей повышения эффективности лечения и профилактики появления данного заболевания. Работа посвящена изучению эффективности занятий лечебной физической культурой при лечении бронхиальной астмы.Поставлены задачи:провести анализ научной литературы по проблеме исследования, оценить полученные данные у студентов медицинского университета, выявить число людей использующих ЛФК, как направление терапии, разработать рекомендации по улучшению качества жизни людей, страдающих бронхиальной астмой. Поведено анкетирование лиц, страдающих бронхиальной астмой. Всего в исследовании приняли участие 136 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Полученные результаты показали, что 70% опрошенных регулярно занимаются лечебной гимнастикой. Из них около 65% отметили улучшение самочувствия после начала занятий. Более половины участников опроса сообщили об уменьшении приступов затрудненного дыхания, снижении частоты дыхательных приступов улучшении общего качества жизни. Также 30% ответили, что не занимаются никаким видом спорта (или дополнительными видами физической активности) и не имеют представления об эффективности ЛФК по бронхиальной астме. Для респондентов был предложен комплекс необходимых упражнений для улучшения самочувствия лиц, страдающих бронхиальной астмой.Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что более 70% людей, страдающих бронхиальной астмой, занимаются двигательной активностью от 1-5 раз в неделю и считают ЛФК одним из важных направлений в терапии и профилактики заболевания.Также они уверяют, что лечебная гимнастикаоказывает положительное влияние на качество жизни, улучшает общее самочувствие, помогает улучшить дыхательную функцию и снизить частоту дыхательных приступов. Значительное количество людей, считающих ЛФК не эффективным в лечении и профилактике заболевания (30 %), может быть вызвано ограниченным доступом к информации, страхом и сомнениями, связанными с возможностью ухудшения состояния при астме во время занятий физическими упражнениями, а также отсутствием позитивного положительного опыта применения ЛФК для лечения и профилактики бронхиальной астмы.
Бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, во время течения которого возникает бронхиальная гиперреактивность. Данное заболевание появляется у людей любого возраста, но чаще всего она начинается с детского возраста - половина из таких людей с возрастом излечиваются от нее. Сейчас по приблизительным подсчётам от 300 до 500 миллионов людей на Земле страдают от этого заболевания, и ежедневно их число увеличивается. Повышенная физическая нагрузка у людей, больных астмой, может вызвать бронхоспазм. Однако, людям с таким недугом можно и нужно заниматься спортом. В данной статье мы рассмотрим, какие виды спорта подходят для лиц с бронхиальной астмой, положительную динамику, вызываемую физической активностью, а также виды спорта, усугубляющие течение заболевания. ;
Физическая культура имеет важное значение в жизни каждого человека. Она влияет на укрепление организма, помогает в развитии физических и психологических качеств, повышает общий иммунитет. Следует отметить, что физические упражнения широко используются для лечебных целей, в том числе и у пациентов с переломами нижних конечностей, так как помогают восстановить функциональные особенности конечности. Переломы нижних конечностей занимают ведущее место по статистке среди переломов, которые встречаются у человека. Переломы классифицируются на закрытые и открытые, могут быть со смещением костных отломков и без смещения. Надо отметить, что каждый перелом требует индивидуального подхода лечащего врача к программе лечения и реабилитации для того, чтобы минимизировать негативные последствия после проведенного лечения. Что бы восстановить конечность после таких переломов нужно комплексно воздействовать на конечность методами различных видов реабилитации, средствами физической культуры. Реабилитация на таких этапах лечения включает несколько этапов, выполнение которых обеспечивает максимальное восстановление поврежденной конечности: на первом этапе конечность фиксируют и проводят медикаментозное лечение, далее проводят комплексное укрепление мышечного тонуса, в результате чего уменьшается отечность конечности и спадает болевой синдром. Следующим этапом является восстановление мышечного тонуса конечности, а также координации движений и равновесия у пациента. Для восстановления функционирования нижней конечности используют различные методы реабилитации и упражнения. Использование физических упражнений помогает улучшить кровообращение конечности, укрепить мышечный тонус и связочный аппарат, помогает развить необходимую координацию движений. Как результат - поэтапное восстановление функционирования конечности и постепенное возвращение двигательной функции нижней конечности. Это помогает пациенту улучшить качество жизни и быстро адаптироваться. Для большинства пациентов с переломами нижних конечностей лечащие врачи тщательно подбирают средства и методы реабилитации. Для этого они используют помощь коллег - специалистов по медицинской реабилитации. Благодаря этому использование методов и средств реабилитации происходит с грамотным подходом и вследствие значительно уменьшает период реабилитации пациентов с переломами нижних конечностей. Специалисты учитывают при подборе методов и средств реабилитации индивидуальные особенности каждого пациента, степень травматизации конечности и фазу заживления перелома. Только благодаря этому можно добиться наибольшего эффекта от проводимого лечения и снижения рисков возникновения осложнений в период реабилитации. Из этого можно сделать вывод о том, что если лечение и процесс реабилитации происходит при грамотном подходе и участии квалифицированных специалистов, то процесс происходит быстрее и с минимизацией риска развития осложнений. ;
В наше время занятия спортом необходимы для комфортного существования человека, ведь так или иначе, как сейчас любят говорить - «У всех сидячий образ жизни». И это действительно большая проблема, ведь нельзя всю жизнь «просиживать штаны» и ничем не заниматься, это противоестественно природе человека. Все мы должны вести активный образ жизни - выходить на прогулки, заниматься спортом и следить за собственным здоровьем. Любая активность и спорт требуют осторожности при выборе конкретной обуви, вы должны обеспечить надлежащую поддержку вашей ступне, чтобы избежать возникновения или усугубления таких состояний, как бурсит, молоткообразная деформация пальцев, подошвенный фасциит и вросшие ногти на ногах (Брэдли Шеффер 2022). И действительно, с этим утверждением трудно поспорить, поэтому нам стало очень интересно, а чем люди руководствуются, когда покупают себе обувь для тех или иных целей. В этой статье мы постараемся дать ответ на поставленный вопрос.
В данной статье рассматривается актуальная проблема организации занятий физической культурой среди детейдошкольного возраста в рамках спортивных секций и кружков. Физическая активность играет ключевую роль в физическом и эмоциональном развитии детей, поэтому эффективная организация занятий становится приоритетной задачей. Основной целью исследования является выявление оптимальных методов организации занятий физической культурой для детей, направленных на максимизацию пользы и учебного эффекта. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: анализ существующих методик и программ физической активности для детей; изучение психофизиологических особенностей развития детей школьного и дошкольного возраста; оценка эффективности организации занятий физической культурой в различных форматах, таких как спортивные секции и кружки. Для достижения поставленных целей используется комплексный подход, включающий в себя анализ литературных источников, опрос родителей в онлайн формате с использованием Googleформы в качестве площадки, а также наблюдения за занятиями в спортивных секциях и кружках.Ожидается, что результаты исследования выявят оптимальные подходы к организации занятий физической культурой для детей школьного и дошкольного возраста. Эти результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций для тренеров и педагогов, а также для улучшения образовательных программ в области физической активности детей.
Во все времена у всех народов проблема готовности детей к школьному обучению остается актуальной. Этот процесс, помимо всего, должен быть направлен на укрепление здоровья, повышение уровня двигательной подготовленности и работоспособности. Решение этих вопросов имеет научно-прикладное значение. Основной целью работы являлись рассмотрение и обсуждение качественной подготовки детей к обучению в школе с учетом уровня их двигательной подготовленности. В качестве методов исследования использовались историко-теоретический и логический анализ, обобщение педагогического опыта, эмпирические методы анализа, сопоставления, аналогии. Результаты исследования рассмотрены и обсуждены в трех направлениях. Первое- о важности и необходимости двигательной подготовленности детей, поступающих в школу. Известные специалисты справедливо отмечают, что для поступления в школу с 6,5 лет ребенок должен быть, во-первых, готов физически, чтобы не уставать, и, во-вторых, психологически, эмоционально, интеллектуально. Второе- говоря о важности двигательной подготовленности, необходимо отметить, что в современном обществе отмечается прогрессирующая интеллектуализация практической деятельности, что равносильно и для сферы физического воспитания и спортивной тренировки. Поэтому уже с начала школьного обучения необходимо осуществлять взаимосвязь двигательного и интеллектуального развития школьников. Третье-одним из основных вопросов подготовки детей к школьному обучению является более эффективное и предметное использование возможностей физического воспитания. В этом отношении даны конкретные рекомендации. Успешность школьного обучения зависит от различных сторон подготовленности детей к школе-интеллектуальной, психологической, функциональной и особенно двигательной. Недостаточно подготовленные в этом отношении дети очень трудно адаптируются к школьному обучению и испытывают определенные трудности. На сегодняшний день эту проблему нельзя назвать решенной, что требует проведения дополнительных исследований.
Волонтерская деятельность практически всегда актуальна среди студенческой молодежи, особенно когда причины волонтерской работы согласуются с уже имеющимся опытом добровольчества. Цель данного исследования заключалась в изучении мотивационных особенностей по гендерному признаку и возрасту среди студентов вуза с использованием шести волонтерских функций (VFI) и анкетного опроса в отношении спортивной волонтерской деятельности. Установлено, что для студентов в возрасте 16-19 лет наиболее важными были такие функции как Понимание и Ценность. Девушки наиболее мотивированы на Ценность, Понимание и Совершенствование. Большая масса студентов в течение месяца наиболее активна, участвуя и помогая на различных спортивно-массовых мероприятиях. Однако, не менее половину всех респондентов не состоят в волонтерских отрядах, ориентированных на работу в спорте. Таким образом, разобщенность студенческой молодежи, из-за отсутствия добровольческого спортивного центра, не позволяет оптимизировать включение всех желающих и колеблющихся студентов в активную добровольческую работу на спортивных турнирах, чемпионатах и других спортивно-массовых мероприятий.
В статье поднимается проблема профессионального совершенствования инструктора по физической культуре в условиях современной образовательной среды дошкольной организации (ДО) на примере Уральского региона.Актуальность исследования обусловлена наличием выделенного противоречия между потребностями общества, образовательных систем в подготовке инструкторов по физической культуре, обладающих профессиональной компетентностью для решения задач по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практики подготовки таких специалистов в условиях современной образовательной среды ДОО. Представлена разработанная авторомструктура диагностических (контрольноизмерительных) материалов (тестов) для выявленияимеющихся профессиональных дефицитов педагогов, а также оценке уровня сформированности профессиональных компетенций. Приведена в виде схемымодель формирования профессиональной компетентности педагога - инструктора по физической культуредошкольной образовательной организации (ДОО).
Несколько последних десятилетий в двигательно-деятельностном развитии человека преобладают процессы гипокинезии, безусловно являющиеся причиной снижения уровня его физических кондиций и, как следствие, прогресса связанных с этим так называемых «заболеваний цивилизации» у большинства представителей современного мирового сообщества, в том числе и в сельской популяции. Второй закон Ж.Б. Ламарка о биологической адаптации позволяет утверждать о непосредственной взаимосвязи этих явлений, поскольку функциональное состояние большинства систем живого организма зависит непосредственно от интенсивности и напряженности двигательно-деятельностного взаимодействия индивида с окружающим биогеосоциоценозом. Разработка инновационных педагогических методов диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека, обладающих общедоступностью, информативностью и простотой исполнения, позволила бы более эффективно выполнять планирование, формирование и сохранение его двигательной сферы в современном мире на здоровьеобеспечивающем уровне. Цель исследования: разработка и апробация инновационных методик педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности сельских жителей. Материал. Исследование было выполнено на базе 24 учреждений общего среднего образования Брестской, Гродненской и Минской областей Республики Беларусь на контингенте 4135 человек в возрасте от 6 до 75 лет, являющихся субъектами образовательного пространства сельской школы.
Методы. В основу исследования были положены методы повседневного педагогического контроля (ведение дневника) двигательной активности (шагометрия), двигательной пассивности (хронометрия продолжительности малоподвижных видов деятельности) и постурального контроля (подсчет коррекций осанки) сельских жителей; анализ описательных статистик эмпирических данных педагогического контроля; теоретический анализ и синтез научно-исследовательской литературы и результатов собственных исследований.
Результаты: разработана и апробирована инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности человека и выполнена оценка повседневного двигательного режима сельского сообщества Республики Беларусь. Комплексная педагогическая оценка индивидуального ранга двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы составила 2,74 % из 100 возможных или 1 балл (низкий уровень).
Выводы. Согласно результатам исследования, инновационная методика педагогической диагностики двигательно-поведенческой деятельности субъектов образовательного пространства сельской школы является общедоступной, достаточно информативной и простой в исполнении, что является основанием для ее массового применения в сфере физической культуры на базе учреждений общего среднего образования сельской местности. Анализ описательных статистик позволяет заключить, что двигательно-поведенческое взаимодействие субъектов образовательного пространства сельской школы с современным сельским биогеосоциоценозом находится на низком уровне. Это может привести к значительному снижению функции основных систем организма человека и как следствие к регрессу функции двигательно-деятельностной сферы личности сельской популяции в целом.
Установки на долголетие, а именно желаемая и ожидаемая продолжительность жизни, являются важным предиктором самосохранительного поведения. Целью данного исследования выступило выявление различий в здоровьесберегательном поведении разных типов населения по установкам на долголетие. Информационной базой послужили данные очередного этапа социологического мониторинга физического здоровья населения Вологодской области, проведённого Вологодским научным центром РАН в 2022 году. В исследовании с помощью кластерного анализа осуществлена типология респондентов по соотношению показателей желаемой и ожидаемой продолжительности жизни Выделены 4 кластера (типа) населения: «выраженные установки на долголетие», «недостижимое долголетие 1», «недостижимое долголетие 2» и «невыраженные установки на долголетие». Проанализированы некоторые социально-демографические характеристики выделенных типов (пол, возраст, территория проживания, образование), а также мотивы и барьеры достижения желаемых сроков жизни. Выявлены отличия в практиках и мотивах здоровьесберегательного поведения разных типов населения по установкам на долголетие. Сделан вывод о том, что установки на долголетие неоднозначно влияют на заботу о здоровье. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке мероприятий политики формирования здорового образа жизни и активного долголетия.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/