EISSN 2414-0244
Язык: ru

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Архив статей журнала

СИНДРОМ ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ В СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (2024)
Выпуск: № 2 (34) (2024)

В связи с повышенными требованиями к личности спортсменов высокого класса спорт высших достижений часто определяют как экстремальный вид деятельности. Экстремальность в спорте высших достижений обусловлена объективными факторами: большие физические и эмоциональные нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному периоду, опасные ситуации, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, а также высокая конкуренция, характерная для любого вида спорта. Все это, как правило, может привести спортсменов к различным эмоциональным нарушениям, в том числе к эмоциональному выгоранию и синдрому перетренированности. Не смотря на широкий интерес к психологии спорта, отмечается недостаток исследований, направленных на изучение эмоциональных особенностей спортсменов высокого класса. Так же мало изучена проблема психологической подготовки спортсменов к соревновательным выступлениям. В связи с этим, целью исследования является, изучение синдрома перетренированности в спорте высших достижений. Так какпренебрегая рекомендациями относительно этапов тренировок и не учитывая особенности возникновения стресса у спортсмена, возрастает риск развития различных эмоциональных и физических нарушений, что вследствие может привести к раннему завершению спортивной карьеры и долгосрочной комплексной реабилитации. Изучение эмоционального состояния спортсменов проводилось с помощью следующих методов сбора эмпирических данных: Госпитальная шкала депрессии и тревоги (HADS), Самооценка психических состояний (Г. Айзенк), Методика определения доминирующего состояния: краткий вариант (Л.В. Куликов). Математико-статистические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, Критерий Краскела-Уоллиса. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» 23.

Сохранить в закладках
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОВ С ПОМОЩЬЮ ПЯТИФАКТОРНОГО ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА (2024)
Выпуск: № 2 (34) (2024)

Психологическая характеристика спортсмена является важной составляющей его результативности. Данная статья посвящена изучению личностных факторов характера спортсменов. В исследовании был использован Пятифакторный личностный опросник. В опросе приняли участие 118 респондентов, которые являются представителями как командных, так и личных видов спорта. Вне зависимости от уровня сборной, спортсменам были присущи качества «экстраверсия», «привязанность», «самоконтроль», «экспрессивность», причем наибольший балл был выявлен у спортсменов из Всероссийских сборных. Также имела место тенденция к выраженности у спортсменов таких качеств, как спокойствие, расслабленность, эмоциональная комфортность, самодостаточность, эмоциональная стабильность. Были определены различия по ряду критериев с учетом возрастных и гендерных принадлежностей. В частности, по критериям «привязанность - обособленность» и «самоконтроль - импульсивность» в возрастной группе 14-17 лет полученный результат был несколько ниже, чем в группах 10-13 лет и 18+ лет. Кроме этого, была выявлена статистически более значимая тенденция к эмоциональной стабильности и самодостаточности у спортсменов мужского пола. Также был проведен анализ результатов с учетом разделения на группы по особенностям ведущей активности представленных видов спорта. Было выявлено, что у представителей цикличных, координационных или игровых видов спорта более выражены критерии «экстраверсия» и «экспрессивность», единоборств и пулевой стрельбы - «самоконтроль» и «практичность», шахматистов - «эмоциональная сдержанность». В работе показана важность и применимость методики для мониторинга психологической сферы спортсменов на практике

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЕДИНОБОРСТВАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (2024)
Выпуск: № 1 (33) (2024)

В работе представлены результаты анализа существующих подходов к построению тренировочного процесса на этапе начальной подготовки детей в различных видах единоборств. Выявлена целевая установка, содержание и направленность эффективных средств и методических подходов, а также ряд педагогических условий, способствующих улучшению качества тренировочного процесса с заявленной категорией молодых спортсменов.

Сохранить в закладках