В настоящее время задача увеличения объемов применения литейных магниевых сплавов в перспективных изделиях авиакосмической и военной техники является актуальной. К механическим, коррозионным и технологическим характеристикам, а также условиям эксплуатации деталей из магниевых сплавов предъявляют высокие требования. Основной задачей технологов, разрабатывающих материалы и технологии производства сплавов системы Mg–Al–Zn–Mn, является получение сплавов с равноосной тонкодисперсной структурой, обеспечивающей высокий уровень свойств отливок и деталей.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 669. Металлургия. Металлы и сплавы
69.01. Сооружения и части зданий по видам строительных материалов - Префикс DOI
- 10.18577/2307-6046-2025-0-2-14-24
Одна из основных проблем современного авиастроения – невозможность обеспечения новых тактико-технических характеристик воздушных судов из-за их повышенной массы, уменьшить которую на 20–25 % можно за счет применения материалов пониженной плотности, в частности магниевых сплавов. Представляют интерес литейные технологии, при усовершенствовании которых возможно повышение эксплуатационных характеристик серийных и новых литейных магниевых сплавов. Проводятся исследования по изысканию новых процессов модифицирования [1–6].
Список литературы
1. Каблов Е.Н., Кондрашов С.В., Мельников А.А., Щур П.А. Применение приемлемых и адаптированных материалов, полученных методом 3D-печати (обзор) // Труды ВИАМ. 2022. № 2 (108). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 20.08.2024). DOI: 10.18577-6046-2022-0-2-32-51. EDN: YXDAOX
2. Каблов Е.Н. Материалы нового поколения и цифровые технологии их переработки // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 4. С. 331-334. EDN: PNUPYM
3. Каблов Е.Н., Акинина М.В., Волкова Е.Ф., Мостяев И.В., Леонов А.А. Исследование фазового состава и тонкой структуры литейно-магниевого сплава МЛ9 в литом и термообработанных состояниях // Авиационные материалы и технологии. 2020. № 2 (59). С. 17-24. DOI: 10.18577/2071-9140-2020-0-2-17-24 EDN: CUIPON
4. Каблов Е.Н., Белов Е.В., Трапезников А.В., Леонов А.А., Зайцев Д.В. Особенности упрочнения и кинетика старения литейного алюминиевого высокопрочного сплава на основе системы Al-Si-Cu-Mg // Авиационные материалы и технологии. 2021. № 2 (63). Ст. 03. URL: http://www.journal.viam.ru (дата обращения: 20.08.2024). DOI: 10.18577/2713-0193-2021-0-2-24-34 EDN: HYPCBS
5. Мухина И.Ю., Уридия З.П., Трофимов Н.В. Коррозионностойкие литейные магниевые сплавы // Авиационные материалы и технологии. 2017. № 2 (47). С. 15-23. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-2-15-23 EDN: YLXMUJ
6. Дуюнова В.А., Волкова Е.Ф., Уридия З.П., Трапезников А.В. Динамика развития магниевых и литейных алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2017. № С.С. 225-241. DOI: 10.18577/2071-9140-2017-0-S-225-241 EDN: YRVMBT
7. Трофимов Н.В., Токарев М.С., Мухина И.Ю., Уридия З.П. денции развития современных технологий модифицированные магниевые сплавы Теновные системы Mg-Al-Zn-Mn // Труды ВИАМ. 2024. № 1 (131). Ст. 03. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения: 21.08.2024). DOI: 10.18577/2307-6046-2024-0-1-27-34 EDN: PEXITD
8. Чухров М.В. Модифицированные магниевые сплавы. М.: Металлургия, 1972. 176 с.
9. Эмли Е.Ф. Основы технологии производства и обработки магниевых сплавов. М.: Металлургия, 1972. 488 с.
10. Способ модификации магниевых сплавов системы Mg-Al-Zn-Mn: пат.RU 2623965 C2 Рос. Федерация; заявл. 23.12.15; опубл. 27.06.17.
11. Способ модификации магниевых сплавов: пат.RU 2241775 C1 Рос. Федерация; заявл. 26.11.03; опубл. 10.12.04.
12. Способ модификации магниевых сплавов системы Mg-Al-Zn-Mn: пат.RU 2030470 C1 Рос. Федерация; заявл. 12.05.92; опубл. 10.03.95.
13. Способ модификации магниевых сплавов: пат.RU 2617078 C1 Рос. Федерация; заявл. 13.10.15; опубл. 19.04.17.
14. Способ модификации магниевых сплавов: пат.RU 2610579 C1 Рос. Федерация; заявл. 29.09.15; опубл. 13.02.2017.
15. Способность измельчения частиц магниевых сплавов с различными добавками влияет: пат. CN 114293054 А Китай; заявл. 12.08.21; опубл. 12.02.22.
16. Новое применение магниево-алюминиевой шпинели: пат. CN 108531760 А Китай; заявл. 17.04.18; опубл. 14.09.18.
17. Модификатор магниевого сплава и способ его получения: пат. CN 102676898 С Китай; заявл. 18.05.12; опубл. 19.09.12.
18. Модификатор магниево-алюминиевого сплава и способ его получения: пат. CN 115505804 А Китай; заявл. 28.09.22; опубл. 23.12.22.
19. Способ получения высокопрочного алюминиевого и магниевого сплавов: пат. CN 108624788 А Китай; заявл. 17.03.17; опубл. 09.10.18.
20. Амелин А.С. Критериальная оценка усадочной пористости в отливках из магниевых сплавов // Тез. док. XLIII Междунар. молодежь. науч. конф. «Гагаринские чтения 2017». М.: МАИ, 2017. С. 435. EDN: ZIJYWL
21. Дуюнова В.А. Методы защиты магниевых сплавов в отечественном литейном производстве с 1930-х гг. до настоящего времени // Литейщик России. 2010. № 10. С. 35-37. EDN: LOHMOF
22. Коробков К.С., Полянский И.П. Исследование режимов термической обработки химических и механических свойств отливок из магниевого сплава МЛ5пч // Современные материалы, техника и технологии. 2022. № 4 (43). С. 397-398. EDN: JSBLQK
23. Яровая Е.И., Леушин И.О., Спасская М.М., Ларин М.А. Эффективность управления литейными процессами // Черные металлы. 2018. № 3. С. 29-33.
24. Моисеев К.В., Смыков А.Ф., Бережной Д.В. Автоматизированное проектирование систем питания крупногабаритных корпусных отходов из легких сплавов // Технология легких сплавов. 2011. № 1. С. 69-72. EDN: PUUVXF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты экспериментального определения коэффициента трения и степени износа металлических композиционных материалов с никелевой и медной матрицей, армированных нитридами, в парах трения с разными марками сталей в условиях варьирования нагрузки и скорости скольжения. Показано, что независимо от матрицы композиционные материалы с нитридным армированием обладают высоким коэффициентом трения. При низких значениях скорости скольжения и нагрузки преобладает адгезионный механизм трения, но с увеличением данных параметров повышается доля абразивного механизма трения. Дополнительно проанализированы структуры исследуемых металлических композиционных материалов.
Для предотвращения механических повреждений экранов индикаторных приборов наиболее целесообразно применять защитные стекла на полимерной основе, которые можно интегрировать в готовую конструкцию. Для улучшения качества отображения информации необходимо снизить интенсивность бликов и обеспечить максимальное светопропускание данных изделий, этого можно достичь путем нанесения оптических покрытий. Представлены результаты исследований, направленных на получение четырехслойного антибликового покрытия из оксидов титана и кремния на полимерной пленке с клеевым слоем и без него, изучены их характеристики.
Рассмотрены основные методы и материалы для нанесения керамических слоев теплозащитных покрытий. Представлены основные способы изготовления материалов для различных методов нанесения керамических слоев теплозащитных покрытий (электронно-лучевой, магнетронное распыление и атмосферно-плазменное напыление). Показаны способы увеличения сферичности и прочности частиц порошковых материалов, что повышает стабильность и воспроизводимость процесса плазменного напыления.
Исследованы спеченные материалы следующего состава (NdwPrpDyzCex)–(Fe1‒yCoy)–B (w ≤ 0,44; x ≤ 0,13; p ≤ 0,45; z ≤ 0,41; y ≤ 0,26). Приведены гистерезисные кривые размагничивания по индукции и по намагниченности. Установлено, что примесь неодима и церия в исследованных количествах не оказывает отрицательного влияния на магнитные характеристики спеченных материалов. Таким образом, годные спеченные материалы из неочищенных редкоземельных металлов изготавливать можно, хотя величина температурного коэффициента индукции материалов такого состава недостаточна для применения в навигационных приборах.
Представлены результаты анализа образцов термопластичного полиуретана в среде авиационного керосина ТС-1 в различных условиях. Результаты анализа образцов методом гель-проникающей хроматографии позволяют предположить присутствие в образце компонентов с непрореагировавшими функциональными группами, позволяющими нивелировать воздействие разрушающих факторов в мягких условиях. Исследование комплексного влияния более жестких факторов с привлечением дополнительных методов анализа позволило более подробно оценить механизм разрушения материала и различные характеристики зон его разложения.
Представлен обзор научно-технической литературы, посвященной исследованию закалочной чувствительности деформируемых термически упрочняемых алюминиевых сплавов системы Al–Mg–Si (серия 6ХХХ). Проведен анализ современного состояния и последних достижений в данной области исследований. Рассмотрены факторы, влияющие на закалочную чувствительность данных сплавов. Изложены некоторые аспекты влияния пониженной скорости закалки на процесс старения и свойства материала. Выявлено, что важной тенденцией при изучении фазовых превращений сплавов серии 6ХХХ является применение дифференциальной сканирующей калориметрии и математического моделирования.
Исследованы структура, твердость и триботехнические характеристики электроискрового покрытия на основе высокоазотистой конструкционной стали системы легирования Fe–C–Cr–Mn–Mo–Ni–V. Установлено, что предельная толщина покрытия на основе стали составляет 34,5 мкм. При этом в процессе нанесения снижается концентрация азота в самом покрытии. Наилучшей износостойкостью обладают образцы с однослойным покрытием толщиной 18 мкм. Нанесение покрытия способствует увеличению износостойкости стали 30ХГСН2А более чем в 3 раза.
Издательство
- Издательство
- ВИАМ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- ул. Героев Панфиловцев, 20, корп. 1, стр. 4, Россия
- Юр. адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 17
- ФИО
- Яковлев Сергей Викторович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- admin@viam.ru
- Контактный телефон
- +7 (749) 9261867