Статья посвящена выдающемуся педагогу Иоганну Игнацу фон Фельбигеру (1724-1788), ярко проявившему себя в качестве ученого, учредителя учебных заведений, автора важных документов и учебных пособий, на многие десятилетия определивших содержание и характер школьного обучения в европейских странах и в России. Деятельность фон Фельбигера в области образования носила многосторонний характер. Он осуществлял практическое руководство учебным заведением, был преподавателем, генеральным комиссаром по образованию целой страны, наконец, он создал ценные законодательные акты, которые получили одобрение со стороны монархов и рядового учительства. Он обосновал идею первой в истории системы государственных школ и частично внедрил ее в практику. Со временем эта система, которая в некоторых странах получила название Саганской, стала общепринятой в Европе. Идеи фон Фельбигера получили развитие в Российской империи в период правления Екатерины II в процессе создания системы школьного образования. В 2024 г. исполняется 300 лет со дня его рождения. Наследие фон Фельбигера весьма значительно и заслуживает дальнейшего всестороннего изучения.
Идентификаторы и классификаторы
Вопросы реформиро вания образования постоянно нахо дятся в центре внимания руководства многих стран мира. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в аналитической записке отметил, что на протяжении всей истории человечества образование было «великим уравнителем», движущей силой государственного строительства и социального, культурного, экономического и технического прогресса.
Список литературы
1. Генеральный секретарь ООН: образование должно быть современным и соответствовать современным реалиям. - Текст: электронный. - URL: https://www.ungeneva.org/ru/news-media/news/2023/08/83668/glava-oon-obrazovanie-dolzhno-byt-aktualnym-i-sootvetstvovat-sovremennym-realiyam.4.8.2023.
2. Очерки по истории педагогики / под ред. Н. А. Константинова. - Москва: Изд-во Учпедгиз. - 1952. - 756 с. - Текст: непосредственный.
3. Пискунов, А. И. Фельбигер Иоганн Игнац / А. И. Пискунов. - Текст: непосредственный // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А. П. Горкин. - Москва. - Изд-во Большая российская энциклопедия. - 1999. -Т. 2. - 672 с.
4. Помелов, В. Б. Главные и малые народные училища Вятской губернии (к 225-летию создания системы светского образования в России) / В. Б. Помелов - Текст: непосредственный // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 73-81.
5. Помелов, В. Б. Дистервег как педагог и гражданин. К 230-летию со дня рождения / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2020. - № 9. - С. 115-121. EDN: VAXEDQ
6. Помелов, В. Б. Просвещение в Вятском крае (XIV - начало XX в.): монография / В. Б. Помелов. - Киров: Изд-во ВятГУ. - 2019. - 254 с. - Текст: непосредственный. EDN: SSIEGF
7. Помелов, В. Б. Содержание и методы работы в Вятском главном народном училище / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 11-17. EDN: PAMLXN
8. Помелов, В. Б. 100 великих педагогов / В. Б. Помелов. - Москва: Изд-во Вече. -2018. - 416 с. - Текст: непосредственный.
9. Фельбигер, И. И. О должностях человека и гражданина,: книга к чтению определенная в народных городских училищах Российской Империи, изданная по высочайшему повелению царствующей Императрицы Екатерины Вторыя. Четвертое тиснение / И. И. Фельбигер. - Санкт-Петербург: Типография Брейткопфа. - 1788. - 180 с. - Текст: непосредственный.
10. Хаванова, О. В. Возможности и ограничения стипендиальной системы Венгерского королевства в XVIII веке: благородный юноша Янош Черский / О. В. Хаванова. - Текст: непосредственный // Запад - Восток. - 2018. - №. 11. - С. 60-73. EDN: VRZHSM
11. Хаванова, О. В. Опыт создания первых грамматик в монархии Габсбургов: частная инициатива и регулирующее вмешательство государства (1760-1770-е годы) / О. В. Хаванова. - Текст: непосредственный // Центральноевропейские исследования. - 2020. - Том XI. - № 2. - С. 137-157. EDN: RBKJNY
12. Хаванова, О. В. Рождение эрцгерцога Иосифа и символическая дипломатия венского двора в 1741 году / О. В. Хаванова. - Текст: непосредственный // Славяноведение. - 2022. - № 5. - С. 5-17. EDN: CSHEJQ
13. Engelbrecht, H. Geschichte des ӧsterreichishen Bildungswesens. Erziehung und Unterricht auf dem Boden Ӧsterreichs. Bd. 3. Von der frűhen Aufklärung bis zum Vormärz / H. Engelbrecht. - Wien. - Ӧsterreichisher Bundesverlag. - 1984. -551 S. - Текст: непосредственный.
14. Felbiger, J. I. Beiträge zur Witterungsgeschichte des harten Winters im Jahre 1783/4 /j. I. Felbiger. - Pressburg: Anton Löwe. - 1784. - 23 pp. - Текст: непосредственный.
15. Felbiger, J. I. Geschichte des Winters zu Preßburg vom Jahre 1784/5 verglichen mit jener des vorhergehenden 1783/4 Jahres daselbst /j. I. Felbiger. - Preßburg: Weberische Schriften. - 1785. - 19 pp. - Текст: непосредственный.
16. Heppe, H. Felbiger, Johann Ignaz von. Allgemeine Deutsche Biographie / H. Heppe. Muenchen. Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. - Band № 6. - S. 610-611. - Текст: электронный. - URL: https://de.wikisource.orgw/index.php?title=ADB:Felbiger,_Ignaz_von&oldid=.
17. Khavanova, O. Fascination with uniform? Choosing between military and civil careers in the 18th century. Habsburg monarchy / O. V. Khavanova. - Hungarian Studies. - 2018. - Vol. 32. - № 1. - Pp. 113-133. - Текст: непосредственный. EDN: PYBIZK
18. Khavanova, O. V. “There are many hungarians at the college…”: the Vienna Theresianum and the hungarian aristorcracy. The culture of the aristocracy in the Habsburg monarchy, 1750-1820 / O. V. Khavanova. - Wien. - 2022. - Pp. 101-117. - Текст: непосредственный. EDN: PBWBKK
19. Klingenstein, G. Bildungskrise: Gymnasien und Universitäten im Spannungsfeld theresianisher Aufklärung. Maria Theresia und Ihre Zeit. Zur 200. Wiederkehr des Todestages, Hrsg. von Koshatzky / G. Klingenstein. - Wien: Residenz Verlag. - 1980. - S. 213-223. - Текст: непосредственный.
20. Kowalská, E. Johann Ignaz von Felbiger and the Hungarian Monarchy / E. Kowalská. - Studia Historica Slovaca. - 1995. - Vol. XIX. -Pp. 73-94. - Текст: непосредственный.
21. Kowalská, E. Uhorská etapa života Johanna Ignaza Felbigera / E. Kowalská. - Historický casopis. - 1994. - Vol. IVII. - Pp. 455-467. - Текст: непосредственный.
22. Melo, M., Pišút, P., Matečný, I. Johann Ignaz von Felbiger and his meteorological observations in Bratislava in the period 1783-1785 / M. Melo, P. Pišút, I. Matečný. - Meteorologische Zeitschrift. - 2016. - Vol. XXV. - №. 1. - Pp. 97-115. - Текст: непосредственный.
23. Melton, J. V. H. Absolutism and the eighteenth-century origins of compulsory schooling in Prussia and Austria /j. V. H. Melton. - Cambridge University Press. - 2002. - 288 pp. - Текст: непосредственный.
24. Mrukwa, J. Wklad Jana Ignacego Felbigera w reforme szkolnictwa podstawowego w drugiej polowine XVIII w. /j. Mrukwa // Slaskie studia historyczno-teologiczne. - 1980. - т. XIII. - S. 329-339. - Текст: непосредственный.
25. Szakál, J. A Magyar Tanítóképzés története (История подготовки венгерских учителей) /j. Szakál. Budapest: Hollóssy János Könyvnyomtató. - 1934. - 147 o. - Текст: непосредственный.
26. Schönebaum, H. Felbiger, Johann Ignaz von / H. Schönebaum // Neue Deutsche Biographie. - Band 5. - Berlin: Duncker & Humblot. - 1961. -S. 65. - Текст: электронный. - URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118532340.html.
27. Weber, N. Johann Ignaz von Felbiger / N. Weber // The Catholic Encyclopedia. - New York: Robert Appleton Company. - 1909. - P. 720. - Текст: электронный. - URL: http://www.newadvent.org/cathen/06027a.htm.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье актуализируется проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации средствами интегрированных занятий.
Интегрированные занятия являются средством развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста, поскольку способствуют достижению целевых ориентиров, заданных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Каждое интегрированное занятие направлено на развитие художественно-творческих, музыкальных способностей дошкольников, речевое развитие, приобретение знаний об окружающей действительности. Однако стоит отметить, что не все авторы делают акцент на развитии эмоциональной отзывчивости детей на художественные произведения. В методических пособиях, программах нет рекомендаций, какие методы и приемы помогут развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на произведения различных видов искусства, применяемых педагогами на интегративных занятиях.
В статье рассмотрена проблема формирования нравственных представлений дошкольников средствами национальных музыкальных традиций. Актуальность темы подтверждается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также в тексте Федеральной образовательной программы дошкольного образования. В каждом из этих документов формирование нравственных представлений рассматривается как важнейшая задача образовательного процесса.
Изучая проблему формирования нравственных представлений дошкольников, мы рассмотрели определения нравственных представлений нескольких авторов и пришли к выводу, что это чувственно-наглядные образы нравственно значимых понятий (явлений, событий), сохраненные в сознании человека и отражающие отношение человека к ним. Специфика нравственных представлений заключается в их образности, составном характере, осознанности и ситуативном сохранении в памяти как моделей поведения. Процесс формирования нравственных представлений всегда связан с изменением личности и ее адаптацией к внешним условиям, с саморазвитием личности и усложнением личностных структур.
Средством формирования нравственных представлений дошкольников являются национальные музыкальные традиции, которые несут в себе понятия общечеловеческих ценностей, учат дошкольников проявлять эмпатию, использовать нравственные понятия, являются кладезью примеров нравственного поведения.
Русскими педагогами воспитательный и обучающий потенциал народного музыкального искусства всегда оценивался очень высоко. Во многих работах отечественных педагогов можно найти рекомендации по использованию музыкального фольклора в педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста. В произведениях народного музыкального искусства объединен духовный опыт разных исторических вех. Именно поэтому сейчас песни, былины, сказания как формы национальных музыкальных традиций рассматриваются в качестве средства нравственного воспитания и формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста, которое может с успехом применяться в дошкольных образовательных организациях.
Статья посвящена проблеме воспитания этнической толерантности младших школьников через внеурочную деятельность. Особую актуальность проблема воспитания этнической толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо избегать ситуаций неравенства и национальной изолированности детей.
Многонациональный состав населения страны, социально-экономические и политические изменения последних десятилетий полностью преобразовали социально-демографическую ситуацию в российском обществе, что требует создание благоприятного этнопсихологического климата как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе.
В настоящее время в России наблюдается увеличение межкультурных контактов, национальных взаимодействий и этнической миграции населения. В школах учителям все чаще приходится работать с классами, где обучающиеся разных национальностей. В такой ситуации становится важной проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к другой культуре.
Актуальность исследования обусловлена изменениями в обществе, возрождением этнического самосознания народов России. Несмотря на многообразие этнокультурного облика России, в сфере педагогической деятельности всё еще недостаточно внимания уделяется воспитанию этнической толерантности.
Воспитание у младших школьников взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма считаются приоритетными в современной системе образования России. Любое человеческое общество, независимо от своих особенностей, формирует средства сохранения и передачи своих ценностей.
В статье рассматривается этимология терминов «толерантность» и «этническая толерантность», средства воспитания этнической толерантности младших школьников. Также описываются способы воспитания этнической толерантности у младших школьников. Выделяются особенности этого возраста, которые способствуют формированию национального характера, норм поведения и культурных традиций. Рассматриваются разнообразные направления внеурочной деятельности, которые создают благоприятную среду для воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста.
В статье рассматривается значение одного из оснований дифференциальной психологии В. Штерна - половозрастной дифференциации. Доказывается, что В. Штерн внес более значительный вклад в теорию пола, чем принято считать, более того, его творчество в данном аспекте просто игнорируется. Показана интеграция поло/гендерных оснований в науку, в данном случае, психологию. На основе его трудов раскрывается содержание подхода к изучению половых различий: дифференциация внутри пола, роль в этом биосоциальных детерминант, прикладное значение для психологии и педагогики, - что говорит о гендерном измерении пола с точки зрения состава характерных признаков понятия «гендер». Прослеживается эволюция взглядов В. Штерна на этот предмет. Выявлено значение не только теоретической, но и практической, и организационной деятельности ученого в обобщении, систематизации, распространении полученных экспериментальных результатов. Отмечается значительный вклад В. Штерна как выдающегося представителя формирующегося гендерного направления экспериментальной педагогики в развитие общей гендерной теории.
На основании впервые вводимого в научный оборот документального материала (из фондов Научного архива РАО), а также редких специализированных исследований, в статье реконструирован важный этап в развитии системы образования и реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Речь идет об инициативе Института дефектологии АПН РСФСР по организации учреждений для парализованных детей (1949 год). Показаны основные достижения в лечебно-образовательном сопровождении детей с НОДА к концу 30-х гг. XX в. и в первые послевоенные годы в Ленинграде и Москве. Представлены основные результаты научно-практических исследований сотрудников института (М. И. Рябцев и др.) по вопросам восстановления движения при параличах, формированию моторных навыков аномальных детей, коррекционно-воспитательной роли ручного труда. Предложены основные систематизированные положения проекта НИИ дефектологии, содержащие требования к организации учреждений для детей с параличами и деформациями конечностей.
Китайским университетам необходимо внедрить новые методы обучения иностранных студентов в ответ на растущее число иностранных студентов в Китае. Практическое обучение как полезное дополнение к аудиторному обучению может помочь иностранным студентам улучшить свое межкультурное понимание и навыки общения, улучшить свои навыки общения на китайском языке и лучше применять свои профессиональные знания. В настоящее время система подготовки иностранных студентов в китайских университетах нуждается в совершенствовании, а также в повышении способности иностранных студентов к межкультурной адаптации в Китае, поэтому необходимо укреплять практическое образование. Использование опыта практического преподавания в китайских университетах, совершенствование системы практического управления университетами и создание культурной атмосферы взаимопонимания и признания, основанной на межкультурном опыте, являются полезными способами повышения эффективности практического обучения иностранных студентов в Китае. Кроме того, “путь практического обучения в китайском стиле” для иностранных студентов также применим к России, где проживает большое количество иностранных студентов, и российские университеты могут почерпнуть для себя новые идеи.
В статье исследовано отношение современных школьников к образу известных политических деятелей русской, российской и советской истории. Проведен анализ современной ситуации отражения образов выдающихся исторических персонажей в российском обществе. Автором систематизированы основные факторы, влияющие на получение исторической информации современными школьниками, а также приведены результаты проведенного эмпирического исследования отношения учеников 9-х классов к образам Ивана IV (Грозного), Петра I (Великого), В. И. Ульянова (Ленина). Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи через наблюдаемые учебные действия.
Статья посвящена характеристике практических шагов по открытию первых дошкольных учреждений в России. В центре внимания - раскрытие практической педагогической деятельности и малоизвестные факты биографий создателей первого детского сада Софии Андреевны Люгебиль (1824-1914) и Карла Якимовича Люгебиль (1830-1887/1888). Показано значение их усилий по открытию 27 сентября 1863 г. первого российского детского сада. Приводятся воспоминания современников (Е. Н. Водовозова, журнал «Современник»), а также бывших учащихся частной гимназии К. И. Мая, в которой работала С. А. Люгебиль (А. Н. Бенуа, И. В. Петрашень). Характеризуются первые шаги в области организации дошкольного образования в России (А. С. Симонович, П. К. Задлер, фрёбелевские общества и фрёбелевские курсы, К. А. Луппова) и за рубежом (Р. Оуэн, Д. Бьюкенен, Ф. Фрёбель). Показано участие супругов Люгебиль в работе первого российского Педагогического общества, где их коллегами были П. Г. Редкин, К. Д. Ушинский, М. И. Косинский, А. С. Воронов и другие известные деятели российского образования.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/