Актуальность. Ситуация хирургического лечения обладает высоким стрессогенным потенциалом и создает условия для развития предоперационной тревоги, являющейся фактором риска неблагоприятных состояний в постоперационный период.
Цель: определить психологическое содержание и факторы, влияющие на риск развития предоперационной тревоги у детей младшего школьного возраста. Методология. Было обследовано 20 матерей и 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 8 до 10 лет с ортопедической патологией. Обследование каждого осуществлялось на 2-3-й день после госпитализации, за 3-5 дней до ожидаемого хирургического вмешательства. Психодиагностическое обследование ребенка включало: наблюдение, направленное на оценку степени выраженности признаков тревоги; структурированное интервью; опросник «Шкала явной тревожности у детей» (Children’s Manifest Anxiety Scale (CMAS)); визуальноаналоговую шкалу боли. Психодиагностическое обследование матери включало: анкетирование; опросник «Оценка уровня тревожности ребенка» (Захаров А. И.); опросник «Диагнос тика отношения к болезни ребенка» (ДОБР); опросник для оценки тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера (State Trait Anxiety Inventory (STAI)). Результаты и их анализ. У 80 % детей отмечались поведенческие признаки тревоги (настороженность, скованность, уклонение от контакта, неусидчивость, навязчивые действия, слезливость), адаптация к условиям больницы у значительной доли детей сопровождается нарушениями сна (40 %) и аппетита (60 %). Средние значения по опроснику CMAS соответствуют пограничному уровню (6,6 ± 0,52). На основании наблюдения и опроса была выделена подгруппа (5 мальчиков, 4 девочки) с высоким уровнем предоперационной тревоги. Значимых отличий детей с высоким уровнем предоперационной тревогой по полу, возрасту, составу семьи, наличию/отсутствию сиблингов, возрасту и образованию матери, опыту хирургического лечения, давности заболевания, уровню болевой симптоматики, информированности о лечении выявлено не было. Вместе с тем дети с высоким уровнем предоперационной тревоги отличались более выраженной личностной тревожностью (p = 0,03), чаще упоминали в качестве источника страха возможность врачебных ошибок, а их матери имели более высокий уровень ситуативной тревоги по STAI (p = 0,01) и большую выраженность установок на контроль активности ребенка по ДОБР (p = 0,04).
Заключение. Выраженная предоперационная тревога наблюдается почти у половины детей, ожидающих хирургического лечения, при этом фактором риска предоперационной тревоги выступает личностная тревожность ребенка, а также выраженная тревожная реакция матери и ее установка на ограничение активности ребенка.
Идентификаторы и классификаторы
Ситуация хирургического лечения обладает высоким стрессогенным потенциалом, о чем свидетельствует значительная распространенность нарушений психической адаптации и у детей, и у взрослых на пред- и послеоперационном этапах [1, 10]. По данным исследований, у детей в день операции риск выраженной предоперационной тревоги с существенными изменениями в эмоциональном фоне и поведении достигает 75 % [12, 18]. Значение предоперационной тревоги у детей определяется не только тем, что она отражает психическое неблагополучие ребенка, затрудняет коммуникацию и осуществление медицинских процедур, но и тем, что она повышает риск неблагоприятных состояний в постоперационный период (более выраженная болевая симптоматика, бóльшая потребность в анальгетиках, эмоциональноповеденческие отклонения) [7, 13, 17, 19].
Список литературы
1. Дубинина Е.А., Алехин А.Н. Психологические реакции детей на ситуацию хирургического лечения: обзор исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12, № 4. С. 5-26. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2023_n4/Dubinina_Alekhin (дата обращения: 20.02.2024). DOI: 10.17759/cpse.2023120401 EDN: CUADOM
2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
3. Каган В.Е., Журавлева И.П. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие / ред. Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. СПб., 1991. С. 30-34.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000. 304 с.
5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИИТЕК, 1976. 18 с.
6. Ayenew N.T., Endalew N.S., Agegnehu A.F., Bizuneh Y.B. Prevalence and factors associated with preoperative parental anxiety among parents of children undergoing anesthesia and surgery: A cross-sectional study // Int. J. Surg. Open. 2020. Vol. 24. Pр. 18-26. DOI: 10.1016/j.ijso.2020.03.004 EDN: NRLEEI
7. Chieng Y.J., Chan W.C., Klainin-Yobas P., He H.G. Perioperative anxiety and postoperative pain in children and adolescents undergoing elective surgical procedures: a quantitative systematic review //j. Adv. Nurs. 2014. Vol. 70, N 2. Pр. 243-255. DOI: 10.1111/jan.12205
8. Chow C., Rizwan A., Poulin L. [et al.]. Association of temperament with preoperative anxiety in pediatric patients undergoing surgery: A systematic review and meta-analysis // JAMA Network Open. 2019. Vol. 2, N 6. Р. e195614. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2019.5614
9. Davidson A.J., Shrivastava P.P., Jamsen K. [et al.]. Risk factors for anxiety at induction of anesthesia in children a prospective cohort study // Pediatr Anesth. 2006. Vol. 16. Pр. 919-927. DOI: 10.1111/j.1460-9592.2006.01904.x
10. Friedrich S, Reis S, Meybohm P, Kranke P. Preoperative anxiety // Curr Opin Anaesthesiol. 2022. Vol. 35, N 6. Pр. 674-678. DOI: 10.1097/ACO.0000000000001186 EDN: XDZJSQ
11. Gelinas C., Puntillo K.A., Levin P., Azoulay E. The Behavior Pain Assessment Tool for critically ill adults: A validation study in 28 countries // Pain. 2017. Vol. 158. Pр. 811-821. DOI: 10.1097/j.pain.0000000000000834
12. Getahun A.B., Endalew N.S., Mersha A.T., Admass B.A. Magnitude and Factors Associated with Preoperative Anxiety among Pediatric Patients: Cross-Sectional Study // Pediatric Health Med. Ther. 2020. Vol. 11. Pр. 485-494. DOI: 10.2147/PHMT.S288077 EDN: QMIPOC
13. Kain Z.N., Caldwell-Andrews A.A., Maranets I. [et al.]. Preoperative anxiety and emergence delirium and postoperative maladaptive behaviors // Anesth. Analg. 2004. Vol. 99, N 6. Pр. 1648-1654. 10.1213/01. ANE.0000136471.36680.97. DOI: 10.1213/01.ANE.0000136471.36680.97
14. Kain Z.N., Mayes L.C., O’Connor T.Z., Cicchetti D.V. Preoperative anxiety in children. Predictors and outcomes // Arch Pediatr Adolesc Med. 1996. Vol. 150. N 12. Pр. 1238-1245. DOI: 10.1001/archpedi.1996.02170370016002
15. Kain Z.N., Mayes L.C., Weisman S.J., Hofstadter M.B. Social adaptability, cognitive abilities, and other predictors for children’s reactions to surgery //j. Clin. Anesth. 2000. Vol. 12, N 7. Pр. 549-554. DOI: 10.1016/s0952-8180(00)00214-2
16. Kar S.K., Ganguly T., DasGupta C.S., Goswami A. Preoperative Anxiety in pediatric population: Anesthesiologists nightmare // Translational Biomedicine. 2015. Vol. 6, N 4. P. 30. DOI: 10.21767/2172-0479.100030
17. Karling M., Stenlund H., Hagglof B. Child behaviour after anaesthesia: associated risk factors // Acta Paediatr. 2007. Vol. 96, N 5. Pр. 740-747. DOI: 10.1111/j.1651-2227.2007.00258.x
18. Liu W., Xu R., Jia J. [et al.]. Research progress on risk factors of preoperative anxiety in children: A scoping review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022. Vol. 19, N 16. P. 9828. 10.3390/ ijerph19169828. DOI: 10.3390/ijerph19169828 EDN: UOFASS
19. Rabbitts J.A., Groenewald C.B., Tai G.G., Palermo T.M. Presurgical psychosocial predictors of acute postsurgical pain and quality of life in children undergoing major surgery //j. Pain. 2015 Vol. 16, N 3. Pр.226-234. DOI: 10.1016/j.jpain.2014.11.015
20. Spielberger C.D., Gorsuch R.L., Lushene R.E. Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1970. 24 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность. Психологические трудности крайне распространены среди пациентов с опухолевым поражением опорно-двигательного аппарата. Пациенты нередко недооценивают тяжесть своего состояния, что ведет к нереалистичным ожиданиям от лечения и формированию пассивной позиции в лечебном процессе, и это обусловливает актуальность изучения психологического статуса пациентов с опухолевым поражением костей и возможностей психологической помощи данной группе пациентов. Одной из основных мишеней клинико-психологических вмешательств в онкоортопедической клинике является качество жизни пациентов как совокупность переживаний и отношений, ориентированных на осмысление собственного существования, ценности здоровья и возможности личности устанавливать взаимосвязи с внешним миром в соответствии со своими потребностями и индивидуальными возможностями, в т. ч. и в условиях болезни. Цель работы - определение основных направлений психологического консультирования пациентов онкоортопедической клиники в соответствии с имеющимися данными об особенностях их качества жизни (КЖ) и эмоционально-личностной сферы. Методологию составляют анализ эмпирического опыта автора и дескриптивный анализ современной научной литературы, посвященной данной теме. Результаты исследования свидетельствуют о том, что каждая нозологическая группа пациентов в связи с обусловленностью основных параметров качества жизни клинической картиной конкретной формы опухолевого поражения костей нуждается в индивидуальном подходе в рамках психологического консультирования. Важным аспектом психологического консультирования в онкоортопедической клинике является работа с пациентом над видением возможности влиять на свое КЖ в ситуации заболевания и обширного хирургического лечения. Психологическое консультирование при ампутации нижней конечности показано пациентам на всех этапах лечения: в предопреационном периоде, в раннем послеоперационном периоде и на этапе реабилитации. Психологическая помощь в предоперационном периоде включает работу с острыми реакциями, вызванными необходимостью калечащей операции. Ранний послеоперационный этап ставит перед пациентом задачу изменения схемы тела и работы с фантомными ощущениями. Консультирование пациентов с опухолевым поражением позвоночника в предоперационном периоде целесообразно направлять на обсуждение реальной клинической ситуации и формирование корректных ожиданий от хирургического лечения, включая прогноз заболевания, возможный уровень физической и социальной активности, предполагаемые ограничения, ожидаемую интенсивность и распространенность болевых ощущений в послеоперационном периоде и длительность процесса реабилитации.
Заключение. В статье представлены основные направления работы с пациентами онко-ортопедической клиники, сформулированные на основании эмпирического опыта автора и дескриптивного анализа ключевых литературных источников по теме публикации.
Актуальность. Информирование родителей детей с нарушениями развития является одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода при организации комплексной помощи детям. Одной из задач детской патопсихологии является работа с семьей ребенка, включающая психологическое образование (просвещение) и психологическую поддержку родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития. Цель - выстроить структуру и определить содержание психологической образовательной программы для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Психологическая образовательная программа для родителей, воспитывающих детей с РАС, направлена на восполнение у родителей недостающих знаний об особенностях заболевания и формах медикаментозной и психолого-педагогической помощи детям с РАС. Программа состоит из семи еженедельных встреч продолжительностью 1,5-2 часа по следующим темам: знакомство; понятие «аутизм» и расстройства аутистического спектра; современные подходы к лечению и реабилитации детей с РАС, роль семьи в лечебно-реабилитационном процессе; особенности формирования и развития психических функций у детей с РАС; особенности эмоционального и коммуникативного развития у детей с РАС; особенности организации обучения и коррекционно-развивающих занятий для детей с РАС; подведение итогов, завершение работы группы.
Заключение. Разработка и проведение психологической образовательной программы для родителей должны рассматриваться как необходимое звено начального этапа оказания комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий ребенку с нарушением развития. Такие программы не требует значительных затрат и времени на обучение специалистов. Среди положительных эффектов психологического образования - изменение отношения родителей к болезни ребенка в направлении признания факта наличия у ребенка диагноза и повышение родительской приверженности в отношении рекомендаций мультидисциплинарной команды специалистов.
Актуальность. Известно, что войны каждой следующей эпохи существенно отличаются от войн эпохи предыдущей; современные локальные конфликты стали войной ракет, высокоточного оружия, дронов, электронного противодействия, что меняет и характер ранений. На этом фоне посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в частности у военнослужащих, возникшее после травматических событий, детерминирует сильный страх, беспомощность, ужас, вину, стыд, гнев, что снижает психологическое благополучие пострадавших людей, влияет на их психосоматическое состояние и создает сложности в плане их медикопсихологической поддержки.
Цель. Изучение влияния посттравматических стрессовых реакций на психологическую разумность у военнослужащих с боевой хирургической травмой (огнестрельные и неогнестрельные ранения, закрытые и открытые травмы, комбинированные поражения различными видами оружия, которые относятся к боевой хирургической патологии). Методология. Экспериментально-психологическое исследование по изучению влияния посттравматических стрессовых реакций на психологическую разумность у военнослужащих с боевой хирургической травмой было выполнено у мужчин в возрасте 35,83 ± 9,26 года, которые к моменту исследования находились на стационарном обследовании, лечении и реабилитации по поводу боевой хирургической травмы в соответствии и требованиями нормативных документов в 2022-2023 гг. в течение 6,28 ± 1,1 мес. (рассмотрение вопросов диагностики и лечения поражения целью данного исследования не являлось). Психометрические измерения выраженности посттравматических стрессовых реакций были проведены по Миссисипской шкале для оценки посттравматических реакций (военный вариант) [12], а психологической разумности - по Шкале психологической разумности [16] в адаптации на русском языке [9].
Результаты и их анализ. Установлено, что в группе пациентов с боевой хирургической травмой при проведении адекватных ситуации мероприятий медико-психологического сопровождения у большинства обследованных пациентов психосоматическая адаптация оценивается как хорошая. Больных с нарушением психологической адаптации выявлено немного; возможно, изменения связаны с преморбидными проблемами. Ведущим параметром психологической разумности явилась «Заинтересованность в сфере переживаний», что подразумевает вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки; то есть обследованные пациенты ощущают изменения в своих чувствах, осмысленнее подходят к пониманию собственного поведения и проявляют интерес к мотивам поведения других людей, что важно с точки зрения последующей социальной адаптации.
Заключение. Психологическая профилактика нарушений психической адаптации в непривычных условиях жизнедеятельности предполагает знание различных аспектов жизнедеятельности для формирования адекватного поведения в изменившихся условиях; это позволяет выделить группы риска, в отношении которых по показаниям необходимо проводить профилактические медико-психологические интервенции. Так, по разным данным, наиболее успешным подходом к решению проблемы считается комплексная стратегия, включающая в себя психофармакологические, психологические и реабилитационные методы воздействия на пострадавших.
Актуальность. ВИЧ-инфекция является инвалидизирующим заболеванием. Люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), с помощью современной антиретровирусной терапии (АРТ) могут значительно продлить свою жизнь и улучшить биологические показатели здоровья. Однако отсутствие специальных реабилитационных мероприятий для ЛЖВ в сочетании с нарастающей коморбидностью, включая нейрокогнитивные расстройства, может привести к прогрессированию патологии, снижению качества жизни. Целью аналитического обзора является изучение направлений и подходов, приемлемых для психологической реабилитации ЛЖВ.
Материалы и методы. В качестве основного метода нами был использован метаанализ. В поисковых системах eLIBRARY. RU, PubMed, APA PsycArticles были выбраны и описаны исследования, посвященные психологической реабилитации пациентов с ВИЧ-инфекцией в период развитой и доступной АРТ - с 2012 по 2023 г. Дополнительно при проведении анализа мы также опирались на собственный многолетний практический опыт психологических вмешательств и психологической помощи ЛЖВ.
Результаты. В общей сложности нами была проанализирована 51 работа, из них 19 написаны отечественными авторами и 32 - зарубежными. В отечественных рецензируемых
Актуальность. Акне - одно из наиболее частых заболеваний, поражающих до 85 % людей в возрасте от 12 до 25 лет и 30-40 % лиц старше 25 лет. Тяжелые формы заболевания встречаются в 5-14 % случаев, что более чем в 1/3 случаев требует серьезного, подчас длительного лечения у дерматолога. Психологический аспект явления и его влияние на повседневное функционирование по-прежнему редко упоминаются. Однако знание взаимосвязи между психологическим статусом и дерматологическим заболеванием необходимо для эффективной терапии акне. Цель исследования. Целью данного исследования является определение влияния гормонального статуса на индивидуальные психологические особенности личности у пациентов мужского пола, больных акне.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 86 человек, из них 58 больных мужского пола в возрасте 15-19 лет с тяжелой и среднетяжелой формой акне (группа больных), группу контроля составили 28 здоровых мужчин. Определялся гормональный статус обследованных (содержание в сыворотке крови кортизола, эстрадиола, пролактина, дигидротестостерона, свободного тестостерона, Т3, Т4). Анализ динамики изменения психологического состояния пациентов, страдающих акне, проводился с применением 16-факторного опросника Кеттелла. Статистическая обработка результатов исследования выполнена использованием пакетов прикладных программ Microsoft Excel.
Результаты. В группе пациентов 16-19 лет изменения в гормональной системе заключались в повышении уровней ДГТС, повышении сывороточной концентрации кортизола, Т3, в сравнении с группой здоровых лиц.
Заключение. При исследовании взаимосвязей между величинами гормонального статуса (эстрадиола, кортизола, СТС и ДГТС) в группе больных акне выявлены значимые сильные корреляционные связи между показателями гормонов (кортизол, Т3 и ДГТС) и психологическими характеристиками личности больных: менее выражены терпимость и эмпатия, решительность, открытость, отмечается снижение настроения.
Актуальность. Существует множество источников, посвященных исследованию выгорания, однако в современной психологической науке еще нет единого представления о механизмах его происхождения. Цель нашего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий. В исследовании приняло участие 229 человек: социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.
Материалы и методы. В работе был использован метод тестирования (опросник «Профессиональное выгорание», опросник волевого самоконтроля и т. д.) с последующей аналитикосинтетической обработкой полученных данных методом корреляционного анализа.
Результаты. Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии.
Заключение. Проведенное исследование может сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, помочь разработать психотерапевтическую стратегию по совладанию с выгоранием у специалистов социономических профессий.
Актуальность. В современном мире сердечно-сосудистые заболевания лидируют по уровню распространенности и вызываемой ими смертности. Одним из наиболее распространенных сердечно-сосудистых заболеваний является ишемическая болезнь сердца (ИБС). Современное лечение ИБС включает как фармакотерапевтические, так и кардиохирургические методы. Известно, что психологические факторы соучаствуют в этиопатогенезе болезни, могут влиять на течение и прогноз. Для планирования и совершенствования мероприятий психологической реабилитации целесообразно выявление особенностей психологических характеристик, их динамики в послеоперационном периоде. Традиционно исследования психологических особенностей пациентов проводятся в период стационарного лечения и направлены на выявление выраженности и динамики конкретных показателей (например, тревоги, депрессии, копинг-поведения, личностных особенностей и т. д.). Тем не менее в плане целостного понимания особенностей проявлений комплекса изучаемых характеристик, их взаимосвязей и изменений на разных этапах лечения и реабилитации представляет интерес подход, предполагающий изучение факторной динамики психологических показателей. Цель работы - выявление динамики психологических факторов на основе комплекса психологических характеристик (включая психоэмоциональную и когнитивную сферу, совлада-ющее поведение, качество жизни) у пациентов с ИБС после коронарного шунтирования. Материал и методы. Обследовано 254 пациента с ИБС, которым выполнялось коронарное шунтирование (КШ). Этапы исследования: 1) до операции; 2) после операции на этапе стационарного лечения; 3) через 3 месяца после операции. Использовался клиникопсихологический метод и следующие психодиагностические методики: Trail-Making Test (ТМТ-тест), проба «Запоминание 10 слов» (А. Р. Лурия), интегративный тест тревожности (ИТТ), шкала астенического состояния Л. Д. Малковой, Т. Г. Чертовой, опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R, опросники «Способы совладающего поведения» (ССП) Лазаруса (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья» (SF-36), личностный опросник «Большая пятерка» (Big five). Результаты и их анализ. Был выполнен факторный анализ полученных данных. Изучена факторная динамика. Фактор «Психопатологические проявления и снижение памяти, внимания» характеризуется тенденцией повышения на 2-м этапе и снижением на последнем этапе исследования. Фактор «Тревожно-фобические проявления»: в динамике выявлены тенденция понижения на 2-м и значимое усиление на 3-м этапе. Фактор «Направленность на совладание с трудностями»: выраженность фактора отчетливо и последовательно снижается от 1-го этапа исследования к 3-му. Фактор «Сниженное качество жизни и неудовлетворительное соматическое состояние»: отмечается значимое усиление выраженности данного фактора ко 2-му этапу исследования и его «падение» к 3-му этапу. Фактор «Невротические проявления тревожно-мнительного типа» наиболее выражен на 1-м этапе, ко 2-му этапу его выраженность уменьшается, но вновь повышается к 3-му. Фактор «Астенические проявления на фоне агрессивных тенденций» не характеризуется выраженной динамикой (отмечено лишь незначительное повышение выраженности данного фактора на 2-м этапе и «плавное» снижение на 3-м).
Заключение. В ходе обработки данных было получено 6 психологических факторов на основе изучаемых психологических характеристик. В результате изучения факторной динамики получены данные, представляющие значимость с практической точки зрения. В частности, для планирования психологических реабилитационных мероприятий особенно значимой является информация о повышении выраженности фактора «Тревожно-фобические проявления» на 3-м этапе исследования (до уровня, превышающего показатели доопераци-онного этапа); последовательное снижение (от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му этапу) фактора «Направленность на совладание с трудностями». Полученные результаты целесообразно учитывать в процессе реабилитации пациентов с ИБС после КШ.
Введение. Профессиональная деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, относится к экстремальной, нередко сопряженной с запредельными эмоциональными нагрузками, повышающими риск развития психических расстройств. Цель - оценить динамику развития психических расстройств у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Минобороны России за 13 лет с 2009 по 2021 г. Материал и методы. Объект исследования составили показатели первичной заболеваемости военнослужащих Минобороны России, проходящих военную службу по контракту (офицеры, прапорщики, старшины, сержанты и рядовые). Использовали данные из открытых ежегодных статистических сборников «Показатели состояния здоровья военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, а также деятельности военно-медицинских подразделений, частей и организаций». Показатели психических расстройств военнослужащих оценили на 10 тыс. человек (х10-4). Нозологии соотнесли с группами в V классе болезней «Психические расстройства и расстройства поведения» по Международной статистической классификации болезней и причин смерти, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10). Указаны среднегодовые уровни в виде средних арифметических показателей и их ошибок (M ± m). Результаты и их анализ. Уровень первичной заболеваемости психическими расстройствами у военнослужащих по контракту был (25,93 ± 1,12) • 10-4 с долей 0,5 % от всей первичной заболеваемости по 19 классам болезней по МКБ-10. Как правило, отмечалась динамика уменьшения заболеваемости по всем группам нозологий. Уровень первичной заболеваемости военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, психическими расстройствами в 2011-2021 гг. был статистически достоверно меньше (p < 0,001), чем у взрослого населения трудоспособного возраста. 1-й ранг значимости психических расстройств составили показатели невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств с уровнем (15,74 ± 0,80) • 10-4 и долей от структуры 60,8 %, 2-й ранг - психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ - (4,35 ± 0,60) • 10-4 и 16,8 %, 3-й ранг - органических, включая симптоматических, психических расстройств (1,56 ± 0,37) • 10-4 и 6,0 % соответственно. Совокупный удельный вес случаев по указанным причинам первичной заболеваемости психическими расстройствами военнослужащих по контракту составил 83,6 %.
Заключение. Проведение целенаправленных, исходя из преобладающих психических расстройств, и дифференцированных (с учетом категории военнослужащих) психопрофилактических мероприятий позволяет не только сохранить психическое здоровье военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, но и продлить их профессиональное долголетие.
Актуальность и цель. Психологическая реабилитация пациентов отделения первого психотического эпизода не теряет своей актуальности в силу молодого возраста, трудоспособности и высокого реабилитационного потенциала данной категории пациентов. Одним из тяжелых и драматичных проявлений болезни является повышенный риск суицидального поведения, связанный не только с психопатологическими переживаниями, но и с психологическим стрессом от факта заболевания, необходимости длительной психофармакотерапии, регулярного наблюдения. Поиск наиболее значимых клинических, социально-демографических и психологических характеристик пациентов с повышенным риском суицидальной активности является целью настоящего исследования. Материал и методы. Исследовано 139 пациентов: 60 (43,2 %) мужчин и 79 (56,8 %) женщин; средний возраст 25,65 ± 0,53 года. Среди этой выборки по результатам анализа медицинской документации были выделены две группы пациентов: с суицидальным риском (74 чел.) и без суицидального риска (65 чел.). Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью авторского структурированного интервью, батареи традиционных патопсихологических проб, опросника депрессивности А. Бека (BDI), тестов-опросников «Мини-мульт» и «Способы совладающего поведения» (ССП). Математико-статистическая обработка данных проводилась с помощью программ SPSS v. 25.0 и Excel 2010. Основные результаты. В группе пациентов с суицидальным риском по сравнению с пациентами без суицидального риска на статистически значимом уровне чаще встречаются следующие клинические и социально-демографические характеристики: молодой возраст (от 18 до 23 лет), невысокий образовательный уровень, диагноз F21.8 «Шизотипическое расстройство личности», сохранная критика к своему состоянию, положительная реакция на госпитализацию в психиатрический стационар, опыт психотерапии до госпитализации, низкая социальная активность и трудности социальной адаптации, конфликтные отношения в семье, наличие психотравмирующих событий, предшествовавших госпитализации, своеобразный внешний вид (тату, самопорезы); также у пациентов с повышенным риском суицида более выражены психологические характеристики: неустойчивость активного внимания, комплекс личност ных и поведенческих черт, измеряемых шкалами «Ипохондрия», «Депрессия», «Истерия», «Психопатия» и «Психастения» (Мини-мульт), «Конфронтация» и «Дистанцирование» (ССП).
Заключение. По результатам проведенного исследования пациентов, перенесших первый психотический эпизод, с наличием и отсутствием риска суицидального поведения, были получены статистически значимые различия по ряду клинических, социально-демографических и психологических параметров. На основании этих данных планируется разработать основные направления психопрофилактической и социореабилитационной работы с пациентами, перенесшими первый психотический эпизод.
Актуальность определяется необходимостью оценки клинических, медико- и клиникопсихологических особенностей пациентов, совершающих пассивный и активный выбор психотерапии, что является в настоящее время одной из самых сложных методологических задач в доказательной психотерапии. Цель - сравнительный анализ клинико-психологических характеристик больных с невротическими расстройствами, активно выбирающих психотерапевтическое лечение и принимающих участие в психотерапии пассивно. Методология. Основными методами, использованными в работе, были клинический и клинико-психологический. В настоящем исследовании описывается сравнительная динамика клинико-психологических характеристик прошедших психотерапевтическое лечение пациентов, активно и пассивно выбирающих психотерапию. Результаты и их анализ. Результаты предшествующих исследований показали, что более эффективным для пациентов являются активный выбор психотерапии как ведущего метода помощи, что подтверждалось снижением выраженности симптоматики и большинства клинико-психологических характеристик. У пациентов, которые пассивно выбирали психотерапию, несмотря на уменьшение страданий и улучшение ряда клинико-психологических характеристик, отмечалось также и снижение уровня «конструктивной агрессии», способствующего уменьшению желания открыто проявлять эмоциональные переживания, формировать и реализовывать свои жизненные цели. У таких пациентов отмечалось усиление отдельных симптомов, способствующих росту межличностной изоляции, снижался уровень интернальности в области отношения к здоровью и болезни. В настоящей публикации приводятся сравнительные данные двух групп - пациентов, активно выбирающих психотерапию, и пациентов, выбирающих психотерапию пассивно.
Заключение. Полученные данные указывают на специфичность динамики клинических и клинико-психологических характеристик и дают основания предполагать позитивное влияние активного выбора психотерапии на ее эффективность, а также говорить о большем адаптационном значении невротической симптоматики, направленной на управление межличностной дистанцией, у пациентов, пассивно выбирающих психотерапию.
Издательство
- Издательство
- ВЦЭРМ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 194044, город Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 4/2 литер а, помещ. 1н
- Юр. адрес
- 194044, город Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 4/2 литер а, помещ. 1н
- ФИО
- Алексанин Сергей Сергеевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- medicine@nrcerm.ru
- Контактный телефон
- +8 (812) 3393939
- Сайт
- https://nrcerm.ru/