Архив статей журнала
Актуальность. Психологические трудности крайне распространены среди пациентов с опухолевым поражением опорно-двигательного аппарата. Пациенты нередко недооценивают тяжесть своего состояния, что ведет к нереалистичным ожиданиям от лечения и формированию пассивной позиции в лечебном процессе, и это обусловливает актуальность изучения психологического статуса пациентов с опухолевым поражением костей и возможностей психологической помощи данной группе пациентов. Одной из основных мишеней клинико-психологических вмешательств в онкоортопедической клинике является качество жизни пациентов как совокупность переживаний и отношений, ориентированных на осмысление собственного существования, ценности здоровья и возможности личности устанавливать взаимосвязи с внешним миром в соответствии со своими потребностями и индивидуальными возможностями, в т. ч. и в условиях болезни. Цель работы - определение основных направлений психологического консультирования пациентов онкоортопедической клиники в соответствии с имеющимися данными об особенностях их качества жизни (КЖ) и эмоционально-личностной сферы. Методологию составляют анализ эмпирического опыта автора и дескриптивный анализ современной научной литературы, посвященной данной теме. Результаты исследования свидетельствуют о том, что каждая нозологическая группа пациентов в связи с обусловленностью основных параметров качества жизни клинической картиной конкретной формы опухолевого поражения костей нуждается в индивидуальном подходе в рамках психологического консультирования. Важным аспектом психологического консультирования в онкоортопедической клинике является работа с пациентом над видением возможности влиять на свое КЖ в ситуации заболевания и обширного хирургического лечения. Психологическое консультирование при ампутации нижней конечности показано пациентам на всех этапах лечения: в предопреационном периоде, в раннем послеоперационном периоде и на этапе реабилитации. Психологическая помощь в предоперационном периоде включает работу с острыми реакциями, вызванными необходимостью калечащей операции. Ранний послеоперационный этап ставит перед пациентом задачу изменения схемы тела и работы с фантомными ощущениями. Консультирование пациентов с опухолевым поражением позвоночника в предоперационном периоде целесообразно направлять на обсуждение реальной клинической ситуации и формирование корректных ожиданий от хирургического лечения, включая прогноз заболевания, возможный уровень физической и социальной активности, предполагаемые ограничения, ожидаемую интенсивность и распространенность болевых ощущений в послеоперационном периоде и длительность процесса реабилитации.
Заключение. В статье представлены основные направления работы с пациентами онко-ортопедической клиники, сформулированные на основании эмпирического опыта автора и дескриптивного анализа ключевых литературных источников по теме публикации.
Актуальность. Ситуация хирургического лечения обладает высоким стрессогенным потенциалом и создает условия для развития предоперационной тревоги, являющейся фактором риска неблагоприятных состояний в постоперационный период.
Цель: определить психологическое содержание и факторы, влияющие на риск развития предоперационной тревоги у детей младшего школьного возраста. Методология. Было обследовано 20 матерей и 20 детей (10 мальчиков, 10 девочек) в возрасте от 8 до 10 лет с ортопедической патологией. Обследование каждого осуществлялось на 2-3-й день после госпитализации, за 3-5 дней до ожидаемого хирургического вмешательства. Психодиагностическое обследование ребенка включало: наблюдение, направленное на оценку степени выраженности признаков тревоги; структурированное интервью; опросник «Шкала явной тревожности у детей» (Children’s Manifest Anxiety Scale (CMAS)); визуальноаналоговую шкалу боли. Психодиагностическое обследование матери включало: анкетирование; опросник «Оценка уровня тревожности ребенка» (Захаров А. И.); опросник «Диагнос тика отношения к болезни ребенка» (ДОБР); опросник для оценки тревожности «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Спилбергера (State Trait Anxiety Inventory (STAI)). Результаты и их анализ. У 80 % детей отмечались поведенческие признаки тревоги (настороженность, скованность, уклонение от контакта, неусидчивость, навязчивые действия, слезливость), адаптация к условиям больницы у значительной доли детей сопровождается нарушениями сна (40 %) и аппетита (60 %). Средние значения по опроснику CMAS соответствуют пограничному уровню (6,6 ± 0,52). На основании наблюдения и опроса была выделена подгруппа (5 мальчиков, 4 девочки) с высоким уровнем предоперационной тревоги. Значимых отличий детей с высоким уровнем предоперационной тревогой по полу, возрасту, составу семьи, наличию/отсутствию сиблингов, возрасту и образованию матери, опыту хирургического лечения, давности заболевания, уровню болевой симптоматики, информированности о лечении выявлено не было. Вместе с тем дети с высоким уровнем предоперационной тревоги отличались более выраженной личностной тревожностью (p = 0,03), чаще упоминали в качестве источника страха возможность врачебных ошибок, а их матери имели более высокий уровень ситуативной тревоги по STAI (p = 0,01) и большую выраженность установок на контроль активности ребенка по ДОБР (p = 0,04).
Заключение. Выраженная предоперационная тревога наблюдается почти у половины детей, ожидающих хирургического лечения, при этом фактором риска предоперационной тревоги выступает личностная тревожность ребенка, а также выраженная тревожная реакция матери и ее установка на ограничение активности ребенка.
Актуальность. ВИЧ-инфекция является инвалидизирующим заболеванием. Люди, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), с помощью современной антиретровирусной терапии (АРТ) могут значительно продлить свою жизнь и улучшить биологические показатели здоровья. Однако отсутствие специальных реабилитационных мероприятий для ЛЖВ в сочетании с нарастающей коморбидностью, включая нейрокогнитивные расстройства, может привести к прогрессированию патологии, снижению качества жизни. Целью аналитического обзора является изучение направлений и подходов, приемлемых для психологической реабилитации ЛЖВ.
Материалы и методы. В качестве основного метода нами был использован метаанализ. В поисковых системах eLIBRARY. RU, PubMed, APA PsycArticles были выбраны и описаны исследования, посвященные психологической реабилитации пациентов с ВИЧ-инфекцией в период развитой и доступной АРТ - с 2012 по 2023 г. Дополнительно при проведении анализа мы также опирались на собственный многолетний практический опыт психологических вмешательств и психологической помощи ЛЖВ.
Результаты. В общей сложности нами была проанализирована 51 работа, из них 19 написаны отечественными авторами и 32 - зарубежными. В отечественных рецензируемых
Актуальность. Акне - одно из наиболее частых заболеваний, поражающих до 85 % людей в возрасте от 12 до 25 лет и 30-40 % лиц старше 25 лет. Тяжелые формы заболевания встречаются в 5-14 % случаев, что более чем в 1/3 случаев требует серьезного, подчас длительного лечения у дерматолога. Психологический аспект явления и его влияние на повседневное функционирование по-прежнему редко упоминаются. Однако знание взаимосвязи между психологическим статусом и дерматологическим заболеванием необходимо для эффективной терапии акне. Цель исследования. Целью данного исследования является определение влияния гормонального статуса на индивидуальные психологические особенности личности у пациентов мужского пола, больных акне.
Материалы и методы. В исследовании приняло участие 86 человек, из них 58 больных мужского пола в возрасте 15-19 лет с тяжелой и среднетяжелой формой акне (группа больных), группу контроля составили 28 здоровых мужчин. Определялся гормональный статус обследованных (содержание в сыворотке крови кортизола, эстрадиола, пролактина, дигидротестостерона, свободного тестостерона, Т3, Т4). Анализ динамики изменения психологического состояния пациентов, страдающих акне, проводился с применением 16-факторного опросника Кеттелла. Статистическая обработка результатов исследования выполнена использованием пакетов прикладных программ Microsoft Excel.
Результаты. В группе пациентов 16-19 лет изменения в гормональной системе заключались в повышении уровней ДГТС, повышении сывороточной концентрации кортизола, Т3, в сравнении с группой здоровых лиц.
Заключение. При исследовании взаимосвязей между величинами гормонального статуса (эстрадиола, кортизола, СТС и ДГТС) в группе больных акне выявлены значимые сильные корреляционные связи между показателями гормонов (кортизол, Т3 и ДГТС) и психологическими характеристиками личности больных: менее выражены терпимость и эмпатия, решительность, открытость, отмечается снижение настроения.
Актуальность определяется необходимостью оценки клинических, медико- и клиникопсихологических особенностей пациентов, совершающих пассивный и активный выбор психотерапии, что является в настоящее время одной из самых сложных методологических задач в доказательной психотерапии. Цель - сравнительный анализ клинико-психологических характеристик больных с невротическими расстройствами, активно выбирающих психотерапевтическое лечение и принимающих участие в психотерапии пассивно. Методология. Основными методами, использованными в работе, были клинический и клинико-психологический. В настоящем исследовании описывается сравнительная динамика клинико-психологических характеристик прошедших психотерапевтическое лечение пациентов, активно и пассивно выбирающих психотерапию. Результаты и их анализ. Результаты предшествующих исследований показали, что более эффективным для пациентов являются активный выбор психотерапии как ведущего метода помощи, что подтверждалось снижением выраженности симптоматики и большинства клинико-психологических характеристик. У пациентов, которые пассивно выбирали психотерапию, несмотря на уменьшение страданий и улучшение ряда клинико-психологических характеристик, отмечалось также и снижение уровня «конструктивной агрессии», способствующего уменьшению желания открыто проявлять эмоциональные переживания, формировать и реализовывать свои жизненные цели. У таких пациентов отмечалось усиление отдельных симптомов, способствующих росту межличностной изоляции, снижался уровень интернальности в области отношения к здоровью и болезни. В настоящей публикации приводятся сравнительные данные двух групп - пациентов, активно выбирающих психотерапию, и пациентов, выбирающих психотерапию пассивно.
Заключение. Полученные данные указывают на специфичность динамики клинических и клинико-психологических характеристик и дают основания предполагать позитивное влияние активного выбора психотерапии на ее эффективность, а также говорить о большем адаптационном значении невротической симптоматики, направленной на управление межличностной дистанцией, у пациентов, пассивно выбирающих психотерапию.
Актуальность. Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни. При этом риск в профессиональной деятельности военнослужащих следует рассматривать одновременно в качестве специфической характеристики и одного из главных стресс-факторов при выполнении служебных задач. Успешность профессиональной военной деятельности, таким образом, не только подразумевает высокий уровень специальных знаний и умений, но и требует высокой нервно-психической устойчивости военнослужащего, что выводит на первый план психологические особенности личности. Формирование синдрома профессионального выгорания у военнослужащих приводит как к снижению эффективности служебной деятельности, так и увеличению числа ошибочных действий, приводящих к трагическим последствиям, что определяет актуальность и важность изучения данной проблематики. Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 военнослужащих: мужчины в возрасте 19-30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации от 1 года до 10 лет, служащие по контракту. С использованием методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», MBI, методики психического выгорания А. Рукавишникова изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.
Результаты. В ходе выполнения исследования определено наличие статистически значимой (р ≤ 0,01) связи между стажем воинской службы и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих. Признаки профессионального выгорания, выраженные в разной степени, выявлены в обеих исследованных группах (со стажем службы менее и более 5 лет). При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выраженными оказались: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания. Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.
Заключение. С опорой на структуру негативных изменений выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности. Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.
Введение. Неснижающееся количество контртеррористических операций, локальных боевых действий сопровождаются развитием боевого стресса у значительного числа участников вооруженных конфликтов (комбатантов), которым требуется медико-психологическая помощь. Цель - выявить согласованность показателей нарушений психической адаптации у комбатантов с использованием оригинальных и коротких скрининговых методик для задач психологической коррекции. Материал и методы. Обследовали 163 комбатанта, в возрасте (34,3 ± 0,7) года. Средний срок участия в специальной военной операции - 7 [3; 12] мес. Обследование проводили с использованием психологических оригинальных тестов и скрининговых методик, направленных на оценку посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) - военным вариантом миссисипской шкалы ПТСР и Primary Care Posttraumatic Stress Disorder (PC-PTSD-5), проявлений тревожности - шкалой тревоги Бека и General Anxiety Disorder-7 (GAD-7), депрессивных проявлений - шкалой депрессии Бека и Patient Health Questionnair-9 (PHQ-9). Установочное поведение оценивали при помощи 10 адаптированных вопросов на искренность из стандартизированного метода исследования личности. В тексте представлены медианы с верхним и нижним квартилем (Me [Q1; Q3]). Согласованность результатов оригинальных и коротких скрининговых методик оценивали коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Результаты и их анализ. Средние результаты шкалы на искренность составили 7 [6; 8] баллов, что свидетельствовало о достаточно хорошей достоверности данных обследования. Результаты по миссисипской шкале оказались 71 [63; 84] балл, по PC-PTSD-5 - 2 [1; 3] балла. Их можно было характеризовать как отсутствие нарушений психической адаптации и низкую вероятностью развития ПТСР соответственно. Согласованность показателей - умеренная, положительная и статистически достоверная (r = 0,588; p < 0,001). Оценки по шкале тревоги Бека оказались 10 [4; 18] баллов, по скриниговой методике GAD-7 - 5 [2; 6] баллов. Результаты показывали на низкую или умеренную тревожность соответственно. Согласованность показателей - умеренная, положительная и статистически достоверная (r = 0,598; p < 0,001). Средние показатели по шкале депрессии Бека составили 7 [3; 12] баллов, по скриниговой методике PHQ-9 - 5 [3; 8] баллов. Эти данные показывали отсутствие или легкую степень депрессии соответственно. Согласованность показателей - сильная, положительная и статистически достоверная (r = 0,795; p < 0,001).
Заключение. Проведенные исследования показали, что короткие скрининговые методики с высокой долей вероятности определяют заявленные психологические качества у комбатантов, оцениваемые оригинальными тестами. Их результатам можно доверять, а методики рекомендуется использовать для задач психологической коррекции и психотерапии.
Актуальность. На сегодняшний день одной из самих острых и комплексных проблем гастроэнтерологии являются воспалительные заболевания кишечника (ВЗК), поскольку это хронические рецидивирующие заболевания тяжелого течения, диагностируемые в молодом возрасте и требующие сложного пожизненного лечения. Такое заболевание оказывает негативное влияние на качество жизни и адаптацию больных с ВЗК, а течение заболевания может быть связано со способами совладания и личностными ресурсами, а также с эмоциональным состоянием пациентов. Целью исследования является изучение взаимосвязи механизмов психологической адаптации (стратегий и личностных ресурсов копинга) с эмоциональным состоянием пациентов с ВЗК.
Материалы и методы. Исследован 31 пациент с ВЗК: 24 пациента с диагнозом «болезнь Крона» (K50) и 7 - с язвенным колитом (K51), из них 18 (57,7 %) мужчин и 13 (42,3 %) женщин, средний возраст 29,66 ± 8,23 года. В исследовании применялись следующие психодиагностические методы: шкала депрессии Бека (BDI), интегративный тест тревожности (ИТТ), тест-опросник «Способы совладающего поведения» (ССП), личностный опросник «Большая пятерка» (Big V). Результаты и их анализ. Анализ эмоционально-аффективной сферы пациентов с ВЗК показал, что наиболее часто у них отмечались субдепрессивные проявления и выраженная тревожность как личностная характеристика, в структуре которой доминирует «тревожная оценка перспективы». В качестве наиболее предпочитаемых копинг-стратегий выступают «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности» и «Планирование решения проблемы». Профиль личности изученных пациентов имеет гармоничный, сбалансированный характер с незначительным преобладанием черт интроверсии и самоорганизации. Наиболее насыщенной корреляционными связями с показателями эмоционально-аффективной сферы пациентов с ВЗК является копинг-стратегия «Бегство-избегание». Стратегия ухода от решения проблем с целью оптимизации эмоционального состояния является неконструктивной. Пациенты с ВЗК способны положительно рассматривать трудные жизненные ситуации и тем самым снижать эмоциональное напряжение и дискомфорт, вызванные болезнью. Как ожидалось, при изучении взаимосвязи личностных особенностей и эмоциональной сферы доминирующей оказалась взаимосвязь снижения эмоциональной устойчивости личности с проявлением тревожности.
Заключение. Полученные данные имеют практическое значение для медицинских психологов, важны для формулирования психотерапевтических мишеней работы с данной группой пациентов и уточнения понимания структуры факторов, обеспечивающих повышение эффективности лечебного процесса, что может способствовать улучшению качества жизни и оптимизации эмоционального состояния пациентов с ВЗК.
Актуальность. В пубертатном периоде у подростков выявляется высокая психологическая чувствительность к оценке их внешности окружающими. Появление угрей у подростков повышает вероятность развития тревожных расстройств и снижения качества жизни. Важно учитывать кризисные моменты, связанные с подростковым переходным возрастом, так как угревая болезнь может негативно повлиять на формирование постоянных личностных характеристик. В то же время порочный круг патогенеза замыкается за счет гормональных реакций, усугубляющих течение угревой болезни, вызванных мощным стрессором от переживаний подростков по поводу своей внешности. Цель - определить особенности постоянных личностных характеристик у подростков, страдающих угревой болезнью. Методология. Проведен анализ постоянных личностных характеристик среди 294 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Из них 149 имели угревую болезнь, в то время как 145 человек составляли группу контроля. Для оценки патохарактерологических изменений у подростков использовали опросники Кеттелла (HCPQ) и Айзенка (EPI). Результаты и их анализ. Результаты опросников Айзенка и Кеттелла показывают, что мальчики и девочки с угревой болезнью обычно имеют высокий уровень нейротизма. У мальчиков это чаще сочетается с интроверсией и характеризуется застенчивостью и неуверенностью в себе, в то время как у девочек наблюдается склонность к занижению самооценки и плохому совладанию с отрицательными эмоциями. Как правило, девочки также имеют интровертный тип личности, в то время как у мальчиков чаще наблюдается экстраверсия.
Заключение. Подростки, страдающие угревой болезнью, как мужского, так и женского пола, характеризовались пессимистичностью, скрытностью, обособленностью, необщительностью, замкнутостью и высоким уровнем тревожности. Они склонны к заниженной самооценке, замкнутости, неуравновешенности, ранимости и комплексам. Для них характерны эмоциональная нестабильность, низкий уровень самоконтроля и фрустрация.
Актуальность. История клинической (медицинской) психологии, несмотря на свою значимость, остается достаточно слабо разработанной областью науки. За рубежом издано менее 10 полноценных монографий, в России же существует только один учебник по этой дисциплине. В основном история медицинской психологии рассредоточена по отдельным статьям, главам учебников, диссертациям. В этих условиях представляется необходимым создание целостного нарратива, могущего всесторонне отразить развитие данной дисциплины. В согласии с принципом историзма это необходимо делать начиная с зарождения клинической психологии, т. е. с конца XIX века. Цель - выявление особенностей исторического развития российской медицинской психологии в дореволюционный период. Методология. Для достижения поставленной цели были использованы сравнительноисторический и библиографический методы; источниковую базу составили историографическая литература и наиболее значимые публикации по теме исследования с конца XIX века по 1917 год. Результаты и их анализ. В ходе исследования было установлено, что отечественная медицинская психология возникла в русле последнего из трех направлений психологических исследований (философское, эмпирическое и экспериментальное), что происходило как в условиях научной борьбы между этими тремя течениями, так и в более широком контексте идейно-политического противостояния в России. Показано, что она была создана отечественными психиатрами (В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, В. Ф. Чижом и др.) на стыке медицины и психологии на основе экспериментального метода (в отличие от доминировавшего в академической психологии того времени метода интроспекции) и носила выраженный прикладной характер. Отмечается, что в ходе своего развития в указанный временной промежуток отечественная медицинская психология характеризовалась как внедрением зарубежных методик в экспериментальные исследования, так и созданием отечественных подходов; предпринимались попытки по унификации методик и приемов изучения психики больных и здоровых лиц; был заложен методологический фундамент медицинской психологии, определены основные принципы построения исследований такого рода, накоплен значительный эмпирический материал.
Заключение. Несмотря на достигнутые результаты, развитие медицинской психологии в дореволюционной России тормозилось отсутствием психологической теории, могущей объяснить полученные эмпирическим путем данные; фактически до середины ХХ века эта наука, во всяком случае в нашей стране, оставалась наукой описательной, а не объяснительной.
Введение. Число вооруженных конфликтов в мире не уменьшается. У возрастающего числа комбатантов и мирного населения, напрямую или опосредованно вовлеченного в боевые действия, возникает проблема экспресс-диагностики проявлений боевого стресса и боевых стрессовых расстройств. Цель - установить корреляционные зависимости между субшкалами военного варианта миссисипской шкалы ПТСР и скрининговой методики PC-PTSD-5. Материал и методы. В мае-июне 2024 г. при помощи военного варианта миссисипской шкалы, методики PC-PTSD-5 и неструктурированного интервью провели обследование 163 комбатантов, предварительно получив у них добровольное информированное согласие. Установочное поведение оценивали при помощи 10 адаптированных вопросов на искренность из опросника «Стандартизированный метод исследования личности». В связи с непараметрическим распределением некоторых субшкал опросников в тексте приведены средние данные, медианы с верхним и нижним квартилем (Me [Q1; Q3]). Сходство (различие) показателей оценивали при помощи рангового критерия Краскела-Уоллиса, корреляционные зависимости - ранговых корреляций Спирмена. Результаты и их анализ. Средние результаты шкалы на искренность составили 7 [6; 8] баллов, что свидетельствовало о достаточно хорошей достоверности результатов обследования. При частотном анализе качественных показателей нарушения психической адаптации по миссисипской шкале ПТСР наблюдались у 8,6 % комбатантов, ПТСР - у 3,7 %. Корреляционная зависимость общего показателя оригинального военного варианта миссисипской шкалы ПТСР и методики PC-PTSD-5 - умеренная, положительная и статистически значимая (г = 0,588; p < 0,001). Положительные статистически достоверные корреляционные зависимости низкой и умеренной силы были найдены по всем проанализированным субшкалам (вторжение, избегание, физиологическая возбудимость, вина и суицидальность).
Заключение. При дефиците времени и большом потоке комбатантов результатам обследования по методике PC-PTSD-5 можно доверять. Эти результаты, наряду с другими, могут быть использованы при определении нуждаемости комбатантов в психологической коррекции и психотерапии.
Актуальность. Симуляционное обучение - новый подход в медицинском образовании, который позволяет тренировать необходимые навыки в безопасной среде. Однако использование симуляционных технологий предъявляет повышенные требования к адаптации студентов и вызывает психологические проблемы.
Цель. Исследование посвящено изучению особенностей восприятия симуляционного обучения студентами медицинских университетов на разных курсах, а также факторов, влияющих на адаптацию обучающихся. Методология. В исследовании с использованием метода фокусных групп участвовали 173 студента. Результаты и их анализ. Адаптация студентов медицинских университетов к обучению с высокотехнологичными тренажерами зависит от ситуационного, межличностного, организационного и индивидуально-психологического факторов, которые варьируются в разные годы обучения. Наибольшее влияние оказывает ситуационный фактор, связанный с восприятием симуляционных ситуаций как нереалистичных. Индивидуально-психологический фактор наиболее значим на 2-м курсе и минимально - на 6-м. Организационный фактор усиливается на 4-6-м курсах, а межличностный фактор, включающий помощь преподавателей и поддержку коллег, не показал различий у студентов разных лет обучения.
Заключение. Полученные данные расширяют представление об особенностях симуляционного обучения и адаптации будущих врачей. Более детальное исследование может помочь в разработке индивидуально ориентированных подходов к симуляционному обучению и программ психологического сопровождения, включая коммуникативный тренинг.
- 1
- 2