Впервые представлен свод объявлений и исторической хроники в «Московских ведомостях» за 1785 год, имеющий отношение к музыкальной культуре. Перечисляется репертуар Петровского театра, концерты виртуозов в Москве, приводятся объявления о приеме на работу музыкантов и танцмейстеров, об открытии ими домашних школ, о продаже музыкальных инструментов, публикуются анонсы музыкальных магазинов о выходе в свет книг и нот. Важная сторона газетной хроники - описание музыкальных событий в Вене, Берлине, Лондоне и других менее значимых европейских городов, подобной информацией весьма интересовались москвичи конца XVIII столетия. Интересные подробности читатели узнавали об исполнении «Мессии» Генделя в Лондоне и Париже, о приезде в Россию певца Луиджи Маркези, певца и клавесиниста Антонио Сартори, португальской певицы Луизы Тоди, немецкого кларнетиста Иоганна Йозефа Бера. Публикация объявлений сопровождается научными комментариями и иллюстрациями.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24412/2307-5015-2022-28-8-105
- eLIBRARY ID
- 54189171
Ноты и музыкальные книги продавались не только в музыкальных магазинах, но и в разных книжных лавках. Поэтому подробно описанные в сносках издания, с уточнением названий опер и балетов, относятся исключительно к либретто. На рынке музыкальных инструментов в 1785 году главенствовали Христиан Ридигер — его магазин располагался на Ильинке, Иван Шох (Щох) — его магазин соседствовал с лавкой Ридигера на Ильинке, против бывшего Посольского двора и Иоганн Утгоф — его книжная лавка с продажей музыкальных инструментов была на Тверской, потом в Китай-городе.
Публикация объявлений, как правило, давалась в газетах трижды, но исследователям не всегда удается обнаружить самую первую, возможна она помещалась на вкладных листках-афишах. Повтор однотипных объявлений я отмечала в конце каждого абзаца более мелким шрифтом, иногда с необходимыми уточнениями в скобках.
В публикуемых материалах частично сохранена стилистика первоисточника. Прежде всего это относится к названиям музыкальных инструментов (ройяли, скрыпки, волторны), о чем уже упоминалось, а также танцев (контредаты, менюет) и костюмированных балов (маскерад). В большинстве же случаев орфография и пунктуация приближены к общепринятым нормам нынешнего времени, так будет удобнее читателю (осовременены окончания слов, типа «аго», «яго», буква «i» заменена обычной «и», сняты в окончаниях слов «ъ»). В ряде случаев заглавные буквы, многочисленные в текстах того времени (типа прописной «Г» в слове «Господин»), заменены строчными, чтобы не путать их с инициалами перед фамилиями. Заведомые опечатки (а их было немало) я исправляла без комментариев.
Список литературы
-
Бахрушин Ю. А. История русского балета. Учебное пособие Моск. хореографического училища. М.: Сов. Россия, 1965.
-
Всеволодский- Гернгросс В. Н. История русского драматического театра. Т. 1: От истоков до конца XVIII века. М.: Искусство, 1977.
-
Гардзонио Ст. Морелли // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. Кн. 2. СПб., 2000. С. 222-223.
-
Гардзонио С. Неизвестный русский балетный сценарий XVIII века “Похождение Телемака” // XVIII век, 21. Берковский сборник. 1999. С. 239-246.
-
Добровольская Г. Н. Балет // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 1. С. 79-116.
-
Добровольская Г. Н. Шваб // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 3. С. 262.
-
Долгоруков И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни. Т. 1. СПб.: Наука, 2004. EDN: QOXFFV
-
Ельницкая Т. Н. Репертуарная сводка // История русского драматического театра, в 7 томах. Т. 1: От истоков до конца XVIII века. М.: Искусство, 1977.
-
[Комаровский Е. Ф.] Записки графа Е. Ф. Комаровского. М.: Внешторгиздат: Товарищество рус. художников, 1990.
-
Лебедева- Емелина А. В. Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка. С публикацией хорового концерта "На божественней стражи" // Вестник Православного Свято- Тихоновского Гуманитарного университета. Серия V, Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 16. М., 2014. С. 85-112. EDN: TJQYOH
-
Левашев Е. М. Забытый шедевр: опера В. И. Майкова "Любовник колдун" (1772) и проблемы действенной поэзии в русском музыкальном театре // Художественная культура. 2020. № 4. С. 398-425. EDN: JEGJIE
-
Максимова А. Е. Балетные "двой ники" в русском театре екатерининского - александровского времен // Балет в музыкальном театре: история и современность. Тезисы Международной научной конференции, 21-25 ноября 2022 г. / ред.-сост. Н. В. Пилипенко, под ред. И. П. Сусидко, Н. В. Пилипенко. М.: Изд. РАМ имени Гнесиных, 2022.
-
Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. В 2 т. Сост., пер. с нем., вступ. ст. К. В. Малиновского. М.: Искусство, 1990.
-
Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь / Российский ин-т истории искусств; отв. ред. А. Л. Порфирьева. Кн. 1-3. СПб.: Композитор, 2000.
-
Новожилова А., Белозерова Н. Морелли // Наша родословная. URL: https://novbelgen.net/index.php/mr.
-
Паникова Е. С. Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814) и его произведения на тексты И. В. Гёте. Дисс. … канд. иск. М.: МГК, 2012. EDN: QHXBXT
-
Паукнер Е. Э. Русское скрипичное искусство последней трети XVIII века и деятельность И. Хандошкина. Дисс. … канд. иск. Ростов-на- Дону, 2013. EDN: SUZIAN
-
Петровская И. Ф. Русская придворная императорская труппа // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 3. С. 57-60.
-
Порфирьева А. Л. Придворный оркестр музыканты // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 2. С. 420-456.
-
Порфирьева А. Л. Фишер // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 3. С. 193.
-
Пыляев М. И. Старая Москва: история былой жизни первопрестольной столицы. М.: Эксмо, 2008.
-
Русский балет. Энциклопедия / Редкол.: Е. П. Белова и др.; предисл. В. М. Красовской и др. М.: Большая рос. энцикл., Согласие, 1997. 631 с. Интернет- версия: https://stud le.net/preview/1731945/page:7.
-
Самин Д. К. 100 великих вокалистов. М.: Вече, 2003.24 Сафонова А. А. "Опыт дружбы" - "Испытание для дружбы": "московский" Гретри // Старинная музыка. 2015. № 2 (68). С. 13-20.
-
[Сегюр Л.-Ф.] Записки графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). Пер. с франц. СПб., тип. В. Н. Майкова, 1865.
-
Смирнов А. В., Сербин П. Г. Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау: реконструируя биографию композитора // Музыкальная академия. 2021. № 3. С. 90-105. EDN: XRHIPC
-
Соколова А. М. Хронологические таблицы // История русской музыки, в 10 томах. Т. 3. XVIII век. М.: Музыка, 1985.
-
Сочинения Державина / с объяснительными примечаниями и предисл. Я. Грота. Т. 1. СПб.: Имп. Акад. Наук, 1864.
-
Старикова Л. М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М., 1997. EDN: VQQQHX
-
Старикова Л. М. История Московской публичной антрепризы второй половины XVIII в. // ПКНО: Ежегодник за 1996 год. М., 1998. EDN: ZCKHAF
-
Старикова Л. М. Московский Петровский театр на грани XVIII и XIX веков // ПКНО: Ежегодник 2006. М., 2008. С. 341-351.
-
Старикова Л. М. К 250-летию основания Московского публичного регулярного театра // Pro memoria. 2015. № 3/4. C. 300-336.
-
"Тунисский паша" Михаила Матинского / публ., вст. ст. и прим. А. Лифшица // Literatūra. 2015. № 56/57 (2). С. 115-158.
-
Утгоф А. Ю. Книгопродавцы иностранного происхождения в России во второй половине XVIII - начале XIX вв. Дисс. … кандидата филологических наук. СПб., 2021.
-
Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 2. М.-Л.: Музсектор Госиздата, 1929.
-
Ходорковская Е. С. Итальянская компания оперы- буффа // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 1. С. 410-412.
-
Ходорковская Е. С. Итальянская придворная оперная труппа // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 1. С. 412-415.
-
Ходорковская Е. С. Книппера К. труппа // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 2. С. 59-63.
-
Ходорковская Е. С. Маркези //Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2000. Кн. 2. С. 176-177.
-
Mooser R. A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-me siècle. V. 2. Genevè, 1951.
-
Сафонова А. А. "Опыт дружбы" - "Испытание для дружбы": "московский" Гретри // Старинная музыка. 2015. № 2 (68). С. 13-20. EDN: TWODIX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящий текст - отрывок будущей большой работы под условным названием «Третья четверть века: расцвет и увядание новой музыки». Работа мыслится как широкая панорама музыки и музыкальной жизни третьей четверти XX века - эпохи, в высшей степени насыщенной событиями и до некоторой степени итоговой для музыки западной цивилизации. Одна из ее частей будет построена как ряд исследовательских очерков (case studies), посвященных музыке, музыкальной жизни и культурной политике стран, наиболее «продуктивных» в музыкальном отношении.
В настоящем номере публикуется первая половина раздела о США. В ней рассматривается часть обширного спектра тенденций и течений, определивших облик американской музыки рассматривамеого периода: от «американизма» и запоздалого романтизма в лице таких мастеров, как А. Копленд, С. Барбер, Дж. Менотти, Н. Рорем и некоторые другие, до творчества «трудных» «университетских композиторов», тяготевших к серийной технике, - Р. Сешнза, М. Бэббитта и их последователей; далее следуют сравнительно развернутые очерки об Э. Картере, Дж. Рокберге и Дж. Краме. Творческие достижения самых значительных композиторов рассматриваются и характеризуются в контексте современных им социально- культурных реалий. Текст снабжен нотными иллюстрациями и ссылками на аудио- и видеозаписи произведений, имеющих ключевое значение для творчества соответствующих композиторов. Вторая часть раздела о США будет опубликована в следующем выпуске журнала ИМТИ.
Статья посвящена жизненному и творческому пути еврейского музыканта Мортеза Ней- Давуда (1900/01-1990) - одного из выдающихся представителей классической традиции иранской музыки. Яркая фигура исполнителя, композитора и автора известной песни - патриотического гимна Morġ-e saḥar («Птица рассвета») - помещена в контекст процесса модернизации культуры рубежа XIX-XX веков и состояния еврейской общины после конституционной революции 1905-1911 гг. Анализ содержания Morġ-e saḥar выявил устойчивый концепт, связанный с мотивом солнца, изображенного в древних культурах в виде крылатого диска. Образно- словесный концепт поддерживается ладом māhūr, словарные значения которого - «проданный» (др.-евр.) и «глубокий овраг» (перс.) - предположительно указывают на Иосифа, вызволенного из глубокого рва или мрака колодца (Бытие 37:26-28), а также пограничное состояние сознания между полным отчаянием и безграничной радостью. Делается вывод о том, что лабиринт метафор, связывающий древнюю символику c библейским нарративом в образно- звуковую целостность «Птицы рассвета», отражает глубинную суть еврейской идентичности Персии рубежа XIX-XX веков. Звучание «Птицы рассвета» в заключительном разделе «Азербайджанского каприччио» Фикрета Амирова (1961) усиливает образно- символическое значение мелодии средствами симфонического оркестра.
В статье на примере оперы «Погасшие огни» (1901) рассматривается раннее творчество Штрауса для музыкального театра (до «Саломеи»). В этот период главной задачей для композитора было постепенное освобождение от всеобъемлющего влияния Вагнера. В «Погасших огнях» он решает эту задачу в жанре комической оперы, насыщенной ироничными аллюзиями и отсылками к вагнеровским топосам. Вагнеровская стилистика становится здесь важным средством характеристики главного героя. Опера «Погасшие огни» интерпретируется в статье как первая зрелая партитура Штрауса для музыкального театра, в которой нашло выражение его комедийное дарование, композиционные предпочтения (одноактная опера), свободное распоряжение различным стилистическим материалом, жанровые пристрастия (вальс), выстроенная тональная драматургия.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы взаимовлияния музыкального и литературного искусств на примере прозы Н. С. Лескова. Писатель редко высказывался о музыке, но она является ключевой либо значимой составляющей ряда его произведений. Об этом свидетельствуют многие примеры обращения к музыкальным явлениям в творчестве Лескова. Важную роль в лесковской прозе играют фольклорные музыкальные элементы и жанры: от прибауток и частушек до календарных и обрядовых песен. Особое место в этом ряду занимают повесть «Житие одной бабы» и сказ «Левша».Комментируя и анализируя роль музыкальных эпизодов и приёмов в образном строе и драматургии произведений Лескова, автор выделяет внешние и внутренние проявления музыкальности. К первым относятся упоминаемые писателем музыкальные эпизоды, жанры, термины, подразумеваемое звучание музыкальных инструментов и т.п. Ко вторым относятся приёмы, перекликающиеся с музыкальными: речевая интонационная и ритмическая дифференциация, полифоничность, вариантность и другие.Роль музыки в творчестве Лескова тесно связана с музыкальностью натуры самого писателя, которая является значимой составляющей его уникального литературного стиля.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/