Настоящий текст - отрывок будущей большой работы под условным названием «Третья четверть века: расцвет и увядание новой музыки». Работа мыслится как широкая панорама музыки и музыкальной жизни третьей четверти XX века - эпохи, в высшей степени насыщенной событиями и до некоторой степени итоговой для музыки западной цивилизации. Одна из ее частей будет построена как ряд исследовательских очерков (case studies), посвященных музыке, музыкальной жизни и культурной политике стран, наиболее «продуктивных» в музыкальном отношении.
В настоящем номере публикуется первая половина раздела о США. В ней рассматривается часть обширного спектра тенденций и течений, определивших облик американской музыки рассматривамеого периода: от «американизма» и запоздалого романтизма в лице таких мастеров, как А. Копленд, С. Барбер, Дж. Менотти, Н. Рорем и некоторые другие, до творчества «трудных» «университетских композиторов», тяготевших к серийной технике, - Р. Сешнза, М. Бэббитта и их последователей; далее следуют сравнительно развернутые очерки об Э. Картере, Дж. Рокберге и Дж. Краме. Творческие достижения самых значительных композиторов рассматриваются и характеризуются в контексте современных им социально- культурных реалий. Текст снабжен нотными иллюстрациями и ссылками на аудио- и видеозаписи произведений, имеющих ключевое значение для творчества соответствующих композиторов. Вторая часть раздела о США будет опубликована в следующем выпуске журнала ИМТИ.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.24412/2307-5015-2022-28-176-282
Одним из важнейших показателей самобытности американской музыки всегда была экстравагантность. Конечно, американцы во все времена были вольны писать «так, как хочется» и могли создавать подлинно национальные ценности, оставаясь в рамках, так сказать, хорошего тона; вместе с тем следует признать, что из всего американского музыкального наследия XVIII—XIX веков определенный исторический, а иногда и художественный интерес представляет в основном та его часть, которая явно противоречит профессиональному этикету, утвердившемуся в европейской композиторской музыке того же времени. Это может выражаться в откровенном (нередко дилетантском, но и вызывающе нонконформистском) нарушении правил музыкального языка и пренебрежении чувством меры, причудливом смешении высокого (highbrow) стиля и вернакулярных (lowbrow) диалектов, несоответствии социального и творческого облика творцов музыки «цивилизованному» образу композитора и т.п.
Ранние американские эксцентрики, от Конрада Бейселя (1691—1768) и Уильяма Биллингза (1746—1800) до снискавшего определенную известность 179 за пределами своей страны Луи Моро Готшалка (Gottschalk, он же Готчок, 1829—1869), не забыты. О причудливых опытах первого из них широко известно благодаря «Доктору Фаустусу», автор которого усмотрел в них прообраз серийной техники, музыка двух других «при всех своих несовершенствах <…> продолжает пользоваться определенной популярностью не только благодаря своей красоте, но и потому, что она символизирует неподражаемый американский тип музыкальности».
Список литературы
-
Акопян Л. По следам Шенкера: редукционизм // Искусство музыки. Теория и история. № 6 (2013). С. 104-124. http://imti.sias.ru/upload/iblock/087/akopyan.pdf.
-
Власова Н. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Искусство музыки. Теория и история. № 6 (2012). С. 86-102. http://imti.sias.ru/upload/iblock/bc8/vlasova.pdf. EDN: ZFCUNN
-
Гарсиа Лорка Ф. Дуэнде. Тема с вариациями / пер. Н. Малиновской // Гарсиа Лорка Ф. Стихотворения. Проза. Театр. М.: Эксмо, 2014. С. 217-229.
-
Дубинец Е. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. Киев: Гамаюн 1999.
-
Дубинец Е. Made in the USA: Музыка - это всё, что звучит вокруг. М.: Композитор, 2006.
-
Ивашкин А. Чарлз Айвз и музыка XX века. М.: Советский композитор, 1991.
-
Манулкина О. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
-
Слонимский Н. Абсолютный слух. История жизни. СПб.: Композитор, 2006.
-
Холопов Ю. Музыкально- теоретическая система Хайнриха Шенкера. М.: Композитор, 2006.
-
Цареградская Т. Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт // Искусство музыки. Теория и история. № 6 (2012). С. 157-177. http://imti.sias.ru/upload/iblock/ac9/ctaregradskaya.pdf. EDN: NUBBHJ
-
[Цареградская Т.] [Глава] 6.1. Эллиот Картер // Музыкальная культура США XX века. М.: Научно- издательский центр "Московская консерватория", 2007. С. 231-245.
-
Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Музыка, 1964.
-
Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. Очерки. М.: Музыка, 1977.
-
Adamenko V. George Crumb's Channels of Mythi cation // American Music. Vol. 23. No. 3 (Autumn 2005). P. 324-354.
-
Babbitt M. [untitled review] // Journal of the American Musicological Society. No. 1 (Spring 1950). P. 57-60.
-
Babbitt M. Some Aspects of Twelve- Tone Composition // The Score. No. 12 (June 1955). P. 53-61.
-
Babbitt M. Set Structure as a Compositional Determinant // Journal of Music Theory. Vol. 5. No. 1 (Spring 1961). P. 72-94.
-
Babbitt M. Twelve- Tone Rhythmic Structure and the Electronic Medium // Perspectives of New Music. Vol. 1. No. 1 (Autumn 1962). P. 49-79.
-
Babbitt M. Who Cares if You Listen? // Contemporary Composers on Contemporary Music / Ed. by E. Schwartz and B. Childs. New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. P. 243-250.
-
[Babbitt M.]. The Collected Essays of Milton Babbitt / Ed. S. Peles, with S. Dembski, A. Mead, and J. N. Straus. Princeton: Princeton University Press, 2003.
-
Bass R. Pitch Structures in George Crumb's Makrokosmos, Volumes I and II. PhD Dissertation. University of Texas at Austin, 1987.
-
Bass R. Sets, Scales, and Symmetries: The Pitch- Structural Basis of George Crumb's Makrokosmos I and II // Music Theory Spectrum. Vol. 13. No. 1 (Spring 1991). P. 1-20.
-
Bemman B., Meredith D. Generating New Musical Works in the Style of Milton Babbitt // Computer Music Journal. Vol. 42. No. 1 (Spring 2018). P. 60-79.
-
Bernstein Z. Thinking In and About Music. Analytical Re ections on Milton Babbitt's Music and Thought. New York: Oxford University Press, 2021.
-
Berger A. Re ections of an American Composer. Berkeley etc.: University of California Press, 2002.
-
Boretz B. Meta- Variations, IV: Analytical Fallout (I) // Perspectives of New Music. Vol. 11. No. 1 (Autumn - Winter 1972). P. 146-223.
-
Bruns S. M. ‘In stilo Mahleriano': Quotation and Allusion in the Music of George Crumb // American Music Research Center Journal. 3 (1993). P. 9-39.
-
Carbon J. Astrological Symbolic Order in George Crumb's Makrokosmos // Sonus. Vol. 10. No. 2 (Spring 1990). P. 65-80.
-
Carbon J. Astrological, Numerological, and Mythological Symbolism in George Crumb's Makrokosmos, Vol. I. Part One // Twentieth- Century Music. Vol. 2. Issue 6 (June 1995). P. 1-5.
-
Carbon J. Astrological, Numerological, and Mythological Symbolism in George Crumb's Makrokosmos, Vol. I. Part Two // Twentieth- Century Music. Vol. 2. Issue 9 (September 1995). P. 10-11.
-
Carbon J. Astrological, Numerological, and Mythological Symbolism in George Crumb's Makrokosmos, Vol. I. Part Three // Twentieth- Century Music. Vol. 2. Issue 12 (December 1995). P. 5-7.
-
Carter E. A Further Step (1958) // Carter E. Collected Essays and Lectures, 1937-1995 / Ed. by J. W. Bernard. Rochester: University of Rochester Press, 1997. P. 5-11.
-
Carter E. The Rhythmic Basis of American Music (1955) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 57-62.
-
Carter E. Shop Talk by an American Composer (1960) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 214-224.
-
Carter E. String Quartets Nos. 1, 1951, and 2, 1959 (1970) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 231-235.
-
Carter E. The Orchestral Composer's Point of View (1970) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 235-250.
-
Carter E. Double Concerto, 1961, and Duo, 1974 (1975) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 258-262.
-
Carter E. Music and the Time Screen (1976) // Carter E. Collected Essays and Lectures… P. 262-281.
-
Copland A., Perlis V. Copland: 1900 through 1942. New York: St Martin's Press, 1984.
-
Emmery L.Compositional Process in Elliott Carter's String Quartets. A Study in Sketches. London and New York: Routledge, 2020.
-
Forte A. Schenker's Conception of Musical Structure // Journal of Music Theory. Vol. 3. No. 1 (1959). P. 1-30.
-
Forte A. The Structure of Atonal Music. New Haven and London: Yale University Press, 1973.
-
Forte A., Gilbert S. E.Introduction to Schenkerian Analysis. New York: W. W. Norton, 1982.
-
Gann K. American Music in the Twentieth Century. Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 1997.
-
Gri ths P. Modern Music and After. Directions since 1945. Oxford, New York, etc.: Oxford University Press, 1995.
-
Hubbs N. The Queer Composition of America's Sound. Gay Modernists, American Music, and National Identity. Berkeley etc.: University of California Press, 2004.
-
Kramer L. Classical Music and Postmodern Knowledge. Berkeley etc.: University of California Press, 1995.
-
Lerdahl F., Jackendo R. A Generative Theory of Tonal Music. Cambridge, Mass., & London: MIT Press, 1983.
-
Lewin D. Musical Form and Transformation. Four Analytical Essays. Oxford etc.: Oxford University Press, 2007.
-
Link J. Elliott Carter's late music // Elliott Carter Studies / Ed. by M. Boland and J. Link. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2012. P. 33-54.
-
Mead A. W. Pitch Structure in Elliott Carter's String Quartet No. 3 // Perspectives of New Music. Vol. 22. No. 1/2 (Autumn 1983 - Summer 1984). P. 31-60.
-
Mead A. An Introduction to the Music of Milton Babbitt. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994.
-
Meyer L. B. Music, the Arts, and Ideas. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994.
-
Olmstead A. Roger Sessions and his Music. Ann Arbor: UMI Research Press, 1985.
-
Perle G. The Secret Programme of the Lyric Suite // The Musical Times. Vol. 118 (1977). P. 629-632, 709-713, 809-813.
-
Petersen N. H. Quotation and Framing: Recontextualization and Intertextuality as Newness in George Crumb's Black Angels // Contemporary Music Review. 29 (2010) 3. P. 309-321.
-
Peyser J. To Boulez and Beyond. Revised edition. Lanham etc.: The Scarecrow Press, 2008.
-
Porter A. Music of Three Seasons: 1974-1977. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1978.
-
Prausnitz F. Roger Sessions: How a ‘Di cult' Composer Got That Way. Oxford etc.: Oxford University Press, 2002.
-
Rahn J. Basic Atonal Theory. New York: Schirmer, 1980.
-
Reise J. Rochberg the Progressive // Perspectives of New Music. Vol. 19. No. 1/2 (Autumn, 1980 - Summer, 1981). P. 395-407.
-
Ringer A. L. The Music of George Rochberg // The Musical Quarterly. 1966 (52) 4. P. 409-430. EDN: IXNMSZ
-
Rochberg G. The Aesthetics of Survival. A Composer's View of Twentieth- Century Music. Revised and Expanded Edition. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004.
-
Rorem N. Critical A airs: A Composer's Journal. New York: George Braziller, 1970.
-
Rorem N. An Absolute Gift. A New Diary. New York: Simon and Schuster, 1978.
-
Rorem N. Setting the Tone: Essays and a Diary. New York: Coward Mc Cann, 1983.
-
Ross A. The Rest is Noise. Listening to the Twentieth Century. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2007.
-
Schickele P. The De nitive Biography of P. D. Q. Bach (1807-1742)? New York: Random House, 1976.
-
Schi D. Elliott Carter - międzynarodowy temat // Nowa muzyka amerykańska. Kraków: Krakowskie Biuro Festiwalowe, 2010. S. 204-222.
-
Schuller G. A Life in Pursuit of Music and Beauty. Rochester: University of Rochester Press, 2011.
-
Schuman W. Americanism in Music: A Composer's View // Music in American Society, 1776-1976: From Puritan Hymn to Synthesizer / Ed. by G. McCue. New Brunswick, NJ: Transaction Books, 1977. P. 1-11.
-
Sessions R. How a ‘Di cult' Composer Gets That Way // Roger Sessions on Music. Collected Essays / Ed. by E. T. Cone. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1979.
-
Swartz A. Milton Babbitt on Milton Babbitt // American Music. Vol. 3. No. 4 (Winter 1985). P. 467-473.
-
Taruskin R. The Oxford History of Western Music. In 5 vols. Vol. 5: Music in the Late Twentieth Century. Oxford, New York, etc.: Oxford University Press, 2005.
-
Thomson V. Music Right and Left. New York: Henry Hold and Company, 1951.
-
Thomson V. An Autobiography. New York: Alfred A. Knopf, 1966.
-
Thomson V. The State of Music and Other Writings / Ed. by T. Page. New York: The Library of America, 2016.
-
Wierzbicki J. Elliott Carter. Urbana etc., University of Illinois Press, 2011.
-
Zuck B. A. A History of Musical Americanism. Ann Arbor: UMI Research Press, 1980.
-
Cohen D. George Crumb: A BioBibliography. Westport CT and London: Greenwood Press, 2002.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена жизненному и творческому пути еврейского музыканта Мортеза Ней- Давуда (1900/01-1990) - одного из выдающихся представителей классической традиции иранской музыки. Яркая фигура исполнителя, композитора и автора известной песни - патриотического гимна Morġ-e saḥar («Птица рассвета») - помещена в контекст процесса модернизации культуры рубежа XIX-XX веков и состояния еврейской общины после конституционной революции 1905-1911 гг. Анализ содержания Morġ-e saḥar выявил устойчивый концепт, связанный с мотивом солнца, изображенного в древних культурах в виде крылатого диска. Образно- словесный концепт поддерживается ладом māhūr, словарные значения которого - «проданный» (др.-евр.) и «глубокий овраг» (перс.) - предположительно указывают на Иосифа, вызволенного из глубокого рва или мрака колодца (Бытие 37:26-28), а также пограничное состояние сознания между полным отчаянием и безграничной радостью. Делается вывод о том, что лабиринт метафор, связывающий древнюю символику c библейским нарративом в образно- звуковую целостность «Птицы рассвета», отражает глубинную суть еврейской идентичности Персии рубежа XIX-XX веков. Звучание «Птицы рассвета» в заключительном разделе «Азербайджанского каприччио» Фикрета Амирова (1961) усиливает образно- символическое значение мелодии средствами симфонического оркестра.
В статье на примере оперы «Погасшие огни» (1901) рассматривается раннее творчество Штрауса для музыкального театра (до «Саломеи»). В этот период главной задачей для композитора было постепенное освобождение от всеобъемлющего влияния Вагнера. В «Погасших огнях» он решает эту задачу в жанре комической оперы, насыщенной ироничными аллюзиями и отсылками к вагнеровским топосам. Вагнеровская стилистика становится здесь важным средством характеристики главного героя. Опера «Погасшие огни» интерпретируется в статье как первая зрелая партитура Штрауса для музыкального театра, в которой нашло выражение его комедийное дарование, композиционные предпочтения (одноактная опера), свободное распоряжение различным стилистическим материалом, жанровые пристрастия (вальс), выстроенная тональная драматургия.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы взаимовлияния музыкального и литературного искусств на примере прозы Н. С. Лескова. Писатель редко высказывался о музыке, но она является ключевой либо значимой составляющей ряда его произведений. Об этом свидетельствуют многие примеры обращения к музыкальным явлениям в творчестве Лескова. Важную роль в лесковской прозе играют фольклорные музыкальные элементы и жанры: от прибауток и частушек до календарных и обрядовых песен. Особое место в этом ряду занимают повесть «Житие одной бабы» и сказ «Левша».Комментируя и анализируя роль музыкальных эпизодов и приёмов в образном строе и драматургии произведений Лескова, автор выделяет внешние и внутренние проявления музыкальности. К первым относятся упоминаемые писателем музыкальные эпизоды, жанры, термины, подразумеваемое звучание музыкальных инструментов и т.п. Ко вторым относятся приёмы, перекликающиеся с музыкальными: речевая интонационная и ритмическая дифференциация, полифоничность, вариантность и другие.Роль музыки в творчестве Лескова тесно связана с музыкальностью натуры самого писателя, которая является значимой составляющей его уникального литературного стиля.
Впервые представлен свод объявлений и исторической хроники в «Московских ведомостях» за 1785 год, имеющий отношение к музыкальной культуре. Перечисляется репертуар Петровского театра, концерты виртуозов в Москве, приводятся объявления о приеме на работу музыкантов и танцмейстеров, об открытии ими домашних школ, о продаже музыкальных инструментов, публикуются анонсы музыкальных магазинов о выходе в свет книг и нот. Важная сторона газетной хроники - описание музыкальных событий в Вене, Берлине, Лондоне и других менее значимых европейских городов, подобной информацией весьма интересовались москвичи конца XVIII столетия. Интересные подробности читатели узнавали об исполнении «Мессии» Генделя в Лондоне и Париже, о приезде в Россию певца Луиджи Маркези, певца и клавесиниста Антонио Сартори, португальской певицы Луизы Тоди, немецкого кларнетиста Иоганна Йозефа Бера. Публикация объявлений сопровождается научными комментариями и иллюстрациями.
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/