Приоритетные области научного и образовательного сотрудничества России и Китая свидетельствуют об усилении внимании государств к взаимодействию в области науки и технологий на современном этапе. Научно-технологическое развитие обеих стран формирует запрос на реформы в системах высшей школы, качественное изменение в сфере подготовки инженерных кадров, создание новых ассоциаций и их взаимоотношения в рамках общего сотрудничества, в том числе и через партнерские межгосударственные формирования. Актуальность избранной темы определяется приоритетными направлениями текущих реформ высшего образования в сфере подготовки инженерных кадров и недостаточной изученностью роли вузовской коллаборации в этом процессе. Усилия обеих стран, направленные на достижение технологического суверенитета, рост количества совместных проектов, программ сотрудничества российских и китайских вузов проанализированы с привлечением различных типов источников: государственных документов, научных публикаций, аналитических отчетов созданных ассоциаций. В исследовании использованы историографический анализ, проблемно-хронологический метод, контент-анализ, общенаучные методы классификации, систематизации и интерпретации. На основании изучения обозначенной проблематики выделены основные сферы партнерских отношений университетов в рамках профильных ассоциаций, дана оценка эффективности современных программ и сформулированы основные результаты деятельности профильных ассоциаций, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области инженерного образования.
The priority areas of scientific and educational cooperation between Russia and China indicate an increasing focus of both states on interaction in the field of science and technology at the present stage. The scientific and technological development of both countries creates a demand for reforms in higher education systems, qualitative changes in the training of engineering personnel, the establishment of new associations, and their relationships within the framework of overall cooperation, including through intergovernmental partnerships. The relevance of the chosen topic is determined by the priority directions of higher education reforms in engineering training and the insufficient study of the role of university collaboration in this process. The efforts of both countries aimed at achieving technological sovereignty, the growth of joint projects, and cooperation programs between Russian and Chinese universities are analyzed using various sources, including government documents, scientific publications, and analytical reports of established associations. The study employs historiographic analysis, the problem-chronological method, content analysis, classification, systematization, and interpretation methods. Based on the examination of the identified issues, the main areas of university partnerships within specialized associations are presented, the effectiveness of modern programs is assessed, and the key results of the activities of specialized associations aimed at training qualified personnel in the field of engineering education are formulated.