Художественный мир детективной прозы Агаты Кристи можно рассматривать как своего рода «зазеркалье» – особое отражение исторической реальности, в которую была по-гружена писательница. Глубокое влияние на её творчество оказали многочисленные приме-ты времени: модное в те времена увлечение спиритизмом, общепринятые нормы поведения, политические процессы, криминальные загадки, гендерные изменения, военные потрясения. Война – пагубное явление, приносящее людям страх и боль, однако она бывает и жизненной необходимостью. Наряду с изучением основных способов художественного освоения А. Кристи этих фрагментов реальности, в статье предпринята попытка ответить на давно не дающий покоя исследователям вопрос: когда конкретно были написаны последние опубли-кованные романы «Занавес» и «Спящее убийство? Изученные с исторической точки зрения факты говорят нам о двух наиболее вероятных датах: 1943 и 1946 гг. В связи с этим сделан вывод о том, что возможным прообразом клуба «Преисподняя» из рассказа «Пленение Цер-бера» был лондонский Gargoyle Club. Выражается несогласие с позицией некоторых крити-ков, заподозривших Кристи в использовании в романе «Часы» приёма «красной селёдки».
Идентификаторы и классификаторы
Смотревшие сериал «Пуаро Агаты Кристи» (Agatha Christie’s Poirot, 1989–2013) наверняка заметили, что одним из любимых предметов бельгийско-го сыщика Эркюля Пуаро (роль Дэвида Суше) является зеркало, в которое он частенько поглядывает, расчёсывая экстраординарные усы. Зеркальные по-верхности – постоянная деталь детективного мира Агаты Кристи; они появля-ются в таких рассказах и романах, как «Зеркало мертвеца» (Dead Man’s Mirror, 1932), «В тени зеркала» (In a Glass Darkly, 1934), «Безмолвный свидетель» (Dumb Witness, 1937), «Эриманфский вепрь» (The Erymanthian Boar, 1940), «С помощью зеркала» (They Do It with Mirrors, 1952), «После похорон» (After the Funeral, 1953), «…И в трещинах зеркальный круг» (The Mirror Crack’d from Side to Side, 1962), «Вечеринка в Хэллоуин» (Hallowe’en Party, 1969). Представ-ляется, что основным литературным источником этого образа в романах А. Кристи явилась «Алиса в Зазеркалье», которая была в числе наиболее читае-мых и на книжной полке Кристи [4, с. 106] (тогда ещё юной мисс Миллер). В то же время подталкивала её к «зеркальным ассоциациям» собственная жизнь, во-плотившая в литературном «Зазеркалье» «трещины» [14, с. 139] вымышленных интриг и преступлений, отразивших сам дух эпохи
Список литературы
1. Богатырёв А. В. Произведения сэра Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе: Не-которые литературные пересечения // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2023. № 2 (44). С. 23–33.
2. Богатырёв А. В. Энциклопедия Эркюля Пуаро. М.: Перо, 2021. 282 с.
3. Владимирович А. Эркюль Пуаро и мисс Мориарти. М.: Litres, 2022. 90 с.
4. Кристи А. Автобиография. М.: Вагриус, 2001. 637 с.
5. Кристи А. Берег удачи: Роман. Мышеловка. Свидетель обвинения: Пьесы. М.: АСТ – Транзиткнига, 2004. 395, [5] с.
6. Кристи А. Зло под солнцем. М.: АСТ, 2002. 284, [4] с.
7. Кристи А. Карты на стол: Романы, рассказы. М.: Центрполиграф, 2003. 525 с.
8. Кристи А. Конец человеческой глупости. М.: АСТ, 2003. 252, [4] с.
9. Кристи А. Миссис Макгинти с жизнью рассталась. М.: АСТ, 2003. 285, [3] с.
10. Кристи А. Подвиги Геракла: Роман, рассказы. М.: Центрполиграф, 2003. 605 с.
11. Кристи А. Пуаро ведёт следствие: Романы, рассказы. М.: Центрполиграф, 2003. 587 с.
12. Кристи А. Спящее убийство. Последние дела мисс Марпл. М.: АСТ, 2003. 312, [8] с.
13. Кристи А. Тайна «Голубого поезда»: Романы, рассказы. М.: Центрполиграф, 2003. 495 с.
14. Кристи А. Часы. М.: АСТ, 2002. 284, [4] с.
15. Пиневич А. В. (ред.) Вирусология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 442 с.
16. Шишкин А. П. Комментарии // Кристи А. Пассажир из Франкфурта: Романы. М.: Центрполиграф, 2003. С. 429–430.
17. Bernthal J. C. Queer Clues to Christie // The Bloomsbury Handbook to Agatha Chris-tie. London: Bloomsbury Publishing, 2023. P. 107–120.
18. Casey J. After Lives: A Guide to Heaven, Hell and Purgatory. Oxford, NY: Oxford University Press, 2009. 480 p.
19. Fido M. The World of Agatha Christie. London: Carlton, 1999. 128 p.
20. Fitzgibbon R. H. The Agatha Christie Companion. Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1980. 178 p.
21. Flood A. Study Climes Agatha Christie Had Alzheimer’s // The Guardian. 3 April 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/books/2009/apr/03/agatha-chris tie-alzheimers-research (дата обращения: 03.02.2024).
22. Harris L. Leo Harris Eats Red Herring Pudding // Books and Bookmen. 1963. Vol. 9. P. 14.
23. Hart E. (ed.). London Medical Record. London: Smith, Elder, & Co, 1884. Vol. 12. 552 p.
24. Hicks P. Daughter of Empire. New York: Simon & Schuster, 2012. 245 p.
25. Hoffman M. Gender and Representation in British “Golden Age” Crime Fiction. Lon-don: Palgrave Macmillan; Springer Nature, 2016. 206 p.
26. Matthews B. His Father’s Son: A Novel of New York. New York: Harper & Brothers Publishers, 1896. 248 p.
27. Morgan J. Agatha Christie. A Biography. London; New York: Collins, 1984. 393 p.
28. Samaan A. E. From a “Race of Masters” to a “Master Race”. [Б. м.]: Library Without Walls, 2020. 800 p.
29. Stansky P. On Or about December 1910: Early Bloomsbury and It’s Intimate World. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996. 289 p.
30. Stevens M., Swan A. Francis Bacon. New York: Alfred A. Knopf, 2020. 896 p.
31. Vestine E. H. and others. The Geomagnetic Field, Its Description and Analysis. Wash-ington, D.C.: Carnegie Institution, 1947. 390 p.
32. Weisberg B. Talking to the Dead: Kate and Maggie Fox and the Rise of Spiritualism. New York: Harper Collins, 2004. 336 p.
33. Willis Ch. Making the Dead Speak: Spiritualism and Detective Fiction // The Art of De-tective Fiction. Basingstoke, Hampshire: Palgrave Macmillan, 2002. P. 60–74.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются ключевые труды по исследованию темы Крымской войны в русской поэзии. Особое внимание уделяется характеристике диссертаций Г. В. Федяновой и М. В. Патрикеевой, а также статей К. В. Ратникова, С. Б. Королевой. На основе анализа ма-териалов исследователей делается следующий вывод: Г. В. Федянова обобщила поэтические мотивы русской поэзии периода Крымской войны, М. В. Патрикеева в рамках своего иссле-дования ввела в научный оборот поэтические и прозаические произведения, которые ранее не изучались подробно в контексте Крымской войны. Большой вклад в изучение стихотворе-ний отдельных поэтов внесли статьи исследователей по творчеству конкретных авторов. Ав-тор данной статьи предлагает перспективы дальнейшего исследования русской поэзии о Крымской войне.
В статье анализируются способы изображения раннехристианского мира в романе Quo vadis («Камо грядеши») Г. Сенкевича. Фиксируется переход от изображения событий «извне» к описанию всего происходящего «изнутри». Центральной частью сюжета, на фоне которой разворачиваются события, становится пожар в Риме в 64 г., спровоцировавший го-нения на христиан. Происходит столкновение старого языческого мира с новым христиан-ским. Ключевым персонажем, на примере которого явственно проступают очертания хри-стианского кода в романе, является грек Хилон. Он задан в романе первоначально как герой-трикстер, ловкий проводник между двумя мирами. Его глазами автор представляет апостолов и приверженцев новой веры. И он же предаёт их в руки императора, который безжалостно от-нимает у них жизнь, подвергает мучениям. Кажущееся невозможным, внутреннее преобра-жение и перерождение Хилона (фактически в героя-мученика) становится следствием его предательства и подлинно христианским чудом. Автор показывает суть новой религии, её силу, которая проявляется в милосердии, прощении и жертвенной любви. Несмотря на то, что критика традиционно относит роман к католической христианской традиции, можно считать религиозный код Quo vadis универсальным, общехристианским.
В статье рассматривается рецепция образа байронического героя в популярном про-изведении китайской сетевой литературы – веб-новелле «Безмолвное чтение» автора Priest. Интеграция в сюжет образа харизматичного героя-злодея, «унаследовавшего» целый ряд ха-рактеристик европейских «байронитов», позволяет автору решить несколько художествен-ных задач – в частности, обострить детективную интригу сюжета и усилить интертекстуаль-ную игру в литературные аллюзии с читателем. Некоторые качества и приметы типичного байронического героя (привлекательная внешность, порочность, скрытность, цинизм, проти-вопоставленность обществу) Priest переносит в свой текст без видоизменений, другие – адап-тирует к ожиданиям современного читателя (например, высокий уровень интеллекта и тяга к тайному знанию «превращаются» в новелле в интерес героя к криминальному профайлингу) и вписывает в контекст реалий современного китайского общества (привилегированное по-ложение мотивировано в новелле принадлежностью героя к фуэрдай, т. е. китайской «золо-той молодёжи»). Свойственный некоторым «байронитам» демонизм Priest прочитывает с позиций китайской культуры, в частности, сравнивая героя с лисой-оборотнем из китайских легенд. Таким образом, укорененный в европейской литературе XIX в. «каркас» и редкие, но точные отсылки к китайской мифологии, классической китайской литературе и современным китайским реалиям позволяют писательнице создать сложный образ на стыке традиций, по-нятный как китайскому, так и западному читателю.
В центре внимания статьи – сюжет о том, как девятнадцатилетний Байрон стал героем шуточной «Чудесной истории лорда Байрона и его собаки», написанной, проиллюстриро-ванной, оформленной в книгу и подаренной Байрону его близкой подругой Элизабет Пигот в 1807 г. Основным предметом дружеской иронии Пигот стала привязанность и любовь Бай-рона к своей собаке по имени Боцман, а литературным претекстом для подражания – попу-лярная серия детских стихов Сары Кэтрин Мартин под названием «Комические приключе-ния матушки Хаббард и ее собаки» 1805 г. Любовь и привязанность Байрона к своей собаке, как и к другим животным, была увековечена не только в заказанном Байроном у художника-анималиста Клифтона Томсона портрете животного и известной эпитафии на надгробии Боцмана, но и в книге Пигот, которая является материалом исследования. В статье делается вывод о том, что привязанность поэта к собакам, которая воспринималась современниками как проявление эксцентричности, повлияла на складывающуюся антропоканинную культуру в Великобритании XIX в. и во многом нормализовала новый тип отношения человека и собаки.
Тёрнер – самый известный «иллюстратор» поэзии Байрона. Он также является интер-претатором и комментатором произведений поэта. Этот «комментаторский» интерес был сформирован их общим пессимистическим взглядом на мировую историю. Исторический пессимизм и у Байрона, и у Тёрнера восходит к известной философской традиции, которую можно обозначить латинским выражением vanitas vanitatum. У Байрона эта идея нашла наиболее полное выражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда», у Тёрнера – в поэтических комментариях к его собственным картинам. Цель этой статьи – исследовать общность во взглядах поэта и художника на историю как путь подъема и падения империй (древних и со-временных). Великими примерами из (европейского) исторического прошлого были «коло-нии и завоевания» (сэр Уильям Темпл) Греции и Рима. Упадок Венеции служил предупре-ждением для современной Британии, а падение Наполеона – для всей Европы. Сам Байрон стал, по мнению многих, культовой фигурой «романтического национализма», защитником, ~60~ на словах и на деле, антиимперских движений в Ирландии, Италии, США и особенно в Гре-ции. На мой взгляд, приписывание Байрону антиимпериалистических убеждений в духе дис-курса национализма (и постколониализма) есть проявление анахроничного модернизма. Ни он, ни Тёрнер не были антиимпериалистами. И в то же время важно подчеркнуть, что точка зрения последнего на историю империй, основанная на анализе современного ему об-щества, более нюансирована, чем у Байрона, и в конечном счете более оптимистична.
Поэзия Байрона и личность английского поэта-романтика занимали особое место в художественной картине мира Александра Блока, который неоднократно обращался к образу Байрона и его творчеству в своих художественных произведениях, письмах и статьях. Наиболее тесное и продолжительное соприкосновение Блока с творчеством Байрона при-шлось на период его работы над переводами стихотворений английского поэта-романтика. В статье приводится анализ оригиналов и некоторых переводов стихотворений Байрона, вы-полненных Блоком в 1905–1906 годах, который позволяет убедиться в том, что русский поэт на практике следовал требованиям, предъявляемым им к переводу в статьях и критических заметках, посвященных чужой переводческой практике. Переведённые Блоком стихотворе-ния Байрона рассматриваются в контексте настроений и взглядов, владевших Блоком в рево-люционном 1905 году. В заключительной части статьи отмечается, что работа Блока над пе-реводами стихотворений Байрона пробудила в нем интерес к дальнейшему изучению жизни и творчества английского поэта-романтика и обусловила проникновение байронических мо-тивов в оригинальное творчество Блока. В статье также исследуется рецепция образа байро-нического героя и личности Байрона в творчестве Блока, обусловленная точками соприкос-новения мировоззрений английского и русского поэтов, схожестью путей их духовных исканий и определёнными историческими событиями.
Целью статьи является описание способов рецепции творчества Байрона в комедии Грибоедова «Горе от ума». Преимущественное внимание уделяется восприятию в грибо-едовской комедии поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Выявлению «гарольдовского следа» в тексте пьесы способствует воссоздание литературного контекста споров о Байроне, байроновский подтекст в наброске предисловия к «Горю от ума», реконструкция основных этапов рецепции произведений Байрона в творчестве Грибоедова, а также некоторые другие эпизоды, связанные с поиском драматургом ключей к созданию образа молодого современ-ника. В ходе анализа «Горя от ума» прослежено двойное (возвышенно-лирическое и траве-стийное) решение ряда мотивов, определяющих структуру образа Чацкого. Пародийная ак-туализация гарольдовского комплекса скучающего странника рассмотрена как формула экспозиции главного героя, предвещающая целую систему парадоксальных сближений Чац-кого с персонажами-двойниками в мире пьесы и за её пределами. Показано, что диалог с Байроном, который не прерывался на протяжении всей творческой работы драматурга, реа-лизуется, в числе прочего, в авторефлексивной иронии Грибоедова.
История создания и основные черты поэтики поэмы Пушкина «Полтава» глубоко изу-чены в отечественном и зарубежном литературоведении. Это отчасти касается и отношений между пушкинской поэмой и «Мазепой» Байрона: установлены факты ориентации пушкин-ского текста на байроновский, наличие их контактной связи и кардинальных содержательно-поэтологических различий. При этом получивший в современном англоязычном литературо-ведении так называемый метод нового историзма в приложении к вопросу о связях между этими произведениями обращает внимание лишь на политический план их содержания, фак-тически исключая из поля зрения проблему многозначной символичности художественного слова, как и проблему сквозной целостности содержания и формы художественного текста. Закономерно в этой связи, что от наблюдений над некоторыми отклонениями пушкинской поэмы от исторических фактов, над отдельными приемами мифологизации истории и над техникой «очернения» Мазепы эти работы неизменно двигаются к выявлению «колонизатор-ских», «империалистических» убеждений поэта.
Издательство
- Издательство
- НГЛУ ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА
- Регион
- Россия, Нижний Новгород
- Почтовый адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 31А
- Юр. адрес
- 603155, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул Минина, д 31А
- ФИО
- Никонова Жанна Викторовна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- nikonova@lunn.ru
- Контактный телефон
- +7 (831) 4361575
- Сайт
- https://lunn.ru/