Настоящая статья посвящена вопросам развития ранней помощи в Пермском крае в качестве меры профилактики детской инвалидности в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов). В статье представлен уровень инвалидизации детского населения в современной России; рассматриваются теоретико-методологические основы оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями развития и их семьям; обозначена актуальность развития ранней помощи на федеральном и региональном уровнях в качестве стратегически значимого направления современной социальной политики в стране, создания единой системы ранней помощи с учётом
особенностей регионов страны. Представленные результаты исследования отражают опыт организации службы ранней помощи в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) в Пермском крае за последние несколько лет. Система ранней помощи в Пермском крае описывается на трёх уровнях. На макроуровне
проанализирована деятельность региона в рамках реализации Пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов; раскрыта специфика и содержание созданых механизмов межведомственного взаимодействия; обозначены проблемы и перспективы их реализации, изучен
опыт организации ранней помощи в качестве государственной услуги. На мезоуровне представлена структура служб ранней помощи, созданных при учреждениях различной ведомственной принадлежности; раскрыта деятельность службы ранней помощи, созданной при отделениях учреждений социального обслуживания Пермского края; описан порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям. В качестве микроуровня представлено оказание услуг ранней помощи ребёнку и его семье; раскрыто содержание технологии ранней помощи в службе ранней помощи; описаны
этапы оказания услуг ранней помощи, формы и используемые методы работы. Определены перспективы развития ранней помощи в учреждениях социального обслуживания, новых форм оказания услуг ранней помощи в современных условиях.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время актуальной проблемой в России и в современном мире является проблема инвалидности детского населения [1]. За последний год число детей-инвалидов в нашей стране выросло на 18 тыс. (2,7%) и по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 688 тыс. человек (примерно 2% детского населения)1.
Список литературы
1. International child recourse institute. ICRI envisions a world in which all children and families are able to fulfill their greatest potential. Available from: https://www.icrichild.org/?utm_ source=ICRI+Newsletter&utm_campaign=e67b1ded1c- EM A IL _CAMPA IGN_ 2 019_ 0 4 _ 2 6 _ 0 9_ 0 7_ COPY_01&utm_medium=email&utm_term=0_1fb61a1213- e67b1ded1c-202697545. Ссылка активна на 12.07.2020.
2. Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности. [Federal State Statistics Service. Polozhenie invalidov. Raspredelenie vpervye priznannykh invalidami detei v vozraste do 18 let po prichinam, obuslovivshim vozniknovenie invalidnosti. (In Russ.)]. Доступно по: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/#. Ссылка активна на 12.07.2020.
3. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. ― М.: Карапуз, 2011. ― 210 с. [Razenkova YuA. Sistema rannei pomoshchi: poisk osnovnykh vektorov razvitiya. Moscow: Karapuz; 2011. 210 р. (In Russ.)]
4. WHO/NMH/VIP/11.04. Всемирный доклад обинвалидности. ― ВОЗ, 2011. ― 28 с. [WHO/NMH/ VIP/11.04. World Report on Disability. World Health Organization; 2011. 28 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://apps. who.int/iris/bitstream/handle/10665/70670/WHO_NMH_
VIP_11.04_rus.pdf;jsessionid=07AF5BD2810B19706EF3E0F 7CBDAC3E9?sequence=7. Ссылка активна на 12.07.2020.
5. National guidelines best practice in early childhood intervention. Available from: https://www.eciavic.org.au/documents/ item/1419.
6. Declaración de Salamanca de principios, política y prácticapara las necesidades educativas especiales y marco de acción sobre necesidades educativas especiales. Salamanca,
Spain; 1994. Available from: http://unesdoc.unesco.org/ images/0009/000984/098427rb.pdf.
7. Nirje B. The normalization principle and its human management implications. Int Soc Role Valorizat J. 1994;1(2):19–23.
8. Heckman JJ. Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children. Science. 2006;312(5782):1900–1902. doi: 10.1126/science.1128898.
9. Engel GL. The need for a new medical model: a challenge for biomedicine. Science. 1977;196(4286):129–136. doi: 10.1126/science.847460.
10. Доброва-Крол Н. Раннее вмешательство: ключевые аспекты и международный опыт. Международный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). [Dobrova-Krol N. Rannee vmeshatel’stvo: klyuchevye aspekty i mezhdunarodnyi opyt. Mezhdunarodnyi detskii fond OON (YUNISEF). (In Russ.)]. Доступно по: http://rvua.com.ua/media/210/311469fa6b422 d328e6b82f4ff6be53c.pdf. Ссылка активна на 12.07.2020.
11. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1839- r of 31.08.2016 «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya rannei pomoshchi v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda». (In Russ.)]. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_204218/. Ссылка активна на 12.07.2020.
12. Старобина Е.М., Лорер В.В. О развитии ранней помощи в Российской Федерации // Педагогическое образование в России. ― 2019. ― №2. ― С. 110–115. [Starobina EM, Lorer
VV. On the development of early care services in Russian Federation. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):110–115. (In Russ.)]. doi: 10.26170/po19-02-15.
13. Старобина Е.М., Владимирова О.Н., Ишутина И.С., и др. Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям. Методическое пособие / под ред. проф.
Г.Н. Пономаренко. ― СПб.: ЦИАЦАН, 2019. ― 72 с. [Starobina EM, Vladimirova ON, Ishutina IS, et al. Organizatsiya predostavleniya uslug rannei pomoshchi detyam i ikh sem’yam. Metodicheskoe posobie. Ed. by GN Ponomarenko. St. Petersburg: TSIATSAN; 2019. 72 р. (In Russ.)]
14. Бронников В.А., Григорьева М.И., Морозова А.С. Модель ранней помощи в Пермском крае: опыт и перспективы развития // Физическая и реабилитационная медицина. ― 2019. ― Т.1. ― №1. ― С. 23–32. [Bronnikov VA, Grigoreva MI, Morozova AS. The model of early help in the perm region: experience and prospects of development. Physical and rehabilitation medicine, medical rehabilitation. 2019;1(1): 23–32. (In Russ.)]. doi: 10.26211/2658-4522-2019-1-1-23-32.
15. Бронников В.А., Григорьева М.И. Межведомственное взаимодействие в системе комплексной реабилитации инвалидов в Пермском крае: опыт развития моде-
ли / Материалы научно-практической конференции «Комплексная реабилитация инвалидов на современном этапе. Отечественная и международная практика», 3–4 октября 2019 г. ― Новокузнецк, 2019. ― С. 12–
14. [Bronnikov VA, Grigor’eva MI. Mezhvedomstvennoe vzaimodeistvie v sisteme kompleksnoi reabilitatsii invalidov v Permskom krae: opyt razvitiya modeli. (Conference proceedings) Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii «Kompleksnaya reabilitatsiya invalidov na sovremennom ehtape. Otechestvennaya i mezhdunarodnaya praktika», 2019 October
3-4. Novokuznetsk; 2019. Р. 12–14. (In Russ.)]
16. Бронников В.А., Григорьева М.И., Серебрякова В.Ю. Развитие трехуровневой модели ранней помощи в Пермском крае // Специальное образование. ― 2019. ― №4. ― С. 130–145. [Bronnikov VA, Grigor’eva MI, Serebryakova VYu. Development of a three-level model of early rehabilitation in Perm kray. Special education. 2019;(4):130–145. (In Russ.)]. doi: 10.26170/sp19-04-11.
17. Приказ Министерства социального развития Пермского края, Министерства образования Пермског края, Министерства образования и науки Пермского края от 04.06.2019 № СЭД-33-01-03-340 «Об организации межведомственного взаимодействия по оказанию услуг ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в Пермском крае». [Order of the Ministry of Social Development of the Perm Region, the Ministry of Education of the Perm Region, the Ministry of Education and Science of the Perm Region of 04.06.2019 No. SED-33-01-03-340 «Ob organizatsii mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya po okazaniyu uslug rannei pomoshchi detyam-invalidam, detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i ikh sem’yam v Permskom krae». (In Russ.)]. Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/561575207. Ссылка активна на 12.07.2020.
18. Приказ Министерства социального развития Пермского края от 11.03.2020 СЭД-33-01-03-188 «Об утверждении порядка оказания государственной услуги «Организация службы ранней помощи для детей с ограниченнымивозможностями здоровья и детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет»». [Order of the Ministry of social development of the Perm region from 11.03.2020 SED-33-01-03-188 «Ob utverzhdenii poryadka okazaniya gosudarstvennoi uslugi ‘Organizatsiya sluzhby rannei pomoshchi dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya i detei-invalidov v vozraste ot 0 do 4 let’». (In Russ.)]. Доступно по: http://publication.
pravo.gov.ru/Document/View/5901202003120001. Ссылка активна на 12.07.2020.
19. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». [Order of the Ministry of social development of the
Perm region from 11.03.2020 SED-33-01-03-188 «Ob osnovakh sotsial’nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii». (In Russ.)]. Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156558/. Ссылка активна на 12.07.2020.
20. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной ра- боты: учебник. ― М.: Кнорус, 2016. ― 344 с. (Бакалавриат). [Firsov MV, Studenova EG. Tekhnologiya sotsial’noi raboty: uchebnik. Moscow: Knorus; 2016. 344 p. (Bachelor’s degree). (In Russ.)]
21. Межведомственная модель оказания услуг ранней помощи в системе комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов Пермского края: методическое пособие / под ред. В.А. Бронникова. ― Пермь: КГАУ «ЦКРИ», 2018. ― 132 с. [Mezhvedomstvennaya model’ okazaniya uslug rannei pomoshchi v sisteme kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii detei invalidov Permskogo kraya: metodicheskoe posobie. Ed. by VA Bronnikov. Perm’: KGAU «TSKRI»; 2018. 132 р. (In Russ.)]
Выпуск
Другие статьи выпуска
Распространённость сахарного диабета (СД) высока и продолжает расти. Больные СД составляют 3,12% населения России. Экономические потери от СД и его последствий составили 1,8% мирового валового внутреннего продукта. Эффективных методов лечения СД не существует. Цели курации пациентов ― контроль показателей гомеостаза и предотвращение осложнений. В Российской Федерации создана многоуровневая система помощи больным СД. Учреждения социальной защиты населения принимают участие в комплексной реабилитации больных СД. За период 2015–2019 гг. в Государственном бюджетном учреждении города Москвы «Научно-практический реабилитационный центр» проведена стационарная реабилитация 10,4 тыс. инвалидов Распространённость СД среди них составила 19,5%. Проведение реабилитации больных СД в реабилитационном центре имеет ряд особенностей: плановый характер, возможность индивидуальной и групповой работы врачей с пациентами, состояние физического
и психологического комфорта пациентов, использование климатотерапии.
В конце 2019 г. Китайская Народная Республика столкнулась со вспышкой новой коронавирусной инфекции, возбудителю которой было дано название 2019-nCoV. 11 февраля 2020 г. Всемирная организация здравоохранения дала официальное название инфекции — COVID-19 (Coronavirus Disease 2019). Международный комитет по таксономии
вирусов присвоил возбудителю инфекции название SARS-CoV-2. Довольно быстро вирус распространился по всему миру и обрёл статус эпидемии. Было необходимо разработать алгоритмы для быстрой диагностики, оказания специализированной медицинской помощи, а также реабилитации и профилактики повторного заболевания. В настоящий
момент все данные накапливаются в режиме реального времени. А информация о реабилитации и профилактике повторного заражения и вовсе минимальная.
Детский церебральный паралич (ДЦП) ― важная медико-социальная проблема, обусловленная высокой частотой детской инвалидности и значительной распространённостью заболевания. Одна из особенностей ДЦП ― формирование вторичных ортопедических осложнений, для коррекции которых, наряду с хирургией и ботулинотерапией, используются технические средства реабилитации, в частности ортезы.
Цель ― анализ мирового опыта ортезирования детей с ДЦП. Выполнен поиск литературных источников в открытых электронных базах PubMed и Elibrary за последние 30 лет. Большинство публикаций посвящены ортезам на голеностопные суставы как наиболее часто применяемым в зарубежной клинической практике. Минимальное количество работ освещают проблему ортопедической обуви, несмотря на её распространённость в России. Отсутствуют работы, анализирующие частотную
характеристику используемых ортезов, в том числе вероятность их повторного использования и отказа от них. Отсутствует единая общепринятая терминология и классификация ортезов. Мы не обнаружили статей, освещающих эффективность комбинированного применения нескольких типов ортезов. До настоящего времени не разработаны клинические рекомендации по ортезированию детей с детским церебральным параличом, в связи с чем во многих случаях ортезы назначаются эмпирическим путём.
Заключение. Таким образом, проведение дальнейших исследований по изучению роли ортезирования в медицинской реабилитации детей с ДЦП представляется актуальной задачей.
Процесс стандартизации услуг по комплексной реабилитации инвалидов, и в частности детей-инвалидов, начался в России ещё в конце 90-х годов. На основе международных стандартов качества ISO разрабатывались стандарты национальные (ГОСТы), однако до сих пор вопрос наличия стандартов остаётся актуальным.
Цель исследования ― отработка подходов по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Пермском крае в ходе реализации пилотного проекта в 2017–2018 гг.
Материал и методы. Специалистами были апробированы методические материалы Минтруда России в части актуализации и разработки стандартов по организации основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учётом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности. Для апробации были отобраны две группы инвалидов трудоспособного возраста ― с двигательными (n = 21) и ментальными (n = 25) нарушениями. Оценку по стандартизированным диагностическим шкалам проводили в начале и в конце курса реабилитации, когда каждый клиент заполнял анкету обратной связи клиента, а специалисты ― анкету обратной связи специалиста. Длительность курса составила 21 день.
Результаты. Сравнение полученных результатов с данными эффективности реабилитации клиентов по существующим ранее реабилитационным программам продемонстрировало преимущество разработанных стандартов, что выражалось значительным улучшением оцениваемых показателей, а также более точной оценкой результатов реабилитации.
Заключение. Показана возможность создания стандартов услуг по медико-социальной реабилитации, позволяющих реализовать на практике идею биопсихосоциальной модели реабилитации через использование методологии Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Одной из важных особенностей пациентов, находящихся в хроническом критическом состоянии, является их потребность в протезировании витальных функций. Оказание специализированной медицинской помощи всем нуждающимся пациентам невозможно без решения вопросов транспортировки в специализированный медицинский
центр. Межгоспитальная транспортировка реанимационных больных является одной из задач Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии (далее ФНКЦ РР). Наибольшую сложность представляет транспортировка пациентов с нестабильной гемодинамикой. Созданная в ФНКЦ РР служба транспортировки занимается разработкой вопросов безопасного транспорта, в том числе данной категории пациентов,
с помощью привлечения организационных ресурсов, формирования специализированной бригады и её оснащения. Лечебно-диагностические мероприятия и дополнительная оценка состояния пациентов, проводимые на месте, позволяют повысить эффективность интенсивной терапии при проведении транспортировки и исключить летальность у данной категории пациентов во время транспортировки. Наш опыт меж- и внутригоспитального транспортирования реанимационных больных широко обсуждался на конференциях, съездах и сегодня используется в работе выездных реанимационных бригад.
В Свердловской области в 2017–2018 гг. был реализован пилотный проект по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (КРАИ). Для оценки стартовых позиций региональной системы КРАИ был проведён SWOT-анализ. На основе его результатов разработаны платформы для решения выявленных проблем — понятийная, нормативно-правовая,
ресурсная, организационно-технологическая и цифровая (информационно аналитическая).
Цель исследования — анализ результатов формирования системы комплексной реабилитации и абилитации на основе сравнения исходного состояния системы и её характеристик после трансформации в рамках пилотного проекта. В работе использованы SWOT-анализ и метод сравнительного анализа системы КРАИ до и после пилотного проекта по специально разработанной методике; исследованы показатели итоговой оценки КРАИ по результатам мониторинга (на основе приказа Минтруда России от 30.06.2017 № 545). Результаты SWOT-анализа системы реабилитации и абилитации
инвалидов в Свердловской области на начало 2017 г. позволили объективизировать состояние системных факторов, влияющих на формирование системы КРАИ в регионе, и наметить направления преобразований. Итоговая оценка системы КРАИ по Свердловской области показала рост показателей с 7,1 до 8,9 баллов, что отражает качественный сдвиг системы КРАИ от необходимости формирования региональной системы (менее 7,2 баллов) в 2018 г. до формирования системы и необходимости её совершенствования (от 7,2 до 13 баллов) в 2019 г.
Заключение. Достигнуты существенные позитивные результаты не только в увеличении числа организаций-участников системы, формировании кадрового потенциала, но и в инновационно-технологическом и методологическом прорыве во всех направлениях реабилитации, а также в формировании и становлении новых механизмов межведомственного взаимодействия.
Нарушение функции слуха у детей имеет не только медицинское, но и социальное значение, поскольку в значительной степени влияет на процессы коммуникации и развитие речи ребёнка и может приводить к социальной дезадаптации в той или иной степени выраженности.
Цель ― исследование функций и жизнедеятельности детей-инвалидов с нарушением слуха с позиции Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Проведены реабилитационно-экспертная диагностика и анкетирование 181 ребёнка по специально разработанной методике с учётом доменов МКФ и опросника Всемирной организации здравоохранения
WHO DASH. В результате исследования у детей-инвалидов выявлены нарушения различных функций разной степени выраженности, что обусловливает особенности медико-социальной реабилитации данной категории пациентов.
Заключение. Подробная характеристика факторов, влияющих на инвалидность детей с нарушениями функций слуха, позволяет разработать алгоритмы реабилитационно-экспертной диагностики и адресной медико-социальной реабилитации для развития системы комплексной реабилитации в субъектах Российской Федерации, а также типовые программы реабилитации в учреждениях ― непосредственных исполнителях индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов с нарушениями слуха.
Пневмония, вызванная коронавирусом нового типа, или коронавирусная пневмония, — это один из видов острого респираторного инфекционного заболевания с сильной степенью заражения, повсеместным распространением, серьёзно угрожающих здоровью и безопасности жизни населения.
Издательство
- Издательство
- ЭКО-ВЕКТОР
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Аптекарский пер, д 3 литера а, помещ 1Н
- Юр. адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Аптекарский пер, д 3 литера а, помещ 1Н
- ФИО
- Щепин Евгений Валентинович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- e.schepin@eco-vector.com
- Контактный телефон
- +7 (812) 6488366